Фет сад темно зеленый

«Как сладко дремлет сад темно-зелёный…» Ф. Тютчев

* * *

Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой!
Сквозь яблони, цветами убеленной,
Как сладко светит месяц золотой!

Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звездный сонм горит,
Музыки дальной слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит…

На мир дневной спустилася завеса,
Изнемогло движенье, труд уснул…
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженощный гул…

Откуда он, сей гул непостижимый.
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном.

Анализ стихотворения Тютчева «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…»

Написанное в 1830-е годы стихотворение «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» относится к ранней пейзажно-философской поэзии Тютчева. Как и многие произведения Федора Ивановича, посвящено оно ночи и связанным с ней размышлениям. В первой строфе перед читателями предстает описание прекрасного сада. Восторг, испытываемый лирическим героем произведения, подчеркивается при помощи использования восклицательных предложений. В начале текста Федор Иванович больший упор делает на цветовую гамму рисуемой картины. Важную роль при этом играют яркие эпитеты. Яблони поэт называет убеленными цветами, месяц – золотым, ночь – голубой. Уже во втором четверостишии настроение текста становится другим. Отсутствуют восклицательные знаки. Далее им на смену придут многоточия и риторические вопросы. Ночь полна разнообразных звуков. Лирический герой слышит и далекую музыку, и журчание ключа. У него появляется ощущение таинственности происходящего. Кроме того, Тютчев затрагивает тему неизменности вечных законов жизни. На протяжении тысяч лет первоосновы мира остаются одинаковыми. Звезды в бездонном небе светят для героя так же, как они светили «в первый день созданья».

В третье строфе поэт будто возвращается немного назад – к моменту наступления ночи, когда на мир дневной спускается завеса, практически прекращается движение и редкий человек работает. Если город спит, то природе в это время не до сна. Герой стихотворения замечает, что в лесных вершинах пробуждается чудный гул, повторяющийся каждую ночь. Четвертая и финальная строфа отведена под философские размышления, навеянные наблюдаемым пейзажем. Такой прием характерен для творчества Федора Ивановича, о чем писал еще Фет: «Тютчев не может смотреть на природу без того, чтобы в душе его единовременно не возникла соответственная яркая мысль». Ночь для поэта – время, когда человек остается один на один с бездной, когда просыпается хаос. Когда наступает темнота, ухудшается зрение, но острее становится слух, поэтому столько звуков слышит герой стихотворения «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…». Ночь приносит с собой на землю совсем другой мир – мир бестелесный, невидимый, но реально существующий. К темному времени суток у Тютчева двоякое отношение. С одной стороны – у человека появляется возможность постичь тайны бытия. С другой – как говорилось выше, ему приходится столкнуться лицом к лицу с бездной.

Читайте также:  Гранатник декоративный кустарник в саду

Источник

Федор Тютчев Как сладко дремлет сад темно-зеленый

***
Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой,
Сквозь яблони, цветами убеленной,
Как сладко светит месяц золотой.

Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звездный сонм горит,
Музыки дальной слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит.

На мир дневной спустилася завеса;
Изнемогло движенье, труд уснул.
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженощный гул.

Откуда он, сей гул непостижимый.
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.05.2019. Борис Садовский Поздний жук, прожужжав, утонул в ф
  • 30.05.2019. Евгений Винокуров И я ещё задумаюсь о том
  • 29.05.2019. Екаетина Полянская И вновь запела скрипка у метро
  • 28.05.2019. Константин Романов Отцветает сирень у меня под окн
  • 27.05.2019. Виктор Генрихович Гофман Играет солнце гаснущим лу
  • 26.05.2019. Ирина Антонова Прикинувшись луною, за окном
  • 25.05.2019. Лариса Васильева Где ветер бабушкина сада
  • 24.05.2019. Максим Замшев Ах, как же рпньше сирень цвела
  • 23.05.2019. Самуил Маршак Ландыш
  • 22.05.2019. Федор Тютчев Как сладко дремлет сад темно-зеленый
  • 21.05.2019. Евгений Винокуров Дайте полночь в мои осторожные р
  • 20.05.2019. Татьяна Вольтская Как мокро за окном, как пусто
  • 19.05.2019. Татьяна Максименко Солнце. Заря вечерняя
  • 18.05.2019. Лариса Зубакова Натюрморт с сиренью
  • 17.05.2019. Самуил Маршак Счастье
  • 16.05.2019. Агния Барто Весення гроза
  • 15.05.2019. Анатолий Тепляшин Весна не предсказуема, как жизнь
  • 14.05.2019. Вадим Шефнер Высокое равенство
  • 13.05.2019. Татьяна Шорохова Ночной кипарис
  • 12.05.2019. Федор Тютчев И в Божьем мире то ж бывает
  • 11.05.2019. Вероника Тушнова Еще шуршат, звенят и шепчут капли
  • 10.05.2019. Владимир Костров Я выхожу из леса и. ни с места
  • 09.05.2019. Илья Фоняков Санкт-Петербург
  • 08.05.2019. Евгений Мартышев Чтоб быть поэтом, надо жить поэто
  • 07.05.2019. Владимир Медведев Черным вороном ночь опускается
  • 06.05.2019. Татьяна Никологорская Как дерево -наивною листвой
  • 05.05.2019. Екатерина Полянская Да, я буду писать о бабочках и
  • 04.05.2019. Владимир Фирсов В весеннем лесу
  • 03.05.2019. Федор Тютчев Первый лист
  • 02.05.2019. Константин Скворцов Первый лист
  • 01.05.2019. Юрий Поляков Железнодорожное сравнение
Читайте также:  Дизайн сада с папоротниками

