Формирование садово паркового ландшафт

Содержание
  1. Формирование садово паркового ландшафт
  2. § 28. Проектирование садово-паркового ландшафта
  3. Библиотека: книги по архитектуре и строительству | Totalarch
  4. Вы здесь
  5. Садово-парковый ландшафт. Николаевская З.А. 1989
  6. Ландшафтная архитектура и зеленое строительство | Totalarch
  7. Вы здесь
  8. Основы ландшафтной композиции
  9. Виды парковых насаждений
  10. Рекомендуемые схемы построения групп растений различных пород
  11. Типы пространственной структуры
  12. Соотношение типов пространственной структуры
  13. Композиции открытых пространств (полян и партеров)
  14. Процесс формирования пейзажных композиций. Сочетание экологических, технологических и эстетических требований
  15. Пейзажно-пространственная композиция
  16. Виды ландшафтно-планировочной организации зеленых насаждений
  17. Группы из деревьев и кустарников
  18. Формы применения воды в ландшафтном проектировании
  19. Виды цветочного оформления
  20. Формирование парков на нарушенных территориях. Геопластика
  21. Ярусная композиция парка
  22. Парки на сложном рельефе
  23. Единство и соподчиненность в ландшафтном искусстве

Формирование садово паркового ландшафт

§ 28. Проектирование садово-паркового ландшафта

Наряду с архитектурой зданий, улиц и площадей садово-парковый ландшафт один из обязательных элементов при проектировании современного города. Все объекты озеленения — сады и парки, микрорайонные сады и скверы — должны быть взаимосвязаны и составлять единую систему озеленения.

Ландшафт садов и парков — это своеобразная разновидность географического ландшафта. Элементы географического ландшафта — складки рельефа, водоемы, а также строительные сооружения — мосты, дороги, площадки, малые архитектурные формы вместе с растительностью составляют определенную объемно-пространственную систему. Максимальное использование природной среды (рельефа местности, водных источников, участков лесной растительности) способствует созданию высокохудожественных садово-парковых композиций. В зависимости от характера и места расположения проектируемых объектов озеленения, назначения и величины к ним предъявляются различные требования.

Композиционное оформление проектируемого зеленого насаждения зависит от типа ландшафта. Основу любого объекта зеленого строительства составляет растительность. Существуют следующие основные группы парковых ландшафтов: парковый, лесной, луговой, горный, или альпийский и садовый. Планировка территории для формирования паркового ландшафта должна быть простой, хорошо увязанной с рельефом местности и растительностью и отвечать целевому назначению парка. При проектировании необходимо как можно меньше изменять рельеф участка, отведенного под строительство парка. Большие камни, взрослые деревья, ручьи и другие предметы, находящиеся на территории, следует по возможности сохранять и использовать как элементы общего художественного целого. Дорожно-тропиночная сеть также должна быть увязана с рельефом местности и отдельными объектами парка и его пейзажем. Кроме того, все садово-парковые пейзажи и дорожная сеть должна быть композиционно увязаны между собой.

Парковая композиция должна строиться на принципе чередования открытых и закрытых пространств. Необходимо выделять что-то главное, обращающее на себя особое внимание и образующее центр композиции. Это может быть резко выделяющаяся группа деревьев или кустарников, дерево, яркое пятно цветочных растений, беседка и т. п.

При закладке парка на сложном рельефе следует учитывать экспозицию склонов. Это имеет большое значение при подборе ассортимента высаживаемых деревьев и кустарников. Южные и восточные склоны суше и теплее, чем западные и северные.

При подборе и группировке растений для создания парка необходимо принимать во внимание не только их внешний облик и красивое сочетание, но и приуроченность этих растений к определенным условиям местообитания. В той части парка, которая подвержена постоянному действию господствующих ветров, следует высаживать наиболее ветроустойчивые деревья. В южных климатических зонах парк надо размещать в пониженных местах, где легче сохраняется влага, а в северных — на возвышениях, чтобы исключить близость грунтовых вод.

