Гранитная терраса все статуи

Гранитная терраса

Как добраться:

  • — На электричке до ж.д. станции «Царское Село — г. Пушкин», затем до остановки «Парк» на любом автобусе или маршрутном такси.
  • — От станции метро «Московская», «Звездная», «Купчино» на автобусе или маршрутном такси до остановки «Парк».

История строительства гранитной террасы

В том виде, в каком она предстает перед нами, гранитная терраса была построена в начале 1810 года по проекту архитектора Л. Руска. А история построек на этом месте уходит к 1730 годам, когда здесь выросла гора для катания на «лодках» и «лубках». Позднее здесь появилась каменная Катальная гора для катания в любое время года. Катальная гора — это сложное и грандиозное увеселительное сооружение. Построено было по чертежам и модели Ф. Б. Растрелли. Центральное здание — двухэтажный, богато украшенный каменный павильон. В нижнем здании было три зала: центральный, обеденный и третий — для игр. Все окна на этом этаже были застеклены.

К центральной части здания по сторонам примыкали два форса — спуски с площадками, с них на специальных механических каталках по рельсам скатывались вниз, к Большому пруду и Красному каскаду. Обратно каталки поднимались лошадьми. Техническую сторону горы рассчитал русский ученый А. Нартов. Около спусков стояли карусели с качелями и другими увеселительными приспособлениями для игр на свежем воздухе. Коляски были одно- и двухместными, выкрашенные краской, обитые сукном и шелком. Зимой их ставили на дубовые полозья. В августе 1764 года было велено катальные скаты удлинить. В 1765 году архитектором В. Нееловым к горе был пристроен третий спуск. Два использовались летом, а третий — зимой.

В 1780 году римскому императору Иосифу II во время пребывания в Царском Селе пришлась по нраву Катальная гора, и он попросил у Екатерины II ее план. Императрица приказала сделать большую модель горы. Жизнеописатель русских столиц того времени Пыляев описывает занимательный случай: известно, что граф Орлов обладал недюжинной силой, он мог удержать шесть лошадей, скачущих во весь опор в колеснице, схватив ее за заднее колесо. «Ломал подковы, шутя, и свертывал железную кочергу». Екатерина II едва не погибла во время катания в Царском Селе на высоких горах. Ее колесница одним колесом вышла из колеи, тогда граф Орлов, ехавший с ней, выставил ногу, на полной скорости схватился за перила и так спас императрицу. Мемуаристка леди Димсдейл, посетившая Царское Село в 1781 году вместе с мужем, описывала эти горки разной высоты, стоявшие одна за другой.

Самая высокая гора равнялась девяти метрам. Колесница, спускавшаяся с нее, силой инерции въезжала на следующую гору, пониже, равнявшуюся полутора метрам. Так каталка мчалась до последней горы, представлявшей собой пологий спуск, с которого почти с такой же скоростью колесница над водой вылетала на остров. Эти деревянные горки имели общую длину 302 метра, на них катались как зимой, так и летом. После случая с императрицей и графом Орловым, нога которого еще долго давала о себе знать из-за повреждения на горках, было приказано разобрать это увеселительное и опасное сооружение.

Архитектурные особенности гранитной террасы

Стены террасы украшены внушительными колонами, стволы которых поддерживают постаменты из серого гранита, а капители сделаны из розового гранита. На горе были две большие карусели, одноместный фаэтон, а также две деревянные лошади. К 1795 году Катальная гора так обветшала, что Екатерина приказала разобрать ее, из озера вынуть сваи, построить две пристани, а место превратить в луг. Вновь были сооружены карусели и другие развлечения. Вторую каменную галерею разобрали в 1799 году по распоряжению сына Екатерины, императора Павла. На этом месте Чарльз Камерон начал строить большую просторную галерею с колоннадой из тридцати двух колонн, вытесанных из пудостского камня. Но галерея была разобрана полностью, а ее материалы по приказу императора Павла были использованы во время строительства Михайловского замка в Санкт-Петербурге.

