Фруктовый сад осенью гончарова

Идеальный музей Ивана Морозова: гид по выставке «Брат Иван» в Пушкинском музее

До 30 октября 2022 года в Пушкинском музее проходит выставка «Брат Иван» — посвящение братьям Морозовым, завершающая в череде проектов о великих коллекционерах, проходивших в России и Франции. Впервые за 100 лет 257 работ из коллекции братьев Михаила и Ивана Морозовых собраны воедино.

Валентин Серов «Портрет Ивана Морозова», 1910 © Государственная Третьяковская галерея

Созданные Михаилом (со страстью и эмоциональностью) и Иваном (с упорством и уверенностью знатока) собрания были одновременно практикой и мечтой, плодом напряженного труда и медитации. По замыслу Ивана, его коллекция должна была стать идеальным музеем, продуманным до мелочей. В образе выставки, на время объединив французскую и русскую части собраний братьев, кураторы постарались представить, каким мог бы стать такой музей на протяжении ХХ столетия, в те годы, когда развивалась архитектура модернизма, благородно-сдержанная, немногословная и настраивающая на созерцание собранных московскими коллекционерами шедевров.

В рубрику «Экскурсия для чтения» журнал Точка ART выбрал семь выдающихся произведений из коллекции Ивана Морозова.

Эдвард Мунк «Белая ночь. Осгардстран. (Девушки на мосту)»

Эдвард Мунк «Белая ночь. Осгардстран. (Девушки на мосту)», 1902-1903 © ГМИИ им. А.С. Пушкина

Осгардстран — небольшой городок на берегу Осло-фьорда. Здесь находился дом Мунка, в который художник приезжал каждое лето. Картина является авторским вариантом, исполненным на один из самых излюбленных и лирических сюжетов в творчестве Мунка; первое полотно «Девушки на мосту» было написано годом раньше. Картина из собрания ГМИИ была написана специально для парижского Салона Независимых 1903 года, где и была приобретена М.А. Морозовым.

В настоящее время известно семь авторских версий, которые находятся в различных музеях и частных коллекциях.

Поль Гоген «Terari maruru. Пейзаж с двумя козами»

Поль Гоген «Terari maruru. Пейзаж с двумя козами», 1897 © Государственный Эрмитаж

Через год после написания картины, в декабре 1898-го, картина оказалась в парижской галерее Амбруаза Воллара, где ее и купил Михаил Морозов; точная дата покупки не установлена, но уже в 1900 году картина находилась в его московском особняке. После смерти коллекционера в 1903 году картину унаследовала его вдова Маргарита Кирилловна Морозова, которая в 1910 году подарила её Третьяковской галерее. В 1925 году картина была передана в Государственный музей нового западного искусства, а в 1934 году — в Государственный Эрмитаж.

В создании своей коллекции из 11 полотен «французского таитянина» Поля Гогена Иван Морозов неизбежно шел вслед за Сергеем Щукиным, создателем прославленного «гогеновского иконостаса», словно негласно соперничая с ним.

Картина была написана в Полинезии, где прошли последние годы жизни Гогена. Отказавшись от традиционных выразительных средств, Гоген выработал индивидуальную манеру, в которой передавал образы экзотического мира. Темный колорит придает произведению загадочность, подчеркивая первозданность мира. усиливается еще о от того, что со временем.

Читайте также:  Курицы из цемента для сада

Написанная на дешевом джутовом холсте, картина еще больше потемнела от времени, и после реставрации была перенесена на новый холст.

Альфред Сислей «Мороз в Лувесьенне»

Альфред Сислей «Мороз в Лувесьенне, 1873 © ГМИИ им. А.С. Пушкина

Импрессионизм не был для Ивана Морозова временным увлечением. Неослабевающее внимание к наследию импрессионизма помогло Морозову превратиться из богатого, но скромного собирателя, прислушивающегося к мнению консультантов, в самостоятельного авторитетного коллекционера с собственным подходом. Альфред Сислей, наряду с Клодом Моне, Полем Сезанном и Пьером Огюстом Ренуаром стал украшением «французской» коллекции Морозова.

В начале 1870-х годов скромный городок Вуазен-Лувесьенн в окрестностях Парижа стал творческой лабораторией молодых художников-импрессионистов, частенько там бывал и Альфред Сислей. В его пейзаже «Мороз в Лувесьенне», самом раннем полотне художника в коллекции музея, контраст холодных тонов зимнего неба и оранжевых лучей солнца удивительно точно передает атмосферу морозного дня.

Поль Сезанн «Голубой пейзаж»

Поль Сезанн «Голубой пейзаж», ок. 1904-1906 © Государственный Эрмитаж

Интерес к наследию Сезанна многократно возрос после двух выставок художника на Осенних салонах — в 1904 и 1907 годах; значительную часть работ для них предоставил легендарный торговец картинами Амбруаз Воллар. Искусный подбор произведений стал для Морозова руководством к действиям: он искал и находил возможности приобрести — в основном у того же Воллара — именно те полотна, которые видел на выставках.

