Географический принцип культурного ландшафта

Культурный ландшафт и основные принципы его территориальной организации

Культурный ландшафт— сознательно измененный обще­ством природный ландшафт, где постоянно поддерживаемая хо­зяйственная деятельность приведена в соответствие с природным потенциалом ландшафта и может способствовать даже уве­личению этого потенциала (Кочуров). Специфической особенностью культурного ландшафта является присутствие в нем элементов материальной культуры общества. Культурный ландшафт рассматривается как органическое соединение мате­риальной и духовной культуры. Бескультурный ландшафт (акультурный) — это, как правило, следствие духовной деграда­ции жизни людей.

Некоторые географические принципы организации террито­рии культурного ландшафта (по А.Г. Исаченко):

1. Культурный ландшафт не должен быть однообразным, т.е. не только одни пашни.

2. Не должно быть антропогенных пустошей, заброшенных карьеров и других неудобных земель. Подлежит рекультивации.

3. Из всех видов использования земель предпочтение отдать зеленому покрову, особенно древесным насаждениям.

4. В некоторых ландшафтах необходимо поддерживать есте­ственные биоценозы, т.к. естественные ценозы лучше усваивают солнечную энергию и воду, чем культурные.

5. Обязательно в территориальной организации ландшафта должны быть ООПТ. Высшая категория земель этого типа — за­поведники, причем на значительной территории, чтобы охваты­вать как можно больше типов ландшафтов.

6. Планировочная структура культурного ландшафта должна сопровождаться его внешним благоустройством. Должны улуч­шаться эстетические качества ландшафта.

7. Важнейшим условием организации территории ландшаф­та является учет горизонтальных связей между его морфологи­ческими подразделениями. Так, взаимное расположение промышленных предприятий, жилых кварталов, зеленых зон, водоемов должно согласовываться с преобладающими направ­лениями ветра, а также поверхностного и подземного стока.

8. Рациональное размещение угодий и правильный режим их использования необходимо сочетать с мерами по повышению их потенциала путем различных мелиорации.

Культурный ландшафт — понятие многоплановое и довольно сложное. Помимо его научной трактовки, как сознательно измененного обществом природного ландшафта, где хозяйственная деятельность приведена в соответствии с природным потенциа­лом ландшафта и может способствовать даже увеличению этого потенциала, есть философские, социологические и прочие гума­нитарные исследования и даже замена словами «пейзаж», «про­странство», «территория», «местность», «место» и др.

Географ Г.А. Исаченко определяет в связи с понятием «культурный ландшафт» 4 узла, вокруг которых развернулись дискуссии.

1. Соотношение природной и культурной составляющих в культурном ландшафте. Автор выделил в ряде работ сле­дующие подходы (Г.А. Исаченко, 2003):

роль природных факторов в формировании культурного ландшафта сведена к фону, пейзажу, то есть внешней состав­ляющей ландшафта (Туровский, 1998 и др.).

В.Н. Калуцков (2000) представляет, что природный ланд­шафт — это такая же составная часть культурного ландшафта, как и, например, местная языковая система и местное сообщест­во.

В работах Ю.А. Веденина и его коллег по Российскому НИИ культурного и природного наследия, наряду с признанием вклада природных процессов, явно акцентируется роль интел­лектуальной и духовной деятельности в формировании культур­ных ландшафтов (Веденин, 1997 и др.). Ю.А. Веденин и М.Е. Кулешова (2001) включают в культурный ландшафт, наряду с топонимами, архивные и библиографиче­ские источники, а также разнообразные предметы, указывающие на связь ландшафта с историческими событиями.

2. Категория смысла в культурном ландшафте. Так, В.Л. Каганский (2001) считает культурным ландшафтом всякое земное пространство, которое определенная группа людей ос­воила утилитарно, семантически и символически. Действитель­но, человек, обживая некоторую территорию (пространство), осмысляет» ее, наделяя системой местных географических на­званий, символикой, местным фольклором и т.п. При этом не всегда смыслы, придаваемые разным местам (ландшафтам),имеют сугубо позитивный характер.

