Гранитная терраса
На протяжении трех десятилетий XVIII века место нынешней Гранитной террасы занимала Катальная гора со скатами для катания зимой и летом. Центральный двухэтажный каменный павильон этого эффектного увеселительного сооружения был построен по чертежам и модели Ф. Растрелли. Его фасады украшали колонны, пилястры, золоченые вазы и статуи. Над восьмиугольным залом в центре павильона покоился купол, также увенчанный статуей. По сторонам центрального зала размещались два круглых в плане малых зала — обеденный и зал для игр.
К центральной части Катальной горы примыкали две круглые площадки, на которые выходили двери из верхнего этажа павильона. Отсюда начинались «форсы» (скаты), по которым можно было скатиться на механических катальных колясках, съезжавших вниз по рельсам. Технический проект Катальной горы, включающий расчеты конструкций и допустимых уклонов, выполнил русский ученый А. К. Нартов (1693–1756).
Павильон строился в 1754–1757 годах, а в 1765 году архитектор В. И. Неелов пристроил к горе третий форс, идущий на остров Большого пруда. С этого времени один из форсов предназначался для катания зимой, а два других — летом.
В 1792–1795 годах Катальную гору разобрали, и на ее месте архитектор Ч. Камерон построил большую галерею с 32 колоннами из пудостского камня. Однако в конце 1790-х годов и эта галерея была сломана (оставшиеся от нее материалы были использованы при сооружении Михайловского замка в Санкт-Петербурге и построек в Павловске).
В начале 1800-х годов на этом месте решено было построить большую гранитную террасу, проект которой разработал в 1809 году архитектор Л. Руска (1758–1822).
Гранитная терраса обращена в сторону Большого пруда; по ее сторонам расположены две лестницы. Стены террасы декорированы мощными дорическими колоннами без баз, стволы которых, поддерживающие постаменты балюстрады, вытесаны из серого, а капители — из розового гранита. В стенах из розового гранита сделаны неглубокие ниши, обрамленные архивольтами из блоков серого камня. Гранитная облицовка появилась в конце XIX века, когда архитектор С.А. Данини заменил ею прежнюю, выполненную из известняка.
Л. Руска планировал украсить террасу двумя мраморными статуями, однако его замысел не был осуществлен, а в 1850-х годах на постаментах балюстрады установили гальванопластические копии античных скульптур — «Венеры Медицейской», «Фавна с козленком», «Апоксиомена» и др. Эту коллекцию составили произведения литейной мастерской Императорской Академии художеств, выполненные в технике гальванопластики, изобретенной в 1838 году русским физиком Б. С. Якоби (1801–1874). Скульптуры сохранились и ныне стоят на своих исторических местах.
В 1810 году, одновременно с постройкой Гранитной террасы, Л. Руска возвел на берегу Большого пруда Большую гранитную пристань — простую по архитектурному решению площадку со ступенями, четырьмя круглыми тумбами из гранита и решетками. В 1850-х годах пристань была украшена гальванопластическими статуями. Эти статуи — «Боргезский боец» и «Дискоболец», дошли до нашего времени.
На склоне холма в конце XIX — начале XX века существовали цветники. Ежегодно здесь высаживали в грунт сотни розовых кустов. Декоративный партер перед Гранитной террасой был создан по проекту архитектора Т. Б. Дубяго, разработанному в 1950-х годах.
Источник статьи: http://tzar.ru/objects/ekaterininskypark/landscape/granite
Гранитная терраса (терраса Руска)
Санкт-Петербург Пригороды Санкт-Петербурга Царское Село (Пушкин) Гранитная терраса (терраса Руска)
На месте, где в настоящее время находится Гранитная терраса, при императрице Елизавете Петровне была построена Катальная гора — уникальное инженерное сооружение для своего времени.
Катальная гора была предназначена для катания зимой и летом и состояла из двухэтажного каменного павильона, построенного по рисункам Бартоломео Растрелли в 1754–1757 годах, и скатов, расположенных по обе стороны от здания.
