Урок окружающего мира «Горные экосистемы»
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) на тему
Цели : познакомить детей с природными условиями, растительностью и животными гор, высотной поясностью – закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы.
Оборудование : карта «Природные зоны», физическая карта мира, компьютерная презентация, видеофрагмент «Горы», карточки-задания для учащихся, учебник «Окружающий мир».2 класс. Вахрушев А.А., рабочая тетрадь к учебнику.
— Ребята, а знаете, что произошло сегодня утром?
Я шла в школу и собирала улыбки. Вы удивлены? Действительно…
Я по улице шагала и улыбки собирала:
Вот улыбка малыша, до чего же хороша!
Вот улыбка почтальона – гордость нашего района,
Вот улыбка продавщицы – очень редкая вещица,
Вот весёлый смех ребят – для меня он просто клад.
Всем в ответ я улыбалась. Получается — менялась.
-А у вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу (обменяйтесь улыбками), пожелайте удачи, улыбнитесь гостям.
-На протяжении нескольких уроков мы путешествовали по природным зонам России, знакомились с различными экологическими системами. Чтобы продолжить путешествие, проверим имеющийся багаж.
а) Расположи природные зоны в направлении от полюса (ледяная пустыня, тундра, лесная зона, степь, пустыня). Проверь себя по карте.
б) Соедини стрелками указанные явления (от причины к следствию):
форма и вращение Земли – угол падения солнечных лучей – климат – природные зоны. Объясни причину смены природных зон.
немногие растения и животные способны бороться летом с жарой, зимой – с морозами и весь год – с недостатком воды?
Проверка индивидуальных заданий.
1. В чём причина смены природных зон?
2. Расположение природных зон в направлении от полюса. (Рассказ сопровождается показом по карте)
III. Постановка учебной задачи.
— Мы говорили, что каждый живой организм хорошо приспособлен лишь к своему месту обитания. А могут ли жить вместе живые организмы жарких и холодных стран?
Главный вопрос урока : Могут ли жить вместе живые организмы жарких и холодных стран?
— Какие формы земной поверхности вы знаете?
-Как вы думаете, равнины или горы больше подходят для совместного проживания растений и животных разных природных зон?
-Какая будет тема урока? — «Горные экосистемы»
-Что нам предстоит выяснить?
Итог обсуждения : — Действительно. Такие экосистемы существуют.
И сегодня на уроке мы с ними познакомимся. А называются они – горные экосистемы.
— К концу урока мы должны показать, что в горных экосистемах можно встретиться с растениями и животными жарких и холодных стран.
IV. «Открытие» детьми новых знаний.
— Вспомните, как на глобусе и физической карте обозначают горы? Какие горы вы можете показать на карте?
— Откройте карту природных зон. Можете на ней найти горы? Как называются эти места? (области высотной поясности)
2. — Разберём два примера. Слайд 11.
— Воздух прозрачен. Солнечные лучи, не нагревая его, проходят насквозь. Они нагревают поверхность земли, а от земли уже нагревается ближайший к ней слой воздуха. Поэтому чем выше, тем воздух холоднее .
— Подножия гор лежат в тёплом воздухе, прогретом над равнинами. Чем выше в горы, тем воздух холоднее. Поэтому в горах, стоя на одном месте, можно увидеть все природные зоны: внизу, где воздух тёплый, — горные степи, чуть выше – горные леса, ещё выше – горные тундры и вершины гор – это горные ледники. Они опоясывают каждую гору на определённой высоте– образуют высотные пояса.
Выполнение задания в тетради (стр.51 №2)
Обратите внимание, что у подножия гор пояса те же, что и на равнине. Выше начинаются пояса, соответствующие более северной зоне.
— Чем высотные пояса отличаются от природных зон?
IV. «Открытие» детьми новых знаний.
Мы отправляемся в горы. Чтобы поближе познакомиться с их обитателями.
Работа в группах, с использованием материала учебника стр. 44 -45 и рисунками, подготовленными учителем.
1-я группа — Исследует растительный мир гор.
2-я группа — Как растения приспособились к жизни в горах?
3-я группа — Исследует животный мир гор.
4-я группа – Как приспособились к жизни в горах животные?
Проверка. Выступления детей и дополнение ответов.
Просмотр видеофрагмента «Горы»
— Ответили мы на главный вопрос урока?
Самооценка по индивидуальным листам оценивания.
Сообщения о жителях гор (по желанию).