При создании ландшафта лесного типа основой являются естественные леса. Кроме того, делают специальные посадки с тем, чтобы на проектируемой территории парка создать обстановку, передающую характерные черты естественного лесного ландшафта. Для придания лесопарку большей живописности треть территории отводят под поляны и лужайки, а по опушкам высаживают красивые кустарники. Элементы малой архитектурной формы (беседки, скамейки, бассейны) приурочивают к более освещенным местам. Цветочные и газонные растения располагают в виде отдельных фрагментов.

Луговой ландшафт целесообразно формировать в поймах рек, вдоль берегов озер и водохранилищ. Один из характерных его элементов — редкие деревья и кустарники, разбросанные по широким просторам лугов. Газон и одинокие деревья служат как бы канвой для формирования больших полян, предназначенных для отдыха, игр, спорта.

Альпийский ландшафт создают в местах, где парковая территория имеет пересеченный рельеф: овраги, холмы, склоны, крутые берега озер, рек. Обилие коренных пород и водостоков дает богатый материал для формирования и декоративного оформления такого ландшафта. В парках и садах лучшее место для его формирования — естественные откосы и склоны долин, холмы, обрывы, возвышенности.

Камень во всех формах представляет собой одну из наиболее характерных черт альпийских ландшафтов. Однородные массивные комплексы каменных горок с полянами и разбросанными по ним отдельными камнями должны занимать около половины территории, а остальную часть — растительность альпийских лугов. Красивоцветущие ковровые растения между скал создают среду для многих луковичных растений. Для построения альпийского ландшафта используют широко разрастающиеся низкие, ползучие и ампельные (свисающие) растения.

К садовому ландшафту относятся декоративные сады из плодовых деревьев, специальные монокультурные сады, розарии, сиренгарии, коллекционные сады деревьев и кустарников: арборетумы, дендрарии, водяные и скальные сады и другие узкоспециализированные садовые устройства. Сад отличается от парка не только размером, основная цель его закладки — культура избранных декоративных растений и показ их в таких сочетаниях с другими растениями или предметами, которые обеспечивали бы наиболее выгодное восприятие их декоративных качеств.

Читайте также:  Понятие ландшафта его компоненты

Для садовых ландшафтов характерна геометрическая планировка территории. Этот тип планировки применяется при создании зеленых зон в садах при санаториях, домах отдыха, в парках. Композиция зеленых насаждений должна быть проста, рациональна, основана на строгом соблюдении гармонического и биологического единства в подборе растений.

Различают три типа лесопарковых ландшафтов, отличающихся структурой насаждений, декоративным обликом и характером эмоционального воздействия: ландшафт закрытых пространств, полуоткрытых пространств и открытых пространств.

Важный элемент ландшафта закрытого типа — наличие отдельных полян и зеленых лужаек, изолированных друг от друга. Насаждения должны быть плотными, чтобы обеспечивать в летнее время прохладу и тишину.

Для ландшафта полуоткрытого пространства характерны оптимальная изреженность, сочетание отдельных групп древостоя, полян и водных бассейнов. Хорошо оживляет этот ландшафт разбросанные по его территории деревья с развесистой кроной, а также красивоцветущие кустарники.

Ландшафт открытых пространств характеризуется хорошей освещенностью, широким обзором окружающей территории. Он включает большие поляны, занятые лугами, газонами, водоемами, окруженные зелеными насаждениями. Доля лесных насаждений должна составлять 40-50%.

Насаждения следует проектировать в два-три яруса. Особенно это важно при формировании ландшафтов закрытого пространства. В первом ярусе должны преобладать высокие деревья, во втором — средней величины, и в третьем — низкорослые деревья и кустарники. Не менее важным требованием является создание смешанных хвойно-лиственных насаждений, они более долговечны и устойчивы, особенно в засушливых районах юга.

