МОЛЕНИЕ О ЧАШЕ (ХРИСТОС В ГЕФСИМАНСКОМ САДУ)
Легкая деформация основы. Живопись в хорошем состоянии сохранности; справа от изображения головы Ангела — участок утраты красочного слоя под реставрационной ретушью.
Евангельский сюжет: Мф. 26: 36-46; Мк. 14: 32-43, Лк. 22: 39-47; Ин. 18:1-3, повествующий о последней молитве Христа в Гефсиманском саду, где, преданный Иудой, он был взят под стражу. Во время молитвы Христос произнес: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39).
В центре композиции изображен коленопреклоненный Христос перед ангелом, протягивающим ему чашу. На переднем плане — трое учеников Христа, объятых сном — Петр, Иаков, Иоанн. Справа вдали светом факелов освещены входящие в Гефсиманский сад стражники с толпой людей, готовые взять Христа.
Картина из собрания ГМИИ восходит к подписной композиции Франческо Бассано (Художественный музей Ринглинг, Сарасота; Arslan 1960, I, p. 222), относящейся к циклу Страстей Христовых, выполненному в середине 1580-х годов для церкви Сант Антонио в Брешии. Кисти Франческо принадлежит и подписной вариант этой композиции в собрании Каламаи во Флоренции. Вариант из Галереи Палатина в Палаццо Питти во Флоренции (инв. 443; Arslan 1960, I, p. 216) не имеет подписи, но по манере письма считается близким к произведениям Франческо Бассано. Картина горизонтального формата на холсте из Городского музея в Бассано дель Граппа (инв. 329) в каталоге музея приписывается Леандро (Magagnato, Passamani 1978, p. 36); того же мнения ранее придерживался и Арслан (Arslan 1931, р. 276), позднее принявший авторство Франческо Бассано (Arslan 1960, I, p. 214). Другие варианты этой темы находятся в Галерее Эстензе, Модена (инв. 416; предположительно Леандро), Национальной галерее, Парма (инв. 476; предположительно Франческо), Галерее Академии, Венеция (инв. 393, 395), Эрмитаже, Санкт-Петербург (инв. 2263; Мастерская Бассано). Некоторые из них приписываются Леандро, но чаще — мастерской Бассано. Высказывалось также мнение, что прототипом для всех композиций на данный сюжет послужил не дошедший до нас оригинал Якопо Бассано.
Леандро был третьим из сыновей Якопо Бассано и младшим братом Франческо. Он работал в Бассано дель Граппа, а с 1588 года обосновался в Венеции. Известно, что Леандро завершал многие из незаконченных работ Франческо в связи со смертью последнего в 1592 году.
Самому Леандро принадлежат несколько вариантов, а также повторений композиции Моление о чаше (Пинакотека, Ватикан; инв. 709; Музей, Загреб; инв. 274; собр. Молинари Праделли, Марано ди Кастеназо близ Болоньи, и др.), из которых картина ГМИИ, без сомнения, является лучшей.
Слово EQVES в подписи указывает на то, что к моменту написания произведения Леандро уже имел дворянский титул, пожалованный ему дожем Марино Гримани, правившим в Венеции с 1595 года. Это обстоятельство дает основание для датировки картины из собрания ГМИИ не ранее 1595 года. Арслан (Arslan 1960) датирует ее 1595-1600 годами.
Данная тема широко разрабатывалась и в мастерской Бассано, где трудились все члены этой семьи. Так, упоминавшаяся выше композиция из Городского музея в Бассано дель Граппа, которую Арслан приписал вначале Леандро, а затем Франческо Бассано, на наш взгляд, является более поздним повторением широко растиражированного сюжета, исполненным в мастерской Бассано уже в начале XVII века. Она была написана позднее московской картины, возможно, служившей образцом автору, то есть уже после смерти Франческо, когда мастерскую возглавил Леандро.
Происхождение: в 1936 приобр. у Наяшковой, Москва.
Литература: Кат. ГМИИ 1957, с. 10-11 (Христос в Гефсиманском саду); Arslan 1960, I, р. 265; II, ill. 325; Кат. ГМИИ 1961, с. 13 (Христос в Гефсиманском саду); Donzelli, Pilo 1967, p. 76; Смирнова 1976, с. 140 прим. 26; Magagnato, Passamani 1978, p. 36; Кат. ГМИИ 1986, с. 24; Маркова 1992, с.154-155 ил.; Фомичева 1992, с. 66; Кат. ГМИИ 1995, с. 82 ил.
Источник
Художник Carlo Dolci (1616 – 1686). В погоне за прекрасным идеалом
Биография и картины флорейнтийского художника эпохи зрелого барокко Карло Дольчи.