1.Проверка домашнего задания. ( сообщения, дополнения, ответы на вопросы)
2. Изучение нового материала.( работа в группе, ответы на вопросы)
3. Первичное закрепление.(выполнение задания в тетради)
Предварительный просмотр:
”Задачи урока: ввести понятия высотные (горные) пояса, познакомить с природными условиями, растительным и животным миром гор, развивать навыки работы с картой, учить понимать, любить и беречь природу.
Оборудование: компьютер, компьютерная презентация «Горные экосистемы. Горы», компьютерный вариант «Словарь Ожегова», учебники, атласы, тетради для самостоятельных и проверочных работ, карточки с записью задач, девиза урока.
1. Постановка проблемного вопроса. Демонстрация компьютерной презентации.
Учитель: Юные исследователи! Давайте вместе подумаем!
Слайд 1. Что это за места на Земле, где мы одновременно можем встретиться с животными и растениями жарких и холодных стран, здесь, стоя на одном месте, можно сразу увидеть тундру, степь, лес и пустыню и даже вечные снега?
Сегодня на уроке мы познакомимся с природными условиями этих мест, с растительным и животным миром, продолжим работу с картой, будем учиться понимать и беречь природу.
(На доске учитель прикрепляет табличка с записью.)
- Природные условия
- Растительный и животный мир
- Работа с картой
- Бережное отношение к природе
Учитель : Прочитайте девиз нашего урока (записано на доске)
«Земля освещается Солнцем, а Человек – знанием»
3. Совместное открытие знаний.
Перечислите известные вам природные зоны Земли.
Ледяные пустыни, тундра и лесотундра, хвойные леса, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, пустыни и полупустыни, саванны и редколесье, жестколиственные и вечнозеленые леса, переменно-влажные леса, влажные тропические леса, области высотной поясности.
Слайд 4. Работа с учебником (стр. 42)
Вспомните Закон природной зональности.
В чем причина смены природных зон?
Климат зависит от распределения тепла на Земле. Растительность и животный мир зависят от климата. Поэтому природные зоны тоже имеют форму поясов. Правильное чередование природных зон от полюса к экватору, соответствующее изменению климата, называют законом природной зональности.
Какие формы земной поверхности существуют на Земле?
Учитель : Подумайте, равнины или горы больше подходят для нашего ответа на заданный вопрос.
Слайд 5. Тема урока «Горные экосистемы».
Слайд 6 . Кроссворд. Из чего состоит экосистема?
Вспомним, что такое экосистема, из чего она состоит?
(Работа выполняется на доске.)
5. Знакомство с новыми знаниями.
Работа с учебником стр. 43
Только в горах, стоя на одном месте, можно увидеть сразу и тундру, и степь, и лес, и пустыню, и даже вечные снега. Они расположены поясами, окружающими горы на определенной высоте, — высотными поясами
Слайд 7. Высотные (горные) пояса.
В степной зоне подножье гор занято степями, а в лесной — лесами. При подъёме в горы становится холоднее. Смена высотных поясов напоминает смену природных зон при движении к полюсу. Но есть одно исключение. В тундре всегда избыток воды. С гор вода стекает. Поэтому над лесным поясом в горах обычно расположен пояс альпийских лугов.
Выполните задание 1 срт.70. Коллективно, с комментарием.
Как ты думаешь, какие высотные пояса встретит альпинист в этих горах на пути к вершине? Почему на Урале высотных поясов меньше?
Альпинист (Работа со словарем Ожегова)
Альпинист – спортсмен, занимающийся альпинизмом, горовосходитель.
Альпини́зм — вид спорта и активного отдыха, целью которого является восхождение на вершины гор. Спортивная сущность альпинизма состоит в преодолении препятствий, создаваемых природой (высота, рельеф, погода), на пути к вершине. В спортивных соревнованиях по альпинизму объектом состязания являются высота вершины, техническая сложность пройденного маршрута, его характер и протяжённость.
Задание 5 в тетради для самостоятельных и проверочных работ стр. 27, работа №10.
Подпиши название горного пояса, пропущенного на рисунке. (Альпийские луга)
9. Проверка выполненного задания.
Слайд 9-10. Альпийские луга.
Покажи стрелками, где живут эти звери и птицы. Ответь на вопросы.
12. Комментарий домашнего задания.
Учитель. Для его выполнения необходимо знать, где находятся горы. Давайте посмотрим на карту, найдем горы и полюбуемся их фотографиями.
11. Работа с физической картой Евразии.
Учитель показывает фото гор, называет их, дети ищут и показывают горы на карте.
Слайд 15-23. Фотографии гор. Уральские горы, Карпаты, Альпы, Гималаи, Памир, Тибет, Кордильеры, Анды.
