- Формирование садово паркового ландшафт
- § 28. Проектирование садово-паркового ландшафта
- Библиотека: книги по архитектуре и строительству | Totalarch
- Вы здесь
- Садово-парковый ландшафт. Николаевская З.А. 1989
- Ландшафтная архитектура и зеленое строительство | Totalarch
- Вы здесь
- Основы ландшафтной композиции
- Виды парковых насаждений
- Рекомендуемые схемы построения групп растений различных пород
- Типы пространственной структуры
- Соотношение типов пространственной структуры
- Композиции открытых пространств (полян и партеров)
- Процесс формирования пейзажных композиций. Сочетание экологических, технологических и эстетических требований
- Пейзажно-пространственная композиция
- Виды ландшафтно-планировочной организации зеленых насаждений
- Группы из деревьев и кустарников
- Формы применения воды в ландшафтном проектировании
- Виды цветочного оформления
- Формирование парков на нарушенных территориях. Геопластика
- Ярусная композиция парка
- Парки на сложном рельефе
- Единство и соподчиненность в ландшафтном искусстве
Формирование садово паркового ландшафт
§ 28. Проектирование садово-паркового ландшафта
Наряду с архитектурой зданий, улиц и площадей садово-парковый ландшафт один из обязательных элементов при проектировании современного города. Все объекты озеленения — сады и парки, микрорайонные сады и скверы — должны быть взаимосвязаны и составлять единую систему озеленения.
Ландшафт садов и парков — это своеобразная разновидность географического ландшафта. Элементы географического ландшафта — складки рельефа, водоемы, а также строительные сооружения — мосты, дороги, площадки, малые архитектурные формы вместе с растительностью составляют определенную объемно-пространственную систему. Максимальное использование природной среды (рельефа местности, водных источников, участков лесной растительности) способствует созданию высокохудожественных садово-парковых композиций. В зависимости от характера и места расположения проектируемых объектов озеленения, назначения и величины к ним предъявляются различные требования.
Композиционное оформление проектируемого зеленого насаждения зависит от типа ландшафта. Основу любого объекта зеленого строительства составляет растительность. Существуют следующие основные группы парковых ландшафтов: парковый, лесной, луговой, горный, или альпийский и садовый. Планировка территории для формирования паркового ландшафта должна быть простой, хорошо увязанной с рельефом местности и растительностью и отвечать целевому назначению парка. При проектировании необходимо как можно меньше изменять рельеф участка, отведенного под строительство парка. Большие камни, взрослые деревья, ручьи и другие предметы, находящиеся на территории, следует по возможности сохранять и использовать как элементы общего художественного целого. Дорожно-тропиночная сеть также должна быть увязана с рельефом местности и отдельными объектами парка и его пейзажем. Кроме того, все садово-парковые пейзажи и дорожная сеть должна быть композиционно увязаны между собой.
Парковая композиция должна строиться на принципе чередования открытых и закрытых пространств. Необходимо выделять что-то главное, обращающее на себя особое внимание и образующее центр композиции. Это может быть резко выделяющаяся группа деревьев или кустарников, дерево, яркое пятно цветочных растений, беседка и т. п.
При закладке парка на сложном рельефе следует учитывать экспозицию склонов. Это имеет большое значение при подборе ассортимента высаживаемых деревьев и кустарников. Южные и восточные склоны суше и теплее, чем западные и северные.
При подборе и группировке растений для создания парка необходимо принимать во внимание не только их внешний облик и красивое сочетание, но и приуроченность этих растений к определенным условиям местообитания. В той части парка, которая подвержена постоянному действию господствующих ветров, следует высаживать наиболее ветроустойчивые деревья. В южных климатических зонах парк надо размещать в пониженных местах, где легче сохраняется влага, а в северных — на возвышениях, чтобы исключить близость грунтовых вод.
