Формирование садового паркового ландшафта
§ 28. Проектирование садово-паркового ландшафта
Наряду с архитектурой зданий, улиц и площадей садово-парковый ландшафт один из обязательных элементов при проектировании современного города. Все объекты озеленения — сады и парки, микрорайонные сады и скверы — должны быть взаимосвязаны и составлять единую систему озеленения.
Ландшафт садов и парков — это своеобразная разновидность географического ландшафта. Элементы географического ландшафта — складки рельефа, водоемы, а также строительные сооружения — мосты, дороги, площадки, малые архитектурные формы вместе с растительностью составляют определенную объемно-пространственную систему. Максимальное использование природной среды (рельефа местности, водных источников, участков лесной растительности) способствует созданию высокохудожественных садово-парковых композиций. В зависимости от характера и места расположения проектируемых объектов озеленения, назначения и величины к ним предъявляются различные требования.
Композиционное оформление проектируемого зеленого насаждения зависит от типа ландшафта. Основу любого объекта зеленого строительства составляет растительность. Существуют следующие основные группы парковых ландшафтов: парковый, лесной, луговой, горный, или альпийский и садовый. Планировка территории для формирования паркового ландшафта должна быть простой, хорошо увязанной с рельефом местности и растительностью и отвечать целевому назначению парка. При проектировании необходимо как можно меньше изменять рельеф участка, отведенного под строительство парка. Большие камни, взрослые деревья, ручьи и другие предметы, находящиеся на территории, следует по возможности сохранять и использовать как элементы общего художественного целого. Дорожно-тропиночная сеть также должна быть увязана с рельефом местности и отдельными объектами парка и его пейзажем. Кроме того, все садово-парковые пейзажи и дорожная сеть должна быть композиционно увязаны между собой.
Парковая композиция должна строиться на принципе чередования открытых и закрытых пространств. Необходимо выделять что-то главное, обращающее на себя особое внимание и образующее центр композиции. Это может быть резко выделяющаяся группа деревьев или кустарников, дерево, яркое пятно цветочных растений, беседка и т. п.
При закладке парка на сложном рельефе следует учитывать экспозицию склонов. Это имеет большое значение при подборе ассортимента высаживаемых деревьев и кустарников. Южные и восточные склоны суше и теплее, чем западные и северные.
При подборе и группировке растений для создания парка необходимо принимать во внимание не только их внешний облик и красивое сочетание, но и приуроченность этих растений к определенным условиям местообитания. В той части парка, которая подвержена постоянному действию господствующих ветров, следует высаживать наиболее ветроустойчивые деревья. В южных климатических зонах парк надо размещать в пониженных местах, где легче сохраняется влага, а в северных — на возвышениях, чтобы исключить близость грунтовых вод.
При создании ландшафта лесного типа основой являются естественные леса. Кроме того, делают специальные посадки с тем, чтобы на проектируемой территории парка создать обстановку, передающую характерные черты естественного лесного ландшафта. Для придания лесопарку большей живописности треть территории отводят под поляны и лужайки, а по опушкам высаживают красивые кустарники. Элементы малой архитектурной формы (беседки, скамейки, бассейны) приурочивают к более освещенным местам. Цветочные и газонные растения располагают в виде отдельных фрагментов.
Луговой ландшафт целесообразно формировать в поймах рек, вдоль берегов озер и водохранилищ. Один из характерных его элементов — редкие деревья и кустарники, разбросанные по широким просторам лугов. Газон и одинокие деревья служат как бы канвой для формирования больших полян, предназначенных для отдыха, игр, спорта.
Альпийский ландшафт создают в местах, где парковая территория имеет пересеченный рельеф: овраги, холмы, склоны, крутые берега озер, рек. Обилие коренных пород и водостоков дает богатый материал для формирования и декоративного оформления такого ландшафта. В парках и садах лучшее место для его формирования — естественные откосы и склоны долин, холмы, обрывы, возвышенности.
