Гендерные группы в садах

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада

Гендерное воспитание в детском саду

В реалиях современности часто возникает вопрос, так ли необходимо какое-то особенное гендерное воспитание малышам-детсадовцам. Есть ли в этом насущная необходимость для детей? И вообще — что такое «гендер», что такое «воспитание с учётом гендерных ролей», как этот аспект должен реализовываться на практике? В последнее время педагоги и психологи говорят о воспитании как гармоничной картине, где учтены все аспекты развития личности, что подразумевает педагогическую работу с детьми, учитывающую не только их биологический пол, но и социальный — «гендер».

Значение гендерного воспитания в дошкольном возрасте

«Как Вася может играть в куклы, он же мальчик. », «Девочки не могут быть пожарными. », «Разве Петя девочка, у него же длинные волосы. » Такие высказывания знакомы каждому воспитателю в детском саду и каждому родителю. Наше отношение к полу развивается очень рано. Исследования показывают, что к двум годам дети уже начинают замечать физические различия, а в возрасте трёх лет имеют сформированные представления о поведении, деятельности и т. д., которые соотносятся с полом человека.

Как выражаются учёные, «давайте договоримся о терминах». Что же такое гендер?

«Нельзя возвышать один пол над другим как более совершенный, но также нельзя и уравнивать их».

Ж.-Ж. Руссо

«Письма с горы»

В переводе с английского gender обозначает «род», «пол». Но это не просто обозначение различий между девочками и мальчиками. В отличие от понятия «пол», которое отвечает за биологические функции человеческих особей, гендер — это «социальный пол» индивида. Он не даётся с рождения, не закодирован X и Y хромосомами, а формируется в процессе воспитания и культурного становления личности. В это понятие включается вся богатая палитра различий (в психологическом, культурном и социальном смысле) между мужчинами и женщинами. Когда женщина вынашивает ребёнка — это функция её биологического пола, а вот если звучит посыл «мальчики не плачут» или «уступи, ты же девочка» — это уже сфера гендерных стереотипов.

Девочка и мальчик сидят на скамейке

Основы гендерных взаимоотношений закладываются ещё в детстве

Изучение гендерной идентичности, гендерных ролей, стереотипов и формирование здорового взгляда на свой пол и своё «я» начинается достаточно рано. Поэтому в детском саду обязательно должно уделяться внимание гендерному воспитанию, практическая реализация которого осуществляется силами как воспитателей, педагогов и психологов, так и родителей.

Гендерная дифференциация — это процесс, когда ребёнок осознаёт и усваивает свою принадлежность к мужскому или женскому полу, и это осознание становится неотъемлемым качеством личности. Малыш понимает как сходство и общность с людьми своего пола, так и своё отличие от других.

Гендерный подход в воспитании детей — такая тактика в воспитании ребёнка, при которой непременно учитываются особенности и характеристики его или её пола, вследствие чего у ребёнка создаются гармоничные представления о качествах мужчин и женщин. При этом нужно учитывать индивидуальные особенности каждого конкретного ребёнка, не подстраивая педагогический процесс под обобщённые представления о девочках и мальчиках.

Цель гендерного подхода — формирование способности к самореализации у детей в процессе воспитания независимо от их пола, а также усвоение ими ценностей, не зависящих от социальных ролей (например, идеи равенства независимо от половой принадлежности). Важность гендерного подхода заключается в формировании концепции стабильности собственного пола ребёнка — «я девочка», «я мальчик».

Читайте также:  Золотое руно михайловский сад

Мальчики и девочки в ряд

Гендерная идентификация идёт постепенно по мере роста и развития детей

Как реализовать гендерное воспитание в различных возрастных группах? Ведущим видом деятельности в возрасте от трёх до шести лет является игра. Игровой подход широко используется воспитателями, потому что именно так возможно наиболее эффективно создать педагогические ситуации, способствующие накоплению положительного опыта гендерного поведения. В различных группах могут применяться приёмы, направленные на конкретные возрастные задачи, но в целом игры в рамках гендерного воспитания имеют цель:

  • развить знания детей о принадлежности к соответствующему полу;
  • закрепить положительное эмоциональное отношение к собственному полу;
  • развить гендерные представления (о лучших качествах, присущих мужчинам и женщинам, о толерантности, знания о семье и семейных традициях и т. д.).

Для реализации этой цели педагог ставит задачи:

Например, в поле образовательных задач можно читать с детьми сказки, где в сюжете затронута семейная жизнь персонажей (подойдут почти любые сказки Пушкина) или взаимоотношения между героями разного пола (например, в «Сказке о золотом ключике» — Буратино и Мальвина), а потом беседовать с детьми о том, как они понимают прочитанное. Можно также рассказывать детям об основных функциях семьи, семейных традициях, знакомить с профессиями и трудовой деятельностью.

Детям читают книжку

Многие сюжеты на тему гендерной идентичности можно почерпнуть в художественной литературе

К развивающему полю можно отнести:

  • упражнения на логику и умение классифицировать (хотя бы на примере предметов гардероба — кто какую носит одежду, обувь, головные уборы и проч.);
  • музыкальные и физические развивающие игры и т. д.;
  • задания на умение выделять отличительные признаки, которые у девочек и мальчиков проявляются во внешнем виде и одежде, поведении, интересах и т. д.

Разумеется, в соответствии с возрастной категорией формулировка задачи будет возрастать от простого к сложному. Если в младшей группе можно учить определять мальчиков и девочек по картинкам, куклам и игрушкам, то в старшей уже стоит привлекать известных сказочных героев, давать более сложные загадки, использовать комплексное музыкальное оформление и т. д.