При создании ландшафта лесного типа основой являются естественные леса. Кроме того, делают специальные посадки с тем, чтобы на проектируемой территории парка создать обстановку, передающую характерные черты естественного лесного ландшафта. Для придания лесопарку большей живописности треть территории отводят под поляны и лужайки, а по опушкам высаживают красивые кустарники. Элементы малой архитектурной формы (беседки, скамейки, бассейны) приурочивают к более освещенным местам. Цветочные и газонные растения располагают в виде отдельных фрагментов.
Луговой ландшафт целесообразно формировать в поймах рек, вдоль берегов озер и водохранилищ. Один из характерных его элементов — редкие деревья и кустарники, разбросанные по широким просторам лугов. Газон и одинокие деревья служат как бы канвой для формирования больших полян, предназначенных для отдыха, игр, спорта.
Альпийский ландшафт создают в местах, где парковая территория имеет пересеченный рельеф: овраги, холмы, склоны, крутые берега озер, рек. Обилие коренных пород и водостоков дает богатый материал для формирования и декоративного оформления такого ландшафта. В парках и садах лучшее место для его формирования — естественные откосы и склоны долин, холмы, обрывы, возвышенности.
Камень во всех формах представляет собой одну из наиболее характерных черт альпийских ландшафтов. Однородные массивные комплексы каменных горок с полянами и разбросанными по ним отдельными камнями должны занимать около половины территории, а остальную часть — растительность альпийских лугов. Красивоцветущие ковровые растения между скал создают среду для многих луковичных растений. Для построения альпийского ландшафта используют широко разрастающиеся низкие, ползучие и ампельные (свисающие) растения.
К садовому ландшафту относятся декоративные сады из плодовых деревьев, специальные монокультурные сады, розарии, сиренгарии, коллекционные сады деревьев и кустарников: арборетумы, дендрарии, водяные и скальные сады и другие узкоспециализированные садовые устройства. Сад отличается от парка не только размером, основная цель его закладки — культура избранных декоративных растений и показ их в таких сочетаниях с другими растениями или предметами, которые обеспечивали бы наиболее выгодное восприятие их декоративных качеств.
Для садовых ландшафтов характерна геометрическая планировка территории. Этот тип планировки применяется при создании зеленых зон в садах при санаториях, домах отдыха, в парках. Композиция зеленых насаждений должна быть проста, рациональна, основана на строгом соблюдении гармонического и биологического единства в подборе растений.
Различают три типа лесопарковых ландшафтов, отличающихся структурой насаждений, декоративным обликом и характером эмоционального воздействия: ландшафт закрытых пространств, полуоткрытых пространств и открытых пространств.
Важный элемент ландшафта закрытого типа — наличие отдельных полян и зеленых лужаек, изолированных друг от друга. Насаждения должны быть плотными, чтобы обеспечивать в летнее время прохладу и тишину.
Для ландшафта полуоткрытого пространства характерны оптимальная изреженность, сочетание отдельных групп древостоя, полян и водных бассейнов. Хорошо оживляет этот ландшафт разбросанные по его территории деревья с развесистой кроной, а также красивоцветущие кустарники.
Ландшафт открытых пространств характеризуется хорошей освещенностью, широким обзором окружающей территории. Он включает большие поляны, занятые лугами, газонами, водоемами, окруженные зелеными насаждениями. Доля лесных насаждений должна составлять 40-50%.
Насаждения следует проектировать в два-три яруса. Особенно это важно при формировании ландшафтов закрытого пространства. В первом ярусе должны преобладать высокие деревья, во втором — средней величины, и в третьем — низкорослые деревья и кустарники. Не менее важным требованием является создание смешанных хвойно-лиственных насаждений, они более долговечны и устойчивы, особенно в засушливых районах юга.