С появлением «Голубого пейзажа» в коллекции Морозова связана интересная история. Иван владел уже множеством работ французского художника: портретами, натюрмортами, пейзажами. Тем, кому удавалось побывать в особняке Морозова, удивлялись, когда видели в комнате, где был красиво развешан Сезанн, пустое место на стене. Хозяин объяснял, что хочет купить сюда «голубого» Сезанна. Это самый поздний период творчества художника, когда его палитра становится очень холодной и прозрачной, невероятно красивой. Но Ивану Морозову нужен был не любой пейзаж этого периода, он терпеливо ждал подходящую работу, не смущаясь пустого пятна на стене. Наконец, он выследил свой идеальный голубой пейзаж и приобрел его.

Наталья Гончарова «Фруктовый сад осенью»

Наталья Гончарова «Фруктовый сад осенью» © ГМИИ им. А.С. Пушкина

И Михаил, и Иван Морозовы (это их отличает от Щукина) покупали русское искусство. Разница лишь в том, что у Михаила картины русских художников висели вперемежку с европейскими, шпалерной развеской. А у Ивана они висели отдельно: русские на первом этаже, а европейские — на втором.

Из более чем сотни произведений уже известной художницы, представленных на ее персональной выставке в Москве осенью 1913 года, Иван Морозов выбрал эту композицию, достаточно скромную на общем фоне. Выбор коллекционера, известного тщательным отбором произведений, можно объяснить желанием выстроить в своем собрании диалог между французскими и русскими мастерами. Поэтому Гончарова выступает в диалог с Ван Гогом, Гогеном французскими современниками-фовистами, подчеркивая свой дар создания лаконичных и обобщенных форм.

Андре Дерен «Просушка парусов»

Андре Дерен «Просушка парусов», 1905 © ГМИИ им. А.С. Пушкина

Иван Морозов составил одну из первых в мире коллекций фовизма и отвел ей весьма значительное место в своем собрании. В 1906–1908 годах он активно покупал работы художников этого направления — Анри Матисса, Андре Дерена, Мориса де Вламинка, Отона Фриеза, Шарля Мангена, Альбера Марке.

Представленная на знаменитом Осеннем салоне 1905 года картина Андре Дерена «Просушка парусов», наряду с произведениями Анри Матисса, спровоцировала кличку «дикие» и стала своего рода фирменным знаком нового направления. Интересно, что методичный, вдумчивый и неторопливый коллекционер, Иван Морозов в покупках картин фовистов был неожиданно стремителен, нередко приобретая работы еще до окончания экспонирования на выставках.

Читайте также:  Кухонный фартук цветущий сад

Пабло Пикассо «Девочка на шаре»

Пабло Пикассо «Девочка на шаре», 1905 © ГМИИ им. А.С. Пушкина

В 1908 году раннюю работу Пабло Пикассо «Арлекин и его подружка» Иван Морозов, по-видимому, приобрел «на пробу», а вот картина «Девочка на шаре» стала редкой удачей: шедевры «розового периода» уже тогда ценились высоко. Купленная в 1913 году из собрания Гертруды и Лео Стайн, она стала последним иностранным произведением в собрании Морозова.

В 1905 году Пабло Пикассо переезжает в Париж. Его монохромная синяя гамма постепенно замещается розовато-пепельными оттенками. Этот период творчества художника получил название розового. Одно из лучших произведений тех лет — «Девочка на шаре». В это время Пикассо занимает мастерскую Бато-Лавуар на Монмартре. Причудливый дом, состоящий только из чердаков и подвалов, становится местом встречи парижской богемы. После одиночества голубого периода новая обстановка, в которой оказался молодой Пикассо, способствовала смягчению тональности его живописи, что ощущается в эмоциональном строе «Девочки на шаре», решенной в романтическом, просветленном ключе.

Прослушать аудиогид по выставке можно здесь.

Также на сайте журнала вы можете совершить виртуальные экскурсии по выставкам:

Источник

Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом

Искусство Наталии Гончаровой не может оставить равнодушным. После любой выставки, проходящей в Третьяковской галерее на Крымском валу, я шла на постоянную экспозицию, чтобы посмотреть на картины Наталии Гончаровой. И вот наступил настоящий праздник: открылась огромная выставка работ художницы «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом». Из музеев всего мира, включая такие известные как амстердамский Стеделейк и парижский Центр Помпиду, а также наши российские музеи, собрали 400 работ Наталии Гончаровой.

Букет ромашек и шляпа. 1907-1908

Букет ромашек и шляпа. 1907-1908

Наталия Гончарова — немного биографии

Наталия Гончарова родилась в Тульской губернии в 1881 году. Отец был архитектором, он был внучатым племянником Натальи Николаевны Гончаровой-Пушкиной. Деревенская жизнь и крестьянский быт окружали Гончарову. И труды, и праздники были связаны с природой, ее ежегодным увяданием и обновлением. Это и станет главной темой ее творчества. Наталия Гончарова не сразу нашла свое призвание – в двадцатилетнем возрасте она поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).