Интересно в игре отрабатывать простые категории грамматики: дети могут придумывать уменьшительно-ласкательные формы от имён существительных мужского и женского рода, прилагательные от существительных, подбирать пары прилагательных по роду и т. д.

Воспитательным задачам отвечают задания на формирование отношений между детьми вне зависимости от их пола на основе доброжелательности и взаимопомощи, умение проявлять внимание и участие друг к другу.

Читайте также:  Зимний сад в доме отделка

Психологические аспекты гендерного воспитания

Нюансы воспитания мальчиков и девочек обусловлены особенностями их развития, рекомендации психолога помогут воспитателям и родителям. Специалисты определяют ранний дошкольный возраст (2–3, 3,5 лет) как время, когда девочки и мальчики начинают осознавать, кто они, и обозначать себя, принимать свою гендерную роль. В позднем дошкольном возрасте (4–7 лет) дети понимают, что девочки вырастут женщинами, мальчики — мужчинами, то есть у них сформирована гендерная устойчивость.

Для облегчения детьми принятия собственной гендерной идентичности воспитатели и родители должны учитывать психологические отличия и особенности развития мальчиков и девочек.

Таблица: психологические различия мальчиков и девочек 3–5 лет

Мальчики Девочки
Легче запоминают информацию, расположенную вертикально. Легче запоминают информацию, расположенную горизонтально.
Меньше реагируют на эмоциональную сторону речи. Раньше оценивают эмоциональную окраску, позже — суть.
Эффективно воспринимают информацию о действиях (глаголы). Быстро схватывают информацию, важна оценочность (прилагательные).
Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени. Внимание усиливается при эмоциональной окрашенности материала.

Как это работает в воспитании? Поэтапно стимулируем слабые стороны, сильные — развиваем и переключаем на трудовую деятельность и помощь другим детям. Хвалим за достижения. Не ругаем за промахи. Нельзя сравнивать мальчиков и девочек, ставить одних в пример другим: даже ровесники, они разнятся по биологическому возрасту (девочки раньше взрослеют).

Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мамам, воспитательницам и учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика — они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругают мальчика, нагнетая эмоции, и сердятся оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остаётся равнодушным к её словам. Нет, он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но он, в отличие от мамы (и сестры или одноклассницы), не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит. Он вас уже не слышит. Ваши воспитательные усилия пропадают впустую. Остановитесь. Ограничьте длину нотации, но сделайте её более ёмкой по смыслу, так как мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Если вся ваша речь сводится к двум словам: «ты плохой», — то чего вы ждёте от мальчика? Он дезориентирован. Объясните ему ситуацию очень коротко и очень конкретно — чем же вы недовольны.

В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман

http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0027.shtml

Есть мнение, что у девочек нужно дополнительно стимулировать крупную моторику (спортивные игры, кегли, мяч), у мальчиков — мелкую (конструкторы, кубики, шнуровки и проч.). Побуждайте мальчиков выражать свои эмоции, обсуждайте с ними их чувства. Если в группе имеются мальчики с задатками лидеров, непременно пристально изучите девочек, бывает, что девочке с лидерским потенциалом не даёт раскрыться мужское доминирование, дайте ей возможность проявить себя. Обязательно нужно признавать за детьми право быть собой вне зависимости от обстоятельств.

Читайте также:  Жилой комплекс ботанический сад карта

Методы формирования гендерной принадлежности у дошкольников

Решение задачи подразумевает выбор оптимальных педагогических методов.

Как подготовить занятие по гендерному воспитанию

Прежде чем проводить занятие по гендерному воспитанию с дошкольниками, нужно:

  1. Выбрать тему.
  2. Определить цель и методы, а также задачи.
  3. Составить конспект, где излагается краткое содержание занятия.

При помощи конспекта воспитатель формирует структуру всего занятия, определяет, сколько времени отвести на ту или иную смысловую часть. Обычно занятия по гендерному воспитанию ориентируются на временные рамки творческих занятий. По санитарным нормам они такие:

  • В младшей группе занятия длятся не дольше 20–25 минут с перерывом, можно сделать два перерыва на подвижную активную деятельность, малыши быстро утомляются.
  • В средней группе уже 25–30 минут, с перерывом.
  • В старшей и подготовительной 30–35 минут почти как в школе.

Многие воспитатели уже разработали и внедрили в свою практику темы занятий по гендерному воспитанию, с ними можно ознакомиться в таблице. В составлении собственного конспекта воспитателю, в зависимости от выбранной темы занятия, нужно обдумать варианты формулировок цели занятия (развить у детей гендерные представления, знания детей о своей гендерной принадлежности и т. д.) и, в зависимости от этого, определить задачи, требующие решения методом занятия. В конспекте должны быть краткие описания используемых на занятии игр, упражнений, заданий по творческому труду, тексты загадок, стихов, считалок и т. п. Также воспитатель указывает, какое используется музыкальное сопровождение.

Таблица: конспекты занятий по гендерному воспитанию дошкольников (фрагменты)

  • Ознакомление детей с особенностями, нормами и правилами поведения в зависимости от пола;
  • актуализация стремления быть похожими на настоящих мужчин и женщин.
  • Выявить и закрепить понятия ребёнка о себе как о представителе определённого пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков и девочек;
  • способствовать формированию позитивного отношения к себе.
  • Развивать умение отличать мальчиков от девочек;
  • воспитывать дружеские и уважительные отношения между детьми разного пола.

Источник

Оцените статью