Некоторые особенности ландшафтного проектирования. При ландшафтном проектировании необходимо предусматривать следующее. Пейзажные пространства участков должны быть по возможности более открытыми и просматриваемыми. Это достигается путем удаления некоторого количества высаживаемых деревьев и кустарников. Ассортимент древесных пород в группах должен быть ограничен, рядовые посадки сводят до минимума. Стрижка применяется в очень редких случаях, когда это необходимо.
Большое внимание следует уделять стриженым газонам, а также их заменителям: цветному песку, гальке, ракушечнику. Вместо партеров, клумб, рабаток отдавать предпочтение массивам свободных и регулярных очертаний на фоне газона и его заменителей, чистым группам на газоне или на фоне мощеных поверхностей, каменистым садам с цветами, цветам в вазонах и др.
Источник статьи: http://dendrology.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st032.shtml
Библиотека: книги по архитектуре и строительству | Totalarch
Вы здесь
Садово-парковый ландшафт. Николаевская З.А. 1989
Садово-парковый ландшафт |
Николаевская З.А. |
Стройиздат. Москва. 1989 |
344 страницы |
ISBN 5-274-00591-8 |
Рассматриваются теоретические основы и передовая отечественная и зарубежная практика проектирования и строительства парков. Показано значение природных и экологических условий для достижения рационального функционального зонирования, долговечности и художественного эффекта насаждений парка, а также для решения задачи охраны природы. Исследованы эстетические закономерности, система архитектурных и художественных средств и приемов, свойственных садово-парковому искусству. Показаны технические средства и архитектурно-ландшафтные способы формирования садово-парковой композиции на восстанавливаемых территориях разных видов. Для архитекторов и специалистов, работающих в области ландшафтной архитектуры.
Глава 1. Основные приншшы проектирования садово-паркового ландшафта
Социальные и функциональные задачи архитектурно-планировочной организации среды для отдыха в парке
Значение природных условий в формировании функционально-пространственной структуры садово-паркового ландшафта
Средства и закономерности искусства композиции садово-паркового ландшафта
Глава 2. Композиционное использование свойств природных материалов в ландшафтном проектировании
Приемы пейзажного моделирования растительности
Использование естественных свойств воды в композиции парковых водных устройств
Композиционное использование свойств природных форм рельефа. Образование искусственного микрорельефа
Приемы композиционных взаимосвязей природных компонентов садово-паркового ландшафта
Глава 3. Парковые сооружения, скульптура и архитектурно-ландшафтные детали
Архитектурные сооружения
Малые формы архитектуры
Гидротехиические сооружения
Скульптура и детали ландшафтной архитектуры
Декоративное покрытие дорог и площадок
Искусственное декоративное освещение
Глава 4. Функционально-пространственные особенности специализированных по видам отдыха садово-парковых ландшафтов
Приемы композиции садово-паркового ландшафта для массовых видов отдыха и развлечений
Приемы композиции садово-паркового ландшафта для тихих видов отдыха и прогулок
Приемы композиции ландшафтной среды для развлечений детей
Приемы композиции садово-паркового ландшафта декоративных экспозиций
Глава 5. Формирование садово-паркового ландшафта на восстанавливаемых территориях
Технические средства и способы целесообразного преобразования нарушенных территорий для рекреационных целей
Охрана и рекреационное использование водных ресурсов города в паркостроении
Садово-парковая рекультивация нарушенных территорий
Источник статьи: http://books.totalarch.com/garden_park_landscape
Ландшафтная архитектура и зеленое строительство | Totalarch
Вы здесь
Основы ландшафтной композиции
Виды парковых насаждений
Насаждения — деревья, кустарники, цветочные и травянистые растения — составляют основу формирования парковой среды. Они нерасторжимо связаны с другими компонентами ландшафта — рельефом и водой и с учетом климата определяют пространственную структуру и характерный облик каждого объекта. В процессе исторического развития ландшафтного искусства сложились различные виды парковых насаждений. В регулярных парках они принимают геометрические формы — это боскеты, аллеи, группы, солитеры. Открытые пространства представлены партерами — газонными, цветочными, водяными. В пейзажных парках, где композиция строится на асимметричном равновесии объемов и в ее основу положен принцип воссоздания образа естественной природы,— это массивы, аллеи, группы, солитеры. Все виды парковых насаждений (компоненты паркового пейзажа) в основном выполняют тождественные функции в пейзажах и различаются стилистически.
