Евтушенко_ягодные_места_краткое_содержание

Евгений Евтушенко — Ягодные места

Тут можно читать онлайн Евгений Евтушенко — Ягодные места — бесплатно полную версию книги (целиком). Жанр: Советская классическая проза, издательство Сов. писатель, год 1982. Здесь Вы можете читать полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и SMS на сайте LibKing.Ru (ЛибКинг) или прочесть краткое содержание, предисловие (аннотацию), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

Евгений Евтушенко - Ягодные места

Евгений Евтушенко — Ягодные места краткое содержание

Ягодные места — описание и краткое содержание, автор Евгений Евтушенко, читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки LibKing.Ru

Роман «Ягодные места» (1981) увлекательный и необычный, многослойный и многохарактерный. Это роман о России и о планете Земля, о человечестве и человеке, об истории и современности.

«Куда движется мир?» — этот главный вопрос всегда актуален, а литературное мастерство автора просто не может не удивить читателя. Евтушенко и в прозе остается большим настоящим поэтом.

Ягодные места — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

«По небу полуночи ангел летел…»

Эту строчку вспомнил космонавт, грустно улыбнулся и подумал: «Ну какой я ангел!» Лицо космонавта, обращенное к иллюминатору космического корабля, было усталым, немолодым, но исполненным живейшего детского любопытства. Космонавт никогда раньше не был за границей. И вдруг границ не стало. Все полосатые столбы, ничейные перепаханные полосы, колючая проволока, пограничники, овчарки, таможни — исчезли. Из космоса их существование казалось противоестественным, нелепым. Многое стало до смешного непредставляемым, как, например, слово «прописка»…

Внизу горсточкой рассыпного золота, брошенного на черный бархат, мерцал огнями Париж. Космонавт повел взглядом чуть влево и очутился в Лондоне, боковым зрением прихватывая светящийся кусочек Копенгагена. Космонавт, засмеявшись, почесал уже полысевший затылок — здорово! Гагарин не смог бы так почесать затылок — он был еще в скафандре. Сейчас летать стало проще. Гагарину, наверно, было страшно. Страшновато и сейчас, но не так, как впервые. А все-таки Гагарин сказал совсем просто, совсем по-русски: «Поехали!», этим словом сразу сделав космос чем-то своим, домашним. Среди всех бесчисленных инструкций у Гагарина не было никаких указаний сказать именно это слово. Оно выдохнулось само по себе… Какое лицо было у Гагарина… Лицо тоже, конечно, подбирали, но такое лицо нарочно не вычертишь ни на каких засекреченных чертежах. Это лицо как будто собрала сама Земля, составив его из всех своих улыбок, чудом сохранившихся среди усмешек и ухмылок. Лицо Гагарина было улыбкой Земли, посланной в космос. Казалось, любому человеку можно было бы заморочить голову, если бы его затаскали, как Гагарина, по разным странам, восторженно погребая под сугробами цветов и навешивая на него гирлянды орденов. Улыбки премьер-министров, президентов, королей и королев рядом с его улыбкой выглядели блекло.

Космонавту приходилось видеть Гагарина и невеселым.

— Устал… — говорил он. — А летать хочется…

Эта грустинка проглядывает на его поздних фотографиях, где на лице появился шрам, породивший столько сплетен, как будто даже обыватели могли считать гагаринское лицо своим личным достоянием. Космонавт, друживший с Гагариным, знал, как того иногда мучило беспрестанное узнавание на улицах, выпрашивание автографов, сидение в президиумах. Знаменитое лицо Гагарина независимо от его воли становилось преградой между ним и обыкновенной человеческой жизнью. Как-то, рассказывая в космонавтском кругу о поездке в одну из латиноамериканских стран, Гагарин вдруг загрустил, а если и улыбался, то лишь по инерции — беззащитно.

