Город огород что общего

Проект город-огород
материал по окружающему миру (младшая группа)

Проект «Чудо город-огород» направлен на расширение представлений детей об окружающем мире и привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода на участке детского сада.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_gorod-ogorod.docx 255.34 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Чудо город-огород»

Летом огород – что город!

В нем сто тысяч горожан:

Помидор, горох, капуста,

Кабачок и баклажан!

Проект «Чудо город-огород» направлен на расширение представлений детей об окружающем мире и привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода на участке детского сада.

Тип проекта: Познавательно — исследовательский

Вид проекта: групповой.

Возраст: 1,6 -2 лет.

Участники: воспитатели, дети группы раннего возраста, родители воспитанников.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное, познавательное, речевое.

Актуальность: Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду.

Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями.

Кроме этого, огород в детском саду и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников.

Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.

Проблема: Дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста

Цель: формирование экологической культуры у детей и их родителей, создание условий для познавательного развития детей, прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода.

Для работы с детьми

1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:

— Наблюдения за ростом растений;

2. Воспитывать бережное отношение к растениям.

3. Формировать коммуникативные навыки.

Для работы с родителями

1. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.

2. Выполнять совместные задания по проекту. (изготовить пугало огородное)

1. Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.

Получение знаний детей о жизни растений.

Создание необходимых условий на участке для наблюдений за жизнью растений.

Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.

Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда для ухода за растениями.

Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

Формы реализации проекта:

Формы работы с детьми:

Наблюдения, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы,тематические прогулки.

Формы работы с родителями:

Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения экспериментальной работы.

Составление плана работы над проектом.

Определение времени в режиме группы для реализации проекта.

Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

II этап — (реализация проекта) — познавательно-исследовательский

Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы).

III этап – заключительный

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации

Выставка овощей «Что нам осень принесла»

Содержание работы в процессе реализации проекта.

Содержание труда на огороде

Освобождается грядки от старой травы и ботвы

Осуществляется вторичная перекопка земли

Засеять мелкие семена растений

Сделать бороздки для посева

Разметить расстояние для посева крупных семян

Приготовить грядку к зиме

Наблюдают за ростом и развитием растений

Сравнивают плоды разных культур

  1. Разбери по цвету.
  2. Найди такой же.
  3. Один, много.

Чтение художественной литературы

С.В. Михалков «Хозяйка однажды с базара пришла..»

В результате все испытали большое удовольствие, а у детей появилась уверенность в своих силах и убежденность, что они делают настоящую большую работу, доставляя радость окружающим людям.

  1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
  2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.
  3. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные
  4. Челны,2009.
  5. Горькова Л. Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей».
  6. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005г.
  7. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006 г.
  8. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2013 год.
  9. Интернет-ресурсы.

МДОУ «Детский сад «Дюймовочка»
г. Переславль-Залесский

Звицыной Е.В. и Бахаревой Н.В

воспитателям группы раннего возраста «Василёк»
занявшим 1 место
в смотре – конкурсе летних проектов «Веселый огород»

МДОУ «Детский сад «Дюймовочка»____________ Шарапова Е.А.

Старший воспитатель ________________ Ступакова В.Г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран.

Этот проект был написан в соавторстве с коллегами.

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание.

Материал для познавательного развития детей младше-средней группы детского сада.

Проект — это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта.В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья. Проект.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки [[<"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at.

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете.

Как горожане создают в мегаполисах сады и огороды, и что применимо в Беларуси?

Городское садоводство – очень популярное сейчас явление. Горожане в Нью-Йорке, Хельсинки и Берлине превращают крыши домов и городские пустыри в небольшие огородики, где с удовольствием учатся выращивать базилик и помидоры. С чего всё началось?

