Фет_ярким_солнцем_лесу_пламенеет_костер_анализ

Анализ стихотворения ярким солнцем в лесу пламенеет костер кратко

Данное стихотворение было написано в 1859 году. Его автором является Афанасий Фет (он умер в 1892 году). Главными темами данного стихотворения становится — любовь, природа и творчество. В этом произведении автор высказывает свое мнение относительно этих вещей. Стихотворение насыщено яркими эпитетами и сравнениями.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!

Человек и природа – одна из тем, угадываемых сразу.

Мир человеческой души, малейшие её движения – постоянная тема лирики Фета – раскрываются и в этом стихотворении. Ещё одна тема, раскрываемая в этом лирическом произведении, — противопоставлении фантазии и реальности.

Таким образом, стихотворение многопланово, многозначно, символично, имеет скрытый подтекст, в котором прочитываются две темы: тема смысла человеческого бытия и тема творчества.

Попытаемся проследить, как раскрываются эти темы в стихотворении, как происходит движение образов, мыслей, чувств.

Размеренная, уравновешенная строка четырёхстопного анапеста начинается ярким и праздничным сравнением:

Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…

Солнце – это тепло; внутреннее тепло – это любовь, согревающая сердце, дающая жизнь душе.

Во второй строке, написанной трёхстопным анапестом, от зрительной и зрелищной картины пламенеющего костра поэт переходит к его звуковому образу:

И, сжимаясь, трещит можжевельник…

Природа вокруг костра враждебна человеку:

Точно пьяных гигантов столпившийся хор,

Раскрасневшись, шатается ельник.

Сравнение ельника с толпой пьяных гигантов многопланово и содержит несколько смыслов.

Огромные ели кажутся лирическому герою злобными чудовищами, мрачными великанами, подобными мифическому циклопу, не ведающему законов гостеприимства и жестоко расправляющемуся со спутниками Одиссея.

Земную жизнь пройдя до середины,

Я очутился в сумрачном лесу…

Читайте также:  Волгоградский_комбинат_пищевых_продуктов_леса

Вторая строфа показывает изменение внутреннего состояния человека, который от тоски и отчаяния переходит к надежде, обретению смысла человеческого бытия:

Я и думать забыл про холодную ночь, –

До костей и до сердца прогрело;

Что смущало, колеблясь, умчалося прочь,

Будто искры в дыму улетело.

И лениво и скупо мерцающий день

Ничего не укажет в тумане;

И холодной золы изогнувшийся пень

Композиция стихотворения кольцевая. Последние три строки повторяют первую строфу, но картина уже даётся не в настоящем, а в будущем времени:

Но нахмурится ночь – разгорится костёр,

И, виясь, затрещит можжевельник,

И, как пьяных гигантов столпившийся хор,

Покраснев, зашатается ельник.

Ст-е «Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…»
опубликовано в журнале «Русский вестник» в 1859 году.
Это произведение состоит из пяти четверостиший с перекрёстной
рифмой, написанных трёхстопным анапестом.
Жанр-пейзажной лирики. Поэт рисует сложный мир природы.

Стихотворение имеет бесконечное множество смыслов,
прочитывается по-разному, и в этом можно считать А. Фета
предшественником символистов.
Основная тема — смысл человеческого бытия и тема творчества.
Изображённая в стихотворении ситуация является метафорой
сложной и запутанной человеческой жизни.
Лес, ночь, день, зола, одинокий пень, костер, туман — все это
звенья метафоры, даже символы.
Свет, противопоставленный тьме.
Фантазия, противопоставленная реальности. Поэзия — прозе.
Всё стихотворение – это развёрнутая метафора.

Ключевой образ стихотворения-ярко пылающий костер в
ночном лесу. Воображение поэта подкрепляет этот образ
метафорическим сравнением еловых деревьев с хором
«пьяных гигантов». Образ уже в I строфе приобретает зримые и
слуховые очертания.
II строфа начинается с личного местоимения я.
— Я — это поэт и лирический герой. Они настолько
неразрывны, что говорить о них по отдельности- значит нарушить
композиционный и идейный замысел поэта.
Ключевой образ строфы — сам поэт.
На фоне холодной ночи раскрепощается его душа, до его сердца
вдруг доходит живительное тепло костра.
— Третья строфа рисует резкую смену во времени:
прошла ночь, занимается заря, гаснет костер, лишь огоньки его
углей теплятся «скупо, лениво».
— Четвертая строфа довершает картину мерцающего дня,
который разрушает игру воображения поэта, и «хор» вековых елей
уступает место реальному «пню у холодной золы».
— Заключительная строфа это- мечта:
снова придет ночь, заполыхает костер и наполнит жизнь
героя высоким смыслом, откровением и радостью.
Стихотворение удивительно сюжетно.

