Ф_васильев_болото_в_лесу

Ф. А. Васильев Болото в лесу. 1872 г

Такая осень
В глубине России
Среди просторов необъятных-
Ширь и тишь.
Осенних красок,
Для души приятных,
Вокруг в достатке:
Удивляешься, глядишь!
Дубы,
Одетые в сплошную позолоту,
Уперлись в небо,
Прямь , – богатыри!-
Осенний бал
Природы вкруг болота
И держат тучи мокрые они!
Березки выстроились
В строй, за ротой рота…
— Сибирь!-
Вдруг скажет восхищенно кто-то.
— Урал! – Воскликнет , тоже – прав,
Другой…
И цапли ходят важно
по болоту;
на этом празднике
У них отдельный пир.
…На неоконченной картине
Дорог каждый
Художнику
И штрих, и уголок..
Здесь – целый мир,
Родной, знакомый,
Разный,-
Всё, что в Крыму
Художник вспомнить смог…

Октябрь 2016

Ф.А.Васильев
Болото в лесу.
Ок.1872 г.
81 х 11,5 см Государственный Русский музей,Санкт-Петербург

Ф.А.Васильев (1850-1873) создавал эту «недописанную» картину, находясь на лечении в Крыму, тоскуя по невозможности выйти на этюды осенью непосредственно на знакомых болотах в глубинке России, где он всегда с удовольствием исследовал колорит и тонкость сочетания воды, зелени, неба, нетронутости из-за недоступности природы… Об этом он писал в письмах к друзьям…Следующей осенью его не стало…

Благодарю за визит,Вадим!Доброй ночи!

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2023. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник

Васильев Федор Александрович. «Болото в лесу» 1872

Болото в лесу. Осень. 1871-1873.jpg

«Болото в лесу»
1872
Холст, масло 81 х 111,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Читайте также:  Землянично_малинный_долгоносик_цветоед

Последней работой, косвенно связанной с той же темой рассвета над болотом, была, очевидно, у Васильева неоконченная картина «Болото в лесу. Осень», о сюжете которой он подробно не сообщал ни в одном письме, если не считать упоминания о начатой им в 1872 году картине под общим названием «Болото большое». В пейзаже изображен осенний лес во всей яркости красновато-оранжевого цвета осенней листвы. И по мотиву, и по живописному строю он стоит особняком среди последних пейзажей Васильева, хотя и здесь передний план отдан поросшему травой болоту с отдыхающими белыми цаплями.

При общей неоконченности картины трудно сказать что-либо определенное о самой ее живописи. Ее главной особенностью на данном этапе является широкое письмо и стремление выразить и сохранить в картине звучание чистого цвета.

Картина «Болото в лесу. Осень» наряду с такими произведениями, как «Утро» и «Заброшенная мельница», дает особенно ясное представление о том, сколь многообразны были у Васильева поиски выражения волновавшей его темы. Они проявлялись не только в вариациях сюжета, но и в чисто живописных решениях. Причем эта последняя картина не в меньшей мере, чем две другие работы этой группы, говорит о наступлении в творчестве Васильева нового, прерванного смертью этапа.

Своей последней картиной Васильев заявил о новых замыслах, показал, что он стоял на пороге новых открытий в живописи.

Картина во многом несовершенна, но недостатки ее были свидетельством нового крутого и неизведанного пути, на который вступил Васильев. Это тонко почувствовал Крамской, писавший Васильеву о картине: «Настоящая картина – ни на что уже не похожа, никому не подражает, не имеет ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще не хорошо, т.е. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально»

Источник

Болото в лесу. Осень

Болото в лесу. Осень

Болото в лесу. Осень

«Болото в лесу» было написано, по-видимому, в том же 1872 году, что и «Заброшенная мельница». Картина не была закончена по причине смерти художника. Первое, что обращает на себя внимание в этой картине, — это звучащие в ней чистые краски среднерусской осени. Любовь Васильева к русской природе, к её влажным лесам и обширным, открытым небу полям, удвоилась в Крыму, стиснутом горами. Крымские ландшафты вдохновляли его гораздо меньше, чем оставленная Россия (художник всегда разделял Крым и Россию, не находя в первом, того, что он так любил в последней).

Читайте также:  Питание_при_болезнетворных_грибах

Особенную привязанность питал он к такой, на первый взгляд «малохудожественной» подробности русского пейзажа, как болото, и тосковал по ней на юге. «О, болото, болото! — писал он из Крыма Крамскому. — Как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия! Ну, ежели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра? Ведь у меня возьмут всё, всё, если возьмут это. Ведь я, как художник, потеряю больше половины».

