Дидактические игры и упражнения по теме «Урожай собирай!» (Овощи, фрукты)
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является его красивая, грамотная речь. Предлагаем игры и упражнения по развитию речи и творческого нестандартного мышления детей дошкольного возраста. Материал поможет сделать целенаправленное развивающее общение с ребенком радостным и интересным.
Скачать:
Предварительный просмотр:
— морковь, репа, капуста, картошка, огурцы, лук, помидоры, чеснок, свёкла, перец, кабачок, горох, укроп, петрушка, тыква, баклажан, редиска.
— огород, поле, грядка, стручки, семена, клубни, листья, кочан, винегрет, борщ, сок, урожай, посадка, полив.
Признаки : (прилагательные) красный, зелёный, жёлтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, солёный, сырой, варёный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, сочный, гладкий.
Действия : глаголы) сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, полоть, собирать, выдёргивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, заготавливать, солить.
Образование существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе ( помидор — помидорчик- помидорчики)
Образование относительных прилагательных (картофель — картофельный).
Согласование данных прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Составление словосочетаний ( капуста круглая. )
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах ( кабачок – кабачки — кабачков. ).
Составление сложных предложений с союзом «а» (Капуста круглая, а огурец овальный.).
Составление простых предложений с однородными определениями
(Капуста твёрдая, круглая, зелёная, хрустящая ); с однородными сказуемыми (Капусту сажают, поливают, пропалывают.); с однородными подлежащими
(Помидоры и огурцы растут на кустиках).
Составление предложений с предлогами «в», «на», «с», «из».
Формирование навыков связной речи.
Составление описательного рассказа по схеме :
8.Сладкий, кислый или горький.
Составление загадок об овощах по плану:
— Где растёт? ( В огороде на грядке, в земле, на земле, на кустах). Его нужно выкапывать, срывать, выдёргивать срезать?
— Какой овощ на вкус? Какой формы? Какого цвета? Какой овощ на ощупь? Что можно из него приготовить?
1.Красная девица сидит в темнице, а коса — на улице. (Морковь).
2.Круглый бок ,жёлтый бок, сидит на грядке колобок.
К земле прирос крепко. Что это? (Репка).
3.Неказиста, шишковата, а придёт на стол она,
скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна! » (Картошка).
4. Щёки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый,
а рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис).
5.Голова на ножке, в голове — горошки. (Горох).
6. Я длинный и зелёный, вкусный и солёный,
вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец).
7. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.
Кто любит щи — меня ищи. (Капуста).
8. Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук).
«Один — много» ( образование множественного числа имён существительных) : огурец — огурцы, помидор — помидоры. ).
«Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов) : огурец- огурчик,…).
Дидактические игры « Назови цвет», « Назови форму»
(согласование существительных с прилагательными).
Упражнение для пальчиков « Засолка капусты»:
Мы капусту рубим, рубим, Резкие движения прямыми
Мы морковку трём, трём, Пальцы рук сжаты в кулаки,
движения к себе и от себя.
Мы капусту солим, солим, Движение пальцев, имитирующих
посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмём, жмём. Интенсивное сжимание пальцев
— «Что изменилось?» Выставляются муляжи овощей, меняется порядок размещения, задаются различные вопросы.
— «Сосчитай» (по картинкам ). Согласование числительных с существительными.
— «Отбери по признаку». Дети отбирают картинки овощей сходные по цвету, форме, размеру, вкусу.
— «Собери овощ». Дети собирают разрезную картинку, рассказывают об овоще. Усложнение: собрать картинку из разных овощей и придумать новое название овоща, его произрастание, применение.
— «Что лишнее». Называя овощи, дать название другого предмета. (Огурец, помидор, яблоко, горох).
В огород пойдём, Дети маршируют на месте,
Урожай соберём: идут по кругу, взявшись за руки
Мы моркови натаскаем «таскают»
И картошки накопаем «копают»
Срежем мы кочан капусты, «срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный, показывают руками
Щавеля нарвём немножко «рвут»
И вернёмся по дорожке. идут по кругу, взявшись
Дидактическая игра «Чья? Чей?». Согласование притяжательных местоимений с существительными.
