Грибной_дождь_пушистый_снег_крупный_град

Сборник развивающих заданий. «Игры, упражнения».

Исследования психологов показывают, что в младших школьных классах главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Причем мышление младшего школьника находится на переломном этапе развития: в это время у ребенка совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Поэтому особое значение при обучении учащихся начальной школы приобретают развитие у них способности мыслить логически, оперируя понятиями, и способности мыслить критически.

Методическое пособие «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» представляет собой комплекс упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления. Работать с предложенными заданиями можно на факультативах, в группах продленного дня, отдельные упражнения учитель может использовать как дополнительный материал к урокам русского языка, математики, при подготовке олимпиадам и викторинам.

Развивающие упражнения включают в себя следующие направления:

— формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

— развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль);

-развитие памяти ( расширение объема, формирование навыков запоминания, развитие смысловой памяти);

-развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

-развитие личностной сферы

Задания «найди лишнее слово», «Запиши одним словом», «Найди общее название», «Раздели слова на группы» направлены на развитие способности к классификации. Задания «Развивай логику, «Вставь по аналогии», «Продолжи числовой ряд» направлены на развитие умения устанавливать связи между понятиями. Задание «Шифровальщик» направлено на развитие внимания, ассоциативной памяти. Задания «Нарисуй такую же фигуру» , направлены на развитие зрительно-моторной координации и пространственного мышления.

Развивающие упражнения

Переставь буквы и напиши слова, которые получились

наул -___________________________ сельр-____________________________

фражи — _________________________ лагф-_____________________________

лоекь -__________________________ транок-____________________________

Ответ: луна, рельс, жираф, флаг, колье, картон

Найди в каждом слове спрятанное слово. Например, смех — мех

столб — ________________________________ полк -_________________________________

дудочка — ______________________________ коса- _________________________________

дорога -_______________________________дневник -_______________________________

кобра — ______________________________ газета -_________________________________

Ответы: стол, пол, дочка-удочка, оса, рога-гора, веник-вид -дни, кора, газ

Найди слова в строчках и подчеркни эти слова.

Соедини стрелочкой предложения, одинаковые по смыслу

Часто меняет решения Мухи не обидит

Ничему не верит Имеет язык без костей

Безобидный человек У него семь пятниц на неделе

Очень болтливый Фома неверующий

Найди к каждому слову в левой колонке определение в правой. Заполни вторую строку таблицы

Читайте также:  Нужно_ли_чистить_малину_от_сорняков

Источник

Задания для развития мыслительных операций младших школьников

1. Чётко прочитай слова и определи похожие или противоположные по смыслу эти слова:

Метель – вьюга; СИНОНИМЫ или АНТОНИМЫ

тихо – громко; СИНОНИМЫ или АНТОНИМЫ

старый – древний; СИНОНИМЫ или АНТОНИМЫ

вперёд – назад; СИНОНИМЫ или АНТОНИМЫ

доброта – злость; СИНОНИМЫ или АНТОНИМЫ

высокий – низкий; СИНОНИМЫ или АНТОНИМЫ

далеко – близко; СИНОНИМЫ или АНТОНИМЫ

отвага – смелость; СИНОНИМЫ — АНТОНИМЫ

быстро – скоро; СИНОНИМЫ — АНТОНИМЫ

закончить – начать; СИНОНИМЫ — АНТОНИМЫ

осень – весна; СИНОНИМЫ — АНТОНИМЫ

робкий – несмелый; СИНОНИМЫ — АНТОНИМЫ

Задание на умение различать родовое и видовое понятие « Целое — часть »

Материал к заданию: 10 наборов по 5 понятий, некоторые из них находятся в отношении «целое — часть».

Психолог читает набор из 5 слов и просит учеников найти понятия, одно из которых обозначает целый предмет, а другое – его часть. Слова для предъявления:

Кастрюля, сковорода, посуда, крышка, кухня

Мебель, дверца, шкаф, стол, книжный шкаф

Экран, изображение, телевизор, цветной телевизор, радио

Обувь, туфли, щетка, крем, подошва

Растение, сад, лепесток, мак, цветок

Прежде чем решать задачи на логику. Нужно сначала порассуждать, сравнить, обобщить, а уже потом сделать вывод.

Постарайся определить, это правда или выдумка.

— ВСЕ ЯБЛОКИ СЛАДКИЕ. (Это неправда, т.к. бывают ещё и кислые яблоки)

— ЗИМОЙ ВСЕГДА ПАСМУРНО . (-, т.к. зимой бывают и солнечные дни)

На следующие фразы можно дать неоднозначные ответы. Можно поразмышлять над каждой фразой, попробовать объяснить, почему ты так считаешь.

— сок можно есть ложкой. ( да, если он замороженный)

— мороженое можно выпить. (да, если оно растает)

— по воде можно ходить. (да, если она замёрзнет)

— все птицы летают. (не все, есть птицы, которые не летают: курица, индюк, страус)

Опираясь на сравнения, рассуждения, можно сделать собственный вывод.

ЕСЛИ ЛЕНТА ШИРЕ, ЧЕМ ШНУРОК, ТО ШНУРОК…

ЕСЛИ ДОМ ВЫШЕ, ЧЕМ ИЗБУШКА, ТО ИЗБУШКА…

ЕСЛИ ЗИМНИЕ НОЧИ ДЛИННЕЕ ДНЕЙ, ТО ЗИМНИЕ…

ЕСЛИ ЛЕТНИЕ НОЧИ КОРОЧЕ ДНЕЙ, то ЛЕТНИЕ …

З адачки на логическое мышление.