Рекомендуемые схемы построения групп растений различных пород
Типы пространственной структуры
Организованное пространство — это среда для жизни и деятельности человека, подчиненная материальным и духовным запросам общества. Безграничное пространство — «великая пустота», по определению Демокрита,— не может быть воспринято органами чувств человека. Пространство постигается нами при наличии в нем материальных тел, при условии той или иной степени материального ограничения. Ландшафтный арх. Дж. Саймондс (США) говорил: «Искусство и умение проектировать местность постигается проектировщиком, когда он впервые осознает, что имеет дело не с площадями, а с объемами и пространствами». Творческий метод ландшафтного искусства, опираясь на экологические свойства осваиваемого объекта, подходит к его оценке с позиций 3 пространственных категорий: пространство (собственно территория) и его составляющие — плоскость (поверхность земли на различных формах рельефа) и объем (насаждения, сооружения, объемно выраженный рельеф).
Соотношение типов пространственной структуры
Участки закрытых, полуоткрытых и открытых пространств по своим размерам и общей площади, а так- же размещению в структуре парка определенным образом соотносятся друг с другом. Это соотношение определяется требованиями психофизиологической комфортности среды для человека. Решение задач по созданию благоприятного микроклимата парковой среды зависит от климата района, в котором организуется парк. Так, в южных районах необходима защита от солнца и летнего зноя, поэтому здесь предпочтение отдается закрытым пространствам насаждений, создающим тень и прохладу. Площадь открытых пространств незначительна. Они, как правило, невелики, посетителей наиболее привлекает их затененная часть, опушка формируется рыхлой — продуваемой, способной обеспечить необходимую аэрацию и таким образом избежать застоя перегретого воздуха. В северных районах, наоборот, предпочтительнее участки, освещенные солнцем и защищенные от неблагоприятных северных ветров. Поэтому здесь значительную часть, а иногда и большую, занимают открытые пространства полян, более прогреваемые, чем массивы насаждений. В северной, а также в северо-западной части поляны имеют плотную опушку, защищающую от холодных ветров.
Композиции открытых пространств (полян и партеров)
Открытые пространства являются одними из наиболее важных структурных элементов парков. В регулярных парках это прежде всего партеры, в пейзажных — поляны. Партер — это декоративная композиция, расположенная на горизонтальной плоскости, выполняемая из растений, инертных материалов и воды. В качестве растительного материала используются газон, цветы, низкостригущийся кустарник. Инертным материалом служат песок, березовый уголь, битое стекло, толченый кирпич, черепица. В композицию партеров включаются бассейны, фонтаны, скульптура, вазы, кадочные растения и фигурно стриженные растения (буксус, тисе, кизильник, туя, в России использовалась ель).
Процесс формирования пейзажных композиций. Сочетание экологических, технологических и эстетических требований
В процессе роста древесные насаждения кардинально изменяют свои высоту, диаметр кроны, толщину и текстуру поверхности ствола, рисунок и толщину скелетных ветвей, силуэт, т. е. все основные показатели, влияющие на художественное качество ландшафтной композиции. В зависимости от этого меняются оптимальные расстояния восприятия древесных насаждений. Закономерности развития и изменения декоративно-художественных форм должны поэтапно учитываться при формировании пейзажа. Рост и развитие древесных насаждений происходят неравномерно. В первые годы рост растений, как правило, замедлен. Наибольший прирост у большинства видов наблюдается в 10. 30 лет. В средней и южной зонах европейской части России период наиболее быстрого роста у дуба 10. 15 лет; у лиственницы 20. 30 лет. Рост старых деревьев почти прекращается, появляется суховершинность, отсыхает часть боковых ветвей, крона изреживается.