Подвижная игра. «Бабка сеяла горох».
Бабка сеяла горох. Ох! Дети водят хоровод. В середине
Уродился он не плох. Ох! хоровода стоит водящий.
Мы помчимся — ты постой. Дети разбегаются по группе.
Водящий ловит одного из детей,
Кабачок, кабачок, Дети идут по кругу, «кабачок» в
Танцевать заставили. «Кабачок» танцует, потом
Танцуй, сколько хочешь, выбирает другого.
Смотреть картотеку «Подвижные игры»
Речевое творчество в различных видах деятельности.
Сюжетно — ролевые игры : « Овощной магазин», « Собираем урожай». Самостоятельно придумывать сюжеты для своих игр.
Игры с книжками раскрасками. Обводка трафаретов овощей.
Придумывание сюжетов для лепки и рисования, используя полученные знания. Лепка и рисование необычных овощей. (составление рассказов и сказок о них).
Отгадай загадку и нарисуй отгадку.
С. Михалков « Овощи», М. Валек « Мудрецы», Г.Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка», Ю.Тувим « Хозяйка однажды с базара пришла», В. Коркин « Что растёт на нашей грядке?», В. Губернаторова « Будем знакомы!»
— рассмотреть дома с ребёнком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свёклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;
— объяснить, что всё это можно назвать одним словом « овощи»
— обратить на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;
— по возможности рассказать и показать ребёнку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет…);
— совместно с ребёнком приготовить любое блюдо из овощей.
— совместно с ребёнком слепить, нарисовать, вырезать овощи, придумать рассказы, сказки, загадки, записать их.
О.А.Белобрыкина «Речь и общение ». Дидактические игры.
« Узнавание» стр. 42, «Распространение предложений» стр.44, «Чем был?» , «Чем будет» стр.49, « На что похоже» стр.50, «Волшебные картинки» , «Дорисуй» стр.52, « Рисунки по кругу», « Я хочу нарисовать» стр.65, « Если бы …»стр.95, «Так бывает или нет» стр.101, « Прямая трактовка»стр. «Зарисовка наблюдений» стр.140( экология), « Растёт не растёт» стр.61.
« Цепочка слов» стр43, « Пропущенные слова», «Распространение предложений» стр.44, «Пропавшее слово» стр.46, «Что в чём» стр.47, « Что от чего» стр.48, «Классификация» стр.49, «На что похоже» стр.50, « Буквы и цифры» стр.52, «Волшебные картинки» стр.60, «Съедобное не съедобное» , « Вершки- корешки» стр.60, «Общее и особенное» стр.61, « Что общего?» стр.62, « Добавление» стр.64, « Что откуда» стр.71, « Оживление2 стр.74, «Весёлые картинки» стр.78, «Рассказы-коламбуры» стр.79, « Цветные рассказы» стр. 90, « Веришь — не веришь» стр.100, «Странные рассказы» стр. 102, «Вопросы и ответы», « История рассказанная с окончания» стр.102, « Хорошо- плохо» стр.114, « Чужое слово» стр.120, «Лавина» , « Бесконечное предложение» стр.121, «Скрещивание» , варианты 1,3,4, « Да – нетка» стр.126,
«Немое кино» стр.138, « Интервью» стр.154, «Телевизор» стр.163, « Рассказ от первого лица» стр.162.
Названия (существительные): яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, банан, мякоть, семена, плод, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, полив, компот, джем, варенье, сок.
Признаки (прилагательные): фруктовый, красный, жёлтый, зелёный, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, созревший, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твёрдый, душистый, ароматный.
Действия (глаголы): сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, окапывать.
Образование уменьшительной формы существительных (яблоко — яблочко- яблочки), прилагательных (красное — красненькое — красненькие) в единственном и множественном числе.
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (лимон — лимоны- много лимонов).
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление словосочетаний (яблоко круглое).
Образование относительных прилагательных ( сок из яблок- яблочный).
Согласование притяжательных местоимений с существительными (моё яблоко).