Некоторые особенности ландшафтного проектирования. При ландшафтном проектировании необходимо предусматривать следующее. Пейзажные пространства участков должны быть по возможности более открытыми и просматриваемыми. Это достигается путем удаления некоторого количества высаживаемых деревьев и кустарников. Ассортимент древесных пород в группах должен быть ограничен, рядовые посадки сводят до минимума. Стрижка применяется в очень редких случаях, когда это необходимо.

Большое внимание следует уделять стриженым газонам, а также их заменителям: цветному песку, гальке, ракушечнику. Вместо партеров, клумб, рабаток отдавать предпочтение массивам свободных и регулярных очертаний на фоне газона и его заменителей, чистым группам на газоне или на фоне мощеных поверхностей, каменистым садам с цветами, цветам в вазонах и др.

Источник статьи: http://dendrology.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st032.shtml

Библиотека: книги по архитектуре и строительству | Totalarch

Вы здесь

Садово-парковый ландшафт. Николаевская З.А. 1989

Садово-парковый ландшафт
Николаевская З.А.
Стройиздат. Москва. 1989
344 страницы
ISBN 5-274-00591-8

Рассматриваются теоретические основы и передовая отечественная и зарубежная практика проектирования и строительства парков. Показано значение природных и экологических условий для достижения рационального функционального зонирования, долговечности и художественного эффекта насаждений парка, а также для решения задачи охраны природы. Исследованы эстетические закономерности, система архитектурных и художественных средств и приемов, свойственных садово-парковому искусству. Показаны технические средства и архитектурно-ландшафтные способы формирования садово-парковой композиции на восстанавливаемых территориях разных видов. Для архитекторов и специалистов, работающих в области ландшафтной архитектуры.

Глава 1. Основные приншшы проектирования садово-паркового ландшафта
Социальные и функциональные задачи архитектурно-планировочной организации среды для отдыха в парке
Значение природных условий в формировании функционально-пространственной структуры садово-паркового ландшафта
Средства и закономерности искусства композиции садово-паркового ландшафта

Глава 2. Композиционное использование свойств природных материалов в ландшафтном проектировании
Приемы пейзажного моделирования растительности
Использование естественных свойств воды в композиции парковых водных устройств
Композиционное использование свойств природных форм рельефа. Образование искусственного микрорельефа
Приемы композиционных взаимосвязей природных компонентов садово-паркового ландшафта

Глава 3. Парковые сооружения, скульптура и архитектурно-ландшафтные детали
Архитектурные сооружения
Малые формы архитектуры
Гидротехиические сооружения
Скульптура и детали ландшафтной архитектуры
Декоративное покрытие дорог и площадок
Искусственное декоративное освещение

Глава 4. Функционально-пространственные особенности специализированных по видам отдыха садово-парковых ландшафтов
Приемы композиции садово-паркового ландшафта для массовых видов отдыха и развлечений
Приемы композиции садово-паркового ландшафта для тихих видов отдыха и прогулок
Приемы композиции ландшафтной среды для развлечений детей
Приемы композиции садово-паркового ландшафта декоративных экспозиций

Глава 5. Формирование садово-паркового ландшафта на восстанавливаемых территориях
Технические средства и способы целесообразного преобразования нарушенных территорий для рекреационных целей
Охрана и рекреационное использование водных ресурсов города в паркостроении
Садово-парковая рекультивация нарушенных территорий

Источник статьи: http://books.totalarch.com/garden_park_landscape

Ландшафтная архитектура и зеленое строительство | Totalarch

Вы здесь

Основы ландшафтной композиции

Виды парковых насаждений

Насаждения — деревья, кустарники, цветочные и травянистые растения — составляют основу формирования парковой среды. Они нерасторжимо связаны с другими компонентами ландшафта — рельефом и водой и с учетом климата определяют пространственную структуру и характерный облик каждого объекта. В процессе исторического развития ландшафтного искусства сложились различные виды парковых насаждений. В регулярных парках они принимают геометрические формы — это боскеты, аллеи, группы, солитеры. Открытые пространства представлены партерами — газонными, цветочными, водяными. В пейзажных парках, где композиция строится на асимметричном равновесии объемов и в ее основу положен принцип воссоздания образа естественной природы,— это массивы, аллеи, группы, солитеры. Все виды парковых насаждений (компоненты паркового пейзажа) в основном выполняют тождественные функции в пейзажах и различаются стилистически.