Пейзажно-пространственная композиция
Свойства растительности как одного из строительных материалов ландшафтной архитектуры играют важную роль в создании общей пространственной структуры садов и парков. Характер пейзажа определяется прежде всего соотношением объемных растительных элементов и плоскостных, образуемых поверхностью земли и водоемами. Под термином «пейзаж» следует понимать составную часть ландшафта, которая может быть воспринята как художественно-цельное пространство. Конкретные условия зрительного восприятия определяют масштабные пределы пейзажа. Скажем, цветочный партер или группа деревьев находится за низшим порогом понятия «пейзаж», а крупный массив насаждений или сложная система водоемов — за его высшим порогом. Обязательным признаком пейзажа является преобладание или наличие природных компонентов. Вид — фрагмент пейзажа, предельно ограниченное пространство, угол обзора которого не превышает 60° (небольшая поляна в густом лесу, мост над водой с двумя-тремя группами деревьев, беседка в парке и т. п.).
Виды ландшафтно-планировочной организации зеленых насаждений
Садово-парковая растительность организуется в виде лесных массивов и рощ, групп деревьев и кустарников, аллейных посадок, живых изгородей, стриженых стен, боскетов, полян, декоративных газонов и различного типа цветников. Массивы насаждений лесного типа применяют, чтобы воссоздать естественный ландшафт, они занимают площадь от 1 до 4 га в парках и десятки гектаров в лесопарках. В зависимости от господствующих древесных пород массивы подразделяются на хвойные (темно- и светлохвойные) и лиственные (широко- и мелколиственные), по составу — на чистые, составленные из одной породы, и смешанные, по структуре — одноярусные и многоярусные (когда полы крон расположены на разной высоте). Выбор главных пород массива определяет его облик — ель, пихта, бук, граб с темными стволами и густым облиствением образуют сумрачные тенистые насаждения; сосна, береза, лиственница, ясень, акация, имеющие прозрачные кроны, образуют солнечные и светлые насаждения. Сопутствующие породы улучшают и обогащают лесную среду, подчеркивают декоративные качества основной породы путем контраста или нюансных отношений.
Группы из деревьев и кустарников
Группа — это сочетание древесных растений одного или нескольких видов, расположенных изолированно на открытом пространстве парка. В русских парках XVIII—XIX вв. группы создавались преимущественно из 7—10—17 видов берез, лип, дубов, сосен, елей, лиственниц, ясеней, вязов, с включением рябины), черемухи, дерена. Часто группы окаймлялись сиренью, спиреями, жимолостью, шиповником. В ранний период развития пейзажного стиля в России создавались в основном группы чистые по составу, в настоящее время (при расширении ассортимента) предпочтение отдается смешанным группам. Наиболее распространенными сочетаниями пород в группах в парках XVIII—XIX вв. были ель и береза; ель и рябина; береза и сосна; липа, ель, береза; лиственница, ясень; клен, ива, ясень и др.
Формы применения воды в ландшафтном проектировании
В ландшафтном проектировании применение воды имеет несколько уровней. В ландшафтном дизайне вода используется в утилитарных и декоративных устройствах. К утилитарным устройствам, наиболее часто применяемым, относятся питьевые фонтаны, колодцы, плескательные бассейны, рыбные пруды, каналы. Из декоративных устройств следует отметить декоративные фонтаны (струйные), с объемной скульптурой, пристенные, водные зеркала, каскады, водопады. Слабо используется возможность применения воды для теплоизоляции, шумозащиты, ограждения.
