Фет сияла ночь луной был полон сад эпитеты

Сияла ночь луной • cтихотворение и анализ 💡

Автор: Фет А.А. | Дата публикации: 1877 | Форма произведения: поэзия | Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образ возлюбленной, образ музыки, образ природы Темы: жизнь и смерть, любовь и ненависть, одиночество

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна – любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Краткое содержание

Дж.Г. Баррабл. Песня без слов. 1880

В стихотворении рассказывается о счастливейшей поре в жизни Фета: о времени его влюблённости. Это поэтическое воспоминание о любви. Автор обращается к своей возлюбленной: она смогла вызвать в нём любовь, заставив сердце трепетать. Таким началом поэт демонстрирует нам, что эти стихотворные строки посвящены любви. Вспомнив звуки голоса возлюбленной, поэт признаётся: «…тебя любить, обнять и плакать над тобой!».

История создания

Специалисты считают, существует две версии – как было создано, и кому посвящено это произведение:

  • версия первая – в 1850 г. погибает при пожаре возлюбленная поэта Мария Лазич. Незадолго до трагедии поэт решил порвать любовную связь с Марией: он не мог обеспечить ей достойное существование. До конца жизни он будет корить себя в произошедшем. Это произведение, созданное в 1877 г., посвящено Марии. Позднее Фет включил его в состав сборника «Мелодия»;
  • версия вторая – стихотворение посвящено женщине по имени Татьяна Кузьминская. Она была родной сестрой супруги писателя Л.Н. Толстого. Фет, находясь в одной из музыкальных гостиных, был впечатлён её прекрасными вокальными данными. Спустя годы, он, вновь услышав пение Татьяны, написал эти стихотворные строки.
Читайте также:  Морковный сок сады придонья польза

Жанр, направление, размер

Стихотворение представляет собой любовную элегию, являясь образцом «чистого искусства». Данное направление подразумевает отказ от социальной тематики. «Чистое искусство» всегда воспевает любовь и красоту.

Стихотворное произведение поэт написал шестистопным ямбом. Рифма перекрёстная, с чередованием женской и мужской рифмовки.

Композиция

Произведение построено по закону зеркальной композиции: в нём симметрично описываются картины из прошлого и настоящего. Это позволяет передать читателям эмоции лирического героя.

Стихотворение включает в себя четыре четверостишия, каждое из которых характеризуется своей индивидуальной звукописью:

  1. Первые две части поэт посвятил описанию прекрасного девичьего пения.
  2. Последующие две части рассказывают о её повторном пении по прошествии многих лет.

Авторское повествование идёт с постоянно увеличивающимся эмоциональным напряжением, закономерно подводя читателя к кульминационной сюжетной точке – четвёртой строфе: «…тебя любить, обнять и плакать над тобой!».

Образы и символы

В произведении сплетены между собой все образы. Они открывают перед читателями богатую палитру чувственных переживаний лирического героя:

  • образ лирического героя – это сам поэт. Он предстаёт в роли слушателя прекрасной музыки. Это символ преданности: герой всю жизнь любит свою единственную;
  • образ возлюбленной – символ мечты и надежды на лучшее. В любви нашла отражение фраза «дрожащие сердца», «плач»;
  • образ музыки – поэт описывает музыку так: «дрожащие струны раскрытого рояля». Музыка, которую исполняет девушка, становится символом возрождения;
  • образ природы – поэт описывает природу, когда лунная ночь переходит в первые отблески утра, в зарю. Природа символизирует человеческую жизнь: «Сияла ночь. Луной был полон сад…». Жизнь – это сад, куда опускается ночь.

Темы и настроение

В произведении представлено несколько важных тем:

  1. Ключевая тема – возвышенная любовь, которая живёт в сердце автора всю его жизнь. Поэт выражает свою душевную боль в каждой строке. Читатель ощущает, что лирического героя терзает светлая грусть о былой любви. Он заново переживает прошлые моменты жизни, мечтая встретиться с любимой после смерти.
  2. Тема одиночества – лирический герой находится наедине со своими воспоминаниями, которые не оставляют его многие годы. После смерти любимой, он остался одинок в эмоциональном плане.
  3. Тема смерти – её ощущают читатели особенно остро. Фет признаётся, что желает вернуть любимую, но она безвозвратно вознеслась на небеса.
Читайте также:  Партерные сады что это

Основная идея

Основная идея – это мысль о вечной, бессмертной любви, её неповторимости и ценности. Для искренней любви не существует обстоятельств и времени. Несмотря на то, что время безвозвратно потеряно, лирический герой чувствует: в нём живёт привязанность и преданность любимой женщине. Поэт мечтает о встрече с ней в загробном мире, желает исправить все совершённые ошибки после своей смерти.