Читайте также:  Бензолебедка для вспашки огорода

Рекомендуемые схемы построения групп растений различных пород

Типы пространственной структуры

Организованное пространство — это среда для жизни и деятельности человека, подчиненная материальным и духовным запросам общества. Безграничное пространство — «великая пустота», по определению Демокрита,— не может быть воспринято органами чувств человека. Пространство постигается нами при наличии в нем материальных тел, при условии той или иной степени материального ограничения. Ландшафтный арх. Дж. Саймондс (США) говорил: «Искусство и умение проектировать местность постигается проектировщиком, когда он впервые осознает, что имеет дело не с площадями, а с объемами и пространствами». Творческий метод ландшафтного искусства, опираясь на экологические свойства осваиваемого объекта, подходит к его оценке с позиций 3 пространственных категорий: пространство (собственно территория) и его составляющие — плоскость (поверхность земли на различных формах рельефа) и объем (насаждения, сооружения, объемно выраженный рельеф).

Соотношение типов пространственной структуры

Участки закрытых, полуоткрытых и открытых пространств по своим размерам и общей площади, а так- же размещению в структуре парка определенным образом соотносятся друг с другом. Это соотношение определяется требованиями психофизиологической комфортности среды для человека. Решение задач по созданию благоприятного микроклимата парковой среды зависит от климата района, в котором организуется парк. Так, в южных районах необходима защита от солнца и летнего зноя, поэтому здесь предпочтение отдается закрытым пространствам насаждений, создающим тень и прохладу. Площадь открытых пространств незначительна. Они, как правило, невелики, посетителей наиболее привлекает их затененная часть, опушка формируется рыхлой — продуваемой, способной обеспечить необходимую аэрацию и таким образом избежать застоя перегретого воздуха. В северных районах, наоборот, предпочтительнее участки, освещенные солнцем и защищенные от неблагоприятных северных ветров. Поэтому здесь значительную часть, а иногда и большую, занимают открытые пространства полян, более прогреваемые, чем массивы насаждений. В северной, а также в северо-западной части поляны имеют плотную опушку, защищающую от холодных ветров.

Композиции открытых пространств (полян и партеров)

Открытые пространства являются одними из наиболее важных структурных элементов парков. В регулярных парках это прежде всего партеры, в пейзажных — поляны. Партер — это декоративная композиция, расположенная на горизонтальной плоскости, выполняемая из растений, инертных материалов и воды. В качестве растительного материала используются газон, цветы, низкостригущийся кустарник. Инертным материалом служат песок, березовый уголь, битое стекло, толченый кирпич, черепица. В композицию партеров включаются бассейны, фонтаны, скульптура, вазы, кадочные растения и фигурно стриженные растения (буксус, тисе, кизильник, туя, в России использовалась ель).

Процесс формирования пейзажных композиций. Сочетание экологических, технологических и эстетических требований

В процессе роста древесные насаждения кардинально изменяют свои высоту, диаметр кроны, толщину и текстуру поверхности ствола, рисунок и толщину скелетных ветвей, силуэт, т. е. все основные показатели, влияющие на художественное качество ландшафтной композиции. В зависимости от этого меняются оптимальные расстояния восприятия древесных насаждений. Закономерности развития и изменения декоративно-художественных форм должны поэтапно учитываться при формировании пейзажа. Рост и развитие древесных насаждений происходят неравномерно. В первые годы рост растений, как правило, замедлен. Наибольший прирост у большинства видов наблюдается в 10. 30 лет. В средней и южной зонах европейской части России период наиболее быстрого роста у дуба 10. 15 лет; у лиственницы 20. 30 лет. Рост старых деревьев почти прекращается, появляется суховершинность, отсыхает часть боковых ветвей, крона изреживается.