Фасады павильона украшали колонны и пилястры, золоченые вазы и статуи. В центре находился восьмиугольный зал с куполом, также увенчанный статуей. По сторонам от центрального зала располагались два круглых малых зала — обеденный и зал для игр.
Верхний этаж павильона имел двери, из которых можно было выйти на две круглые площадки, с которых начинались форсы, то есть скаты. По рельсам на скатах съезжали вниз на одно- и двухместных катальных колясках. Все расчеты и технический проект Катальной горы выполнил русский ученый Андрей Нартов.
Под скатами находился механизм для подъема тележек вверх, который приводился в движение лошадьми.
В 1765 году по проекту архитектора Ильи Неелова был построен третий скат, ведущий на остров Большого пруда. Между скатами располагались качели, карусели и другие приспособления для развлечений. Из трех скатов два использовались летом и один — зимой.
Позже Катальная гора была устроена в Ораниенбауме, а в наше время принцип катальных гор возродился в устройстве аттракциона Американские горки.
В 1795 году, при Екатерине II, Катальная гора из-за ветхости была разобрана и на ее месте началось строительство галереи из пудостского камня, состоящей из 32 колонн, проект был разработан Чарльзом Камероном. После смерти императрицы Павел I, не любивший Царское село, приказал разобрать постройку, а материалы использовать для возведения Михайловского замка в Санкт-Петербурге.
В 1810 году, во время правления Александра I, на месте Катальной горы была построена терраса по проекту архитектора Луиджи Руска. Первоначально она была облицована известняком и называлась террасой Руска. Также на берегу Большого пруда была сооружена Большая гранитная пристань в виде площадки со ступенями, четырьмя круглыми тумбами из гранита и решетчатыми ограждениями.
По замыслу Руска, террасу должны были украсить две мраморные статуи, но этот проект реализован не был. В середине XIX века на постаментах балюстрады установили гальванопластические копии античных скульптур, среди которых — Венера Медицейская, Фавн с козленком и Апоксиомена. Эта коллекция выполнена из меди способом гальванопластики в мастерской Иоганна Гамбургера.
Для справки: метод гальванопластики изобретен в 1838 году русским физиком Борисом Якоби. В мастерской Иоганна Гамбургера снятую с оригинала статуи гипсовую форму покрывали токопроводящим слоем графита и опускали в ванну с раствором.
Пристань украсили двумя гальванопластическими фигурами: статуей Дискобола, ставшей первой скульптурой, изготовленной в мастерской И. Гамбургера в 1848 году, и статуей Боргезского бойца.
Все скульптуры сохранились и в настоящее время находятся на своих исторических местах.
В конце XIX века по проекту архитектора Сильвио Данини терраса была реконструирована и облицована гранитом серого и розового цвета. Стены Гранитной террасы украшены мощными дорическими колоннами, вытесанными из серого гранита, по сторонам расположены лестницы.
В конце XIX — начале XX века холм у Гранитной террасы украшали цветники. В советское время декоративный партер и цветники были воссозданы по проекту известного ландшафтного архитектора Татьяны Дубяго.
Гранитная терраса обращена в сторону Большого пруда, с нее открывается великолепный вид на ближайшие окрестности парка.
Источник статьи: http://www.spb-guide.ru/page_19507.htm
Ландшафтная архитектура и зеленое строительство | Totalarch
Вы здесь
Гранитная терраса. Катальная гора
Царское Село. Екатерининский парк. Глава «Гранитная терраса» книги «Пушкин. Дворцы и парки»; автор: Петров А.Н.; издательство «Искусство», Ленинград, 1964 г.
Панорама Большого пруда и его берегов возникла в результате длительного и целеустремленного труда паркостроителей. Начав с изменения конфигурации пруда, с посадки на его берегах сотен деревьев, искусно сгруппированных по окраске их листвы, они завершили свой труд постройкой монументальной Гранитной террасы на высоком северо-западном берегу пруда. С террасы открывается великолепный вид на широкие просторы парка.