Рябина. Панино близ Вязьмы. 1907-1908

Рябина. Панино близ Вязьмы. 1907-1908

Она знакомится с Михаилом Ларионовым, будущим мужем и помощником в творчестве. Но для этой пары я не буду утверждать, кто для кого был помощником. Хотя сама художница считала его своим наставником и писала:
Я очень хорошо знаю, что я твое произведение и что без тебя ничего бы не было.
До 1915 года Гончарова и Ларионов жили в Москве в Трехпрудном переулке в доме Гончаровых, построенном ее отцом.

Пейзаж с красной церковью. 1908-1909

Пейзаж с красной церковью. 1908-1909

Работы художницы заметили после ее участия в трех выставках «Золотое руно» в 1908-1910 годах. На выставках были представлены картины новых французских живописцев от Сезанна, Гогена и Ренуара до Пикассо, Брака и Матисса. В конце 1910 года Михаил Ларионов вместе с Кончаловским, Машковым и Лентуловым открывают выставку «Бубновый валет», где 33 полотна Наталии Гончаровой занимают видное место.

Читайте также:  После сада рвота и понос

Фруктовый сад. 1908-1909

В 1912 году Ларионов организует выставку «Ослиный хвост», и там присутствуют 54 картины художницы. Она была необыкновенно трудолюбива и работоспособна, создала огромное количество великолепных произведений. На выставке «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом» это особенно видно, плодотворность ее потрясает. Марина Цветаева писала о Гончаровой:

Есть ли у художника личная биография, кроме той, в ремесле? И, если есть, важна ли она. Есть ли Гончарова вне холстов? Нет, но была до холстов.

Чертополох. 1909-1910

В 1913 году в Москве на своей ретроспективной выставке Гончарова показала 750 работ (!). При этом она успевала трудиться над футуристическими книгами, сниматься в кино, исполнять эскизы для одежды и обоев, создавать церковные росписи и витражи. В предисловии к каталогу этой выставки она писала:

В начале моего пути я больше всего училась у современных французов. Эти последние открыли мне глаза, и я постигла большое значение и ценность искусства моей родины. Мой путь к первоисточнику всех искусств — к Востоку. Искусство моей страны несравненно глубже и значительнее, чем все, что я знаю на Западе.

Наталия Гончарова

Павлин под ярким солнцем (стиль египетский). 1911 Из серии Художественные возможности по поводу павлина

В 1914 году Наталия Гончарова получила заказ от С.П.Дягилева на оформление оперы-балета «Золотой петушок». Когда она уезжала в Париж, она находилась на вершине славы. Первые годы, проведенные в Европе, были полны увлекательных впечатлений от новых стран, людей, произведений искусства, сфер деятельности. Гончарова увидела Францию и Норвегию, Италию и Великобританию. Швейцария не понравилась, Испания пленила.

Павлин (стиль русской вышивки). 1911 Из серии Художественные возможности по поводу павлина

Павлин (стиль русской вышивки). 1911 Из серии Художественные возможности по поводу павлина

Наталия Гончарова и Испания

Начиная с 1920-х годов тема Испании становится для художницы визитной карточкой. Гончарова любуется костюмами испанок, их диковатой красотой. Эта окраина Европы, в силу своего положения между Востоком и Западом, напоминает Гончаровой родину. Со временем картины формализуются, героини становятся поводом для декоративного изобретательства.

Натюрморт с окороком и уткой. 1912

Натюрморт с окороком и уткой. 1912

Из воспоминаний Беллы Рейн, танцовщицы, для которой Гончарова делала эскизы костюмов:

Гончарова вся была соткана из противоречий, которые и рождали эту уникальную и интересную фигуру. Изысканный цветок авангарда, одна из первых художников футуризма и кубизма, она была, однако, суеверна, как самая темная крестьянка. Сколько раз повторяла она мне: Делайте пальцами рожки! Заклинайте судьбу… против дурного глаза.

Наталия Гончарова

В 1955 году в Париже Наталия Гончарова и Михаил Ларионов регистрируют свой брак. В последующие годы их выставки проходят во Франкфурте-на-Майне, Милане, Лондоне, Базеле, Лидсе.

Наталия Гончарова

Композиция с лошадями и птицами Сиринами. 1915

Наталия Гончарова скончалась в Париже в 1962 году, похоронена на кладбище Иври.

Завтрак. 1924

Все проходит — любовь, дружба. И только труд остается — читаю я высказывание Наталии Гончаровой.

Испанки. 1922

Выставка «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом» работает до 16 февраля 2014 года по адресу Москва, Крымский вал, дом 10, Третьяковская галерея

Наталия Гончарова

Источник

Оцените статью