Камень во всех формах представляет собой одну из наиболее характерных черт альпийских ландшафтов. Однородные массивные комплексы каменных горок с полянами и разбросанными по ним отдельными камнями должны занимать около половины территории, а остальную часть — растительность альпийских лугов. Красивоцветущие ковровые растения между скал создают среду для многих луковичных растений. Для построения альпийского ландшафта используют широко разрастающиеся низкие, ползучие и ампельные (свисающие) растения.
К садовому ландшафту относятся декоративные сады из плодовых деревьев, специальные монокультурные сады, розарии, сиренгарии, коллекционные сады деревьев и кустарников: арборетумы, дендрарии, водяные и скальные сады и другие узкоспециализированные садовые устройства. Сад отличается от парка не только размером, основная цель его закладки — культура избранных декоративных растений и показ их в таких сочетаниях с другими растениями или предметами, которые обеспечивали бы наиболее выгодное восприятие их декоративных качеств.
Для садовых ландшафтов характерна геометрическая планировка территории. Этот тип планировки применяется при создании зеленых зон в садах при санаториях, домах отдыха, в парках. Композиция зеленых насаждений должна быть проста, рациональна, основана на строгом соблюдении гармонического и биологического единства в подборе растений.
Различают три типа лесопарковых ландшафтов, отличающихся структурой насаждений, декоративным обликом и характером эмоционального воздействия: ландшафт закрытых пространств, полуоткрытых пространств и открытых пространств.
Важный элемент ландшафта закрытого типа — наличие отдельных полян и зеленых лужаек, изолированных друг от друга. Насаждения должны быть плотными, чтобы обеспечивать в летнее время прохладу и тишину.
Для ландшафта полуоткрытого пространства характерны оптимальная изреженность, сочетание отдельных групп древостоя, полян и водных бассейнов. Хорошо оживляет этот ландшафт разбросанные по его территории деревья с развесистой кроной, а также красивоцветущие кустарники.
Ландшафт открытых пространств характеризуется хорошей освещенностью, широким обзором окружающей территории. Он включает большие поляны, занятые лугами, газонами, водоемами, окруженные зелеными насаждениями. Доля лесных насаждений должна составлять 40-50%.
Насаждения следует проектировать в два-три яруса. Особенно это важно при формировании ландшафтов закрытого пространства. В первом ярусе должны преобладать высокие деревья, во втором — средней величины, и в третьем — низкорослые деревья и кустарники. Не менее важным требованием является создание смешанных хвойно-лиственных насаждений, они более долговечны и устойчивы, особенно в засушливых районах юга.
Некоторые особенности ландшафтного проектирования. При ландшафтном проектировании необходимо предусматривать следующее. Пейзажные пространства участков должны быть по возможности более открытыми и просматриваемыми. Это достигается путем удаления некоторого количества высаживаемых деревьев и кустарников. Ассортимент древесных пород в группах должен быть ограничен, рядовые посадки сводят до минимума. Стрижка применяется в очень редких случаях, когда это необходимо.
Большое внимание следует уделять стриженым газонам, а также их заменителям: цветному песку, гальке, ракушечнику. Вместо партеров, клумб, рабаток отдавать предпочтение массивам свободных и регулярных очертаний на фоне газона и его заменителей, чистым группам на газоне или на фоне мощеных поверхностей, каменистым садам с цветами, цветам в вазонах и др.
Источник статьи: http://dendrology.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st032.shtml
Кусочек леса. О компонентах паркового ландшафта.
Самые крупные компоненты паркового ландшафта — массивы и боскеты. И те, и другие представляют собой покрытый деревьями участок площадью не менее 0,5 га. Первые, имеющие свободные очертания, — принадлежность ландшафтных парков. Вторые, строгой геометрической формы, встречаются в парках регулярных.
Правило для всех одно
Боскет типа «роща»
Разумеется, на небольших частных территориях называть лесные насаждения боскетами или массивами можно лишь условно: размах не тот. Поэтому нелишне напомнить золотое правило ландшафтного дизайна: все должно быть соразмерно и сомасштабно. На маленьком участке и скромная компания деревьев будет изображать роль лесного массива.
Садовый театр
Но и сами боскеты с массивами могут играть массу ролей. Вот лишь некоторые из них.
