Как устроены японские сады и в чем их философия. Репортаж с лекции в парке «Краснодар»
На прошлой неделе в Краснодаре состоялась эксклюзивная лекция о японских садах для слушателей проекта «Как устроено современное искусство» и журналистов. Конечно, в качестве локации выбрали японский сад в парке «Краснодар», место, куда мечтают попасть многие жители и гости города.
Площадка перед театром Но около 19:00 была полна людей. Зрители размещались на ступеньках, траве и камнях. Кто-то шутил: «Пришли слушать про японские сады, а надо бы в своих садах убраться».
Читайте также:
Люди собирались компаниями по 3-5 человек, запасались напитками и едой, что-то активно обсуждали. Самые предусмотрительные взяли с собой пледы и средства от комаров — всё это им пригодилось.
«Я периодически посещаю лекции по искусствоведению. Куратор рассказала, что в Театре драмы будет бесплатная встреча, приедет спикер из Третьяковской галереи. Я посетила мероприятие, мне очень понравилось, подписалась на соцсети. На лекции же анонсировали встречу про японские сады, решили и на нее сходить. Сижу в предвкушении новой интересной информации», — рассказала Евгения.
Перед слушателями выступила японист Анна Егорова — старший научный сотрудник и заведующая отделом искусства народов Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Океании Государственного музея Востока (Москва), куратор и автор ряда каталогов выставок японского искусства в Эрмитаже.
Читайте также:
Её встретили аплодисментами. Когда Егорова начала лекцию, некоторые зрители достали блокноты и на протяжении всего мероприятия делали пометки. Одной женщине удалось за два часа создать несколько рисунков на японскую тему.
Хоть количество мест на лекции и было ограничено, многие заинтересованные происходящим прохожие устраивались на площадке перед театром Но и слушали спикера. К концу мероприятия людей заметно прибавилось.
Японист подробно рассказала о зарождении и становлении садового искусства, его связи с религией, философией и историей. Свое выступление Анна Егорова дополняла иллюстрациями и фотографиями знаменитых садов Японии и Китая. Во второй части лекции Егорова объяснила, как древнее садовое искусство находит выражение в современных формах и становится достоянием общественности, в том числе, в парке «Краснодар».
По словам Егоровой, для многих культур сад — прирученная и сконструированная природа. Ландшафтный архитектор через пространство сообщает некую идею. Это так называемый парадиз — сакрально чистое место, рай. Вручную создается модель абсолютно гармоничного пространства, где человек пребывает в гармонии с природой, обществом и собой.
Читайте также:
Принципы организации японского сада разработали в Стране восходящего солнца с VIII по XVIII век. Оказалось, что это удивительная и весьма сложная система, в которой ни один камень не лежит на своём месте просто так — всё подчинено строгим принципам моно-но аварэ («очарование вещей»), ваби («красоты несовершенного» или «красоты скудного») и саби («красоты прошлого»).
Каковы философские основы сада на Дальнем Востоке, чем отличаются сады дворцов от «сухих» дзэнских садов, почему искусство японского сада распространилось за пределы Азии, пройдя через модернизацию и став частью глобальной современности, — обо всем этом можно было узнать на лекции.
«Ландшафтная архитектура Японии прошла огромный путь от сакральных пространств для ритуала и искусственных природных зон вокруг аристократических вилл до философских садов дзэнских монастырей и чайных павильонов, публичных парков и частных миниатюрных садов простых горожан. Это искусство остается современным, меняясь и привлекая дизайнеров всего мира. Наверное, именно потому, что через природные формы, осмысленные художником, всегда говорит о вневременном — о месте человека в мире», — считает Анна Егорова.
Лекция длилась почти два часа, однако слушателей не спугнули ни ее продолжительность, ни комары, ни вечерняя прохлада.
Чтобы посетить лекцию, следовало участвовать в конкурсе и выиграть один из 50 промокодов. Поскольку желающих было гораздо больше, для слушателей, не попавших на мероприятие, организовали прямую трансляцию в интернете, которая доступна в записи на YouTube-канале проекта.