Виды цветочного оформления
Цветочные и декоративные травянистые растения занимают важное место в убранстве парка и вместе с древесными растениями, водными устройствами, камнями, скульптурой формируют его эстетический облик. С помощью цветников оформляются планировочные узлы парка — партерные площади, входы, места отдыха, создаются акценты, концентрирующие внимание, направляющие движение и завершающие художественное решение парковых композиций — мест у водоемов, на полянах, у опушек, скульптуры и др. Различаются следующие виды цветочного оформления.
Формирование парков на нарушенных территориях. Геопластика
Одна из характерных черт современного мирового паркостроения связана с большим размахом работ по преобразованию отработанных территорий. Речь идет о ландшафтной рекультивации, превращении бывших шахтных разработок, свалок мусора, заброшенных карьеров, пустырей и т. п. в места отдыха. По нашим подсчетам, около половины парков, заложенных в последние 10 лет, созданы на «неудобных» землях. Широкий интерес к этому виду паркового строительства связан с дефицитом свободных от застройки и не занятых под сельское хозяйство естественных ландшафтов вблизи крупных городов, большим распространением нарушенных территорий, а также теми новыми творческими возможностями, которые открывает ландшафтному архитектору современная техника — мощные землеройные и транспортирующие механизмы, применяемые для горных работ.
Ярусная композиция парка
Типичной композиционной задачей таких парков является выявление пространственной структуры склона, которая часто сводится к формированию системы террас, т.е. чередованию подъемов и относительно плоских ступеней рельефа. Решающую роль играют при этом бровки — четкие переломы, переходы от плоских элементов к наклонным. Именно отсюда, с бровок открываются виды вниз, здесь формируются силуэтные линии ограничения видимости при восприятии парка снизу. Параллельные линии бровок вместе с наиболее крутыми участками склона определяют вид парка при фронтальном его рассмотрении, в то время как плоские ступени скрыты от наблюдателя. Цель ландшафтного архитектора — подчеркнуть с помощью архитектурно-ландшафтных средств эту ступенчатую, ритмичную структуру рельефа. Другая особенность заключается в том, что основные парковые сооружения, а также такие элементы, как спортивные площадки и т.п., размещаются на указанных ступенях в тех местах, где они достигают наибольшей ширины.
Парки на сложном рельефе
Парк, расположенный на горе или холме, имеет свои композиционные особенности. Куполообразный или конусовидный объем возвышенности в максимальной степени связывает парк с внешним окружением, в нем почти нет замкнутых пространств. Здесь трудно выделить определенные видовые точки, по сути дела весь парк представляет собой сплошную видовую «поверхность», а раскрытие видов имеет многосторонний или круговой характер. Композиция парка-холма обычно строится на сети дорог, которые принимают вид спирали или серпантина.
Единство и соподчиненность в ландшафтном искусстве
Организация пространства содержит в себе противоречивое единство двух основных моментов: ограничение частей и создание единого целого. Ограничение частей, или разделение пространства, в ландшафтном искусстве обусловлено функциональным назначением — разделением на участки с различными видами занятий и природными условиями, подсказывающими возможность формирования того или иного типа пространственной структуры. Единство требует выявления главного и подчиненного, неразрывной связи формы и содержания. Оно проявляется в выделении объемно-пространственной доминанты и подчинении ей остальных частей. Это может быть сооружение, поляна, водоем и др. Соподчинение определяется ориентацией остальных частей на эту доминанту и их визуальную и тематическую взаимосвязь. Так, в исторических парках доминантой является дворец, которому подчинена территория парка. Их единство решается разными приемами: с помощью визуальных связей (в створе просек, дорог и видовых лучей многократно и часто неожиданно возникает дворец); определенного членения пространства (более мелкого и тщательно проработанного ближе к дворцу и более крупного по мере удаления от него); насыщенности цветочным оформлением и скульптурой придворцовой части и более скромным тематическим повторением в других частях парка и т. д. Эта связь тонка и ненавязчива.
Источник статьи: http://landscape.totalarch.com/fundamentals_landscape_composition