- Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад…» (А.А. Фет)
- История создания
- Жанр, направление, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы, проблемы, настроение
- Основная идея
- Средства выразительности
- Читайте также:
- Анализ стихотворения «Журавли» (Н.А. Заболоцкий)
- Анализ стихотворения «Любовь» (А.А. Ахматова)
- Анализ стихотворения «Города и годы» (Дон-Аминадо)
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Поиск по сайту
- Последнее
Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад…» (А.А. Фет)
Афанасий Афанасьевич Фет – выдающийся русский поэт, который творил, несмотря на пережитое личное горе. Под его пером родились лирические стихотворения, наполненные чувственными порывами, описаниями неповторимой природной красоты. Поэт «чистого искусства» был безупречным в своём мастерстве. Главными темами его стихотворений неизменно были природа, любовь и искусство. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…». Разбор осуществлён по плану, в котором представлены история создания произведения, его жанр, особенности композиции, главные темы и идеи.
История создания
У литературоведов есть две версии на тему того, кому могло быть посвящено стихотворение «Сияла ночь…».
- Первая версия весьма трагична. В 1850 году трагически погибла любимая девушка А.А. Фета — Мария Лазич. Их чувства были взаимны, но брак так и не состоялся, так как поэт был лишён наследства и фамилии. А.А. Фет пожелал прервать все связи с девушкой, надеясь, что она встретит другого человека. Через несколько месяцев после их расставания, Мария Лазич погибла. До самого своего конца поэт винил себя в случившемся, понимая, что не смог сделать девушку счастливой. В поэзии А.А. Фета присутствует цикл стихотворений, посвящённых Марии. Стихотворение «Сияла ночь…» было написано в 1877 году и, как и многие другие, было посвящено любимой. Произведение вошло в сборник поэта «Мелодии».
- Упомянем и о существовании второй версии. Считается, что поэт посвятил своё стихотворение Татьяне Кузминской (в девичестве Берс), которая приходилась сестрой жены Л.Н. Толстого. Будучи на одном из музыкальных вечеров в 1866 году, А.А. Фета поразило замечательное пение женщины. Гости в тот день не расходились до поздней ночи. Спустя много лет А.А. Фет вновь услышал голос Т. Кузминской, под впечатлением которого написал своё произведение. Заново нахлынувшие эмоции поэта легли в основу произведения «Сияла ночь…». Первоначально данное стихотворение имело название «Опять».
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Сияла ночь…» – лирическое стихотворение о любви. Направление произведения – «чистое искусство». В рамках этого направления авторы не поднимали злободневных тем, а ограничивались воспеванием красоты и любви.
Произведение «Сияла ночь…» написано шестистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой, с чередованием женской и мужской рифмы.
Композиция
В стихотворении А.А. Фета «Сияла ночь…» 4 строфы, каждая из которых несёт в себе законченную мысль. Произведение делится на 2 смысловые части, которые соотносятся друг с другом. И первая, и вторая часть описывают определённый период в жизни поэта.
- 1-я часть – первые две строфы, рисующие воспоминания автора об одном из вечеров, в котором влюблённые были рядом. Возможно, это был прощальный вечер, так как девушка пела и плакала, преисполненная горьких чувств. Во второй строфе нарастает тревога от предчувствия скорого прощания. Поэт будто бы сообщает девушке, что они не могут быть вместе, и та говорит ему в ответ, что она — одна его любовь, «что нет любви иной». Но он не меняет своего решения.
- 2-я часть – вторые две строфы, в которых описывается будущее без любимой. Прошло много лет, но он снова слышит её голос в тишине, голос из прошлого, которое не отпускает и не отпустит никогда. Чувства поэта к девушке остались вечными, несмотря на то, что былого не вернуть. Его любовь по-прежнему живёт, и она так же сильна. Поэт продолжает слушать и наслаждаться пением любимой после многих лет страдания, ведь она осталась в его мыслях и в образе, и в звуке. Он чувствует свою вину, и её плач звучит до сих пор в его голове. Благодаря воспоминаниям он вновь и вновь возвращается в пору своей юности, где трепетно любит и вторит своей любимой, что она – одна его любовь на всю жизнь. Так и произошло: всю жизнь поэт любил только её одну, но девушки больше нет, и у него осталась только память о былом и неутихающая боль.
