Этажи_леса_старшая_группа

«Этажи» и «жители» леса
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Методические приемы: чтение стихотворения, загадывание загадки, решение логической задачи, игровые действия по размещению животных по этажам на схеме, вопросы к детям, оценка и поощрение, слушание грамзаписей.

Оборудование: письмо от Незнайки с логической задачей, модель «этажи леса», карточки животных леса и птиц, картины леса, пластинка.

— Ребята, я вас сегодня приглашаю в необычное путешествие. Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в лесу.

Звучит грамзапись «Голоса леса» (вывешиваются картины леса в разные сезоны года).

-Откройте глаза. Посмотрите — мы в лесу! Птицы поют, деревья листьями шелестят.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Весь в росе, как в серебре.

-Летом и зимой, весной и осенью хорош наш лес! Рядом с осинкой березка, рядом с елью — осина. В лесах встречаются и липы, и дубы, и клены. Много в нашем лесу и разных кустарников, трав, цветов.

Вывешивается модель «Лес — многоэтажный дом».

— Посмотрите, какое высокое дерево. Вы его узнали?

-Правильно, это сосна. Сосны вырастают стройными и высокими.

— Какие еще высокие деревья есть в лесу? (Ели).

— Растут в лесу деревья и невысокие. Например, липа, клен . Помогайте.

Дети называют: рябина, черемуха, осина, ольха.

— Между деревьями растет кустарник. Чем кустарник отличается от дерева? (Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня)

— Какие лесные кустарники вы знаете? (можжевельник, шиповник, малина, смородина и др.)

— Что растет под кустами? (Трава, цветы, мох, грибы.)

— Ребята, вот как много растений леса мы назвали. Все растения составляют этажи леса. Посмотрите на картину — слева многоэтажный дом, а справа — лес, разделенный тоже на этажи. Давайте, посчитаем сколько этажей в лесу. Самый высокий этаж — пятый — в старом лесу: это верхушки сосен, елей, могучих дубов (показ на схеме).

— Четвертый этаж — кроны деревьев пониже: кленов, берез, осин, рябин.

— Третий — кусты и молодые деревца. Этот этаж носит особое название:

подлесок. Повторите: подлесок.

— А два нижних этажа — второй и первый — образуют травы, цветы, мхи.

— Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.

— Как и в настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры и в каждой квартире — свои жильцы. Давайте заселим наш лесной дом.

— Кого из животных мы поселим в подвал? Кто живет под землей? ( крот, мышь (и вставляют их изображения в прорези на схеме). )

— А знаете ли вы, какой лесной зверь самый большой? Отгадайте про него загадку:

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось встретить,

— А какой зверь в нашем лесу самый хищный? (Волк).

— Кто самый быстроногий? (Заяц).

— Правильно, это кабан. Волк, лиса, заяц, лось и кабан — все живуг на нижнем этаже леса. Как вы думаете, почему? (не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище.)

— Какие еще животные живут на этом этаже?

Дети называют и помещают их изображения на схеме: лягушки, ежи, ящерицы и др.

— Ребята, а знаете ли вы, что большинство певчих птиц леса тоже живет на l-м этаже. Они вьют свои гнезда на ветвях кустов и маленьких деревьев. А гнезда дятлов, сорок чуть выше.

Читайте также:  Выращивание_грибов_на_человеке

— Кто из лесных животных занимает средний этаж? (Куницы, совы, филин).

-Эти животные селятся в дуплах старых деревьев. Они сверху высматривают свою добычу.

— В лесах живут и белки. Как вы думаете, свои гнезда они делают выше или ниже куницы?

— Правильно, выше, ведь белка меньше и легче куницы, она может передвигаться по тонким веткам, которые куницу не выдержат.

— Кто еще живет на верхних этажах? (Это бабочки, жуки, лесные осы и пчелы, комары.)

— Много в лесу самых разных насекомых. А вот о какой истории рассказывает нам Незнайка в своем письме. Послушайте.

Читается логическая задача:

«Здравствуйте, ребята! Со мной произошла необычная история. Я очень люблю ходить в лес. Да вот беда: в лесу столько разных букашек, комаров, муравьев. И летают, и ползают, и жужжат над ухом. Пользы от них никакой — только вред! Идешь по тропинке, а там сидит лягушка или еще хуже — жаба. Какие противные! Зачем они в лесу? А бабочки? Целый день летают! Какая от них польза? А муравьи? Только кусаются? А червяки? Не поймешь, где у них хвост, а где голова. И, вообще, что они под землей делают? Наверное, корни у деревьев подъедают. Надоели все. Один раз пришел я в лес, да как закричал: «Уходите все из леса. Видеть вас не хочу!». Они и ушли. Хорошо стало в лесу: никто не летает, не прыгает, не жужжит. Только вот листья на деревьях пожелтели, цветы перестали цвести, птицы улетели, звери разбежалась. Почему, не пойму. Может, вы мне поможете разобраться?»