Это могут быть известные загадки или небольшие проблемные ситуации, для решения которых нужно выявить определенный «подвох». Примеры таких задачек:

— Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене? (Ответ: ни одной — на клене вишни не растут.)

— Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге?
(Ответ: 4 кг.)

Читайте также:  Компот_мохито_малина_рецепт

— У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3.)

Борис выше Маши, которая, в свою очередь, выше Стёпы. Рома, Машин брат, такого же роста. Как и Дима, который на 3 см ниже Бориса. Какое из следующих утверждений является верным

а) Борис и Стёпа одного роста.

в) Борис — второй по росту в этой компании.

г) Ни одно из этих утверждений не является правильным.

домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник).

Источник

Коррекционное занятие на тему «Коррекция высших психических функций» (4 класс)

Тема: Коррекция высших психических функций.

Цели: 1) Развитие логического мышления, внимания на основе выполнения упражнений.

2) Коррекция мелкой моторики на основе выполнения графического диктанта.

3) Воспитание настойчивости, терпения.

Оборудование: карточки с заданиями, таблицы.

I .Организация занятия.

— Сядет тот, кто назовёт группу слов одним словом.

· Тепличный огурец, краснодарский помидор, скороспелый редис. (Овощи)

· Сибирский кедр, серебряная ель, корабельная сосна. (Деревья)

· Грибной дождь, пушистый снег, крупный град. (Осадки)

· Травяной хоккей, настольный теннис, классическая борьба. (Виды спорта)

· Тяжелый топор, пила-ножовка, большой молоток. (Инструменты)

· Семиструнная гитара, скрипка Страдивари, старинный рояль. (Музыкальные инструменты)

· Белая курица, поющий петух, шипящий индюк. (Домашние птицы)

· Красный тюльпан, белая лилия, синяя фиалка. (Цветы)

· Сельский учитель, зубной врач, водитель автобуса. (Профессии)

· Говорящая кукла, жёлтая скакалка, полосатая юла. (Игрушки)

· Мамин шкаф, бабушкин диван, деревянный стол. (Мебель)

· Речной окунь, хищная щука, зеркальный карп. (Рыба)

II . Сообщение темы и целей занятия.

— Сегодня мы будем работать над упражнениями, которые требуют от вас активности рук, глаз, слуха. Чтобы хорошо работать на занятии, давайте подготовим наших помощников. А каких, вы узнаете, отгадав загадку.

Один говорит, двое слушают, да двое глядят (язык, уши, глаза).

— А ещё каких помощников знаете? (Руки)

— Мы успеем сделать все задания, если вы будете внимательно слушать, смотреть, правильно отвечать на вопросы, будете думать и проявлять активность на занятии.

III . Гимнастика для глаз, ушей и рук.

-Подготовим наших помощников к работе.

1. Разотрите ладонь о ладонь до ощущения приятного тепла. Помассируйте каждый палец по направлению к ногтю отдельно и вместе. Положите одну руку на стол ладонью вниз, а другой рукой, ладонью, поставленной вертикально, произведите движение на поверхности положенной на стол руки, имитируя движение пилы. (Смена рук)

Читайте также:  Печенье_шоколадные_грибочки_рецепт

2. Снова разотрите ладони. Согретыми ладонями разотрите ушные раковины. Указательные пальцы вставьте в ушные отверстия и повибрируйте ими, как бы освобождая их от воды. Стряхните кистями рук воображаемую воду.

3. Сильно зажмурьте глаза, откройте.

IV . Выполнение заданий.

1) Откройте тетради, запишите число, отметьте ваше настроение с помощью цветных карандашей. Посмотрите внимательно на доску. Здесь зашифрованы слова. Буквы в ней стоят под определенными номерами. Расшифруйте их и запишите в тетрадь.

4 6 2 5 6 3 4 1 6 2 4 3 4 9 8 1 4 10 5 2 7

Слон лиса лоси Сёма сынок

-На какие две группы можно разделить данные слова? (Животные – человек, слова начинаются на букву «с», и на букву «л»).

2) – А сейчас порешаем задачи, но не арифметические, а логические.

· Учитель наказал мальчика. Кто провинился?

· Собаку укусила оса. Кто кусался?

· Мама зовёт домой дочку. Кто дома?

· Витю слушал учитель. Кто говорил?

· Петю ударил Ваня? Кто драчун?

· Мальчик ниже девочки. Кто выше?

· Лес позади дома. Что впереди?

Три клеточки вверх на уголок вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вверх на уголок вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вверх на уголок вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вверх на уголок вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вверх на уголок вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вверх на уголок вправо, четыре клеточки вниз, одна клеточка влево, одна клеточка вниз, одна клеточка влево, одна клеточка вверх, две клеточки влево, одна клеточка вниз, одна клеточка влево, одна клеточка вверх, две клеточки влево, одна клеточка вверх на уголок влево.

— Из слогов данных слов составьте слово.

-Из какого рассказа эти слова? («Золотой луг»)

-Кто написал этот рассказ? (М. Пришвин)

5)–Посмотрите на рисунок и назовите все предметы, изображенные на нем.

-Запишите, что было нарисовано на рисунке. (Глобус, книга, карандаш, резинка, машина, трамвай, пароход, самолёт, рыба).

— Какой предмет лишний? Почему?

— Если уберем лишний предмет, то на какие две группы можно их разделить?

6) Продолжаем рассуждать логически, и выполним задание «Шестиклеточный логикон». Сравнивая информацию в верхних клетках и в нижних, найдите в ней логическую связь и запишите в тетрадь, какая буква должна быть в пустой клетке.

Источник

Оцените статью