1.1.6. Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) и пожарный надзор на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения
Федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется Росприроднадзором при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения (далее — ООПТ) согласно порядку, установленному Положением об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394.
Территориальными органами Росприроднадзора на постоянной основе осуществляются различные надзорные мероприятия в области охраны и использования ООПТ федерального значения, в том числе по проверке соблюдения требований пожарной безопасности и сохранности лесных насаждений.
В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.
Вместе с тем на территориях ООПТ за последние два года были зафиксированы единичные случаи правонарушений, связанных с незаконной вырубкой леса. На территории национального парка «Себежский» зафиксировано 4 случая незаконной вырубки древесины общим объемом 7,9 м3 (из них два случая — вырубка сухостоя). В 2-х случаях материалы по незаконной вырубке древесины были переданы на расследование в МО МВД России «Себежский» (при вырубке сухостоя материалы на расследование не передавались). В одном случае было возбуждено уголовное дело, и виновное лицо привлечено к уголовной ответственности, и в добровольном порядке оплатило ущерб, причиненный лесам незаконной рубкой, в размере 41,2 тыс. рублей.
Типовые и массовые нарушения, выявленные
при осуществлении государственного лесного надзора
(лесной охраны) и пожарного надзора на землях особо
охраняемых природных территорий федерального значения
Статья КоАП Российской Федерации
ст. 8.24 — Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования
ст. 8.25 — Нарушение правил использования лесов
ст. 8.27 — Нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства
ст. 8.31 — Нарушение правил санитарной безопасности в лесах
Ст. 8.32 — Нарушение правил пожарной безопасности в лесах
В пожароопасном периоде зарегистрированы крупные природные пожары в Дальневосточном и Сибирском федеральном округах. Так, самые крупные пожары отмечены в Амурской области в Хинганском (10451 га) и в Норском (7755 га) заповедниках. При этом, следует отметить, что в Хинганском заповеднике в ходе проведения проверки готовности к пожароопасному периоду Росприроднадзором выявлялись нарушения в части выполнения противопожарных мероприятий. Аналогичные нарушения в заповеднике были выявлены и органами прокуратуры. Кроме того, органами прокуратуры выявлялись нарушения в Норском заповеднике, Тункинском национальном парке (Республика Бурятия), национальном парке «Земля леопарда» (Приморский край). Следует отметить, что в указанном национальном парке Росприроднадзором также были выявлены достаточно серьезные нарушения.
Также крупные пожары зарегистрированы в Красноярском крае (Тунгусский заповедник — 3177 га, Центрально-Сибирский заповедник — 1 тыс. га), Республике Бурятия (Баргузинский заповедник — 3255 га), Иркутской области (Байкало-Ленский заповедник — 2770 га), Забайкальском крае (национальный парк Алханай — 620 га, Сохондинский заповедник — 200 га).
При этом, дирекциями указанных ООПТ противопожарные мероприятия выполнены в полном объеме, при проверках готовности к пожароопасному периоду территориальными органами Росприроднадзора нарушения не выявлены.
Данная ситуация обусловлена в первую очередь, климатическими условиями и пожароопасной обстановкой в указанных регионах: особый противопожарный режим введен на всей территории Республики Бурятия, Забайкальского края, Иркутской области.
По результатам проверок, установлено, что тушение лесных пожаров сотрудниками ФГБУ, в целом эффективно осуществляется в местах, куда возможен доступ без авиасопровождения. При тушении лесных пожаров в труднодоступных местах, относящихся к зоне авиапатрулирования, выявлены следующие проблемы:
— недостаток авиационной техники для тушения лесных пожаров;
— государственное задание не предусматривает выполнение работ по тушению лесных пожаров, соответственно, не предусмотрено финансирование, наличие которого позволило бы обеспечить своевременное привлечение сил и средств к тушению пожаров;
— переход лесных пожаров с территории земель лесного фонда и иных категорий;
— отказ авиакомпаний от осуществления работы без предварительной предоплаты, в том числе доставки людей или оборудования к местам дислокации, вследствие чего обеспечить своевременную доставку людей и оборудования к местам тушения пожаров не представлялось возможным.