3. Существование нематериальной (духовной) состав­ляющей у культурных ландшафтов. Представители гумани­тарной географии, не говоря уже о «чистых» гуманитариях (фи­лологах, историках, этнографах и др.), как правило, уделяют особое внимание рассмотрению духовных начал местности (genicus loci). Духовность ландшафта служит важнейшим объектом изучения в так называемой сакральной географии.

Трудно отрицать существование духа (а также души) у большинства обжитых человеком ландшафтов. Однако вопрос, можно ли изучать эту сторону культурных ландшафтов метода­ми «традиционной» науки, остается открытым. Несомненно, что дух местности — порождение определенного исторического пе­риода и культуры конкретного сообщества людей; поэтому он не всегда воспринимается вне этой культуры. Так, русская нацио­нальная святыня — ландшафт окрестностей сел Михайловского и Тригорского на Псковщине — едва ли будет духовно воспринят иностранцем, для которого Пушкин — ничего не значащее имя. Можно утверждать, что «духовная нагрузка» ландшафта харак­теризует его определенное состояние на фоне более стабильных во времени (как правило, природных) составляющих (Г.А. Иса­ченко, 2003).

4.Иерархия культурных ландшафтов. Среди большого потока текстов о культурных ландшафтах очень мало работ, где рассматривались бы культурные ландшафты конкретной терри­тории в их пространственной иерархии. Как правило, любая по­пытка картографирования сложных территориальных комплек­сов (к которым, без сомнения, относятся и культурные ландшафты) приводит к необходимости установления иерархии последних. Едва ли целесообразно механическое перенесение всего аппарата классического ландшафтоведения (включая де­тально разработанную морфологию ландшафта) в исследование культурных ландшафтов. На этом пути можно зайти далеко, на­зывая, например, помойку во дворе многоэтажного дома «эле­ментарным культурным ландшафтом» (кто возразит, что это своего рода отражение культуры дома в целом?), а городскую свалку — «культурным урочищем». Догматические подходы опасны в любом исследовании, однако невозможно отрицать, что культурные ландшафты разноуровенны (разномасштабны), а многие из них, по сути дела, «вложены» друг в друга. Представ­ляется, что при изучении их иерархии, а также пространствен­ных границ и взаимных переходов плодотворно понятие природно-культурный комплекс (или природно-культурный террито­риальный комплекс), уже используемое рядом авторов.

Читайте также:  Как правильно мульчировать грядки клубники

В целом же Г.А. Исаченко констатирует, что современное понятие «культурный ландшафт» развивается в двух основных направлениях. Одно из них находится в русле классического ландшафтоведения.. Здесь акцент делается на термине «ланд­шафт», и культурный ландшафт рассматривается как «двуеди­ный» комплекс, где действуют как природные (спонтанные) процессы, так и процессы, инициированные человеческой дея­тельностью (в том числе управляемые или контролируемые че­ловеком). К понимаемому таким образом культурному ланд­шафту применимы методы динамического ландшафтоведения, то есть можно исследовать его структуру и функционирование с соответствующими потоками вещества, энергии и информации, а также картографировать в разных масштабах. При этом необ­ходимо учитывать, что не все привнесенные человеком особен­ности культурного ландшафта объяснимы с рационалистической точки зрения; здесь часто присутствует «иррациональные» эле­менты (например, сакрального характера), которые можно по­нять только в рамках определенной культуры.

С этих позиций понятие «культурный ландшафт» предпочтительнее термина «антропогенный ландшафт», имеющего ши­рокое хождение в географии, главным образом благодаря рабо­там Ф.Н. Милькова. Кроме того, второй термин неудачен по его прямому смыслу («ландшафт, сделанный человеком») — на что уже не раз указывалось в географической литературе (Г.А. Исаченко).