Учитель. Чтобы научиться беречь природу, нужно учиться ее понимать и любить.
Слайд 24 . Горы на Марсе. «Лучше гор могут быть только горы, на которых никто не бывал»,- пел в своих песнях поэт и композитор В.Высоцкий
Учитель: Кто знает, возможно, кто-то из вас побывает и на этих горах.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что это за места на Земле, где мы одновременно можем встретиться с животными и растениями жарких и холодных стран, здесь, стоя на одном месте, можно сразу увидеть тундру, степь, лес и пустыню и даже вечные снега? ?
Работа с атласом (часть 4, стр.16-17) Перечислите известные вам природные зоны
Работа с учебником (стр.44) Вспомните Закон природной зональности В чем причина смены природных зон? Какие формы земной поверхности существуют на Земле?
ЭКОСИСТЕМА — природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания Из чего состоит экосистема?
Высотные (горные) пояса Степи Горные леса Альпийские луга Горные ледники Очень холодный воздух Холодный воздух Прохладный воздух Теплый воздух
Растения гор Эдельвейс Горечавка Лишайник Сосна Горный лук Ель
Животные гор Медведь Белка Форель Суслик Лошадь Куропатка
Животные гор Як Лама Горный орел Горный козел Горный баран Снежный барс
Горы на Марсе «Лучше гор могут быть только горы, на которых никто не бывал» В.Высоцкий
Использованные ресурсы http://www.uraltravel.com/northural-rus.htm http://www.nerve.ru/user.asp?id=465&series_filter=411 http://www.photosight.ru/photo.php?phot http://astro.uni-altai.ru/pub/show.html?id=997 http://m.bavun.ru/classifieds/132238.html http://kolodruziv.com.ua www.color-travel.net gigamir.net http://www.ice-scream.ru/nature/beautiful-mountains.php http://otdokhni.ucoz.ru/forum/47-8189-1 http://www.sight-touch.com/photos/ru/landscape/page-18.html http://www.ayurtour.ru/info/print_1532_0.htm http://theme.worldnokia.ru/page/97 podrobnosti.ua http://theme.worldnokia.ru/page/97 http://www.segodnya.ua /news/12061271.html http://www.24ru.com/ru/nepal/photos/index0112.html http://russhanson.ru/forum/viewtopic.php?p=338130 http://sofora.livejournal.com/25700.html http://images.google.ru http://www.valiza-tour.kiev.ua/canada_towns / http://www.horeman.ru/publ/72 http://www.pilipino.ru/main.php?show=place&with=baguio http://www.dxtours.com/peru.shtml http://www.docrafts.co.uk.moikompas.ru/compas/gorniyturizm http://www.proza.ru/2009/03/26/1037 http://rusdiplomat.ru/post114708630 http://www.viktoriya-tour.ru/tourart/tur—karpaty/ http://www.salambek.net/forum/93-909-1 http://www.socionik.com/thread/10703-20.html http://www.r52.ru/index.phtml?rid=36&fid=317&sid=90&nid=27415 http://www.chernovik.net/news/318/ERUDITOR/2009/01/30/8148
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная доска. Конспект и презентация к уроку Окружающий мир. Экосистема озера. 3 класс
Урок и презентация по курсу окружающий мир, 3 класс. На уроке учащиеся знакомятся с понятием экосистема озера. В ходе урокаучащиеся знакомятся с происхождением и видами озер. На уроке.
презентация к уроку окружающего мира «Экосистема озера»
Данный ресурс позволяет доступно и наглядно дать учащимся представление об экосистеме озера по программе «Школа 2100» в курсе окружающего мира в 3 классе.
Презентация к уроку окружающего мира «Экосистема»
Окружающий мир 3 класс прграмма 2100 «Экосистема».
Конспект урока окружающего мира «Экосистема леса» 3 класс
Урок разработан по учебнику А.А.Вахрушева и содержит технологическую карту , иллюстрации слайдов, прописаны УУД.
Сценарий урока и презентация к уроку по окружающему миру «Экосистема. Грибы. Плесневые грибы»
Использование ИКТ в начальной школе по ФГОС Интегрированный урок по предметамокружающий мир, доноведение, информатика. 2 класс.
Урок окружающего мира «Экосистема озера». 3 класс
Урок окружающего мира. Тема «Экосистема озера». Класс: 3. УМК «Школа 2100».
Урок окружающего мира «Экосистемы болота. Болото и его обитатели.»
Цель урока: формирование понятия о болотах, знакомство с видом болота, звуками и голосами, познакомить с образованием болот.
Источник