На широкой площадке, образовавшейся на месте Катальной горы, в начале 1800-х годов было решено создать гранитную террасу по проекту Л. Руска, созданному им в 1809 году. Гранитная терраса смотрит на Большой пруд. Стены террасы также сделаны из розового гранита, ниши в которых обрамлены серым гранитом. Луиджи Руска хотел украсить террасу двумя статуями из мрамора, но его замысел не был воплощен в жизнь. На постаменты колонн были установлены копии скульптур Венеры, Апоксиомена и Фавна с козленком. Статуи были отлиты в мастерской Академии художеств методом гальванопластики. Этот способ был открыт русским ученым-физиком Б. Якоби. Скульптуры сохранились до наших дней и стоят на своих прежних местах.

Читайте также:  Маркер для разметки грядок

В 1810 году, в одно и то же время с началом стройки Гранитной террасы, Л. Руска построил Большую гранитную пристань на берегу Большого пруда. Она имела очень простой вид площадки со ступенями, украшена четырьмя гранитными круглыми тумбами и решетками. Через несколько десятилетий пристань украсили статуями, изготовленными методом гальванопластики, которые сохранились до наших дней. В 1910 и 1911 годах Гранитную террасу перестроили под присмотром архитектора С. Данини во время подготовки к юбилейной царскосельской выставке. На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков перед Гранитной террасой были разбиты цветники. В наше время эта идея также нашла свое воплощение и реализована была по проекту архитектора Т. Дубяго.

Источник статьи: http://pushkin.ru/encycl/parks/granitnaya-terrassa.html

Гранитная терраса

На протяжении трех десятилетий XVIII века место нынешней Гранитной террасы занимала Катальная гора со скатами для катания зимой и летом. Центральный двухэтажный каменный павильон этого эффектного увеселительного сооружения был построен по чертежам и модели Ф.-Б. Растрелли. Его фасады украшали колонны, пилястры, золоченые вазы и статуи. Над восьмиугольным залом в центре павильона покоился купол, также увенчанный статуей. По сторонам центрального зала размещались два круглых в плане малых зала — обеденный и зал для игр.

К центральной части Катальной горы примыкали два круглых форса — площадки, на которые выходили двери из верхнего этажа павильона. С этих форсов можно было скатиться по искусственной горе на механических катальных колясках, съезжавших вниз по рельсам. Технический проект Катальной горы, включающий расчеты конструкций и допустимых уклонов, выполнил русский ученый А. К. Нартов (1693–1756).

Павильон строился в 1754–1757 годах, а в 1765 году архитектор В. И. Неелов пристроил к горе третий форс. С этого времени один из форсов предназначался для катания зимой, а два других — летом.

В 1792–1795 годах Катальную гору разобрали, и на ее месте архитектор Ч. Камерон приступил к строительству большой галереи с 32 колоннами из пудостского камня. Однако в конце 1790-х годов и эта галерея была сломана (оставшиеся от нее материалы впоследствии пригодились при сооружении Михайловского замка в Санкт-Петербурге, спроектированного для императора Павла I архитектором В. И. Баженовым).

На обширной площадке, образовавшейся на месте Катальной горы и галереи, в начале 1800-х годов решено было построить большую гранитную террасу, проект которой разработал в 1809 году архитектор Л. Руска (1758–1822).

Гранитная терраса обращена в сторону Большого пруда; по ее сторонам расположены две лестницы. Стены террасы декорированы мощными дорическими колоннами без баз, стволы которых, поддерживающие постаменты балюстрады, вытесаны из серого, а капители — из розового гранита. В стенах из розового гранита сделаны неглубокие ниши, обрамленные архивольтами из блоков серого камня.

Л. Руска планировал украсить террасу двумя мраморными статуями, однако его замысел не был осуществлен, а в 1850-х годах на постаментах балюстрады установили гальванопластические копии античных скульптур — «Венеры Медицейской», «Фавна с козленком», «Апоксиомена» и др. Эту коллекцию составили произведения литейной мастерской Императорской Академии художеств, выполненные в технике гальванопластики, изобретенной в 1838 году русским физиком Б. С. Якоби (1801–1874). Скульптуры сохранились и ныне стоят на своих исторических местах.