Второе направление можно обозначить как междисципли­нарное. Здесь культурный ландшафт, исследуемый с участием представителей гуманитарных дисциплин (а нередко — только «гуманитариями»), давно уже «оторвался» от ландшафта, а не­редко — и от территории. — Явный акцент в таком изучении дела­ется на термине «культура», причем изучаются в основном «по­рождения» людей, населяющих (населявших) конкретные ландшафты — от древних рун и саг до политических предпочтений. Речь идет, скорее, о прочтении ландшафтов и их образов (в самом широком смысле) средствами гуманитарных наук. Эти средства довольно многообразны и дают интересные результаты, но нельзя забывать, что любое «прочтение» ландшафта конкрет­ным исследователем неизбежно несет на себе отпечаток соот­ветствующих социокультурных установок.

Классификации культурных ландшафтов также различны, как различны подходы к ним.

Могут быть культурные ландшафты городов, сельских посе­лений, обширных равнин и горных территорий, степных про­странств и таежных лесов, изучать можно культурные ландшаф­ты монастырей и казачьих поселений, ландшафты бывших помещичьих усадеб и парков.

Источник статьи: http://lektsia.com/1x5a9c.html

Культурный ландшафт — это. Понятие, примеры с описанием

Особые нотки пробуждают в человеке красивые виды природы. Ведь мы — ее частичка. Неповторимое впечатление производит на нас цветущие деревья, солнечное сияние, зеленые насаждения, журчащая вода. Жителям мегаполиса, погруженным в бешеный городской ритм, так необходимо умиротворение. Очень часто успокоение находят, любуясь культурными ландшафтами. Это пространство земли, сформированное сознательной, целенаправленной работой самого человека. За последние десятилетия возрос интерес к объектам развитого ландшафта. Его исследованием занимается наука география. Именно культурный ландшафт — это один из ведущих ее лейтмотивов. Что ж, поговорим об этом понятии, познакомим вас с примерами подобных отечественных и зарубежных ландшафтов.

Что такое культурный ландшафт?

Не совсем просто дать определение культурному ландшафту. Это, скорее всего, земной рельеф, появившийся после преобразовательной деятельности людей для удовлетворения тех или иных духовных и практических потребностей. Каково же представление о культурном пространстве? Для многих культурный ландшафт — это сплошная многослойная ткань в виде целостного ковра, сопрягающего природные и культурные компоненты. Все объекты и места на земной поверхности являются узелками ландшафтной ткани с целостным рисунком.

Можно сделать вывод, что культурный ландшафт — это земное пространство, которое цельно и структурировано, в нем содержаться природные и культурные элементы. Человек сам повлиял на многие земные пространства, дополнив их артефактами. Именно человеческая деятельность повлияла на динамику природных состояний. Такие измененные пейзажи еще называют антропогенными ландшафтами. О них речь пойдет дальше в статье.

Понятие антропогенного ландшафта

Под этим понятием подразумевается природно-культурный территориальный комплекс, который освоило человеческое общество. Антропогенный (культурный) ландшафт — это компоненты культуры на природной основе. Такая окультуренная территория сохраняет и наследует природную основу. Антропогенные частицы тактично дополняют природные основания и следуют их закономерностям. В пример можно привести сельское поселение.

Под понятием антропогенных ландшафтов подразумевают отдельные высокостатусные элементы культуры на сплошной природной площади. Антропогенный пейзаж является разновидностью культурного. Это территория, измененная человеком. Известный отечественный ландшафтовед Ф. Н. Мильков называл антропогенными территории, заново созданные человеком, а также природные комплексы, подвергшиеся изменениям в результате его деятельности. Измениться могут растительность, животный мир. Большая часть современных территорий антропогенные, потому что были в какой-то мере изменены людьми. Наиболее заметные преобразования природы человеком — вырубка лесов, образование искусственных насыпей — терриконов. Существует еще такое понятие как антропогенный рельеф.

Кто дал начало понятию «культурного ландшафта»?