История городского садоводства

Городское фермерство – явление с довольно долгой историей. Первые городские сады и огороды появлялись вовсе не как каприз избалованных городских жителей, а как насущная необходимость, когда во времена войн и экономических спадов горожанам действительно не хватало еды. Это происходило, например, в Германии и Великобритании во время Первой и Второй мировой войны или в Детройте во времена Великой депрессии. Чаще это были не общие сады, а частные огородики для собственного пропитания, а правительства сами призывали людей использовать любые свободные пространства для выращивания продуктов.

Во второй половине 20 века активно развиваются и становятся всё более популярными идеи пермакультуры, а люди всё больше беспокоятся о нарастающем экологическом кризисе. Как один из ответов на этот кризис, в крупных городах США и Европы на протяжении 2000-ых появляются общественные сады в теперешнем понимании.

Городское садоводство сейчас развивается чаще всего как инициатива местного сообщества, самих горожан, которые предпочитают огородик пустырям. Позднее городское фермерство может признаваться официально и даже включаться в программы развития городов в рамках устойчивого развития как вклад в продовольственную безопасность, но социальный компонент всё равно остаётся очень сильным. Это общее дело, и участники им гордятся. Часто городские сады так и называют – «общественный сад», community garden.

Сады Принцесс в Кройцберге (Берлин)

Сад появился в 2008 году благодаря двум энтузиастам — Роберту Шоу и Марко Клауссену, которые мечтали о создании места, объединявшего любовь к садоводству и экологически дружественный образ жизни в городе. После долгих поисков и переговоров с мэром Берлина, им предложили взять в аренду пустырь в районе Кройцберг, который стал свалкой и местом для выгула собак. В этот момент о проекте написали СМИ, и на помощь друзьям пришли неравнодушные местные жители и энтузиасты со всего города: кто-то помогал в уборке и очистке территории, а некоторые предприятия помогли с инструментами и оборудованием.

Фрукты и овощи здесь выращивают в специальных поддонах с чистым грунтом. Химические удобрения при этом не используются. Это сделано для того, чтобы овощи были максимально «чистыми» даже в городских условиях.

Огород стал центром общественной жизни. Помимо собственно выращивания овощей и фруктов здесь проводят лекции и мастер-классы по садоводству, выращиванию лекарственных трав и трав для натуральных красок; здесь есть небольшое кафе, которое готовит еду из выращенных тут же овощей, есть буккроссинговая полка, веломастерская и мастерская по дизайну, куда можно приносить ненужные вещи.

Площадь сада – 6000 кв. метров, и выращивают здесь 260 сортов овощей, ягод и других растений. Среди них – популярные сезонные овощи и фрукты (помидоры, картофель, морковь, горох, капуста, кукуруза, клубника) разных сортов.

Организаторы сада создали общественную организацию Nomadisch Grün. Они не получают прибыли, но все доходы направляют на развитие сада. Доходы поступают от платных экскурсий и мастер-классов, от кафе, от продажи выращенных овощей, от благотворительных взносов. В зависимости от времени года в организации работают от 10 до 25 человек, много помогают волонтёры. В саду каждую неделю проходят дни открытых дверей, когда все желающие могут учиться выращивать овощи и ухаживать за ними. Выращенные овощи продаются, но если горожане регулярно приходят ухаживать за огородом, они могут купить их с большой скидкой (также у них 50% скидка на продукцию кафе).

Сад Роз в Стокгольме

На острове Юргорден есть Сад Роз, Rosendals Trädgård. Это целый комплекс, который включает в себя теплицы, огород, розарий, фруктовый сад, виноградник, пекарню, магазин и кафе. Огород и кафе – не общественные, это бизнес-проект. Своей миссией они называют распространение биодинамического сельского хозяйства. Здесь цветы, фрукты и овощи выращивают в соответствии с принципами пермакультуры, из этих же продуктов готовит еду кафе. Есть магазин, в котором можно приобрести цветы, семена, и инструменты для городского садоводства. Ещё здесь проводят консультации и стажировки по биодинамическому сельскому хозяйству. Регулярно проходят образовательные мероприятия для детей — для них есть даже специальный «учебный огород».