Болото в лесу. Осень, Фёдор Васильев. Фрагмент 1

«Болото» — не пленэрная картина. Васильев писал её, живя в Крыму и пользуясь старыми набросками. Однако в ней есть удивительный «эффект присутствия» — одной только силою мысли и своего творческого воображения художник переносится в тот болотистый и березовый край, который он вынужден был навсегда оставить.

Болото в лесу. Осень, Фёдор Васильев. Фрагмент 2

Будучи «колористом от Бога», Васильев замечательно чувствовал наиболее звучные соотношения цветов. Так, пламенеющая осенняя листва очень выигрывает от соседства насыщенно-свинцовой тучи.

Болото в лесу. Осень, Фёдор Васильев. Фрагмент 3

Могучие дубы, возвышающиеся на берегу болотины, как бы подпирают своими ветвями небо, задавая основную вертикаль композиции.

Болото в лесу. Осень, Фёдор Васильев. Фрагмент 4

Едва намеченные цапли на переднем и среднем планах картины, кажется, «перелетели» сюда из «Заброшенной мельницы».

Другие названия картины

Источник

Картина «Болото в лесу. Осень», Фёдор Васильев — описание

«Болото в лесу. Осень» – одна из последних картин Фёдора Васильева, написанная после его переезда в Крым. Художник очень скучал по родине, и в письме И. Н. Крамскому упоминал о своей тоске по простору и свежести русских болот, по той особенной атмосфере, которая пронизывает воздух над болотом по утрам.

Что на полотне?

На полотне – осенний лес, посреди которого расположено небольшое болотце, кое-где поросшее травой. День уже близится к своему завершению: небо потемнело, и лишь где-то вдалеке едва видна розовая полоса заката.

На таком фоне ярко горят, светятся золотые кроны величественных дубов на переднем плане; остальные же деревья – берёзы и осины – пестрят красными, жёлтыми и зелёными листьями.

Лес и небо отражаются в водоёме, а по берегам его окружают белые цапли. Они недвижны и почти незаметны сначала, что подчёркивает общую печальную атмосферу.

Почему работа не окончена?

Пейзаж не завершён, но и по имеющемуся полотну можно судить о новом этапе развития в творчестве художника. Он сохраняет типичные для своей живописи поэтичность и романтическое настроение, но вместе с тем оно пропитано болью и тоской; мазки на этом пейзаже широкие и динамичные, точность и детальность уходят на второй план.

Читайте также:  Этот_гриб_встречается_среди_мха_где_ему_тепло_до_морозов

Отчасти это могло быть вызвано тем, что Васильев писал не с натуры, а по памяти, да и здоровье уже не позволяло тщательно прорабатывать подробное изображение.

Мнение Крамского

И. Н. Крамской, описывая свои впечатления о «Болоте в лесу», отмечал, что у картины есть недостатки, но в них и заключается гениальность произведения – словно Васильев почти нашёл совершенно новый и неповторимый стиль, но не сумел пока его правильно показать.

Вероятно, если бы не преждевременная смерть, юный живописец открыл бы множество новых художественных приёмов и стал основателем уникального самобытного направления в искусстве.

Источник

Описание картины Федора Васильева «Болото в лесу»

Описание картины Федора Васильева «Болото в лесу»

Картина «Болото в лесу» написана русским художником Васильевым в период с 1871 по 1873 год. За основу ее сюжета автор выбрал при воспроизведении болото в лесной чаще, которое окружают пестрого окраса осенние деревья на фоне пасмурного небесного свода.

По сравнению с другими работами Васильева, эта выглядит словно не законченное полотно. Можно предположить, что художник, при желании немного разбавить красочность ряда прежних полотен, подчеркнул в работе четкими штрихами свечение теплых осенних оттенков. А пара

белых цапель, расположенная на переднем плане, придает полотну естественное оживление.

С целью придания яркости этому осеннему пейзажу, передающему грустное настроение природы, автор, как обычно, небо написал в стиле грозовых облаков, что только подчеркивает его контрастность с потускневшими деревьями и травой, очень ярко освещенными. Небольшая березовая роща у Васильева только слегка намечена легкими штрихами. Она будто полощет свои ветви в маленьком лесном озерце, которое настолько чистое, что даже видно отражение облаков. Увядание природы уже слегка заметно, но еще не преобладает…

Такой необычной гармонией осенних красок полотно «Болото в лесу» напоминает романтическую осеннюю сказку, немножко грустную, но в то же время очень нарядную и красочную. А осенний костер из ярко-рыжих деревья в самом центре картины на фоне увядающей травы и опадающей листвы, особенно посреди грозового тревожного неба будто твердят, что ведь не все уж так печально.

И солнце, наверняка, скоро освети землю светлыми лучами, ведь гроза, как бы ни была сильна, – явление все же временное. Зато после нее, как правило, наступает резкое обновление в природе. Многим очень нравится эта картина, и они даже читаю ее символом оптимизма.

Источник

Оцените статью