Первым о таком понятии стал говорить немецкий ученый Ото Шлютер. Под ним он подразумевал единство природных и культурных вещей, которые доступны для восприятия человеком. Само слово «ландшафт» имеет немецкое происхождение и состоит из двух слов. Первая часть слова означает «страну», вторая — «вид местности». Отсюда напрашивается вывод, что под этим понятием Шлютер подразумевал измененную человеком территорию — антропогенную. Трансформация и эволюция этого понятия также рассматривалась следующими учеными:

  1. Американским географом, определившим культурный пейзаж как результат взаимодействия человека с природой, Карлом Зауэром.
  2. Александром фон Гумбольдтом.
  3. В. И. Вернадским.
  4. Русским ученым, также определившим культурный ландшафт результатом взаимодействия человека и природы — В. П. Семеновым-Тян-Шанским.
Читайте также:  Идеальные бани с верандой

Для определения тех или иных географических локаций, которые признаются объектами культурного наследия человечества, это понятие использует ЮНЕСКО.

Как подходят к изучению культурных пейзажей?

Отечественная наука очень тщательно подходит к изучению этого понятия. Выделяют три основных подхода к нему:

  1. С информационно-аксиологической точки зрения. Ландшафт рассматривается как компонент, несущий духовную и интеллектуальную ценность, на который повлияли материальные составляющие.
  2. С этнокультурной стороны. Рассматривается ландшафт в виде природно-культурного комплекса, который появился под воздействием природы и этносов.
  3. С феноменологической точки зрения. Под культурным пространством подразумевается жизненный участок большой группы людей, переделавших природу под себя.

При каких условиях образуется подобное пространство?

Культурный ландшафт образуется при определенных условиях:

  • Важно рационально использовать природные ресурсы и природное разнообразие.
  • Следует воспроизводить и защищать природные ресурсы территории ландшафта.
  • Строительные или инженерные работы проводятся не в противодействии или противоречии с природой.
  • Тщательно продумывают оптимизацию санитарно-гигиенических условий.

Нормы понятия

Геолокации, претендующие попасть под определение «культурные», должны соответствовать следующим требованиям или нормам:

  • В них не должно быть однообразия.
  • Антропогенные пустоши (пустыри, свалки, карьеры) должны отсутствовать.
  • Такую территорию обязательно нужно охранять.
  • Для улучшения и сохранения объектов постоянно должны вестись работы.

Перечень категорий и видов антропогенных пейзажей

Культурные пространства можно распределить на несколько основных категорий:

  • Те, которые развиваются органически. Они уязвимые, потому что созданы аборигенными культурами.
  • Те, которые прекратили развитие (реликтовые). Они являются носителями культуры, их расцвет остался в истории.
  • Целенаправленно созданные, задуманные и исполненные людьми ландшафты природы, к которым относятся сады и парки.
  • Включенные в список культурного наследия ассоциативные пространства. Такими объектами культурного ландшафта являются места творчества известных людей, памятные места. В пример ассоциативного пространства можно привести развалины Афинского акрополя.

Также учеными выделено 5 основных видов антропогенных пространств:

  1. Лесной. Связан с лесными посадками и искусственными лесами.
  2. Водный. Включает водохранилища и искусственные озера.
  3. Аграрный или сельскохозяйственный. Связан с возделыванием полей.
  4. Промышленный. Включает дороги, фабрики, заводы.
  5. Городской ландшафт или селитебный. Это инфраструктура от маленьких поселков до крупных мегаполисов.

Культурно-исторические ландшафты

В качестве культурно-исторических пространств можно приводить дворцово-парковые ансамбли, усадьбы дворян, комплексы монастырей, поля сражений, археологические комплексы, совокупность исторических сельских и городских объектов. Примеров таких территорий в мире очень много. Стоит назвать национальный парк Тонгариро в Новой Зеландии. Для местных жителей маори он несет религиозно-духовное значение. На просторах этого заповедника возвышаются купола из потухших и активных вулканов. Здесь же наблюдаются кратеры, источники, лавовые равнины, морены, ледниковые отложения. Также очень богата фауна парка.

Национальным памятником Португалии названа старая крепость Синтры с романтической европейской архитектурой. Это маврское сооружение расположено на вершине горного хребта Серра-да-Синтра. Временем ее строительства является 8-9 век. Когда христиане сражались с рабами за землю, сооружение было основным стратегическим объектом. Сегодня этот старинный вид ландшафта охраняет ЮНЕСКО. Также в Португалии находится еще один дворцовый комплекс — дворец Кинта да Регалейра.

