Основные функции государственного управления лф
Управление лесами и их природными ресурсами есть процесс принятия решений по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, исходя из действующих законов и других нормативно-правовых актов, организации выплнения принятых решений и контроль за их использованием.
Функциональная структура управления лесами – это распределении функций (компетенций) гос.управления между органами (структурами) управления. Функции гос.управления лесным фондом концентрируются в федеральном органе исполнительной власти (МПР РФ), органах исполнительной власти субъектов РФ (управлениях лесами, лесничествах) и органов местного самоуправления.
Функции гос.управления распределяются (закрепляются) за органами гос.власти или делегируются уполномоченным органом в соответствии с их полномочиями.
А) Функции: 1. Законодательные и нормотворческие. 2. Распорядительные. 3. Организационные (исполнительные). 4. Контрольные.
Закон-е и нормат-е- направл. на созд. правовой базы и правил охраны, зашиты лесов, использ-я и воспр-ва лесн. ресурсов. Правовые и нормативные док-ты до их утверждения д/б обсуждены обществ-ю, в средствах массовой информации.
К ним относ.: разработка федеральных законов и норм-х актов; разработка федеральных программ развития л/х; разработка методик и инструкций проведения лесоустройства; разработка и утверждение региональных правил рубок и правил в сфере использ., охраны, защиты и воспр-ва лесов; отнесение лесов к группам лесов и катег. защитности; разрабока норм-х документов для опред. ставок лесн. податей, арендной и рентной платы; разработка положений по финансированию л/х из различных бюджетов; создание гослесохраны и т.д.
Распор-ные – принятие конкретных решений органами (лицами), уполномоч. зак-вом. К ним относ.: принятие решений на отпуск леса на корню и др. лесн. ресурсов; принятие решений по проведению лесн. торгов и конкурсов; принятие решений по способам и методам ведения л/х; принятие решений об организации или прекращении деятельности объектов, наносящих ущерб ЛФ; принятие решений об отчуждении участков ЛФ и др. При принятии решений конкретное лицо берет на себя всю ответственность за принятое решение.
Орг-е – направл. на практич. реализацию принятых решений. По трудоемкости явл. преобладающей. К ним относ.: учет ЛФ и проведение лесоустройства; организация и выполнение мер-тий по охр. лесов от пож. и защите от вредителей; организация работ по стандартизации и сертификации др-ны, отпускаемой на корню и вторичных лесн. ресурсов; ведение госуд. лесн. кадастра; организация проектных работ; проведение подготовки кадров, образования и просвещения населения; организация выполнения междунар. договоров и сотрудничества в обл. л/х; организация фин-ния подведомственных орг-ций; проведение соц. политики; организация деят-ти гослесохраны и др.
Контрольные. Цель–оценка рез-тов решений по управл. л/х. К ним относят: осуществление госуд. контроля за сост., использ., охраной, защитой ЛФ и восп-ва лесов; контроль за выполнением работ по лесопользованию; контроль за выполнением работ в лесах, не вход. в ЛФ; контроль за соблюд-ем лесн. зак-ва при выполнении работ в ЛФ; контроль за соблюд. правил пож. без-ти в лесах.
Б) Управление лесным фондом, равно как и управление, лесохозяйственной деятельностью заключается в выполнении следующих решений – организации ведется хозяйства, контроля за выполнение работ.
Все функции основываются на принятых и действующих законодательных актах, основные из которых являются лесным кодексом. Все функции управления лесами можно разделить на 4 группы:
- законодательная и нормативная
- распорядительная
- исполнительная
- контрольная
1).Законодательные и нормотворческие функции, направленные на создание правовой базы и «правил» испозования и воспроизводства лесных ресурсов.
1. федеральному правительству и органам власти;
2. органы исполнительной власти лесного хозяйства в субъектах РФ, при этом законы в субъектах федерации не должны противоречить этим функциям законам федерации.