Расположенный рядом старейший в Стокгольме яблоневый сад открыт для всех. Этому саду больше ста лет, сейчас там около ста деревьев (в период наибольшего расцвета сада их было более четырёхсот). Шведское садоводческое общество в конце 19 века бесплатно распространяло саженцы деревьев из этого сада среди фермеров по всей стране. Всего было роздано 24500 фруктовых деревьев – это повлияло на распространение сортов яблок в Швеции.

Это очень популярное место отдыха для городских жителей. Даже те, кто не заходят в кафе, могут устроить собственный пикник за столиком в саду (срывать яблоки нельзя, но можно собирать упавшие), а в один из осенних дней здесь утраивается праздник яблочных пирогов – разумеется, с местными яблоками.

Городской сад в Будапеште Грундкерт

О городском огороде в Будапеште рассказывает местная активистка Петра Козалек. Сад, в котором она работает, называется Грундкерт, и ему четыре года. Изначально он располагался на территории возле небольшого хостела – идея пришла в голову друзьям хозяина, а он решил, что это может дополнительно привлечь клиентов. Вскоре присоединились и соседи. На огородике есть общая часть, за которой ухаживают сообща, и около 30 участков площадью 6 м2 каждый, которые находятся в «индивидуальном использовании». Выращивают все обычные сезонные овощи – помидоры, огурцы, кабачки. Пользование садом и продукцией бесплатно. «Главное – рассказывает Петра, — это даже не сами овощи, а возможность делать что-то вместе. Каждую неделю мы делаем «Вечеринку с выпечкой», когда мы готовим вместе и общаемся. Какие-то события организуют сами участники огорода – всё зависит только от их желания и инициативы».

К организаторам огорода часто обращаются местные общественные организации – они проводят здесь экскурсии, мастер-классы и концерты.

В Венгрии достаточно сложно начать делать общественный сад. Все официальные решения принимаются очень медленно, на многие вещи нужны разрешения властей. С другой стороны, власти уже начинают понимать, что это хорошо, когда люди сами заботятся о каких-то заброшенных пустырях, превращая их в ухоженные и полезные места.

Коммерческая городская ферма в Нью-Йорке

Empress Green площадью 418 м2 находится во внутреннем дворике 900-квартирного комплекса. Владельцы комплекса решили использовать свободное пространство для выращивания органических овощей и нанять для этого специального сотрудника («фермера-резидента»). Сейчас это 26-летняя Заро Бейтс, которая, кроме работы на ферме, проводит мастер-классы по садоводству для местных жителей и любых желающих.

Внутренний дворик расположен на цементной крыше подземного гаража. На ней располагаются контейнеры около 60 см высотой – в них и растут овощи. За сезон ферма производит тысячи килограммов продукции, которую покупают местные жильцы и рестораны. Часть овощей отдают в food bank, благотворительную организацию, которая помогает малообеспеченным людям. Всего на ферме выращивают около 50 видов растений, от брокколи до цветов.

Плюсы и минусы городских огородов

Выращивание овощей и фруктов непосредственно там, где их потом будут потреблять, позволяет решить несколько очень важных проблем. Во-первых, продукты не надо возить на дальние расстояния, а уменьшение транспортировки означает уменьшение выбросов СО2 и снижение влияния на изменение климата. Во-вторых, можно спокойно дождаться, когда овощи и фрукты будут достаточно спелыми и максимально использовать сезонные продукты. Ещё одно преимущество, возможно, не так очевидно, но тоже очень важно: горожане могут своими глазами увидеть, откуда берутся продукты. Возможно, это не так актуально для жителей Беларуси, где почти у каждой семьи есть дача или деревенский домик, но многие жители крупных мегаполисов действительно не знают, как растут овощи и как они выглядят в естественном виде – разные по форме и размеру, а не стройные одинаковые блестящие ряды на полках супермаркета.