В XVIII веке, в течение трех десятилетий, на месте Гранитной террасы существовала Катальная, или, как ее называли современники, «Катательная» гора — одно из увеселительных сооружений резиденции.
До нашего времени дошло, правда, без катальных форсов (скатов), аналогичное здание в г. Ломоносове (Ораниенбауме), созданное Ринальди. Как и в Ораниенбауме, Катальная гора в Царском Селе представляла собою внешне эффектное и сложное в конструктивном отношении сооружение. Ее техническая сторона, связанная с расчетами конструкций и допустимых уклонов катальных форсов, была разработана выдающимся русским ученым и изобретателем XVIII века A.К. Нартовым.
Им же было выбрано место для постройки Катальной горы за пределами Старого сада над широким открытым склоном холма. Нартов правильно оценил его как своеобразный амфитеатр, откуда открывалась панорама Большого пруда и сада. Среднюю часть горы он предлагал оформить в виде грота и распланировать перед ним по склону «увеселительный огород с партерами».
Архитектурное оформление замысла Нартова было возложено на Растрелли.
[ Записка Нартова к проекту Катальной горы датирована декабрем 1749 г. Можно было бы предположить, что проект Нартова был заменен проектом Растрелли, исполнившим в 1752 г. деревянную модель Горы. Но сохранилось письмо управляющего Конторой строения Села Царского П.Н. Григорьева к Нартову, датированное 14 сентября 1754 г., подтверждающее, что замысел принадлежал Нартову, а Растрелли — лишь архитектурное оформление (ЦГИАЛ, ф. 487, оп. 11, 1749 г., д. 107, л. 15). В этом же архивном деле — записка Нартова (лл. 5—7). ]
Предполагалось, что Катальная гора будет сооружена в течение 1749 г., но Растрелли нашел нужным, как он это делал обычно, изготовить предварительно модель, воспроизводившую здание со всеми деталями внутреннего и наружного убранства. [ 21 февраля 1751 г. Растрелли просил Контору строений села Царского «ордеровать» резного мастера Дункера, чтобы последний изготовил для модели Горы «резной работы статуи и протчее резное украшение» (ЦГИАЛ, ф. 487, оп. 11, 1749 г. д. 69, л. 22). ] Постройка здания началась в 1754 г. и была закончена в 1757 г. В 1765 г. архитектор B.И. Неелов пристроил к горе, имевшей два форса, третий, проходивший по склону и далее к острову в центре пруда.
[ Один из форсов Горы предназначался для катания зимой, два других — летом. Нартов сконструировал «механическую но горе катательную коляску» с медными колесами на железных осях. Коляска должна была скатываться по двум железным полосам, укрепленным на дощатом помосте форса — т. е. по рельсам. Он продумал и декоративное оформление коляски, украшенной позади двумя орлами, военными арматурами по сторонам и впереди — фигурой «летящего крокодила» в «Нептуновой раковине». Свой проект Нартов запечатлел в двадцати чертежах и рисунках. Ни один из них до настоящего времени не найден. ]
Фасады центрального двухэтажного павильона Растрелли декорировал колоннами и пилястрами, лепниной, вызолоченными вазами и статуями. Восьмиугольный зал в центре здания завершался куполом, увенчанным статуей. По сторонам центрального размещались два круглых в плане малых зала — обеденный и зал для игр.
Расположение двух пологих форсов, по сторонам павильона, определило направление широкой прямой аллеи, идущей от дворца и носящей ныне название Рамповой.
Катальная гора была разобрана до основания в 1792—1795 гг., и на ее месте Камероном начата постройкой обширная галерея с тридцатью двумя колоннами из пудостского камня. [ Проект, исполненный Камероном, не дошел до нашего времени, но сохранился проект павильона на месте Катальной горы, разработанный И.В. Нееловым (ГПБ. ОР. Собр. архит. №№ 63 и 64). ] В конце 1790-х гг. она была сломана, а материалы от ее разборки использованы на строительстве Михайловского замка в Петербурге.