Стихотворение А.А. Фета имеет зеркальную композицию. Симметрично описанные эпизоды прошлого и настоящего дают полную картину эмоционального состояния поэта, являющегося героем этого произведения.
Образы и символы
Лирический герой стихотворения «Сияла ночь…» – сам автор, который переживает навечно ушедшую любовь. В стихотворении сплетены образы, открывающие перед читателем все краски чувств, пережитых поэтом. Он представлен в этом произведении как слушатель прекрасной музыки, как человек, любящий всей душой одну единственную.
- Природа – лунная ночь переходит в первые отблески утра, в зарю.
- Музыка – дрожащие струны раскрытого рояля.
- Пение – голос девушки, рыдающее пение, «вздохи звучные».
- Любовь, в которой нашло отражение фраза «дрожащие сердца», «плач». Музыка, которую исполняла девушка, ещё сильнее возрождала в нём силу любви.
Темы, проблемы, настроение
Тематика и проблематика стихотворения «Сияла ночь…» представлены в списке:
- Основная тема стихотворения «Сияла ночь…» – возвышенная и светлая любовь, которая жила в сердце поэта всю его жизнь. Боль поэта выражена в каждой строке этого произведения. Красной нитью проходит в нём светлая грусть о былой любви. Автор переживает заново свои прошлые моменты жизни, связанные с любимой девушкой. Он надеется на встречу с ней после смерти.
- Тема одиночества тоже является неотъемлемой частью стихотворения. Лирический герой находится наедине со своими воспоминаниями и болью, которые не дают ему покоя. После ухода милой сердцу девушки в мир иной, он остаётся один в эмоциональном плане.
- Тема смерти, бесспорно, присутствует в произведении А.А. Фета: ночь как метафора умирания; слёзы девушки, как слёзы скорби, которые он помнит на протяжении многих лет; желание вернуть свою любовь, но невозможность этого сделать потому, что она безвозвратно улетела на небеса.
Основная идея
Главная мысль стихотворения «Сияла ночь…», которую хотел донести в своём произведении А.А. Фет, – это вечная, бессмертная любовь, её неповторимость и ценность. Для такого чувства не существует времени и обстоятельств. Хотя время уже безвозвратно потеряно, в лирическом герое всё ещё живёт безмерная привязанность к любимому человеку. Автор верит в то, что сможет обязательно встретиться с девушкой в загробном мире, исправить свои ошибки после своей смерти.
Также в раскрытие идеи этого стихотворения вписывается и мотив искусства. Для поэта музыка была основой всего живого, и он смог мастерски передать свои эмоции в стихотворных строках. Само стихотворение звучит мелодично и нежно, как будто в нём самом заложена музыкальность, как будто оно само звучание. Не мудрено, что многие стихотворения А.А. Фета, в том числе и «Сияла ночь…», становились со временем романсами.
Средства выразительности
В стихотворении использованы тропы, которые помогают понять и прочувствовать тревожное настроение поэта в первой части произведения и гнетущую тоску во второй.
- Эпитеты: годы «томительные и скучные», «вздохи звучные», «жгучая мука», «рыдающие звуки».
- Олицетворение: «лежали лучи», «струны дрожали».
- Метафора: «сияла ночь».
А.А. Фет использовал также стилистическую фигуру – эпифору: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой!» Эпифора присутствует в конце каждой смысловой части (конец 2-й строфы и 4-й строфы).
Синтаксический параллелизм рождает дополнительную силу стиха и подчеркивает его смысл: «Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь».
Читайте также:
Анализ стихотворения «Журавли» (Н.А. Заболоцкий)
Анализ стихотворения «Любовь» (А.А. Ахматова)
Анализ стихотворения «Города и годы» (Дон-Аминадо)
Добавить комментарий Отменить ответ
Поиск по сайту
Последнее
Литрекон © 2023. Все права защищены.
Сетевое издание litrekon.ru зарегистрировано Роскомнадзором 30 мая 2019 г., свидетельство Эл № ФС 77-75883 Учредитель / Главный редактор: Бухтияров В.Д. Адрес редакции: 141600, Московская обл., г. Клин, ул. Павлика Морозова, д. 11. Телефон: +7 916 275-71-33 E-mail: redaction@litrekon.ru
ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’6’>
ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’7’>
ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’10’>
ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’11’>
Источник