Готовности к школе выпускников сада

Портрет дошкольника — выпускника детского сада готового к обучению в школе.
статья

Готовя детей к обучению в школе педагоги дошкольного учреждения направляют свои усилия на то, чтобы дети на выходе из детского сада не чувствовали себя в первом классе неуверенно, а были способны спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Преемственность – одна из важнейших задач общего образования. Преемственность обеспечивает непрерывность образования на основе синтеза самого существенного из уже пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в развитии ребенка. Педагогический процесс – целостная система, следовательно, преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя, учителя и родителей.

На современном этапе дошкольного образования и требований, выдвигаемых школой перед первоклассником, акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность».

Ребенок — выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Тоесть главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.

Готовя детей к обучению в школе педагоги дошкольного учреждения направляют свои усилия на то, чтобы дети на выходе из детского сада не чувствовали себя в первом классе неуверенно, а были способны спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. Цель педагогов детского сада — эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться.

Вот портрет дошкольника — выпускника детского сада готового к обучению в школе:

Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый. Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Читайте также:  105 сад невского района инн

Овладевший средствами общения способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребёнок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».

Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. В портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности.

Источник

Готовность выпускников детского сада к обучению в школе
статья (подготовительная группа) на тему

В статье раскрывается методологическая основа изучения вопроса мотивационной готовности к обучению в школе, критерии сформированности «позиции школьника», результаты обследования выпускников ДОУ по ведущим мотивам, эмоциональному отношению к школе и познавательной потребности.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconГотовность выпускников детского сада к обучению в школе 45 КБ

Предварительный просмотр:

детского сада к обучению в школе

Шипнягова Ольга Васильевна,

старший воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад

комбинированного вида № 153

Одним из важных условий готовности выпускника ДОУ к школе и желательным результатом прохождения программы обучения в дошкольном учреждении является сознательное стремление ребенка занять новую социальную позицию ученика, сформированность «внутренней позиции школьника» (термин Л.И. Божович), наличие у него интереса к школьно-учебной деятельности, т.е. сформированность школьной мотивации, или мотивационная готовность.

Читайте также:  My happy family сад

Методологическую основу изучения вопроса мотивационной готовности составляют следующие концепции: Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития; Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера об особенностях психического развития детей 6-7 лет; Л.И. Божович о проблемах мотивации обучения; А.К. Марковой о мотивации связанной с новой соц. ролью ребенка; А.Н. Леонтьева о проблеме ведущей деятельности в развитии ребенка.

Многие авторы, рассматривая старший дошкольный возраст, уделяли значительное внимание вопросу мотивационной готовности. Анализ литературы по данному вопросу позволил сформулировать ряд критериев сформированности внутренней позиции школьника или мотивационной готовности к обучению в школе:

  • Интерес к школьно-учебному содержанию занятий, когда ребенка в школе привлекают именно учебные занятия, среди которых обучение грамоте и счету занимает первое место (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер);
  • Способность к выделению собственно учебной задачи. Под учебной понимают задачу, при решении которой основной целью деятельности ученика становится усвоение данного ему учителем образца тех действий или понятий, которые предлагает учитель (Д.Е. Эльконин, В.В. Давыдов);
  • Перестройка взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В возрасте 6—7 лет начинает формироваться внеситуативно-деловая форма общения, характеризующаяся выраженной избирательностью отношений, овладением правилами и нормами взаимоотношений, реализацией в отношениях потребностей во взаимопонимании и сопереживании (М.М. Лисина). Отношения со взрослым характеризуются тем, что ребенок выделяет функции официального взрослого — учителя, принимает правила, требования по выполнению задания (Д.Е. Эльконин);
  • Сочетание социальных мотивов, когда учение привлекает «как серьезная, содержательная деятельность, приводящая к определенному результату, важному как для самого ребенка, так и для окружающих взрослых» (Л.И. Божович), и познавательных мотивов, проявляющихся в стремлении к приобретению новых знаний и умений. Сочетание этих мотивов является наиболее благоприятным для начала школьного обучения и наиболее распространенным как среди поступающих в школу детей 7 лет, так и на протяжении первого года обучения (М.Р. Гинзбург);
  • Специфическая для внутренней позиции школьника иерархия мотивов характеризуется доминированием социальных и познавательных мотивов учения и вытеснением специфических для дошкольного возраста игровых стремлений (Л.И.Божович, М.Р. Гинзбург);
  • Появление так называемых отметочных мотивов, проявляющиеся в стремлении получать хорошие отметки и избегать плохих. Наличие потребности быть оцененным учителем, стремление получать информацию об успешности обучения и готовность «принять», согласиться с оценкой учителя. (Т.А. Нежнова);
  • Предпочтение коллективных классных занятий индивидуальному домашнему обучению, положительное отношение к выполнению общественных норм поведения, в том числе школьной дисциплины (Т.А. Нежнова);
  • Формирующееся самосознание и самоотношение, Я-концепция, представления ребенка о себе и самооценка выступают в качестве ориентиров поведения, в качестве критерия оценки ребенком своего поведения. Стремление соответствовать своему образу (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер).
Читайте также:  Геометрия сада в клишева

