Урок информатики в 3 классе «Дерево потомков».
презентация к уроку по информатике и икт на тему
Цель урока информатики в 3 классе «Дерево потомков»(по учебнику А.Л. Семёнова, Т.А. Рудченко)- формирование навыков применения деревьев для описания структуры родственных отношений в семье. Практическая цель — построение каждым ребенком фрагмента генеалогического дерева своей семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
скачать | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Презентация к уроку информатики в 3 классе (по учебнику А.Л. Семёнова, Т.А. Р удченко ). Денисенко Людмила Ивановна, учитель информатики, заместитель директора по УВР. МБОУ коррекционная школа – интернат № 8 г. Саяногорска, республика Хакасия. «Дерево потомков»
Цель : формирование навыков применения деревьев для описания структуры родственных отношений в семье. Задачи: Образовательная — закрепить понятия «дерево», «уровень вершины дерева», «путь дерева »; учить строить фрагмент генеалогического дерева своей семьи. Развивающая – развивать логическое и образное мышление через умение сравнивать и анализировать, делать выводы; развивать творческую и познавательную активность. Воспитательная — в осп итывать у обучающихся чувства патриотизма, уважени я к прошлому своей семьи.
План урока: Разминка Актуализация знаний Новый материал 1 . 2 . Практическая работа Рефлексия 3 . 4 . 5 . Ресурсы
РАЗМИНКА. Игра «Почтальон». Марина Влад Никита Иван Милена Даша Сергей Оля Миша Слава Лера Слава Максим Вика Света Лиза Андрей Женя
Найди на схеме дерева бусину со своим именем. Определи, какой бусиной ты являешься. Если ты — корневая бусина ты начинаешь переписку. В письме пишешь свою фамилию (имя). Напиши писем столько, сколько у тебя следующих бусин. Отправь их адресатам. Если ты не корневая бусина, жди письма. Получив письмо, допиши свою фамилию (имя) и перепиши письмо столько раз, чтобы ты мог отослать письма всем следующим для тебя бусинам. Если ты — лист, не пиши писем. Игра «Почтальон».
Как по письму определить уровень бусины? По количеству имён или фамилий. Чему должно соответствовать количество писем? Количеству путей дерева. Как определить уровень дерева по письмам? По количеству слов в самом длинном письме. Игра «Почтальон» Вопросы:
Актуализация знаний. Определи истинность утверждений для дерева У. У верблюда одна следующая вершина – жираф. Предыдущая вершина перед дельфином — корова. У жирафа две следующие вершины – лев и лось. В дереве У всего 17 вершин. В этом дереве нет фигурки лисицы. У бегемота четыре следующих вершины – волк, гусь, заяц, индюк. В этом дереве нет фигурки верблюда. В этом дереве одна корневая вершина. У дельфина три следующие вершины – кит, корова, крокодил. Предыдущая вершина перед курицей – крокодил. и л л и и и л и л л
А Корень дерева Вершины дерева первого уровня Вершины дерева второго уровня Вершины дерева третьего уровня На дереве М укажите корень дерева, вершины первого уровня , вершины второго уровня, вершины третьего уровня, листья дерева. Листья дерева
Вставьте буквы в окна дерева F так, чтобы среди путей этого дерева были слова «лунка», «мы», «малыш» и что бы оба утверждения были верными: — каждый лист третьего уровня дерева F – это буква к; — каждый лист четвертого уровня дерева F – это буква а. F м л а ы у н к к л а ы ш а к а
А чтобы проще было запомнить, можно использовать слово-синоним – родословная . Генеалогия – наука о родственных связях. Новый материал: «Дерево потомков».
Генеалогическое древо бывает двух видов: НИСХОДЯЩЕЕ ВОСХОДЯЩЕЕ Такое древо популярно в аристократических семьях. Это древо можно назвать фамильным. Во главу древа ставится предок, от которого произошел тот или иной род (фамилия), и изучаются его потомки. В восходящем древе за основу также берется человек, но изучаются, наоборот – его предки по мужской и женской линии. Сначала отец и мать, потом 2 дедушки и 2 бабушки, 4 прадедушки и 4 прабабушки и.т.д.