Нельзя не вспомнить Национальный сад камелий в Сиднее. Многие австралийцы любят отдыхать здесь. Именно здесь можно полюбоваться не только множеством камелий, но и азалий, рододендронов. Каких только сортов этих растений здесь не встретишь. Также сад славится своим огромным розарием.

В Эфиопии есть уникальный город Консо. Здесь можно увидеть деревянные статуи прошлых поколений, каменные террасы. Город включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В его окрестностях расположены скульптуры религиозного назначения (вака). Также здесь много ископаемых останков гоминид. Жители Консо живут сельским хозяйством, пчеловодством, хлопкоткачеством. Недавно в окрестностях была построена пермакультурная ферма.

Старый речной пейзаж на реке Дунай в Австрии также заслуживает внимания. На холмах, между которыми течет Дунай, виднеются замки, шпили церквей, маленькие поселки и деревни. Туристы ассоциируют эти места со съемками фильмов по сказкам Братьев Гримм. Особенно запоминается Долина Вахау, тянущаяся вдоль Дуная до Мелька. Это самое красивое место в Австрии. Изображение, описание ландшафтов природы, живописные пейзажи привлекают множество художников и писателей. Эта местность также занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Также недалеко от Зальцбурга есть долина, богатая очень красивыми озерами. Эта территория называется Зальцкаммергут. Там очень много достопримечательностей, музеев, исторических построек.

В густом лесу, возле горного массива Виндхья (Индия) расположился уникальный памятник доисторической культуры человечества — скальные жилища Бхимбетка. Здесь около 500 уникальных пещер, стены которых украшены рисунками примитивных людей эпохи мезолита. Эти жилища образовались естественным путем в массивных известняковых скалах из буро-коричневого песчаника. Далекими предками они использовались в качестве укрытий. Наскальная роспись Бхимбетка — это панорамные картины, которые воспроизводят повседневную жизнь доисторических людей: сбор урожая, охота, рождение потомства, ритуальные танцы.

В ходе описания напрашивается вывод, что примером культурной территории может быть все, что создавалось людьми. Самым знаменитым примером послужит Версаль во Франции. Фото этой достопримечательности вы видите выше. Это самый большой садово-парковый ансамбль во Франции, где находилась резиденция королей. Сегодня в замке находится национальный исторический музей, где находятся картины, бюсты, портреты. На территории Версаля также находятся великолепные аллеи, клумбы, фонтаны, искусственные водоемы.

Еще одним объектом культурно-этнического наследия является Великая китайская стена. Это поистине уникальное сооружение нашей цивилизации. Этому строению уже 1000 лет. Китайская стена таит в себе много интересных фактов. Во-первых, это самое длинное искусственное сооружение в мире. Во-вторых, во время ее строительства погибло более миллиона человек. В-третьих, для укладки каменных блоков стены использовалась клейкая рисовая каша и примесь гашеной извести. Каждый год достопримечательность Китая посещает более 40 миллионов туристов.

Комплексным культурным объектом Всемирного наследия является территория долины реки Орхон. Когда-то там располагалась столица Монгольской империи — Каракарум. ЮНЕСКО определила этот район представителем эволюции кочевой пастушеской цивилизации на протяжении двух тысячелетий. Здесь много памятников культуры в виде каменных тюркских статуй и стел. На них виднеются орхонские рунические надписи.

Городской пейзаж

Что же присуще городскому ландшафту или селитебному? Его отличительными чертами являются полная перестройка первичного рельефа и почвы. Сюда также входит изменение гидросети, сооружение построек. В нем сочетаются природные и искусственные компоненты. Это жилые помещения, фабрики, заводы, инженерные, хозяйственные, транспортные и энергетические сооружения. Это также сады, парки, элементы благоустройства на площадях и улицах. Антропогенный характер городского ландшафта представлен следующими элементами:

  • инженерными сооружениями, зданиями;
  • улицами, транспортными магистралями;
  • перекрестками, транспортными развязками;
  • городскими площадями;
  • дворами, внутриквартальными пространствами;
  • искусственным озеленением;
  • скверами, бульварами, набережными;
  • малыми архитектурными формами, рекламой.