Красавцы. Данное утверждение в лишних доказательствах не нуждается. Красоту леса не воспел лишь ленивый.
Труженики. Плодовый сад — это тоже массив.
Стены. Защищают от шума и пыли.
Крыши. Они создают тень.
Легкие. Они дают кислород.
И, наконец, занавес. Лесной массив может создавать необходимую паузу в восприятии паркового ландшафта. Когда один великолепный вид сменяет другой, зритель может устать. Даже в самой гениальной пьесе нужен антракт. Очутившись после открытого пространства в лесном массиве, можно дать себе необходимую передышку. Внимание переключается с так называемых дальних видов на ближние. Зритель любуется травой, корой деревьев, игрой солнечных бликов на земле.
Посадили или вырубили?
Классификация массивов предельно проста. Они бывают естественными и искусственными, рукотворными. Как правило, создают их методом рубок и посадок. В одном месте рубят, в другом — сажают.
Кабинет под открытым небом
Боскеты по определению — все искусственные, а делятся — независимо от своей, всегда геометрически правильной, формы — на рощи и кабинеты.
Боскет типа «роща». Территория, ограниченная дорожками регулярного парка, занята насаждениями. Как правило, это деревья первой величины, принадлежащие к одному виду: березы, липы, дубы, сосны.
Боскет типа «кабинет». Деревья растут по периметру участка, ограниченного дорожками, которые пересекаются под прямыми углами. Высаживают их очень плотно, в один или несколько рядов. В результате получаются зеленые стены — шпалеры из стриженых деревьев (липа, бук, граб) или кустарников (боярышник и пр.). Пространство внутри этих стен и есть кабинет.
Боскет типа «кабинет»
А что внутри?
Со стороны и «роща» и «кабинет» выглядят одинаково. Только углубившись в «рощу», вы обнаружите — рощу. А войдя в «кабинет» (в шпалерах делают один или несколько узких проходов), увидите все что угодно:
— место для уединенного отдыха;
— плантацию ягод или лекарственных трав;
Именно такое применение (кафе) нашли дизайнеры одному из «кабинетов» Царскосельского сада. Пищевая точка в столь многолюдном месте была необходима, но она неминуемо нарушила бы гармонию паркового ансамбля. Теперь кафе прячется в «кабинете» перед самым фасадом дворца.
Переходное звено
Помимо массивов, боскетов и древесных групп в парках могут встречаться и так называемые куртины. Это участок насаждений площадью до 1 га, ограниченный открытым пространством. Куртина представляет собой переходный элемент между массивом и более четко выраженной древесной группой.
Источник статьи: http://www.forumhouse.ru/journal/articles/447-kusochek-lesa-o-komponentah-parkovogo-landshafta
благоустройство, озеленение и ландшафтный дизайн
Благоустройство, озеленение и ландшафтный дизайн парков
Функциональное зонирование территории парков. Функциональное зонирование заключается в определении состава, местоположения, площади, конфигурации и линейных размеров основных функциональных зон под ландшафтный дизайн парков.
Состав и площади основных функциональных зон под ландшафтный дизайн, озеленение и благоустройство парка определяются в соответствии с его функциональным профилем, характером современного и перспективного использования прилегающих к парку территорий.
Рекомендуемый состав и соотношение площадей основных функциональных зон многофункциональных ландшафтного дизайна и благоустройства парков приведены в табл. 1.
Таблица 1. Рекомендуемый состав и соотношение площадей основных функциональных зон многофункционального парка под ландшафтный дизайн и благоустройство площадью 20-50 га
Функциональные зоны парка
% общей площади парка
Массовых мероприятий, развлечений, аттракционов
Тихого отдыха, прогулок
Местоположение, конфигурация и линейные размеры функциональных зон ландшафтного дизайна, благоустройства и ландшафтного строительства парка определяются с учетом следующих факторов:
— особенности ландшафтных условий проектируемого участка (крутизна рельефа, ориентация склонов, близость водоемов и т.п.);
— отсутствие или наличие на прилегающих к парку территориях источников загрязнения окружающей среды (улицы с интенсивным движением автотранспорта, котельные и т.п.);
— удобное размещение функциональных зон парка по отношению к входам со стороны прилегающих жилых и общественных территорий и объектов, а также функциональных зон ландшафтного дизайна и благоустройства парка между собой;
— ожидаемая интенсивность и направления передвижения посетителей по парку.