Таким образом, учитывая положительную динамику по снижению количества нарушений, представляется целесообразным в рамках профилактической работы уделить особое внимание проведению разъяснительной и консультационной работы с населением (совместно с МЧС России), а также проработать с Минприроды России и дирекциями по управлению ООПТ вопросы дистанционного контроля в рамках пожарного надзора в лесах на землях ООПТ и систем оповещения и реагирования на сигналы о лесных пожарах на ООПТ.
Источник
Комментарий к СТ 97 ЛК РФ
1. В ч. 1 комментируемой статьи установлено, что федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется в рамках федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, которым передаются полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах согласно их компетенции.
Фактическое распределение полномочий по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах между федеральным уровнем и уровнем субъектов РФ, а также органы государственной власти, реализующие такие функции, аналогичны органам федерального государственного лесного надзора и установленному ЛК РФ разделению полномочий между ними (см. комментарий к ст. 96 ЛК РФ).
Так, к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) относится принятие целого массива нормативных правовых актов, направленных на регулирование лесных отношений в сфере осуществления федерального государственного пожарного надзора, в том числе:
1) правила пожарной безопасности в лесах (включая леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, — по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии РФ) (пп. 5.3.31 Положения о Рослесхозе) (ныне действуют Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417);
2) порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состав и форма предоставления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах (пп. 5.3.31(2) Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 (далее — Положения о Рослесхозе)). По результатам мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров Рослесхоз принимает решение о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с разработанным межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования (пп. 5.4.28, 5.20(1) Положения о Рослесхозе);
3) правила тушения лесных пожаров (пп. 5.3.31(3) Положения о Рослесхозе);
4) порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах (пп. 5.3.31(4) Положения о Рослесхозе);
5) акт, устанавливающий нормативы противопожарного обустройства лесов (пп. 5.3.31(5) Положения о Рослесхозе);
6) акт, определяющий виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов (пп. 5.3.31(6) Положения о Рослесхозе).
Кроме того, Рослесхоз непосредственно и через свои территориальные органы осуществляет федеральный государственный пожарный надзор на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных на территории Московской области; лесов, расположенных на землях обороны и безопасности; в случаях, когда переданные Российской Федерацией полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов РФ. Согласно пп. 5.4.19(1) Положения о Рослесхозе в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных на территории Московской области, Рослесхоз уполномочен принимать меры пожарной безопасности и осуществлять тушение лесных пожаров.
Также к полномочиям Рослесхоза, существенно расширенным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2011 N 804, с 18 октября 2011 г. относится согласование сводных планов тушения лесных пожаров на территориях субъектов РФ (пп. 5.4.27 Положения о Рослесхозе).
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы федеральный государственный пожарный надзор в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Во всех остальных случаях полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах делегированы органам исполнительной власти субъектов РФ.
Правовую основу осуществления Федерального государственного пожарного надзора в лесах составляют ЛК РФ, законодательство РФ о пожарной безопасности (в частности, Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»), Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положение об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.08.2010 N 595, а также нормативные правовые акты, принимаемые законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов РФ по вопросам исполнения переданных на региональный уровень полномочий Российской Федерации в рассматриваемой сфере.
2. В ч. 2 комментируемой статьи органам государственной власти РФ и субъектов РФ разрешено передавать свои полномочия по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах подведомственным учреждениям. Так, например, Приказом Рослесхоза от 16.05.2011 N 178 был утвержден Перечень должностных лиц государственных учреждений, подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах.
3. Часть 4 комментируемой статьи содержит отсылочную норму, указывающую на утвержденное Правительством РФ Постановлением от 03.08.2010 N 595 Положение об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах.
Важно отметить, что данное Положение устанавливает права и обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах, и порядок осуществления ими своих полномочий.
В частности, должностные лица, осуществляющие государственный пожарный надзор в лесах, имеют право:
1) осуществлять государственный пожарный надзор в лесах за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами (а также в соответствии с текущей редакцией ЛК РФ индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями);
2) вносить в исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности в лесах;
3) проводить обследования и проверки лесных участков и расположенных на них объектов в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах и пресечения их нарушений;
4) давать обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности в лесах;
5) проверять соблюдение гражданами, пребывающими в лесах, требований пожарной безопасности в лесах;
6) составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.32, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ.
Источник