В 1810 году, одновременно с постройкой Гранитной террасы, Л. Руска возвел на берегу Большого пруда Большую гранитную пристань — простую по архитектурному решению площадку со ступенями, четырьмя круглыми тумбами из гранита и решетками. В 1850-х годах пристань была украшена гальванопластическими статуями. Эти статуи — «Боргезский боец» и «Дискоболец», дошедшли до нашего времени.

На склоне холма в конце XIX — начале XX века существовали цветники. Ежегодно здесь высаживали в грунт сотни розовых кустов. Декоративный партер перед Гранитной террасой был создан по проекту архитектора Т. Б. Дубяго, разработанному в 1950-х годах.

Источник статьи: http://www.ptmap.ru/architect/1829

Гранитная терраса в Екатерининском парке

Гранитная терраса в Екатерининском парке

Гранитная терраса в Царском селе — величественное архитектурное сооружение с почти трехвековой историей. Собственно террасой она стала далеко не сразу, раньше посреди Екатерининского парка возвышалась горка для увеселительных катаний на «лубках» и «лодках». В 1730 г. на этом месте появился роскошный павильон «Катальная гора», а в конце 18 века аттракцион заменили масштабной галереей, украшенной колоннами. Только к 1810 г. здесь решили возвести террасу из гранита. Достаточно простую (особенно если сравнивать ее с предшественником — катальным павильоном), но от этого не менее впечатляющую.

История «Катальной горы»

Модель грандиозной «Катальной горы» создал сам Растрелли. Центральный зал двухэтажного павильона венчал купол со статуей. С обеих сторон от центра находились еще 2 пространства: игровой и обеденный залы. К самой горе примыкали так называемые форсы — 2 спуска с просторными площадками, отсюда на особых механических тележках можно было с ветерком скатиться по рельсам вниз, к Большому пруду. Обратно на гору тележки тянули лошади. Над технической стороной аттракциона работал выдающийся ученый-механик Андрей Нартов. Гора действовала круглый год. Зимой отделанные сукном каталки ставили на деревянные полозья. В 1764 г. спуски заметно удлинили. Спустя еще год архитектор Василий Неелов пристроил к горе новый форс. С тех пор 2 спуска решили использовать летом, с третьего кататься зимой.

Читайте также:  Свежие цветы с теплиц

Катание с горы оказалось весьма опасным развлечением. Общая длина всех трех гор составляла около 300 м. Каталки летели вниз с невероятной скоростью. Говорят, однажды на горе чуть не покалечилась Екатерина II. Во время спуска одно из колес ее тележки вылетело из колеи. Благо, вместе с ней в коляске сидел граф Орлов, обладавший невероятной ловкостью и силой. Он выставил ногу и ухватился за перила тележки. Императрица не пострадала, чего нельзя было сказать о самом графе. После того случая аттракцион снесли, а на его месте возвели галерею из камня с колоннами. Она в Екатерининском парке не прижилась. Спустя несколько лет, в конце 1790 г., Павел I велел сломать галерею, материалы использовать в строительстве петербургского Михайловского замка. В начале 19 века заговорили о возведении гранитной террасы на месте галереи. Автором проекта выступил итальянский архитектор Луиджи Руска.

Архитектура Гранитной террасы

Терраса смотрит в сторону Большого пруда. Ее стены украшены колоннами, стволы которых выполнены из гранита серого цвета, капители — из розового гранита. По сторонам террасы находятся 2 лестницы. Руска собирался дополнить свое детище величественными статуями из мрамора, замысел мастера остался невоплощенным. В 1850 г. на постаментах колонн появились медные копии скульптур античности, исполненные в технике гальванопластики. Венеру, Фавна с козленком, Апоксиомена и другие фигуры отлили мастера Академии художеств. Вместе с террасой Луиджи Руска построил у Большого пруда пристань, тоже из гранита. Позже и ее украсили гальванопластическими статуями. Все копии античных скульптур сохранились и находятся там, где их когда-то установили.

Практическая информация

Адрес: Пушкин, ул. Садовая, 7.