Главные выразительные средства создания образов
Образ костра — солнце в ночном мраке. Метафора подкреплена
эпитетом «пламенеет» образ получается ярким, убедительным.
— Пламя костра рождает в воображении поэта образ ельника.
Гиперболическое сравнение качающихся деревьев с хором
пьяных гигантов усиливает грандиозность и величие картины:
глаголы столпившийся, раскрасневшись, шатается
позволяют увидеть, услышать, ощутить необузданность,
праздничность и великолепие ночи.
-Сравнением во II строфе, поэт передает свои ощущения,
которые он испытывает в минуты душевного и творческого
подъема: словно уносящиеся в небо искры, покидают его
тоска, холод и разочарование.
Во II строфе фразеологизм «продрогнуть до костей» закрепляет
отрадное впечатление от холодной ночи.
Поэт противопоставляет картины ночи.
Если ночь ассоциируется с праздником, пиром, торжеством
( эпитет «пьяных гигантов»), то день — холоден, скучен, слишком
реален, лишен вдохновения, свежих красок и таинственных звуков.
Олицетворение в начале V строфы и знак препинания тире
знаменуют собой долгожданный итог: «нахмурится ночь-разгорится
костер». Метафора «костер-солнце» отступает, потому что глагол
нахмурится передает более одухотворенное действо ночи.
Исчезает одна из ярких красок в палитре стихотворения:
пламенеет костер»-«разгорится костер». Замена глагола пламенеет
на нейтральное разгорится обусловливает устремленность поэта
в будущее. Этому замыслу подчинены все глаголы строфы,
употребленные в будущем времени: нахмурится, разгорится,
затрещат, зашатается.
Финал стихотворения открывает еще один временной план-
устремленность в будущее, в вечность.
Творчество, как и жизнь, — бесконечно: на смену блеклому дню
придет полная таинства ночь и игра воображения повторится.

Читайте также:  Лес_пахнет_хвоей_егэ

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Орлецы Кировской области Нагорского района

Урок-мастерская А.А.Фет

учитель русского языка и литературы

Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр,

И, сжимаясь, трещит можжевельник;

Точно пьяных гигантов столпившийся хор,

Раскрасневшись, шатается ельник.

Я и думать забыл про холодную ночь, —

До костей и до сердца прогрело;

Что смущало, колеблясь, умчалося прочь,

Будто искры в дыму, улетело.

Пусть на зорьке, всё ниже спускаясь, дымок

Над золою замрёт сиротливо;

Долго-долго, до поздней поры огонёк

Будет теплиться скупо, лениво.

И лениво и скупо мерцающий день

Ничего не укажет в тумане;

У холодной золы изогнувшийся пень

Прочернеет один на поляне.

Но нахмурится ночь – разгорится костёр,

И, виясь, затрещит можжевельник,

И, как пьяных гигантов столпившийся хор,

Покраснев, зашатается ельник.

Мы не ставим перед собой цели полного анализа этого стихотворения.

увидеть сложность мира лирического произведения, сконцентрировав внимание на его смысловой стороне.

Задача: пройти вслед за автором по смысловым ступеням стихотворения

У вас есть всё, что необходимо для работы:

— этапы урока с поставленными задачами

— и, конечно, ваши светлые головы.

II . Анализ стихотворения с точки зрения смыслового содержания.

1. Итак, познакомимся со стихотворением А.А.Фета и сразу первая задача:

— представить то, о чём рассказывает автор.

А сейчас опишите то, что вы представили.

Перед нами не что иное, как первая смысловая ступень стихотворения (внешняя).

2. Обратимся к образам стихотворения: день, ночь и костёр. Найдите слова, которыми автор рисует эти образы. Работаем с таблицей.

лениво и скупо мерцающий день

До костей и до сердца прогрело

Читайте также:  Лекарственные_растения_сосновых_лесов

Что смущало…умчалося прочь

холодной золы изогнувшийся пень

Раскрасневшись, шатается ельник

— Как можно назвать эти образы?

— С одной стороны – реальное, которая, как вы сказали, характеризуется холодной золой, изогнувшимся пнём, мерцающим днём.

Итак, противопоставление реального и фантастического – это вторая ступень. Как вы думаете, где лирическому герою уютнее, теплее? Напишите.

3. Переходим на третью ступень:

Задача: представьте себя на месте лирического героя (ночь, лес, костёр), опишите свои чувства.

Третья смысловая ступень – это противопоставление человека и природы.

Трагическая интонация: вечная вражда человека и природы, и вечный помощник человека в этом противостоянии костёр.

Как поэт передаёт это противостояние? Работа с таблицей.

Точно пьяных гигантов столпившийся хор

Что смущало, колеблясь, умчалося прочь,

Будто искры в дыму, улетело.

думать забыл про холодную ночь

4. Выходим на четвёртую, глубинную, смысловую ступень.

Мы знаем, что любое лирическое произведение – это рассказ автора о своих чувствах, переживаниях. Неужели А.А.Ф. хотел рассказать нам только о ночи, проведённой в лесу?

Конечно, нет! Образы стихотворения – это символы.

Задача: объяснить звенья метафоры – символы:

5. Следующая задача: наблюдение: слова-действия; какое состояние передают?

А сейчас делаем вывод: всё стихотворение – это развёрнутая метафора.

Ну что ж, а сейчас вернёмся к цели нашего урока. Сделаем вывод.

IV . Вывод . Мы отделили четыре смысловые ступени друг от друга, но стихотворение Фета существует как единство, как целостность, в которой эти ступени существуют одновременно, проникая одна в другую, взаимно поддерживая одна другую. В сущность, они нерасторжимы. Поэтому у Фета так усилена конкретная материальность изображённого:

…сжимаясь, трещит можжевельник.

Прочернеет один на поляне.

Этим уроком мы завершаем разговор о поэзии А.А. Фета. Стихотворение по выбору: наметить смысловые ступени.

Источник

Оцените статью