Расстояния между входами в парк следует принимать не более 300 м.
Зона массовых мероприятий, развлечений, аттракционов создается благоустройство зоны вблизи основных входов в парк на расстоянии до 150 м от них. В ней размещаются площадь для проведения массовых мероприятий, зрелищные и выставочные объекты, объекты питания, пункты проката, аттракционы и другие объекты массовых посещений.
Вокруг комплекса аттракционов следует создавать шумозащитную полосу с помощью озеленения зеленых насаждений.
Открытый ландшафтный дизайн и благоустройство зеленого театра лучше располагать в более тихой зоне, используя естественные уклоны рельефа.
Физкультурно-оздоровительная зона размещается на открытых участках с относительно ровным рельефом, вблизи водоема. В ней размещаются спортивные площадки, дорожки для бега, катания на роликовых коньках и т.п. Спортивные площадки и сооружения следует располагать вблизи входов в парк со стороны жилых территорий, школы, что обеспечивает их удобную загрузку и минимизацию транзита через другие парковые зоны.
Детская зона включает площадки для детей разных возрастных групп, которые желательно размещать обособленно, недалеко от входов в парк со стороны жилой застройки, детских учреждений. Следует пространственно разделять площадки для детей разных возрастных групп гармоничным ландшафтным дизайном, благоустройством, особенно правильно подбирать зеленые насаждения для озеленения.
Зона тихого отдыха, прогулок включает озеленение зелеными насаждениями, площадки для отдыха с легкими парковыми сооружениями (навесы, беседки). Зона тихого отдыха, прогулок обычно размещается в периферийной части парка, удаленной от шумных объектов. Для этой зоны важно формирование живописных ландшафтных дизайнов вдоль прогулочных аллей, создавая благоустройство видовых площадок.
Хозяйственная зона размещается на периферии парка с транспортным въездом с прилегающей улицы и связью с аллеями парка, выполняющими функции внутрипарковых проездов. В ней размещаются здание для администрации и работников парка, мастерские для ремонта садовой мебели, оборудования, склад сезонного инвентаря, помещение или навес для машин, предназначенных для уборки мусора, стрижки газона и т.п.
Площадь хозяйственной зоны определяется из расчета 0,2 кв.м на одного посетителя парка. При парках площадью более 100 га допустима организация цветочно-оранжерейного хозяйства для поддержания композиций ландшафтного дизайна парка.
Рекомендации по размещению функциональных зон парка с учетом особенностей природно-ландшафтных и планировочных условий приведены в табл. 2.
По периметру парка следует создавать защитную полосу озеленения территорий зелеными насаждениями шириной не менее 10 м, в которой могут размещаться автостоянки.
Таблица 2. Рекомендации по размещению функциональных зон парка с учетом особенностей природно-ландшафтных и планировочных условий
Функциональные зоны парка
Особенности природно-ландшафтных и планировочных условий
Наличие зеленых насаждений (озелененность более 50%)
Вблизи входов в парк
вблизи главного входа
вблизи второстепенных входов
Массовых мероприятий, развлечений, аттракционов
Тихого отдыха, прогулок
Автостоянки для посетителей следует размещать за пределами территории парка и проводить ландшафтное проектирование и благоустройство из расчета 5-7 машино-мест на 100 единовременных посетителей при расчетной площади 25 кв.м. (2,5 × 5,5 м) на один легковой автомобиль. Исходя из эстетических и санитарно-гигиенических требований рекомендуется разделение с помощью озеленения зелеными насаждениями территории парка и автостоянок, а архитектурно-ландшафтное решение самих автостоянок – с использованием озеленения и благоустройства.
Безбарьерная зона для маломобильных групп населения. При определении местоположения основных функциональных зон парка следует учитывать необходимость создания безбарьерной зоны, оборудуемой с учетом требований физически ослабленных лиц. В состав безбарьерной зоны включаются детские площадки, места прогулок, физкультурно-оздоровительных занятий, которые должны располагаться вблизи входов в парк.