В ряде исследований познавательный интерес рассматривается в числе ведущих мотивационных тенденций, лежащих в основе учебной деятельности, а также как необходимый значимый компонент ее структуры (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.Б. Ительсон, Е.Б. Кабанов-Меллер, И.А.Лернер, А.Л. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.).

Мы в своем исследовании основными изучаемыми компонентами выделили познавательный интерес и также эмоциональное отношение к обучению в школе. Для определения выраженности познавательного интереса мы взяли методику «Мотивы умственной деятельности у старших дошкольников» (Е.Э. Кригер), для определения эмоционального отношения к обучению в школе методику «Веселый – грустный», а также методику «Познавательная потребность дошкольника» (В.С. Юркевич, модификация и адаптация применительно к школьному возрасту Э.А. Барановой).

Нами были обследованы 65 детей подготовительных групп и выявлено следующее.

Было выявлено, что у выпускников детского сада преобладает познавательный мотив умственной деятельности – выявлен у 65% выпускников, мотив одобрения выявлен у 19%, социальный мотив – у 12%, и игровой мотив — у 4% воспитанников детского сада. Позиционный и внешний мотивы не выявлены у воспитанников детского сада.

В большинстве случаев у детей выражено положительное эмоциональное отношение к школе (70% положительных выборов). Почти все дети (96%) положительно относятся к ситуации ответа у доски в классе. У многих детей ситуация разговора с учителем в школьном коридоре вызывает напряжение (только 63% детей положительно отнеслись к этой ситуации). Ситуация приготовления уроков и занятий на уроках только у 74% детей вызывает положительное отношение. Ситуация неопределенности, когда ребенок из окна смотрит на уходящих в школу детей вызывает положительное отношение только у 31% воспитанников.

Высокий уровень познавательной потребности выявлен у 70% воспитанников, средний – у 13%, низкий уровень – у 17% выпускников детского сада.

Кроме того, нами было выявлено значительное процентное расхождение по всем показателям в зависимости от обследуемой выпускной группы детей по тестам, определяющим эмоциональное отношение к школе и уровню развития познавательного интереса. Выявлены незначительные расхождения результатов обследования мотивов умственной деятельности в зависимости от выпускной группы.

Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о преобладании познавательных мотивов умственной деятельности, преимущественно эмоционально-положительному отношению к школе и достаточно высоком уровне сформированности познавательного интереса у выпускников детского сада.

Расхождение результатов между обследуемыми группами, позволяет сделать предположение о том, что значительное влияние на сформированность мотивационной готовности оказывают конкретные психолого-педагогические условия, созданные в группах. Мы предполагаем, что изучение этих условий и разработка программы психолого-педагогического сопровождения позволит оптимизировать процесс мотивационной подготовки детей к школе.

Источник

Оцените статью