Примеры культурных пейзажей России

Россия богата не только красивыми видами природы, но и культурными ландшафтами. Изучением отечественных культурных пейзажей занимался географ В. Л. Каганский. Именно он описал все имеющиеся в стране русские ландшафты. Среди развивающихся и реликтовых пейзажей страны встречаются дворянские усадьбы, архитектурные комплексы монастырей, древние городища.

Уникальной русской усадьбой считается родовое имение великого русского писателя Льва Николаевича Толстого — Ясная Поляна. На протяжении XVIII-XIX здесь создавали уникальный усадебный ансамбль из парков, садов, живописных аллей, прудов, богатой оранжереи, большого барского дома и двух флигелей. Этот архитектурный комплекс сохраняют уже более 100 лет по образцу 1910 года, когда умер писатель. В Ясной Поляне прекрасные виды природы с вековыми деревьями, молодой порослью, живописными аллеями, укромными лесными тропинками, зеркальной гладью прудов. Сегодня этот музейный комплекс признан культурным центром мирового значения.

В Орловской области находится государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева — Спасское-Лутовиново. Здесь находится тургеневское родовое гнездо. В ансамбль входит фамильный склеп, сам дворянский дом, каретный сарай, конюшня, церковь, парк с красивыми березовыми аллеями и клумбами.

Также примером культурных ландшафтов в России могут послужить сохранившиеся в разных городах сооружения Кремлей. Ими могут похвастаться Москва, Тула, Нижний Новгород, Казань. Городские укрепления в древней Руси назывались именно кремлем. Это не просто оборонительный пункт, а комплекс укрепленных строений. В ансамблю кремля входит целая территория, обнесенная крепостной стеной. Такие крепости древней Руси были надежным каменным щитом. Многие из них сохранились и по сей день. Менее знамениты Псковский, Зарайский, Коломенский, Астраханский, Тобольский, Смоленский кремли.

К целенаправленным ландшафтам относят знаменитый дворцово-парковый ансамбль Петергоф. Он был создан еще во времена Петра I. Город находится на берегу финского залива и входит в состав Санкт-Петербурга. Именно этим ансамблем Петр Великий хотел затмить французский Версаль. Это собрание красивейших дворцов и уникальных фонтанных комплексов. Сегодня здесь находится государственный музей-заповедник. Единую композицию представляет собой парк Петергофа с необыкновенными зелеными аллеями.

Погрузится в историю сражений и окунутся в эпоху 14 века поможет музейный комплекс «Куликово поле». Он расположился непосредственно вблизи поля битвы 1380 года. Проект музея разработал заслуженный архитектор России С. В. Гнедовский. Комплекс сделан в стиле русского постмодернизма и предает специфику ландшафта. Зрители наблюдают здесь новый русский стиль в современной архитектуре, лесные и степные территории и место сражения.

Панорама поселка близ Нижнего Новгорода

Люди продолжают изменять ландшафт в лучшую сторону, застраивая его новыми деревнями и городами, парками и другими сооружениями. В пример хочется привести новый поселок вблизи Нижнего Новгорода — «Русские просторы». Находится этот коттеджный поселок в Богородицком районе и имеет красивейшие ландшафты, которые переплелись с современными постройками. Здесь открываются роскошные пейзажи родной природы. «Русские просторы» предназначены для постоянного проживания. Инфраструктура поселка тщательно продумана. Здесь строится общая зона отдыха, детские площадки, зона барбекю, магазины, аптечные пункты. С одной стороны поселка находится лесной массив, с другой — озеро с песчаным пляжем.

Отсюда можно сделать вывод, что ландшафт естественный и культурный — вещи разные, но они сочетаются друг с другом. Так, конвенция ЮНЕСКО тайгу также сочла культурным ландшафтом.

Источник статьи: http://fb.ru/article/380125/kulturnyiy-landshaft—eto-ponyatie-primeryi-s-opisaniem

Читайте также:  Решетки для веранды виды
Оцените статью