Телефоны: +7 (812) 465-20-24 (автоответчик), +7 (812) 415-76-67, +7 (812) 415-76-68 (информационный центр).

Музей-заповедник «Царское Село» находится в 25 км к югу от Санкт-Петербурга. С Витебского вокзала до станции «Царское село» ходит электричка. Далее нужно пересесть на автобус №№ 371, 382 или на маршрутку №№ 371, 377, 382.

От станции метро «Московская» до Царского села следуют несколько маршруток: №№ 286, 287, 342, 347 и 545.

От «Звездной» и «Купчино» автобус № 186 довезет вас прямо до музея-заповедника. Кроме того, от метро «Купчино» ходят маршрутки №№ К-286, К-287, К-347а и К-545а.

Источник статьи: http://tonkosti.ru/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B0_%D0%B2_%D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B5

Ландшафтная архитектура и зеленое строительство | Totalarch

Вы здесь

Гранитная терраса. Катальная гора

Царское Село. Екатерининский парк. Глава «Гранитная терраса» книги «Пушкин. Дворцы и парки»; автор: Петров А.Н.; издательство «Искусство», Ленинград, 1964 г.

Панорама Большого пруда и его берегов возникла в результате длительного и целеустремленного труда паркостроителей. Начав с изменения конфигурации пруда, с посадки на его берегах сотен деревьев, искусно сгруппированных по окраске их листвы, они завершили свой труд постройкой монументальной Гранитной террасы на высоком северо-западном берегу пруда. С террасы открывается великолепный вид на широкие просторы парка.

В XVIII веке, в течение трех десятилетий, на месте Гранитной террасы существовала Катальная, или, как ее называли современники, «Катательная» гора — одно из увеселительных сооружений резиденции.

До нашего времени дошло, правда, без катальных форсов (скатов), аналогичное здание в г. Ломоносове (Ораниенбауме), созданное Ринальди. Как и в Ораниенбауме, Катальная гора в Царском Селе представляла собою внешне эффектное и сложное в конструктивном отношении сооружение. Ее техническая сторона, связанная с расчетами конструкций и допустимых уклонов катальных форсов, была разработана выдающимся русским ученым и изобретателем XVIII века A.К. Нартовым.

Им же было выбрано место для постройки Катальной горы за пределами Старого сада над широким открытым склоном холма. Нартов правильно оценил его как своеобразный амфитеатр, откуда открывалась панорама Большого пруда и сада. Среднюю часть горы он предлагал оформить в виде грота и распланировать перед ним по склону «увеселительный огород с партерами».

Архитектурное оформление замысла Нартова было возложено на Растрелли.

[ Записка Нартова к проекту Катальной горы датирована декабрем 1749 г. Можно было бы предположить, что проект Нартова был заменен проектом Растрелли, исполнившим в 1752 г. деревянную модель Горы. Но сохранилось письмо управляющего Конторой строения Села Царского П.Н. Григорьева к Нартову, датированное 14 сентября 1754 г., подтверждающее, что замысел принадлежал Нартову, а Растрелли — лишь архитектурное оформление (ЦГИАЛ, ф. 487, оп. 11, 1749 г., д. 107, л. 15). В этом же архивном деле — записка Нартова (лл. 5—7). ]

Предполагалось, что Катальная гора будет сооружена в течение 1749 г., но Растрелли нашел нужным, как он это делал обычно, изготовить предварительно модель, воспроизводившую здание со всеми деталями внутреннего и наружного убранства. [ 21 февраля 1751 г. Растрелли просил Контору строений села Царского «ордеровать» резного мастера Дункера, чтобы последний изготовил для модели Горы «резной работы статуи и протчее резное украшение» (ЦГИАЛ, ф. 487, оп. 11, 1749 г. д. 69, л. 22). ] Постройка здания началась в 1754 г. и была закончена в 1757 г. В 1765 г. архитектор B.И. Неелов пристроил к горе, имевшей два форса, третий, проходивший по склону и далее к острову в центре пруда.