Основной минус городского садоводства – это сам город, который вряд ли можно назвать экологически чистой и благоприятной средой. Скептики первым делом говорят о большом количестве вредных веществ в почве (в частности, свинца), однако свинец через почву в растения практически не поступает. Зато оседать на кожуре из городского воздуха он вполне может – но и решается этот вопрос всего лишь тщательным мытьём. Также при выборе продуктов, которые будут выращиваться, надо учитывать температурный и световой режим в конкретном городе. И, конечно, лучше использовать методы органического сельского хозяйства.

Городское фермерство: возможности в Беларуси

В Беларуси городское фермерство пока не получило широкого распространения. Интересно однако, что ещё в 70-ых годах в некоторых типовых домах были спроектированы сады на крыше (дома в микрорайоне Восток-1). На крышах домов были предусмотрены двухуровневые конструкции с водопроводом и электричеством (подробнее об этом можно почитать здесь), но просуществовали сады лишь несколько лет.

Недавно попытка сделать общественный огород была предпринята выпускницами Школы экологического активиста и Галереей Ў. Идея была инициативой активистки Юли Кашаповой и ландшафтного дизайнера Алины Пашек, им помогали волонтёры (всего около двадцати человек).

Огородик разместился на заднем дворе Галереи Ў и был организован по принципу пермакультуры. Организаторы использовали «слоёные грядки» – листва, ветки, навоз, земля, бумага в мешках и ящиках. Всего на небольшой участке поместилось 15 ящиков и 7 мешков, причём пару ящиков оставили свободными, чтобы туда могли посадить что-то своё другие люди. В итоге посадили помидоры, перцы, кабачки, тыква, фасоль, морковь, два или три вида капусты, два цветника.

«Было удивительно наблюдать за тем, как всё растёт, – отмечает Юля. К концу лета мы поняли, что даже такого маленького пространства достаточно, чтобы вырастить отличный урожай. К нам приезжали из других районов Минска, часто вместе с детьми, сажали что-то и потом всё лето заботились о своих посадках».

Кроме грядок активисты сделали беседку, где можно было бы отдохнуть. Урожай разделили между теми, кто работал на огородике, часть отдали в кухню бара Ў – это было одной из идей на этапе планирования проекта. К сожалению, активно сотрудники бара огород не использовали – у них уже налажены свои поставки продукции. Однако свежую огородную зелень охотно – предложили всем желающим, и реакция была только положительная.

По итогу проекта активистки поняли, что пока немногие люди готовы к городскому фермерству. Не получилось активно вовлечь в огородничество жителей двора. Многие боятся «плохой экологии» при выращивании овощей в городе. С другой стороны, заинтересованные люди приезжали даже из других районов – а значит, потенциал у городского садоводства в Минске есть, но развивать его нужно на местном уровне, там, где уже есть сообщество, готовое работать.

Огородик возле Галереи Ў просуществовал один сезон. Сейчас на заднем дворе – беседка и цветник.

Что касается официальной стороны вопроса городского фермерства в Беларуси, то пока нет даже законодательного определения такого понятия. По словам юриста Григория Фёдорова, чтобы делать что-то на крыше многоквартирного дома, нужно договариваться с жилищно-коммунальными службами; чтобы превратить пустырь в огород, нужно получить этот земельный участок в пользование. Для этого следует обращаться в местный исполком или администрацию района. Пока таких «официальных» общественных огородов в городах Беларуси нет.

Важность городского фермерства официально признана FAO, Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН. FAO обращает внимание на то, что городское садоводство – значимый вклад в продовольственную безопасность, оно доступно для каждого, в том числе для малообеспеченных людей, и снижает нагрузку на окружающую среду. Именно поэтому FAO рекомендует официально признавать и учитывать городское фермерство в стратегиях развития и городов, и сельского хозяйства.

Читайте также:  Как нарисовать дачу огород
Оцените статью