Дерево Р – это дерево потомков боярина Федора Никитича Романова (Филарета), основателя династии русских царей Романовых. Федор Никитич Михаил 1613-1645 Иоанн Никита Борис Василий Анна Иоанн Алексей 1645-1676 Пелагея Ирина Софья Феодор 1676-1682 Иоанн V 1682-1696 Пётр I 1682-1725 Феодора Наталья Анна 1730-1740 Алексей Анна Елизавета 1741-1761 Маргарита Пётр Пётр III 1761-1762 Пётр II 1727-1730 Павел I 1796-1801 Александр I 1801-1825
Попробуем создать свой проект «Дерево потомков»? Практическая работа
На предыдущем уроке мы начали работу с накапливания информации о родственниках: даты их рождения, фотографии. Вы расспросили старших — дедушек и бабушек о них самих и об их предках. Из рассказов и воспоминаний старшего поколения узнали много примечательных фактов из жизни конкретных людей, получили сведения об их материальном положении, физическом состоянии, внешности, привычках, познакомиться с семейными преданиями и легендами. Инструкция
Лента (инструменты) Слайд Все слайды Заметки Режимы Масштаб 2. Попробуем составить родословное дерево. Оформим дерево в виде презентации:
3. На слайде изобразим дерево.
. 18 4. На дерево вставим фотографии свои и родственников. Папка с фотографиями семьи
5. Родословное дерево оформите следующим образом: ствол — это вы, крупные ветви — ваши родители, более мелкие — дедушки и бабушки и т.д.
Полужирный шрифт тень от букв шрифт Цвет текста размер шрифта 6. Добавьте текст (надписи) под фотографии.
Посмотрите на проекты друг друга, чей проект интереснее и содержательнее других? Что еще можно добавить в проект? Ребята вам понравился урок? Какое настроение вызывает у вас наш урок? Что вызвало трудности? Что самое интересное запомнилось? Что вы узнали нового? 7. Рефлексия.
Ресурсы Информатика. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. Ч. 2 / А. Л. Семёнов, Т.А. Рудченко . — М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2011. Информатика. Рабочая тетрадь. В 3 ч. Ч. 2 / А. Л. Семёнов, Т.А.Рудченко . — М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2011. Информатика. Тетрадь проектов. В 3 ч. Ч. 2 / А. Л. Cемёнов , Т.А. Рудченко . — М.: Просвещение: Институт новых технологий, 2011. Клименченко Д.В. «Задачи по математике для любознательных», Москва, «Просвещение», 1992 год. Организация проектной деятельности школьников в рамках школьного научного общества по информатике//Российская школа и Интернет: Материалы II Всероссийской конференции. – С.-Петербург, 2002 – с.55-56. Проектно-исследовательская деятельность школьников с использованием ИКТ//Информационные технологии в образовании (ИТО-2003): Материалы. Тур С.Н., Бокучава Т.П. «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2002 год ЭОР Единая коллекция ЦОР ( http://school-collection.edu.ru) Методическое пособие для учителя к 2 части курса («Информатика 3- 4») ( http://www.int-edu.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В соответствии с учебным планированием, объём информации большой, а времени на изучение очень мало. Поэтому так необходимы средства, повышающие эффективность учебного процесса. Одним из таких средств .
Интерактивная презентация к уроку информатики в 8 классе. Рассматриваются определение и виды информационных процессов. Презентация сопровождает рассказ учителя по данной теме.
Данный документ является бланком для заполнения учащимися во время практической части зачёта.
С переходом на профильное обучение перед учителем информатики встает проблема организации учебного процесса, определения содержания и востребованности знаний, полученных на уроках информатики. Д.