Читайте также:  Схемы цветочного оформления клумб

[ Один из форсов Горы предназначался для катания зимой, два других — летом. Нартов сконструировал «механическую но горе катательную коляску» с медными колесами на железных осях. Коляска должна была скатываться по двум железным полосам, укрепленным на дощатом помосте форса — т. е. по рельсам. Он продумал и декоративное оформление коляски, украшенной позади двумя орлами, военными арматурами по сторонам и впереди — фигурой «летящего крокодила» в «Нептуновой раковине». Свой проект Нартов запечатлел в двадцати чертежах и рисунках. Ни один из них до настоящего времени не найден. ]

Фасады центрального двухэтажного павильона Растрелли декорировал колоннами и пилястрами, лепниной, вызолоченными вазами и статуями. Восьмиугольный зал в центре здания завершался куполом, увенчанным статуей. По сторонам центрального размещались два круглых в плане малых зала — обеденный и зал для игр.

Расположение двух пологих форсов, по сторонам павильона, определило направление широкой прямой аллеи, идущей от дворца и носящей ныне название Рамповой.

Катальная гора была разобрана до основания в 1792—1795 гг., и на ее месте Камероном начата постройкой обширная галерея с тридцатью двумя колоннами из пудостского камня. [ Проект, исполненный Камероном, не дошел до нашего времени, но сохранился проект павильона на месте Катальной горы, разработанный И.В. Нееловым (ГПБ. ОР. Собр. архит. №№ 63 и 64). ] В конце 1790-х гг. она была сломана, а материалы от ее разборки использованы на строительстве Михайловского замка в Петербурге.

На обширной площадке, образовавшейся на месте Катальной горы и галереи, в начале 1800-х гг. было решено построить большую гранитную террасу. Проект разработал в 1809 г. архитектор Л. Руска. [ Проект, исполненный Руска, сохранился в собрании ЦГИАЛ, ф. 485, оп. 9/2066, д. 68. ]

Терраса обращена в сторону пруда. Ее стены декорированы мощными дорическими колоннами без баз. Стволы колонн, как бы вырастающие из земли и поддерживающие постаменты балюстрады, вытесаны из серого, а капители из розового гранита. По сторонам террасы расположены лестницы. Поверхность стен из розового гранита обработана неглубокими нишами, обрамленными архивольтами из блоков серого гранита.

Руска предполагал украсить террасу двумя мраморными статуями. Этот проект не был осуществлен. На постаментах балюстрады в 1850-х гг. установили гальванопластические копии античных скульптур — «Венеры Медицейской», «Фавна с козленком», «Апоксиомена» и других.

Разномасштабные статуи, не безупречные по качеству исполнения, не связаны композиционно с террасой. В 1830-х гг., когда здесь еще не было статуй, на террасе ставились лимонные и апельсинные деревья в кадках.

Постройка гранитной террасы на холме была только частью замысла Руска. Одновременно с ней, в 1810 г. на берегу Большого пруда, напротив террасы, Руска построил гранитную пристань — очень простую, лаконичную по формам, в виде площадки со ступенями, четырьмя круглыми тумбами из гранита и решетками. Гранитная пристань была украшена в 1850-х гг. гальванопластическими статуями Боргезского бойца и Дискобола.

Задуманное и осуществленное Руска оформление склона холма уступает по размаху «концептам» (замыслам) Нартова, Растрелли и Камерона. Но в архитектурном наследии Руска, служащем связующим звеном между творчеством Кваренги и Росси, Гранитная терраса — одна из самых зрелых и удачных его работ.

На склоне холма в конце XIX — начале XX столетия существовали цветники. Здесь ежегодно высаживались в грунт сотни розовых кустов.

Мысль о создании декоративного партера и цветника перед террасой вновь возникла и была реализована уже в наши дни. Проект партера разработала архитектор Т.Б. Дубяго. [ Проект опубликован Т.Б. Дубяго в ее работе: «К восстановлению Екатерининского парка в Пушкине». «Научные труды ЛИСИ», вып. 10. М. — Л., 1950, стр. 74—75. ]

Источник статьи: http://landscape.totalarch.com/tsarskoe_selo/catherine_park/granite_terrace

Оцените статью