Пейзажно-пространственная композиция

Свойства растительности как одного из строительных материалов ландшафтной архитектуры играют важную роль в создании общей пространственной структуры садов и парков. Характер пейзажа определяется прежде всего соотношением объемных растительных элементов и плоскостных, образуемых поверхностью земли и водоемами. Под термином «пейзаж» следует понимать составную часть ландшафта, которая может быть воспринята как художественно-цельное пространство. Конкретные условия зрительного восприятия определяют масштабные пределы пейзажа. Скажем, цветочный партер или группа деревьев находится за низшим порогом понятия «пейзаж», а крупный массив насаждений или сложная система водоемов — за его высшим порогом. Обязательным признаком пейзажа является преобладание или наличие природных компонентов. Вид — фрагмент пейзажа, предельно ограниченное пространство, угол обзора которого не превышает 60° (небольшая поляна в густом лесу, мост над водой с двумя-тремя группами деревьев, беседка в парке и т. п.).

Виды ландшафтно-планировочной организации зеленых насаждений

Садово-парковая растительность организуется в виде лесных массивов и рощ, групп деревьев и кустарников, аллейных посадок, живых изгородей, стриженых стен, боскетов, полян, декоративных газонов и различного типа цветников. Массивы насаждений лесного типа применяют, чтобы воссоздать естественный ландшафт, они занимают площадь от 1 до 4 га в парках и десятки гектаров в лесопарках. В зависимости от господствующих древесных пород массивы подразделяются на хвойные (темно- и светлохвойные) и лиственные (широко- и мелколиственные), по составу — на чистые, составленные из одной породы, и смешанные, по структуре — одноярусные и многоярусные (когда полы крон расположены на разной высоте). Выбор главных пород массива определяет его облик — ель, пихта, бук, граб с темными стволами и густым облиствением образуют сумрачные тенистые насаждения; сосна, береза, лиственница, ясень, акация, имеющие прозрачные кроны, образуют солнечные и светлые насаждения. Сопутствующие породы улучшают и обогащают лесную среду, подчеркивают декоративные качества основной породы путем контраста или нюансных отношений.

Читайте также:  Как сделать самодельные грядки

Группы из деревьев и кустарников

Группа — это сочетание древесных растений одного или нескольких видов, расположенных изолированно на открытом пространстве парка. В русских парках XVIII—XIX вв. группы создавались преимущественно из 7—10—17 видов берез, лип, дубов, сосен, елей, лиственниц, ясеней, вязов, с включением рябины), черемухи, дерена. Часто группы окаймлялись сиренью, спиреями, жимолостью, шиповником. В ранний период развития пейзажного стиля в России создавались в основном группы чистые по составу, в настоящее время (при расширении ассортимента) предпочтение отдается смешанным группам. Наиболее распространенными сочетаниями пород в группах в парках XVIII—XIX вв. были ель и береза; ель и рябина; береза и сосна; липа, ель, береза; лиственница, ясень; клен, ива, ясень и др.

Формы применения воды в ландшафтном проектировании

В ландшафтном проектировании применение воды имеет несколько уровней. В ландшафтном дизайне вода используется в утилитарных и декоративных устройствах. К утилитарным устройствам, наиболее часто применяемым, относятся питьевые фонтаны, колодцы, плескательные бассейны, рыбные пруды, каналы. Из декоративных устройств следует отметить декоративные фонтаны (струйные), с объемной скульптурой, пристенные, водные зеркала, каскады, водопады. Слабо используется возможность применения воды для теплоизоляции, шумозащиты, ограждения.

