Якоб ван Эйк (1590 — 1657) был одной из выдающихся фигур музыкальной жизни Голландии, этот период впоследствии назван Золотой Век.
Эйк был современником Рембрандта, когда Ван Эйк в 1644 году в пожилом возрасте впервые опубликовал свои первые музыкальные труды, картина, известная под названием Ночной караул (Night Watch) была только что закончена. Про Якоб ван Эйка можно сказать, что он был дворянином и был слеп от рождения… В свое время он был уважаем во многих странах, как великий специалист по отливке колоколов. Его мнение имело важное значение при подборе колоколов и оценке их звуковых характеристик. Такие мыслители как Рене Декарт, Константин Гюйгенс (вспомним принцип Гюйгенса) и Марин Мейсен высоко ценили его искусство. Имя Якоба ван Эйка напрямую ассоциируется с городом Утрехтом, где он работал городским звонарем с 1625 до самой смерти. В городе находился Домский собор и был он самым посещаемым местом этого города.
В течение свободного времени, Ван Эйк играл на блокфлейте и он был выдающимся виртуозом этого инструмента. Приятным летним вечером, прогуливающиеся по церковному двору горожане могли насладиться выдающимися художественными достижениями Ван Эйка. Около 150-ти сольных композиций сохранилось в 2-ух томах Der Fluyten Lust-hof (Флейтовый Сад радости), которые были напечатаны в период с 1644 по 1649 Паульсом Маттиасом в Амстердаме. В этой работе по большей части содержатся вариации на популярные мелодии того времени, а также на мелодии псалмов. На сегодняшний день этот репертуар популярен как у любителей так и у профессиониальных блокфлйтистов. Сохранившаяся музыка и техническое мастерство необходимое для ее исполнения однозначно свидетельствуют о виртуозности Ван Эйка.
Голландский дворянин и музыкант.В XVII веке был одним из самых известных музыкантов Голландии; мастерски играл на карильоне, отлично разбирался в настройке колокольных систем, работал с органами.
Родился ван Эйк в благородной семье, в городке Хёсден (Heusden). От рождения Якоб был слеп. В 1625-м он оставил родной дом и отправился в Утрехт (Utrecht), где стал играть на карильоне в местном соборе. К 1628-му Якоб был уже директором всех карильноов Утрехта; его познания в акустике восхищали даже таких крупных ученых, как Рене Декарт (René Descartes) и Исаак Бекман (Isaac Beeckman); работе с колоколами ван Эйк обучал практически всех звонарей Утрехта. В 1631-м он даже заказал себе небольшую клавиатуру с тридцатью колокольчиками – для тренировок в домашних условий и занятий с учениками.
В январе 1632-го Якоб назначили главным карильонером в церкви Святого Иоанна (St John’s Church). Ван Эйк изучил предлагаемый ему инструмент и начал его улучшать; в сентябре 1633-го он раскрыл часть своих секретов голландскому ученом Исааку Бекману. Ван Эйк знал о колоколах практически все; никто лучше него не представлял, как форма колокола влияет на его звук.
В 1638-м Якоб отправился в Амерсфоорт (Amersfoort); его попросили починить местный орган. Позже Рене Декарт в письме известному французскому музыкальному теоретику Марину Мерсенну (Marin Mersenne) рассказывал, что ван Эйк изучал инструмент, почти не дотрагиваясь до него; насвистывая определенным образом, Якоб внимательно выслушивал отголосок, исходящий от колоколов. Чуть позже о подобном же напишут Констанин Гюйгенс (Constantijn Huygens) и Жан Альберт Бан (Joan Albert Ban).
В 1640-м Якоба наняли осмотреть еще один орган, в церкви святого Якоба (Jacobikerk). В июле ван Эйк стал одним из членов комиссии по выбору органистов и карильонеров в Хертогенбосе (Hertogenbosch).
В 1642-м Якоб настраивал колокола в церкви святого Николая (Nicolaikerk); в январе его вызвали с той же целью в Хертогенбос. Вновь в город он вернулся уже осенью – власти Хертогенбоса заказали новый карильон, и доверить его установку решили самому лучшему из подручных специалистов. Чуть позже из Хертогенбоса в Утрехт прибыл Жан Батист Верийт (Jan Baptist Verrijt) – ему предстояло занять пост городского органиста, но лишь после обучения под началом ван Эйка.