На обширной площадке, образовавшейся на месте Катальной горы и галереи, в начале 1800-х гг. было решено построить большую гранитную террасу. Проект разработал в 1809 г. архитектор Л. Руска. [ Проект, исполненный Руска, сохранился в собрании ЦГИАЛ, ф. 485, оп. 9/2066, д. 68. ]
Терраса обращена в сторону пруда. Ее стены декорированы мощными дорическими колоннами без баз. Стволы колонн, как бы вырастающие из земли и поддерживающие постаменты балюстрады, вытесаны из серого, а капители из розового гранита. По сторонам террасы расположены лестницы. Поверхность стен из розового гранита обработана неглубокими нишами, обрамленными архивольтами из блоков серого гранита.
Руска предполагал украсить террасу двумя мраморными статуями. Этот проект не был осуществлен. На постаментах балюстрады в 1850-х гг. установили гальванопластические копии античных скульптур — «Венеры Медицейской», «Фавна с козленком», «Апоксиомена» и других.
Разномасштабные статуи, не безупречные по качеству исполнения, не связаны композиционно с террасой. В 1830-х гг., когда здесь еще не было статуй, на террасе ставились лимонные и апельсинные деревья в кадках.
Постройка гранитной террасы на холме была только частью замысла Руска. Одновременно с ней, в 1810 г. на берегу Большого пруда, напротив террасы, Руска построил гранитную пристань — очень простую, лаконичную по формам, в виде площадки со ступенями, четырьмя круглыми тумбами из гранита и решетками. Гранитная пристань была украшена в 1850-х гг. гальванопластическими статуями Боргезского бойца и Дискобола.
Задуманное и осуществленное Руска оформление склона холма уступает по размаху «концептам» (замыслам) Нартова, Растрелли и Камерона. Но в архитектурном наследии Руска, служащем связующим звеном между творчеством Кваренги и Росси, Гранитная терраса — одна из самых зрелых и удачных его работ.
На склоне холма в конце XIX — начале XX столетия существовали цветники. Здесь ежегодно высаживались в грунт сотни розовых кустов.
Мысль о создании декоративного партера и цветника перед террасой вновь возникла и была реализована уже в наши дни. Проект партера разработала архитектор Т.Б. Дубяго. [ Проект опубликован Т.Б. Дубяго в ее работе: «К восстановлению Екатерининского парка в Пушкине». «Научные труды ЛИСИ», вып. 10. М. — Л., 1950, стр. 74—75. ]
Источник статьи: http://landscape.totalarch.com/tsarskoe_selo/catherine_park/granite_terrace
Гранитная терраса
Как добраться:
- — На электричке до ж.д. станции «Царское Село — г. Пушкин», затем до остановки «Парк» на любом автобусе или маршрутном такси.
- — От станции метро «Московская», «Звездная», «Купчино» на автобусе или маршрутном такси до остановки «Парк».
История строительства гранитной террасы
В том виде, в каком она предстает перед нами, гранитная терраса была построена в начале 1810 года по проекту архитектора Л. Руска. А история построек на этом месте уходит к 1730 годам, когда здесь выросла гора для катания на «лодках» и «лубках». Позднее здесь появилась каменная Катальная гора для катания в любое время года. Катальная гора — это сложное и грандиозное увеселительное сооружение. Построено было по чертежам и модели Ф. Б. Растрелли. Центральное здание — двухэтажный, богато украшенный каменный павильон. В нижнем здании было три зала: центральный, обеденный и третий — для игр. Все окна на этом этаже были застеклены.
К центральной части здания по сторонам примыкали два форса — спуски с площадками, с них на специальных механических каталках по рельсам скатывались вниз, к Большому пруду и Красному каскаду. Обратно каталки поднимались лошадьми. Техническую сторону горы рассчитал русский ученый А. Нартов. Около спусков стояли карусели с качелями и другими увеселительными приспособлениями для игр на свежем воздухе. Коляски были одно- и двухместными, выкрашенные краской, обитые сукном и шелком. Зимой их ставили на дубовые полозья. В августе 1764 года было велено катальные скаты удлинить. В 1765 году архитектором В. Нееловым к горе был пристроен третий спуск. Два использовались летом, а третий — зимой.