Виды цветочного оформления

Цветочные и декоративные травянистые растения занимают важное место в убранстве парка и вместе с древесными растениями, водными устройствами, камнями, скульптурой формируют его эстетический облик. С помощью цветников оформляются планировочные узлы парка — партерные площади, входы, места отдыха, создаются акценты, концентрирующие внимание, направляющие движение и завершающие художественное решение парковых композиций — мест у водоемов, на полянах, у опушек, скульптуры и др. Различаются следующие виды цветочного оформления.

Формирование парков на нарушенных территориях. Геопластика

Одна из характерных черт современного мирового паркостроения связана с большим размахом работ по преобразованию отработанных территорий. Речь идет о ландшафтной рекультивации, превращении бывших шахтных разработок, свалок мусора, заброшенных карьеров, пустырей и т. п. в места отдыха. По нашим подсчетам, около половины парков, заложенных в последние 10 лет, созданы на «неудобных» землях. Широкий интерес к этому виду паркового строительства связан с дефицитом свободных от застройки и не занятых под сельское хозяйство естественных ландшафтов вблизи крупных городов, большим распространением нарушенных территорий, а также теми новыми творческими возможностями, которые открывает ландшафтному архитектору современная техника — мощные землеройные и транспортирующие механизмы, применяемые для горных работ.

Ярусная композиция парка

Типичной композиционной задачей таких парков является выявление пространственной структуры склона, которая часто сводится к формированию системы террас, т.е. чередованию подъемов и относительно плоских ступеней рельефа. Решающую роль играют при этом бровки — четкие переломы, переходы от плоских элементов к наклонным. Именно отсюда, с бровок открываются виды вниз, здесь формируются силуэтные линии ограничения видимости при восприятии парка снизу. Параллельные линии бровок вместе с наиболее крутыми участками склона определяют вид парка при фронтальном его рассмотрении, в то время как плоские ступени скрыты от наблюдателя. Цель ландшафтного архитектора — подчеркнуть с помощью архитектурно-ландшафтных средств эту ступенчатую, ритмичную структуру рельефа. Другая особенность заключается в том, что основные парковые сооружения, а также такие элементы, как спортивные площадки и т.п., размещаются на указанных ступенях в тех местах, где они достигают наибольшей ширины.

Парки на сложном рельефе

Парк, расположенный на горе или холме, имеет свои композиционные особенности. Куполообразный или конусовидный объем возвышенности в максимальной степени связывает парк с внешним окружением, в нем почти нет замкнутых пространств. Здесь трудно выделить определенные видовые точки, по сути дела весь парк представляет собой сплошную видовую «поверхность», а раскрытие видов имеет многосторонний или круговой характер. Композиция парка-холма обычно строится на сети дорог, которые принимают вид спирали или серпантина.

Единство и соподчиненность в ландшафтном искусстве

Организация пространства содержит в себе противоречивое единство двух основных моментов: ограничение частей и создание единого целого. Ограничение частей, или разделение пространства, в ландшафтном искусстве обусловлено функциональным назначением — разделением на участки с различными видами занятий и природными условиями, подсказывающими возможность формирования того или иного типа пространственной структуры. Единство требует выявления главного и подчиненного, неразрывной связи формы и содержания. Оно проявляется в выделении объемно-пространственной доминанты и подчинении ей остальных частей. Это может быть сооружение, поляна, водоем и др. Соподчинение определяется ориентацией остальных частей на эту доминанту и их визуальную и тематическую взаимосвязь. Так, в исторических парках доминантой является дворец, которому подчинена территория парка. Их единство решается разными приемами: с помощью визуальных связей (в створе просек, дорог и видовых лучей многократно и часто неожиданно возникает дворец); определенного членения пространства (более мелкого и тщательно проработанного ближе к дворцу и более крупного по мере удаления от него); насыщенности цветочным оформлением и скульптурой придворцовой части и более скромным тематическим повторением в других частях парка и т. д. Эта связь тонка и ненавязчива.

Источник статьи: http://landscape.totalarch.com/fundamentals_landscape_composition

Оцените статью