Не одними колоколами и органами занимался в то время Якоб; очень и очень неплохо он играл и на блокфлейте. Созданные им композиции для флейты были записаны кем-то из его знакомых и выпущены в качестве двухтомного сборника ‘Der Fluyten Lust-hof’ – ‘Флейтовый сад
наслаждений’. Копию первого тома выпущенного сборника Якоб послал Константину Гюйгенсу – своему далекому родственнику и одному из самых влиятельных людей во всей Датской Республике на тот момент.
В 1645-м ван Эйка назначили главным карильонером в церкви святого Якоба и в городской ратуше.
В 1646-м свет увидел второй том ‘Флейтового сада наслаждений’. Вскоре после этого Якоб отправился в Девентер (Deventer) – на осмотр очередного карильона. Инструмент мастеру не понравился – ван Эйк счел его слишком легким. К решению Якоба прислушались и карильон заказали новый.
В 1649-м ‘Флейтовый сад наслаждений’ был переиздан – в новом, изрядно дополненном формате. Руководство церкви святого Иоанна повысило Якобу зарплату на четверть – при условии, что он будет выступать со своей блокфлейтой по вечерам.
Скончался Якоб ван Эйк 26-го марта 1657-го; в его память три часа кряду били колокола сразу в трех окрестных церквах.
Источник
Флейтовый сад наслаждений якоба ван эйка
Выкладываю уникальный образец виртуозного искусства раннего барокко. Цикл «Флейтовый сад наслаждений» является самым крупным собранием музыки для инструмента соло в истории всей европейской музыкальной культуры, обладая несомненными художественными ценностями. Личность творца была такой же феноменальной.Слепой от рождения, он не писал, а надиктовывал музыку своему ассистенту. Будучи колокольным мастером города Утрехта, сотрудничал и общался со многими выдающимися современниками, в числе которых был крупнейший математик, философ и физик Рене Декарт. Обладал феноменальным талантом импровизатора, что нашло отражение в сочинениях представленного цикла. Касательно музыкального содержания, напоминает Баха и фри-джаз одновременно. Невероятное искусство сочинения многоголосной музыки для духового инструмента, представленное в цикле, во-многом осталось непревзойденным до сего дня. Музыка крайнего духовного самоуглубления и потрясающей виртуозной мощи.Глобальность и всеохватность музыкальных структур делает слепого мастера из Утрехта одним из крупнейших композиторов Голландии наряду со Свелинком.
Исполняет великий шведский флейтист и педагог Dan Laurin. Является крупнейшим виртуозом современности, специально для этой записи был создан полностью аутентичный инструмент в исторической настройке.
С Богом вам, дорогие меломаны.
Слушается непросто, но душевный и интеллектуальный резонанс стоит того. Рекомендую фантазии,сложность которых иногда просто поражает.
Сканы прилагаются,где вы сможете найти треклисты всех 9 дисков собрания.
Также замечу, что произведения из сборника ван Эйка являются апофеозом виртуозного стиля раннего барокко и энциклопедией музыкальной жизни Европы того времени.
Все файлы в формате flac+сue.
( mkc ) добавил зеркало с возможностью скачать каждый диск и сканы по отдельности:
Источник
Аппликатура для блокфлейты. Германская и барочная системы
1. Полный сборник аппликатур для блокфлейт сопрано и тенор (немецкой системы), включая альтернативные аппликатуры, которые помогут при исполнении технически сложных пьес, а также при игре на вершине диапазона.
2. Полный сборник аппликатур для блокфлейт сопрано и тенор (система барокко), включая альтернативные аппликатуры, которые помогут при исполнении технически сложных пьес, а также при игре на вершине диапазона.
3. Все аппликатуры для блокфлейт в строе фа (альт, сопранино). Для большинства нот есть альернативные аппликатуры, что облегчит техническое освоение блокфлейты. Таким образом, можно подобрать удобную аппликатуру в зависимости от произведения или модели инструмента.
Источник