В 1780 году римскому императору Иосифу II во время пребывания в Царском Селе пришлась по нраву Катальная гора, и он попросил у Екатерины II ее план. Императрица приказала сделать большую модель горы. Жизнеописатель русских столиц того времени Пыляев описывает занимательный случай: известно, что граф Орлов обладал недюжинной силой, он мог удержать шесть лошадей, скачущих во весь опор в колеснице, схватив ее за заднее колесо. «Ломал подковы, шутя, и свертывал железную кочергу». Екатерина II едва не погибла во время катания в Царском Селе на высоких горах. Ее колесница одним колесом вышла из колеи, тогда граф Орлов, ехавший с ней, выставил ногу, на полной скорости схватился за перила и так спас императрицу. Мемуаристка леди Димсдейл, посетившая Царское Село в 1781 году вместе с мужем, описывала эти горки разной высоты, стоявшие одна за другой.
Самая высокая гора равнялась девяти метрам. Колесница, спускавшаяся с нее, силой инерции въезжала на следующую гору, пониже, равнявшуюся полутора метрам. Так каталка мчалась до последней горы, представлявшей собой пологий спуск, с которого почти с такой же скоростью колесница над водой вылетала на остров. Эти деревянные горки имели общую длину 302 метра, на них катались как зимой, так и летом. После случая с императрицей и графом Орловым, нога которого еще долго давала о себе знать из-за повреждения на горках, было приказано разобрать это увеселительное и опасное сооружение.
Архитектурные особенности гранитной террасы
Стены террасы украшены внушительными колонами, стволы которых поддерживают постаменты из серого гранита, а капители сделаны из розового гранита. На горе были две большие карусели, одноместный фаэтон, а также две деревянные лошади. К 1795 году Катальная гора так обветшала, что Екатерина приказала разобрать ее, из озера вынуть сваи, построить две пристани, а место превратить в луг. Вновь были сооружены карусели и другие развлечения. Вторую каменную галерею разобрали в 1799 году по распоряжению сына Екатерины, императора Павла. На этом месте Чарльз Камерон начал строить большую просторную галерею с колоннадой из тридцати двух колонн, вытесанных из пудостского камня. Но галерея была разобрана полностью, а ее материалы по приказу императора Павла были использованы во время строительства Михайловского замка в Санкт-Петербурге.
На широкой площадке, образовавшейся на месте Катальной горы, в начале 1800-х годов было решено создать гранитную террасу по проекту Л. Руска, созданному им в 1809 году. Гранитная терраса смотрит на Большой пруд. Стены террасы также сделаны из розового гранита, ниши в которых обрамлены серым гранитом. Луиджи Руска хотел украсить террасу двумя статуями из мрамора, но его замысел не был воплощен в жизнь. На постаменты колонн были установлены копии скульптур Венеры, Апоксиомена и Фавна с козленком. Статуи были отлиты в мастерской Академии художеств методом гальванопластики. Этот способ был открыт русским ученым-физиком Б. Якоби. Скульптуры сохранились до наших дней и стоят на своих прежних местах.
В 1810 году, в одно и то же время с началом стройки Гранитной террасы, Л. Руска построил Большую гранитную пристань на берегу Большого пруда. Она имела очень простой вид площадки со ступенями, украшена четырьмя гранитными круглыми тумбами и решетками. Через несколько десятилетий пристань украсили статуями, изготовленными методом гальванопластики, которые сохранились до наших дней. В 1910 и 1911 годах Гранитную террасу перестроили под присмотром архитектора С. Данини во время подготовки к юбилейной царскосельской выставке. На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков перед Гранитной террасой были разбиты цветники. В наше время эта идея также нашла свое воплощение и реализована была по проекту архитектора Т. Дубяго.
Источник статьи: http://pushkin.ru/encycl/parks/granitnaya-terrassa.html