Пространственное зонирование территории. Пространственное зонирование заключается в определении местоположения и соотношения площадей открытых, полуоткрытых и закрытых озелененных и благоустроенных пространств парка и проводится в соответствии с общим композиционным замыслом ландшафтного проектирования и функциональным зонированием парка.
Закрытие пространства, формируемые с помощью озеленения плотными посадками зеленых насаждений, обеспечивают защиту от шума, загазованности, пыле-, ветрозащиту, служат фоном для формируемых пейзажных композиций ландшафтного дизайна. Они используются для создания периметральной полосы зеленых насаждений вдоль границ парка, визуально выделяющих ландшафтный дизайн паркового пространства и разграничения функциональных зон парка.
Полуоткрытые пространства, образуемые разреженными с помощью озеленения зелеными насаждениями, благоприятны для организации зон тихого отдыха и прогулок, создания перехода от закрытых к открытым пространствам в ландшафтных композициях.
Открытые пространства: поляны, акватории, спортивные площадки – обеспечивают хорошие условия обзора парковых композиций ландшафтного дизайна, раскрытие пейзажных картин окружающего ландшафтного дизайна и благоустройства парка.
Рекомендуемое соотношение закрытых, полуоткрытых и открытых пространств для многофункциональных парков в условиях средней полосы Европейской части России – 1:1:2.
Современные парки отличаются разнообразием выполняемых рекреационных функций и приемов организации пространства. Оптимальное решение парка должно отвечать следующим критериям:
— минимизация расстояний от входов в парк до мест концентрации потенциальных посетителей;
— минимизация и рациональная организация транзитных потоков через парк;
— обеспечение пространственной изоляции зон с плохо совместимыми функциями (например, тихого отдыха, прогулок и массовых мероприятий, развлечений, аттракционов; детской и хозяйственной и т.п.).
Планировочный каркас парка. Это остов, «скелет» парка, включающий планировочные центры (площадь массовых действий, парковые павильоны, зона ландшафтного дизайна парка и другие массово посещаемые зоны) и планировочные оси (основные аллеи парка, соединяющие планировочные центры).
Планировочный каркас выражает главную идею ландшафтно-планировочного решения парка. При его формировании должны учитываться особенности окружающего ландшафтного дизайна и пространственных условий участка парковой территории.
Дорожно-тропиночная сеть должна обеспечивать удобную доступность рекреационных объектов и устройств и рациональное распределение потоков посетителей, обеспечивающее допустимые рекреационные нагрузки на парковые ландшафтные дизайны.
Трассировку основных аллей целесообразно вести по водоразделам, вдоль крутых и поперек пологих склонов. При трассировке аллей должно учитываться, что они служат не только для передвижения посетителей, но и являются трассами обзора паркового ландшафтного дизайна; при размещении парковых сооружений – что они выполняют не только функциональную, но и композиционно-ландшафтную роль.
Дорожки и аллеи следует проектировать под имеющийся ландшафтный дизайн таким образом, чтобы они могли быть использованы для прогулок инвалидов и физически ослабленных лиц, взрослых с детскими колясками и других маломобильных групп населения.
Входы в парки следует размещать, обеспечивая удобные связи с близко расположенными жилыми районами, общественными центрами, остановками общественного транспорта, пешеходными переходами через улицы, автостоянками.
Перед входами необходимо предусматривать пригласительные площадки, которые не должны уменьшать ширину тротуара. Размеры пригласительной площадки определяются исходя из максимального ожидаемого числа посетителей, одновременно пользующихся входом, и принимаются не менее 2 кв. м/ чел.
Для посетителей общегородских многофункциональных и специализированных парков, парков и спортивных центров районного значения следует предусматривать удобные пешеходные подходы – не более 50 м к остановкам общественного транспорта.
Формирование парковых композиций ландшафтного дизайна и благоустройства. Средствами формирования парковых композиций ландшафтного дизайна и благоустройства являются поверхности (земли, воды), объемы (зеленые насаждения, рельеф, сооружения), колорит, свет и тень, линейная и воздушная перспектива.