Составление сложных предложений с союзом «а». (Яблоко сладкое, а лимон кислый.).
Составление простых предложений с однородными определениями ( Яблоко твёрдое, круглое, зелёное, хрустящее.); с однородными сказуемыми ( Яблоко срывают, моют, едят.); с однородными подлежащими ( Яблоки и груши растут в саду.).
Согласование прилагательных и существительных в единственном и множественном числах. ( яблоко красное – яблоки красные.).
Формирование навыков связной речи.
Изменение предложений по образцу: Коля пьёт сок из яблок.- Коля пьёт яблочный сок.
Составление описательного рассказа по опорной схеме:
Что можно из него приготовить?
Речевое творчество детей в различных видах деятельности.
Придумывание загадок о фруктах, используя полученные знания.
Придумывание продолжения и конца к рассказу на тему «Фруктовый сад», «Как фрукты и овощи подружились».
« Что изменилось?», «Чего не стало?»
Игра с мячом « Один — много» ( яблоко- много яблок).
Игра с мячом «Назови ласково».
Дидактическая игра « Что в корзине?». Загадываются загадки о фруктах, дети отгадывают их и получают фрукт.
«Закончи предложение». На столе лежит красное яблоко. На столе лежат …..
Магазин «Соки». Дети покупают соки и называют их. Например: — Я куплю сок из яблок – яблочный сок. А затем объясняет, почему он любит этот сок. Например: — Я люблю яблочный сок, он сладкий, ароматный, полезный.
« Что, где растёт?». Поместить изображения фруктов туда, где они растут.
Дидактическая игра « Собери фрукт». Собирают разрезанные картинки фруктов.
Будем мы варить компот Дети маршируют,
Фруктов нужно много. Вот: образуют круг,
Будем яблоки крошить, « крошат»,
Грушу будем мы рубить. «рубят»,
Отожмём лимонный сок, «отжимают»,
Слив положим и песок. «кладут»,
Варим, варим мы компот. приседают,
Угостим честной народ. хлопают в ладоши.
Игра с мячом « Кто запомнит больше слов?» Ребёнок называет фрукт и передаёт мяч дальше. Второй ребёнок должен запомнить предыдущее слово, назвать своё и передать мяч дальше. Если ребёнок ошибается, он выходит из игры. Выигрывает тот, кто останется последним.
Собери в корзину фрукты овальной формы, в другую — круглой.
Сшил колючий пиджачок: Дети сидят на стульях.
Ходит ёж в саду по травке,
Грушу, сливу — всякий плод, Когда « ёжик» дотрагивается до
Что под деревом найдёт, ребят, они называют фрукт.
Руки поднимаем, яблоки срываем. Дети повторяют движения.
Руки опускаем. В корзину собираем.
Руки поднимаем и в корзину убираем. Дети садятся.
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять. Дети повторяют движения.
Рисование на тему « Мой любимый фрукт». Придумать рассказ по рисунку.
Книжки — раскраски « Фрукты».
Обводка фруктов по трафаретам.
Дети, выполняя задания, составляют словосочетания, предложения, рассказы.
Сюжетно — ролевая игра « Сбор урожая»: придумать сюжет.
Составление рассказов по аналогии « Что растёт в саду».
Придумать загадки о фруктах.
Л. Толстой « Косточка», К. Тангрыкулиев « Дыни», Б.Брехт «Слива», М. Данойлич «Айва», Т.Павчек «Золотое яблоко», И. Змай « Яблоко».
— рассмотреть с ребёнком натуральные фрукты и объяснить, что всё это можно назвать одним словом «фрукты»;
— обратить внимание на характерные признаки фруктов: Цвет, форму, вкус;
— по возможности показать и рассказать ребёнку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);
— рассказать и показать, что можно приготовить из фруктов;
— совместно с детьми слепить, нарисовать, вырезать фрукты, придумать загадки, рассказы о фруктах.
— чтение рассказов, загадок, стихов.
О.А.Белобрыкина «Речь и общение». Дидактические игры.
Старшая группа: смотреть тему « Овощи»;
Подготовительная группа: смотреть тему «Овощи».
Источник