Настоятельно рекомендую посмотреть ее перед тем, как посетить японский сад в Краснодаре. Его восприятие станет совершенно другим — пронизанным восточной философией.
Источник
7 знаковых атрибутов сада в японском стиле
Характерная черта философии Японии — гармония во всем, но прежде всего — гармония человека и природы. Чтобы передать атмосферу этого единения, в Х веке в Стране восходящего солнца начали создавать сады весьма оригинального дизайна. Впоследствии они стали известны всему миру и не теряют популярности по сей день. Нашим дачникам тоже пришлись по душе японские сады.
Сад в японском стиле
Сразу стоит обратить внимание на то, что «скелет» японского сада — это камни, а «кровь» — это вода. Так считают сами японцы. Есть еще и третья важная составляющя — растения. Но поскольку воду, камни и растения можно встретить и в других садах, то особенность японского состоит в компоновке этих элементов и в применении знаковых атрибутов.
1. Цукубай
За этим загадочным словом скрывается традиционная чаша для омовения рук и лица перед чайной церемонией. Цукубай выполняется из цельных необработанных камней.
Традиционная чаша для омовения рук
Допустимо украшение иероглифами или символами, характерными для японской духовной культуры. Внешне цукубай напоминает небольшой колодец. Рядом с чашей должен лежать бамбуковый ковш.
2. Мостик
Для японцев мост — это символ жизненного пути. Поэтому он не должен быть прямым. Изогнутый мост показывает все этапы жизни человека: от детства (начало моста) к зрелости (самая высокая его точка) и до спуска (старость).
Мост в японском саду должен быть изогнутым
Мосты обязательно должны выделяться на общем фоне, поэтому их окрашивают в яркие цвета и украшают традиционной символикой. В нашем случае совсем не обязательно делать мост как переправу через ручей или водоем, вполне можно ограничиться чисто декоративным вариантом с ведущими к нему дорожками и небольшими клумбами по краям.
3. Колокольчики
Чтобы послушать музыку ветра, развесьте на деревьях или крыше беседки колокольчики — фурины. Они сделаны из железа, стекла или меди. У каждого материала будет свой звук.
Колокольчики из стекла
Интересно, что японские колокольчики считаются символом прохлады. Это связано с тем, что в этой стране лето очень душное из-за высокой влажности. Даже самое слабенькое дуновение ветра приносит облегчение. А звон колокольчика — верный признак долгожданного ветра.
4. Беседки-пагоды
Настоящий японский сад немыслим без беседок. Они, как правило, выполнены в виде пагод — культовых сооружений. Для таких беседок характерны загнутые углы, использование только натуральных материалов и украшение вьющимися растениями.
Беседка в виде пагоды
Конечно, в Японии есть свои строгие правила строительства и расположения беседки. В дачном же варианте японского сада ими можно принебречь и установить беседку так, чтобы она не затеняла посадки и органично вписывалась в общую картину уч астка.
5. Бамбуковые изгороди
Японцы очень ревностно относятся к личному пространству. Сад — это место слияния с природой, со своими мыслями. В нем нет места для посторонних глаз. Но и заборов в привычном нам виде тоже нет. Есть только бамбуковые изгороди.
Традиционная бамбуковая изгородь
Они могут быть разной высоты и частоты плетения. В традиционных варинтах никогда не используются гвозди. Такие изгороди могут как отделять части сада друг от друга, скрывать ненужные элементы (например, шланги), так и носить декоративный характер.
6. Скульптуры из камня
Скульптуры в настоящем японском саду никогда не расставляются где попало и как попало. Да и сама скульптура не может быть какой угодно. Каждая имеет свое значение. Будда — покой и умиротворение, дракон — сила, лев — защита, черепаха — долголетие, журавль — стремление познать истину и т.д.
Скульптуры в японском саду. Фото с сайта iStock.com/PicturePartners Leiden, Netherlands
Если вы не погружены в буддийскую философию, то лучше не злоупотреблять такого рода символами и приобрести нечто нейтральное. Благо разного рода садовые скульптуры можно найти без особого труда. Одно «но» — для сада в японском стиле они должны быть максимально естественны и окрашены в один тон, никакого буйства красок.