Сценарий визуального восприятия паркового пространства включает определение последовательности смены пейзажей паркового ландшафтного дизайна, раскрывающихся при движении по аллеям парка. При разработке ландшафтного проектирования учитываются особенности пространственных условий зрительного восприятия парка, выявленные в процессе натурных обследований (местоположение композиционных центров ландшафтного дизайна парка, осей, видовых точек, трасс обзора).
Следует стремиться к тому, чтобы с основных трасс и точек обзора были видны наиболее эстетически ценные пейзажи ландшафтного дизайна парка и его окружения.
Важно обеспечить разнообразие зрительных картин, раскрывающихся при движении по парковым аллеям. При этом используются такие приемы, как:
— изменение направления обзора за счет поворота аллеи, когда меняется объект, замыкающий перспективу ландшафтного дизайна, зрительная картина;
— раскрытие дальних перспектив при подъеме на высокие отметки рельефа;
— чередование одноплановых и многоплановых (включающих три и более пространственных плана) пейзажных композиций ландшафтного дизайна парка.
Результатом разработки с помощью ландшафтного проектирования визуального восприятия паркового пространства является схема визуально-эстетической организации парка с указанием основных трасс и точек обзора, композиционных акцентов, особо эстетически ценных зон парка.
Учет зрительных иллюзий. Размеры пространства можно зрительно расширить за счет создания многоплановых перспектив ландшафтного дизайна парка. Наличие нескольких планов зрительно увеличивает глубину пространства.
Красивый вид можно обыграть с помощью обрамления – деревьев, кустарников, шпалер. Не менее выразительны виды с резкой разницей планов и с уходящей вдаль перспективой.
Воздушная перспектива отражает изменения цвета, контуров, фактуры поверхности предметов, обусловленные удалением от наблюдателя. Влажность воздуха влияет на видимый цвет, рельефность, очертания предметов ландшафтного дизайна парка. В наименьшей степени подвергаются воздействию явлений воздушной перспективы белый, желтый, оранжевый цвета. Объекты, окрашенные в эти цвета, зрительно кажутся ближе, чем на самом деле. Так. Ярко-желтые цветы, высаженные на дальнем плане, кажутся ближе к зрителю. Предметы с мягкими, плавными контурами и синеватым оттенком оптически удаляются от наблюдателя. Используя эффекты воздушной перспективы в ландшафтном дизайне парка, можно иллюзорно увеличивать площадь участка.
Приемы построения парковых композиций ландшафтного дизайна. При формировании паркового пространства используются регулярные и пейзажные приемы построения парковых композиций ландшафтного дизайна.
Регулярные парковые композиции ландшафтного дизайна применяются обычно в местах массовых посещений – вблизи главного входа в парк, стадиона и т.п.
Пейзажные парковые композиции ландшафтного дизайна создаются в местах тихого отдыха и прогулок, на других участках парка с превалированием природных компонентов ландшафтного дизайна.
Композиционными акцентами формируемых парковых пейзажей ландшафтного дизайна являются запоминающиеся и привлекающие внимание объекты, концентрирующие на себе внимание зрителей: здания, парковые павильоны, малые архитектурные формы, выразительные группы и одиночные деревья и кустарники. Однако следует помнить, что чрезмерная перегруженность пейзажа ландшафтного дизайна визуальными акцентами опасна. Большое их число снижает эстетические достоинства ландшафтного пейзажа.
Обрамление переднего плана парковых композиций ландшафтного дизайна создается с целью направить внимание зрителя на тот или иной фрагмент паркового пространства. В качестве обрамления переднего плана используются архитектурные формы (арки, колоннады и т.п.) или природные (деревья, кустарники).
Кулисы являются элементами построения второго пространственного плана ландшафтно-пейзажных картин и создаются с целью ограничить боковой обзор.