Методическая разработка урока информатики и ИКТ к учебнику «Информатика и ИКТ. 8 класс»/ Семакин И.Г. и др. «Предмет информатики. Техника безопасности в компьютерном классе» включает.
Этот урок посвящён 70-летию в Великой Отечественной войне.
Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Информация» и научить детей новым способам поиска, сбор.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2013/04/08/urok-informatiki-v-3-klasse-derevo-potomkov
Задания на системы счисления
Все мы хотим, чтобы из наших детей получались натуры творческие и одаренные. Прекрасно понимая, что многим из ребят не хватает порой даже внимания родителей, а не только их понимания и уж тем более творческого воспитания, убеждаемся, что, к сожалению, современное обучение развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности, умение логически мыслить, найти нестандартное решение отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне. Поэтому особенное внимание необходимо уделять заданиям к которым необходим творческий подход, умение найти интересное, необычное решение, вызывают интерес у учащихся.
1. Определить в какой системе счисления ведется рассказ:
«Необыкновенная девочка»
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно…
Но станет все сейчас обычным,
Когда поймете мой рассказ
Выпишем упомянутые в стихотворении числа: 1, 10, 100, 101,1100. Все встречаемые цифры – 0 или 1. Если предположить, что зашифровано разложение по степеням двойки, то получим:
«Ей было тысяча сто лет» – 1100 = 1 . 23 + 1 . 22 = 8 + 4 = 12 лет
«Она в сто первый класс ходила» – 101 = 1 . 22 + 1 = 4 + 1 = 5 класс
«…пыля десятком ног» – 10 = 21 = 2 ноги
«С одним хвостом, зато стоногий» – 1 = 20 = 1, 100 = 22 = 4 ноги
и т.д. разобранное число 10.
Ответ: двоичная с/с.
2. «Какое наименьшее число гирь потребуется для взвешивания любого предмета, масса которого равна целому числу фунтов от 1 до 40. Гири разрешено складывать на одну чашу весов». (Задача де Мезириака)
Любое натуральное число от 1 до 63 можно записать при помощи 6 знаков в двоичной системе счисления. Массе гирьки соответствует позиционный вес цифры в двоичном числе. (1 – гирька используется, 0 – нет).
Ответ. Гирьки выбираются массой: 1, 2, 4, 8, 16, 32 грамма.
3. «Отгадывая целое число, задуманное в промежутке от 1 до 100 можно задавать вопросы, на которые получаете ответы «да» или «нет». Сколько вопросов минимально необходимо задать, чтобы отгадать это число»
Поскольку дана возможность использовать ответы «да» или «нет», то логично предположить, что для кодирования можно использовать двоичную систему счисления. Любое натуральное число от 1 до 100 можно записать при помощи 7 знаков в двоичной системе счисления.
Ответ. Минимально достаточно задать 7 вопросов.
4. «В саду росло 63q фруктовых деревьев, из них 30q яблони, 21q груши, 5q сливы, 4q вишни. В какой системе счисления ведется счет, и сколько было деревьев?»
63q = 30q + 21q + 5q + 4q
Составим уравнение, согласно правилам записи чисел в позиционных системах счисления
6q + 3 = 3q + 2q + 1 + 5 + 4
q = 7
всего деревьев – 6 . 7 + 3 = 45
яблонь – 3 . 7 = 21
груши – 2 . 7 + 1 = 15
слив – 5
вишен – 4
Ответ. Система счисления – семеричная, яблонь – 21, груш – 15, слив – 5, вишен – 4, всего – 45.
5. «В классе 36q учеников, из них 21q девочка и 15q мальчиков. В какой системе счисления велся отсчет?»
36q = 21q + 15q
Составим уравнение, согласно правилам записи чисел в позиционных системах 3q + 6 = 2q + 1 + q + 5
Как видно, оно не имеет однозначного математического решения, логически подбираем корни уравнения
- Основание системы счисления не может быть меньше 6 ( т.к. при записи чисел используется цифра 6)
- Предположим оно равно 7, тогда 3 . 7 + 6 = 2 . 7 + 1 + 7 + 5 равенство выполняется ? это решение верно.