К законодательным функциям относятся:
- разработка федеральных законов и нормативных актов;
- разработка федеральных программ развития лесного хозяйства;
- разработка методик и инструкций проведения лесоустройства;
- разработка и утверждение региональных правил по рубкам ухода, программы пользования и т.д.
- отнесения лесов к отнесение к группам защитных;
- разработка законов положенных по финансированию лесного хозяйства;
- созданные лесной государственной охраной и т.д.
2). Распорядительные функции, направленные на принятие собственных решений на основе законодательных и нормативных актов. На практике, тот орган управления, который наделен распорядительными функциями, является хозяином лесного фонда. Распорядительные функции – это прежде всего властные функции.
- Рубить или нет;
- Сколько и где рубить.
- Распоряжение по охране и защите леса, принятие решение на отпуск леса, проведение или принятие решений о проведении торгов и аукционов, принятие решений по методам и способам ведения лесного хозяйства, принятие решений об отчуждении земель лесного фонда.
3).Организационные (исполнительные) функции, направленные на практическую реализацию принятых решений.
Организационные функции направлены на практическую реализацию принятых решений. По своей трудоемкости организационная деятельность в управлении лесами является преобладающей, поскольку выполнение каждого решения должно быть обеспечено его исполнением.
К организационно-исполнительным функциям относятся:
- Учет лесного фонда и проведение лесоустройства;
- Организация и выполнение мероприятий по охране от пожаров и защите от вредителей через специализированные органы, создаваемые в лесном хозяйстве;
- Организация работ по стандартизации, сертификации древесины отпускаемой на корню и лесных вторичных ресурсов;
- Ведение лесного государственного кадастра;
- Организация и проведение подготовки профессиональных кадров, образования и просвещения населения;
4). Контрольные функции, направленные на оценку результатов ранее принятых решений по управлению лесным фондом.
Контрольные функции имеют целью оценку результатов решений по управлению лесным хозяйством. Основным требованием к выполнению контрольных функций должна быть их независимость от производственной деятельности, т.е. орган осуществляющий такую деятельность не может сам оценивать ее результаты.
К контрольным функциям относятся:
- осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
- контроль за выполнением работ по лесовыращиванию;
- контроль за выполнением работ в лесах, не входящих в лесной фонд;
- контроль за соблюдением лесного законодательства при выполнении лесохозяйственных и других работ в лесном фонде;
- контроль за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах – противопожарный т т.п.
Источник
59.Система органов управления в области лесных отношений
Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти. Федеральный орган управления лесным хозяйством является специально уполномоченным государственным органом управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов в порученных ему Правительством областях государственного управления. Федеральный орган управления лесным хозяйством обеспечивает рациональное использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов в интересах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и является специально уполномоченным государственным органом управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов в порученных ему Правительством Российской Федерации областях государственного управления. Территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы — техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы. Федеральная служба лесного хозяйства России и ее местные подразделения (государственные комитеты, министерства и управления лесного хозяйства) являются основным звеном в государственном управлении лесным хозяйством. В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов РФ оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие специальные функции в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов и ведения лесного хозяйства. Территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства включают: *Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу; *Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу; *Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу; *Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу; *Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу; *Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу; *Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу; *Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва. Департамент лесного хозяйства является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства межрегионального уровня, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), по контролю и надзору в области лесных отношений в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности.
60. Виды использования лесов
Использование лесов может быть следующих видов: 1) заготовка древесины; 2) заготовка живицы;
3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; 4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; 5) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты; 6) ведение сельского хозяйства; 7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; 8) осуществление рекреационной деятельности; 9) создание лесных плантаций и их эксплуатация; 10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; 11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; 12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; 13) строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; 14) переработка древесины и иных лесных ресурсов; 15) осуществление религиозной деятельности; 16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса. Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Источник
Государственные органы управления лесами
1. Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 671)
2. Федеральное агентство лесного хозяйства находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 671)
3. Федеральное агентство лесного хозяйства руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также настоящим Положением.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 671)
4. Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Источник