Читайте также:  Мои_черничные_ночи_разбор

— А рядом с правительственной трибуной, где я жарился битых три часа, стояла девушка-мулатка с тележкой. Лимонадом торговала. Из настоящих лимонов. Красоты она была необыкновенной — черные глазищи пол-лица залили. Но самое удивительное, что она была в подвенечном платье. Кружевное платье, как облако. Дорогое, наверно. Только почему-то оно мне новым не показалось. Чистое, но с прожелтью. Что-то в нем старинное было, в этом платье. Может быть, бабушкино — из сундука, для торжественного случая? У нас с девушкой сразу глазной контакт установился. Показывает она мне своими черными глазищами на лимонад — мол, отведайте… А как с трибуны сойти? Неловко… Не поймут… Наш посол рядом, все начальство местное. Фоторепортеры щелкают. Заикнулся я было насчет жажды, а мне мигом ихний солдатик, надрываясь, целый переносный холодильник приволок с разными напитками. Пришлось жажду утолять общественно — на правительственной трибуне. А мулаточка оказалась с юмором. Налила она в бокал лимонаду, соломинку туда вставила, верхний конец к платью на груди приложила, а сама смеется. Я сначала не понял, потом вгляделся и вижу: на ее подвенечном платье значок с моей физиономией… Это она вместо меня значок лимонадом своим все-таки угостила…

Гагарин никогда не обижал людей зря, а если так невольно получалось, всегда старался загладить обиду. Однажды он прочитал с трибуны совещания молодых писателей речь, где было написано, что негоже одному известному поэту хвастаться в автобиографии непониманием происхождения электричества. Один из старейших физиков, встретив Гагарина где-то на конференции, отвел его в сторону и лукаво заглянул ему в глаза:

— Юрий Алексеевич, батенька, вы бы поделились с человечеством вашим открытием происхождения электричества. А то я уже пятьдесят лет бьюсь над этой проблемой и ни тпру ни ну. Если я в этой проблеме запутался, то чего же вы хотите от поэта? Ведь еще Пушкин говорил, что поэзия должна быть, прости господи, глуповата… Кстати, вы этого поэта не слишком вовремя ругнули… — Поэт был тогда в некоторой опале, только что закончил новую поэму, и ее судьба была еще неизвестной.

Гагарин сам позвонил поэту, попросил не обижаться и пригласил в Звездный городок на апрельский праздник космонавтов прочесть главу. Гагарин хотел помочь поэту — ведь концерт из Звездного транслировался на всю страну. На концерте Гагарин сидел рядом с одним начальником. Они находились в первом ряду сбоку, и оттуда было видно, как за сценой взад-вперед ходил взлохмаченный поэт, явно волнуясь, комкая в руках машинописные листочки, что-то бормоча себе под нос.

— Что он тут делает? — вдруг напрягся начальник, узнав.

Читайте также:  Листья_малины_сбор_сушка

— Мы пригласили его выступить, — отвечал Гагарин.

— А кто дал санкцию? — свистящим шепотом спросил начальник.

Начальник все-таки пошел за сцену. Красная книжечка сделала свое дело. Ведущий, тот самый человек, который громовым голосом объявлял о взятии городов в Великую Отечественную, сдался и невнятно пролепетал поэту о том, что его выступление отменяется. Поэт побледнел от обиды, унижения, схватил с вешалки в артистической плащ, кепку, бросился в проливной дождь. Сам не чувствуя, где на его лице ливень, где слезы, сел за руль своего потрепанного «Москвича» и рванул на полной скорости, рискуя разбиться на мокрой дороге. Ехал он почти вслепую — «дворники» не успевали смахивать дождь с лобового стекла.

Гагарин кинулся вдогонку за поэтом, но не успел. «Найдите его. Где угодно найдите. Его нельзя оставлять одного…» — сказал он молодым космонавтам, среди которых был и этот, ныне уже немолодой космонавт. Они помчались вслед на машине уже выступившего в концерте композитора и нашли поэта в «предбаннике» ЦДЛ, где он неумело пил водку стаканами, судорожно сжимая в руках непрочитанные машинописные листочки, и неостановимо плакал, как ребенок…