Художник Карло Дольчи (Carlo Dolci) родился в мае 1616 года во Флоренции. С ранних лет увлекался живописью и родители отправили маленького Дольчи в ученики в художественную школу Якопо Виньяли, где маленький художник проявил большой талант и недюжинные способности к живописи.
Первые (из сохранившихся) работы художника датируются, примерно, 1632 годом – это очень натуралистические портреты. Затем, видимо находясь под сильным влиянием своего учителя Виньяли, Карло всё больше и больше склоняется к религиозной живописи. В работах этого переходного периода ещё можно увидеть попытки воспроизвести «прекрасный идеал» тосканского чинквеченто (период итальянского Возрождения).
Большое количество копий и повторений картин художника говорит о том, что работы Carlo Dolci пользовались большой популярностью и художник эту популярность успешно, как бы сказали сейчас, монетизировал.
В начале 50-х годов семнадцатого века Карло Дольчи начинает работать в другой манере – его работы более изысканы и величественны. Художник продолжает писать религиозные сюжеты, в которых очень много внимания уделяется деталям: драпировки, предметы мебели, фактура материалов. Мастеру удаётся добиваться великолепных живописных эффектов. Настолько великолепных, что сам Дольчи временами впадает в экстаз.
Впрочем, художник нередко уступает пожеланиям и вкусам своих заказчиков, которые щедро платят за труд живописца.
Современники отмечают, что Карло Дольчи был известен своей набожностью – к каждой Пасхе художник писал новое изображение Христа.
С возрастом тяжёлый характер Карло сделался и вовсе не выносимым. Художник постоянно пребывал в меланхолии, был мрачен и нелюдим. Большой трагедией для живописца стала встреча с неаполитанцем Лукой Джордано, который на глазах старого художника за несколько часов написал больше, чем Карло мог написать за месяцы.
От увиденного Карло Дольчи впал в депрессию, и практически перестал писать. Эта депрессия, как считали современники, и стала причиной смерти Carlo Dolci – в январе 1686 года художник скончался.
В конце восемнадцатого века работы Карло Дольчи снова вошли в моду – состоятельные и знатные господа охотно раскупали картины, а потом, как это всегда бывает, наступило время критиков.
Известно, что А.К. Толстой считал Carlo Dolci «самым пакостным» из всех известных итальянских живописцев:
Ненавижу этого лизуна, писавшего больше языком, чем кистью.
Прошло время и картины Карло Дольче снова стали востребованными. А имя Carlo Dolci вернулось в пантеон «великих итальянских живописцев».
Картины художника Карло Дольчи (Carlo Dolci)
Мадонна с младенцем и цветами
Младенец Христос с цветочным венком
Саломея с головой Крестителя
Святой Матфей пишет свое Евангелие (деталь)
Дева и младенец с младенцем святым Иоанном Крестителем
Мадонна кормит грудью младенца Христа
Святой Иосиф показывает крест Иисусу младенцу
Ребенок Иисус с гирляндой цветов
Святая Екатерина Сиенская (деталь)
Христос, благословляющий таинства
Источник
Гефсиманский сад картина дольче
- 17
- 51
- 11
- 1
- 4
- 5
3 года назад
Вита, благодарю за публикацию, очень впечатляющие работы!
Одни из лучших работ, которые видел, и главное, что напоминает людям, забывшим Бога о том, что Он есть и скоро всем нужно будет дать Ему отчет за прожитую жизнь.
3 года назад
Хороший художник . По поводу его быстрой кончины, после увиденной быстрой работы молодого коллеги , по-моему полнейший бред. С возрастом, тем более добившись успеха, от этого не умирают.
3 года назад
хрорший худоественный ремесленник. Европе
3 года назад
Хороший качественный европейский богомаз.
техника идеальная, благодаря чему есть неплохие вещи. а что-то не очень — не техникой единой.
3 года назад
Одни из лучших работ, которые видел, и главное, что напоминает людям, забывшим Бога о том, что Он есть и скоро всем нужно будет дать Ему отчет за прожитую жизнь.
3 года назад
Хороший художник . По поводу его быстрой кончины, после увиденной быстрой работы молодого коллеги , по-моему полнейший бред. С возрастом, тем более добившись успеха, от этого не умирают.
3 года назад
Хорошие работы.Можно что то скопировать.
3 года назад
Вита, благодарю за публикацию, очень впечатляющие работы!
3 года назад
Как пишут наши читатели: «техника идеальная, благодаря чему есть неплохие вещи. а что-то не очень», » Хороший качественный европейский богомаз. «. Мне понравилась лишь одна работа «Святая Екатерина Сиенская». В остальном отсутствие интересных сюжетов, второго плана, некого реального символизма не в названиях, а в образах не очень мне нравится.
Благодарю за познавательный пост.
Источник