При формировании парковых пейзажей ландшафтного дизайна используются:
— пропорциональность, которая выражается в пространственной упорядоченности и соразмерности отдельных элементов пейзажных композиций ландшафтного дизайна;
— равновесие пространственных форм, которое может быть достигнуто средствами симметрии и асимметрии;
— ритм, который достигается чередованием пространственных форм и промежутков между ними;
— другие композиционные приемы ландшафтного дизайна и средства.
Семантика садово-парковых композиций ландшафтного дизайна. Садово-парковые композиции ландшафтного дизайна часто несут семантическую нагрузку (от гр. semantikos – обозначающий), имеют смысловое, содержательное значение.
Парки с древних времен олицетворяли Эдем – рай на земле. Композиции ландшафтного дизайна, а именно зеленые насаждения, а так же размещавшиеся в парках фонтаны, каскады, ручьи, пруды, оранжереи и другие ландшафтные сооружения, несли смысловую нагрузку. Причем в разные исторические периоды они получали разную семантическую окраску. Например, эрмитаж в эпоху романтизма олицетворял место обитания отшельника (эрмита). В XVII-XVIII вв. эрмитажи обычно размещались на границе или за пределами изгороди парка, там, где он сменялся естественным лесом и становились неожиданностью для гуляющих. Позднее эрмитажи стали рассматриваться как места уединенного размышления. Появились эрмитажи, призванные «театрализовать» пребывание в парке: эрмитажи в арабском стиле с арабскими надписями, в «китайском вкусе», эрмитажи со значением «Аркадия» (страна райской невинности).
Эрмитажи в Царском Селе и Петергофе под Санкт-Петербургом откровенно предназначались для развлечений и для приятного времяпрепровождения. В эрмитаже Монплезир в Петергофе, стоящем вблизи моря, картины с изображением моря и кораблей на стенах подчеркивали местоположение здания.
В царском Селе было два эрмитажа. Эрмитаж, построенный Б.-Ф. Растрелли, — это богато украшенное здание, которое никак не могло быть «местом уединенного размышления». Эрмитаж Грот в большей степени подходил для этой цели. В нем при Екатерине II был и свой «эрмит» — мраморная скульптура сидящего Вольтера работы Ж.-А. Гудона, которая ныне украшает Эрмитаж в Санкт-Петербурге.
Петербургский Эрмитаж при Екатерине II предназначался для того, чтобы развлекать императрицу, окружив ее произведениями искусства. Отдаленная семантическая связь с райским садом сохранилась на уровне второго этажа, где был устроен «висячий сад» с деревьями в кадках, большим количеством цветов и искусственных гнезд для птиц, которые своим пением должны были напоминать об Эдеме.
Идеология экологичной архитектуры нашла воплощение в произведениях Фриденсрайха Хундертвассера. Во всех его работах активно присутствует природа: кусты и деревья растут на балконах и террасах, крыши зданий покрывает растительность. «Человек и природа должны жить в гармонии» — один из главных его творческих принципов. Даже завод по переработке мусора в Вене (1990-1991 гг.) не избежал включения форм ландшафтного дизайна.
Библиотека варшавского университета – еще один пример яркого архитектурного воплощения идеологии «экологичной архитектуры». В 1993 г. был проведен конкурс на проект библиотеки, на котором победителем среди 50 представленных проектов стал проект архитекторов Марека Будзинского и Збигнева Вадовского. Архитектурный ансамбль воплощает идею увеличения природной составляющей в современном городе. Здание и прилегающий парк решены как единое «перетекающее» пространство, обедняющихся в единый ландшафтный дизайн. Из читального зала через стеклянную крышу видно небо и зеленые насаждения, растущие на крыше.
Озеленение крыши является продолжением прилегающего парка и может использоваться в качестве «второго читального зала», откуда открывается красивый вид на город. В парке тоже можно читать, сидя на скамьях или отдохнуть лежа на газоне. В отделке фасадов здания использована состаренная, патинированная медь, стены увиты лианами. Растительные мотивы присутствуют в формах архитектурных конструкций. Автостоянки размещены в подземном пространстве.
Источник статьи: http://www.ozelenitel-stroy.ru/blagoustroystvo-ozeleneniye-i-landshaftnyy-dizayn-parkov