Источник

О книге Евгения Евтушенко Ягодные места

Бывает так: начнешь говорить или думать на одну тему, потом по ассоциации переходишь к другой, затем – к третьей и так далее. Разговор может начаться с музыки Моцарта и через пару минут — закончиться пирожками. Или зайдет речь, к примеру, о математике, — и вдруг незаметно переходим к воспоминаниям о том, как в детстве ходили с дедом на рыбалку.
Так и в книге «Ягодные места» — автор начинает рассказывать о судьбе одних героев, потом переходит к другим — или к близким, или к случайным встречным, потом — к следующим. Все люди в мире связаны между собой невидимыми нитями — родства, дружбы, учебы, работы, случайных встреч. И по этим незримым нитям читатель путешествует вместе с автором — и в пространстве, и во времени. Путешествуем и удивляемся, в какие порой красивые узоры эти нити вплетаются. А иногда — запутываются в такие узлы, которые потом распутать очень сложно, а иногда и невозможно.
Получается, как и написано в аннотации книги, «срез целой эпохи, … история нескольких поколений во всей его многоплановости». И эти проносящиеся перед нами людские судьбы — весьма увлекательное чтение. Особенно, когда о жизни людей, об их взаимоотношениях, радостях, горестях, обидах и даже приключениях рассказывается так талантливо — глубоко, рельефно, динамично.
Герои романа в основном сибиряки. Чаще всего это люди сильные, мужественные, с чистой душой и добрым сердцем. Тем не менее, конечно, не идеальные, а обычные, живые люди — со своими слабостями, недостатками, проблемными характерами. Есть и явно отрицательные герои. А есть в книге и такие моменты, где какой-нибудь в целом положительный герой начинал осуждать условно отрицательного персонажа. Тем самым ставя себя выше того, кого осудил. И этим превозношением обесценивал все свои положительные стороны. Всё как в жизни, увы…
Но иногда наступает в людях прозрение, и человек понимает, что мы в ответе не только за себя, но и за всех, с кем мы соприкасаемся по жизни. Вот что сказал один из героев романа у могилы своего товарища: «Говорят, о мертвых нельзя говорить плохо. Но правду надо говорить всегда. Со лжи о мертвых начинается ложь о живых. Это был плохой человек. Но он не родился плохим. Что-то его таким сделало. Может быть, это «что-то» в нас. Он понимал, что его не любят. Наша неприязнь делала его хуже. Жалко, что он погиб. Теперь ему не поможешь. В этом виноваты мы сами…» (с. 358)

Читайте также:  Ягодный_урожай_ягоды_дома_круглый_год

К некоторым своим героям Евгений Евтушенко снисходителен, к некоторым — довольно строг. Особенно досталось литераторам. Здесь столько сарказма было в адрес иных, что даже как-то неловко становилось. Возможно, кто-то из собратьев по перу в свое время очень сильно насолил Евгению Александровичу. И вот теперь он таким образом взял реванш…

Книга — это еще и разговор с автором — с умным и интересным собеседником. С ним можно не соглашаться, мысленно спорить, но прекращать беседу не хочется. Потому что интересно, да и автор вызывает симпатию своей искренностью и простотой (в хорошем смысле этого слова).

В романе затрагиваются многие психологические, социальные и философские темы. И одна из них — откуда взялся наш мир. Время действия романа — примерно конец шестидесятых — начало семидесятых годов, и сама книга писалась еще в советское время. Тогда атеизм был, можно сказать, государственной «религией». И вот на фоне господствующего атеизма произошел интересный разговор между молодым ученым-геологом Сережей и местным парнишкой – Кешей. Он спросил у Сережи, откуда началась Земля. Не может же она просто так возникнуть, из ничего. И сначала о ней должен быть замысел. Как у художника картина сначала в голове рождается, а потом на холсте. А наша Земля – насколько сложнее и прекраснее любой картины! Где же появился этот замысел о Земле? Молодой геолог ответил, что, наверное, этот замысел появился у природы. И тут полуграмотный, но с чистой душой деревенский парень вдруг говорит поразительные слова о том, что, может быть, творец нашего мира – не природа, а Бог. Просто люди Бога называют природой. (стр. 309)
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8)
Действительно, весь окружающий мир — это большая раскрытая книга, которая говорит нам о Боге, о Его творении и о духовных законах бытия. Но читать эту книгу могут только люди с чистым сердцем…

Что не понравилось — так это эпилог и пролог. В романе они поменялись местами: начинается книга с эпилога (про космонавта из Сибири), а заканчивается прологом (про Циолковского, но еще и с элементами фантастики). И на фоне романа эпилог и пролог смотрятся как инородные тела, да и скучноваты к тому же. Поэтому советую сначала прочитать роман без них. А потом, если будет желание, ознакомиться и с эпилогом, и с прологом.
Для взрослых читателей (18+)

Источник

Оцените статью