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2023 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Ф.И. Тютчева «Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный»

%D0%A2%D1%8E%D1%82%D1%87%D0%B5%D0%B2%20%

Начало стихотворения проникнуто настроением покоя, умиротворенности. День плавно перетекает в вечер: «Изнемогло движенье, труд уснул…». Но далее наступает время ночи и настроение произведения меняется. Всё пронизано таинственностью, неясностью. У ночи своя энергетика, свой дух. Ночью острее чувствуется другой мир – потусторонний, освобожденный от мира материи. Именно ночной хаос приводит лирического героя в состояние восторга перед непознанностью, таинственностью иного мира.

%D0%A2%D1%8E%D1%82%D1%87%D0%B5%D0%B2%20%

Для создания образа ночи Тютчев использует целый ряд художественных средств. Например, метафоры и эпитеты: «Объятый негой ночи голубой», «Как сладко светит месяц золотой», «спустилася … завеса», а также приём олицетворения: «труд уснул».
Всё это создаёт образ прекрасной, таинственной, одухотворённой и немного пугающей ночи.

%D0%A2%D1%8E%D1%82%D1%87%D0%B5%D0%B2%20%

Стихотворения объединены одной тематикой: «главная героиня» и там, и там – ночь. Настроение произведений также схожи: покой сменяется таинственностью и восторгом (у Фета: «Казалось, будто в длани мощной /Над этой бездной я повис»; у Тютчева: «Проснулся чудный, еженочный гул. /Откуда он, сей гул непостижимый. ») Сходной является и проблематика произведений: мир ночи непознаваем, он самодостаточен, прекрасен. В этом мире человек ближе к Создателю, он ощущает себя другим, свободным от оков материального мира. И одновременно мир ночи для человека загадочен, неясен и поэтому немного пугающ: «Я с замираньем и смятеньем…».

Читайте также:  Манга райский яблоневый сад

Источник

Тютчевиана

Cайт рабочей группы по изучению
творчества Ф. И. Тютчева

Ф. И. Тютчев
«Как сладко дремлет сад темно-зеленый. »

Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой!
Сквозь яблони, цветами убеленной,
Как сладко светит месяц золотой!

Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звездный сонм горит,
Музы́ки дальной слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит.

На мир дневной спустилася завеса,
Изнемогло движенье, труд уснул.
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный еженощный гул.

Откуда он, сей гул непостижимый.
Иль смертных дум, освобожденных сном,
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном.

How sweetly sleep lies on the green garden
taken by night’s blue in blissful swoon,
and through the apple-blossom-whitened boughs
how sweetly filter rays from the golden moon!
As on the first day of creation, with mystery
the starry hosts burn in the shoreless sky,
and there are heard the shouts of distant music;
still louder’s the voice of the brook nearby.
Across earth’s day there’s been unfurled a curtain
All movement’s been exhausted, energy’s consumed.
Above the sleeping town, as if in forest-summits,
a wondrous nightly humming is resumed.
Where is it from, this noise beyond our comprehension?
Has sleep let loose a spirit-world of thoughts,
the thoughts of men (we hear them yet see nothing)
to crowd with them the chaos night has brought?

Głosy nocne

Jak słodko drzemie sad ciemnozielony,
Wtulony w senność modrych nocy łąk;
Skróś gąszcz jabłoni, kwieciem ubielonej,
Jak słodko złoty lśni miesiąca krąg!

Tajemnie, jako w pierwszy dzień stworzenia,
W bezdennym niebie gwiezdny płonie rój;
Muzyk balowych potok się rozpienia
I dosłyszalniej mówi bliski zdrój.

Nad światłem dziennym spadł zasłony ołów;
Omdlał ruch wszelki i trosk usnął tłum;
Nad śpiącym miastem, jak z boru wierzchołów,
Zbudził się dziwny, a conocny szum.

Skąd on, skąd szum ten niewyobrażalny?
Śmiertelnych dum-ż to, wyzwolonych w śnie,
Świat bezcielesny, słyszny, niewidzialny,
W chaosie nocnym roi się i prze.

Источник

Оцените статью