7. Фонари
Какой же японский сад без фонарей? Обычно их располагают вдоль дорожек на пути к беседке, водоему или другому значимому объекту. Все фонари однотонные, цветных в японском саду не бывает. А вот варианты форм – есть:
- Тачи-гата — это высокие каменные фонари, похожие на небольшие столбы. Их высота не должна превышать 3 метров. Тачи-гата могут осветить большую территорию;
- Катцуга — фонарь, который очень похож на тачи-гата, но отличается от него обилием вырезанных украшений;
- Икекоми-гата имеют форму столба. Они вкапываются в землю по краям дорожек;
- Оки-гата — самые компактные фонарики. Их цель — создать загадочный полумрак. Оки-гата можно расставить по берегам садового водоема, на камнях или среди растений;
- Юкими-гата, или «снежный фонарь» — приземистый фонарь с широкой крышей. Благодаря форме крыши он и назван снежным, т. к. в период снегопадов снег остается на ней и эффектно подсвечивается.
Японский фонарь тачи-гата
Конечно, в силу климатических особенностей и культурных отличий настоящий японский сад на дачном участке воссоздать не получится. Но можно максимально приблизиться к оригиналу благодаря этим элементам дизайна.
А как вы относитесь к садам в японском стиле?
Неужели за год к статье нет ни одного коммента? Ведь так часто в комментах встречаются фото с рокариями, ручьями, мостиками, фонарями… Вообще-то и мне статья только сейчас попалась, хотя японским садом я восхищаюсь уже давно.
Видела яп.сад в Тройском Ботаническом саду в Праге, но он и в подмётки не годится Японскому саду в ГБС Москвы! Может, потому, что сад в Москве создавался более ТРЁХ ЛЕТ под руководством знаменитого мастера японских садов Кена Накадзимы. Рельеф сада с округлыми холмами и мягкими понижениями сформирован методом геопластики; 250 тонн его камней были привезены из Западной Украины(круглые формы гранитных подмосковных глыб, обработанных отступающим ледником, не характерны для ландшафтов Японии).
Сейчас я пытаюсь создать в бывшем гортензиарии некую стилизацию под японский сад, но на 6 сотках и с российским менталитетом, вероятно, это ограничится сухим ручьём, горбатым мостиком, да японским фонарём (который ещё купить — или слепить — надо!)
Но не поделиться фотками из ГБС не могу! Любуйтесь!
Лаконичность, сдержанность, выверенность каждого сантиметра ландшафта, изящество линий дорожек позволяют поверить в существование гармонии человека и природы. Тщательный подбор растений с акцентом на деревья и кустарники делает сад особенно красивым осенью — создаётся иллюзия повторного цветения.
Каскад небольших водопадов — один из традиционных элементов японского сада.
Каменный фонарь — самый узнаваемый архитектурный элемент японского сада. Когда-то они были полностью функциональны — вечером освещали путь идущему гостю. Сейчас их значение больше символическое, хотя вот этот Юкими-торо (с японского переводится как «фонарь любования снегом» — для него характерна именно плоская крыша) уж у нас в России должен работать несколько месяцев в году)))
Композиционный центр сада — 13-ярусная каменная пагода, привезённая из Японии. Отдельные камни её не закрепляются между собой, а держатся только за счёт собственного веса. Пагода в окружении пылающих листопадных рододендронов показалась мне особенно эффектной
Добиваясь желаемого декоративного эффекта, в японском саду применяют довольно жёсткие (если не сказать — жестокие!) приёмы. Ну разве россиянин решится так обкорнать довольно крупное уже дерево? «Растюхе» же больно)))
А вот так «воспитывают» деревья в пражском бот.саду
И статья, и Ваше дополнение такие интересные и красивые! Японский сад — это наверное то, что постичь умом невозможно. Только любоваться и понимать — вот она, гармония.
Источник