- Аналогично можно рассуждать для любой системы счисления, основание которой больше 7 .
6. «Один мудрец писал «мне 33 года. Моей матери 124 года, а отцу 131 год. Вместе нам 343 года». Какую систему счисления использовал мудрец, и сколько ему лет».
7. «Один человек имел 100 монет. Он поровну разделил их между двумя своими детьми. Каждому досталось по 11 монет и одна осталась лишней. Какая система счисления использовалась, и сколько было монет?»
8. «В пробирку посадили некоторое одноклеточное животное, которое размножается делением пополам каждую секунду. Через 16 секунд пробирка оказалась полной. Определить сколько времени понадобилось, чтобы заполнить половину пробирки. Сколько «жителей» было в пробирке через 7 секунд?»
Для заполнения половины пробирки понадобится t – 1 секунда, при условии удвоения особей, то есть 15 секунд. Через 7 секунд в пробирке было 27 особей. То есть 128 штук.
Ответ: 15 секунд, 128 штук.
9. «Трехзначное десятичное число начинается с 1, если поменять местами старший и младший разряды, то вновь полученное число будет меньше усемеренного исходного на 48. Найти исходное число».
Исходное число – 1XY
Новое число – YX1
Соотношение 7 . (1XY) = YX1 + 48 где X, Y – цифры числа
Представляем уравнение в виде разрядных слагаемых:
7(10 2 + X . 10 1 + Y . 10 0 ) = Y . 10 2 + X . 10 1 + 1 . 10 0 + 4 . 10 1 + 8 . 100
7 . 10 2 + 7 . X . 10 1 + 7 . Y . 10 1 – 1 многочлен
Y . 10 2 + (X + 4) . 10 1 + (1 + 8) . 10 0 – 2 многочлен
если равны многочлены, то равны и соответствующие коэффициенты
1) начиная с младшего разряда 7 . Y = 9 + p . 10, где p = 0 6, это возможно только при Y = 7, p = 4
2) 7 . X + p = X + 4
7 . X + 4 = X + 4
7 . X = X при X = 0
Ответ. Исходное число – 107.
10. «Шестизначное десятичное число начинается слева с 1, если переместить ее в младший разряд, то новое число будет втрое больше исходного. Найти исходное число».
Исходное число – 1ABCDE
Новое число – ABCDE1
Соотношение 1ABCDE = ABCDE1 . 3 где A, B, C, D, E – цифры числа
Представляем уравнение в виде разрядных слагаемых:
(1 . 10 5 + A . 10 4 + B . 10 3 + C . 10 2 + D . 10 1 + E . 10 0 ) . 3 = A . 10 5 + B . 10 4 + C . 10 3 + D . 10 2 + E . 10 1 + 1 . 10 0
если равны многочлены, то равны и соответствующие коэффициенты
1) начиная с младшего разряда 3 . E = 1 + p . 10, где p = 0 2, в данном случае это возможно только при E = 7, p = 2
2) для разряда десятков
3 . D + p = E + p1 . 10, где p1 = 0
2
3 . D + 2 = 7 + p1 . 10 это возможно только при D = 5 p1 = 1
3) для разряда сотен
3 . C + p1 = D + p2 . 10, где p2 = 0
2
3 . C + 1 = 5 + p2 . 10 это возможно только при C = 8 p2 = 2
4) для разряда тысяч
3 . B + p2 = C + p3 . 10, где p3 = 0
2
3 . B + 2 = 8 + p3 . 10 это возможно только при B = 2 p3 = 0
5) для разряда десятков тысяч
3 . A + p3 = B + p4 . 10, где p4 = 0
2
3 . A + 0 = 2 + p5 . 10 это возможно только при A = 4 p5 = 1
Все логические предположения о пригодности коэффициентов делаются на основании таблицы умножения.
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/501050