Средства выразительности

Средства выразительности помогают нам проникнуться теми чувствами и переживаниями, которые испытывает лирический герой:

  • эпитеты – годы «томительные и скучные», «вздохи звучные», жгучая мука»;
  • метафора – «сияла ночь»;
  • олицетворение – «лежали тучи», «струны дрожали»;
  • эпифора – стилистическая фигура, присутствующая в конце каждой смысловой части стиха: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой!»;
  • синтаксический параллелизм придаёт стихотворению дополнительную силу и смысл: «Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь».

Все произведения автора

  1. • Весенний дождь
  2. • Вечер
  3. • Ель рукавом мне тропинку завесила…
  4. • Еще весны душистой нега…
  5. • Еще майская ночь…
  6. • Заря прощается с землею
  7. • Зреет рожь над жаркой нивой…
  8. • Мама! Глянь-ка из окошка…
  9. • На заре ты ее не буди…
  10. • Одним толчком согнать ладью живую…
  11. • Первый ландыш
  12. • Сияла ночь луной
  13. • Учись у них – у дуба, у березы…
  14. • Шепот, робкое дыханье…
  15. • Это утро, радость эта…
  16. • Я пришел к тебе с приветом…
  17. • Я тебе ничего не скажу…

Источник

С помощью каких художественных средств создается образ музыки в стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад. «?

Стихотворение действительно написано в романсово-песенном ключе, необыкновенно музыкально.
Поэт считал, что красота – основная идея лирики – выражается не в
линиях, не в изысканных словах, а прежде всего
«тонко звучит»,мелодично.
Музыкальность стихотворения достигается с помощью повторов на
разных уровнях поэтического текста.
Так, в лирическом синтаксисе присутствуют анафоры
( И… И…, Что… Что…) параллельные конструкции в пределах строфы
(Что ты одна – вся жизнь,
что ты одна – любовь;
А жизни нет конца, и цели нет иной»….).
Фет сопоставляет близкие по звуковому составу слова –
«вздохах звучных» — придающие стихотворению дополнительные
смысловые и эмоциональныеобертоны.
Особая привлекательность, певучесть строк произведения достигается
за счет применения ассонанса и аллитерации.
приемы ассонанса (повтор звуков [а], [о]),
аллитерации (повтор звука [р] в строке «Рояль был весь раскрыт и
струны в нем дрожали»).
Сочетание звука «з» («Ты пела до зари, в слезах изнемогая. )
с повторяющимся»ть»
(«. И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой. «)
Создаёт цепочку двух разных чувств -изнеможение от этой любви
переплетается с желанием «жить», «любить» и «плакать».

Читайте также:  Загадки о фруктах саде

Композиция стихотворения также способствует его мелодичности.
В этом лирическом монологе автор использует прием кольца.
В строке «Тебя любить, обнять и плакать над тобой», которая
обрамляет произведение, Фет выражает главные чувства героя:
восторг и преклонение перед силой вокального искусства.
Безусловно, музыкальность стихотворения продиктована и его темой.
Ведь это произведение не только о любви и о природе, оно прежде
всего о чудесном пении, о голосе, который рождает множество
ярких переживаний:
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Невзирая на кажущуюся легкость и простоту стихотворения,
его нежность и мелодичность являются результатом сложной работы с художественными средствами.
Автор использует музыкальные эпитеты (томительные, звучные,
рыдающие»),
олицетворения (лежали лучи, сияла ночь, струны дрожали),
метафоры (жгучая мука).

В стихотворении две основные темы -любовь и искусство.
И эти темы слиты воедино.
Уже с первых строк мы понимаем, что поэт полон переживаний,
что сердце его неутомимо бьётся при воспоминании о прошлом.
«Сияла ночь. Луной был полон сад. лежали лучи у наших ног в
гостинной без огней. »
Поэт сравнивает сердце человека со струнами инструмента,
на котором играет его возлюбленная.
( «Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,
Как и сердце у нас за песнию твоей. «)

Источник

Оцените статью