— Ребята, почему же случилась беда в Незнайкином лесу? Дети высказываются.

— Правильно, все в лесу взаимосвязано: не стало букашек, комаров улетели птицы, а птиц не стало — развелось гусениц видимо-невидимо, по грызли листву, траву, засох лес. Мы с вами напишем письмо Незнайке и объясним ему, как поступить.

— Лес — богатство нашей родины надо беречь и охранять его. Как вы думаете, сможет человек прожить без леса? (Дети высказываются.)

— Что дает лес людям? (Ответы детей).

-Правильно, человек не может прожить без леса, ведь лес дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих ветров, дает древесину, дрова, дарит вкусные ягоды, грибы, орехи, много в лесу растет и лекарственных трав. Вот почему лес надо беречь.

В заключение занятия дети вспоминают пословицы и поговорки о лесе:

— Рощи да леса — всему свету краса.

— По лесу ходи — под ноги гляди.

— Срубили кусты — прощай птицы.

— Не высок лесок, а от жары защита и др.

Источник

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Этажи леса и его обитатели»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Цель: уточнение (систематизация) и расширение представления детей о лесе и его обитателях.

Обучающие: формировать представление о лесе как многоэтажном доме для представителей животного мира, закрепить правила поведения в лесу, выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека.

Развивающие: развивать мышление, речь, умение устанавливать взаимосвязи между растениями и животными.

Читайте также:  Брусника_мед_грецкий_орех

Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в группах, любовь к родной природе, заботу и бережное отношение ко всему живому.

рассматривание иллюстраций с изображением леса и презентации «Этажи леса»;

заучивание пословиц о лесе;

отгадывание загадок о лесных зверях;

чтение произведения М. Пришвина «Этажи леса»;

беседа о компасе и обучение использования ;

художественно-продуктивная деятельность-рисование и лепка обитателей леса.

Оборудование и Материалы: компас, мультимедийная установка, магнитофон, модель «этажи леса», 4 конверта в которых картинки с изображением растений, птиц, животных, насекомых; картинки с изображением грибов, ягод, лесных обитателей; таблицы; картинки «Как лесник заботиться о лесе», «Правила поведения в лесу», «Зачем люди ходят в лес»; музыкальное сопровождение (голоса птиц).

Методические приемы: «Этажи леса», загадывание загадки, игровые действия по размещению животных по этажам на макете, вопросы к детям, оценка и поощрение, слушание музыкальных записей.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация,

Воспитатель: Ребята разгадайте мои загадки.

Воспитатель: Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в лесу. Звучит запись «Звуки леса и пение птиц».

Снимается ткань с макета леса, вывешиваются картины леса и птиц.

Воспитатель: Откройте глаза. Посмотрите — мы с вами оказались в лесу!

Воспитатель: Ребята, нам с вами надо найти и расставить по местам всех обитателей леса, но они спрятались. Птицы на юге, животные на севере, насекомые на востоке, а растения на западе. Какой предмет поможет нам их найти.

Воспитатель: Верно ребята, это компас. У меня он есть. Стрелка нам покажет направление. Отправляемся в путь.

(Заранее спрятать 4 конверта с картинками (птицы, животные, насекомые, растения) в группе по частям света.)

Воспитатель: Но сначала надо надеть на себя панамки, кофты и обработать одежду специальным спреем от комаров и клещей.

Дети идут за воспитателем.

Воспитатель: Сперва отыщем наших птичек, они на юге. Смотрим на стрелочку и надпись юг. (Идут). Ура нашли.

Воспитатель: Идем дальше, животные на севере. Молодцы.

Воспитатель: А где же наши растения? На западе?

Воспитатель: Насекомые на востоке. Нашли. И остались растения, на западе.

Всё у нас с вами получилось. Садимся по местам.

Дидактическая игра «Кто где живёт?».

Зверька узнаем мы с тобой

Он в рыжей шубе серенькой — зимой,

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось встретить,

Воспитатель: Открываем конверт с растениями.

(Отдает конверт с растениями первому столу, они его раскрывают.)

Воспитатель: Ребята выходите и расскажите, какие растения изображены на ваших картинках.

Дети выходят к доске и макету. Называют названия растений.

Воспитатель: Распределите растения по ярусам.

Дети отвечают и расставляют на макете.

Первый ярус. Огромные растения с твердыми, одревесневшими стеблями, от стеблей-стволов которых отходят тонкие ветки с листьями. Самый первый ярус — большие деревья. Он называется древострой. Это светолюбивые деревья.

Второй ярус. Из ветвей крон нижних деревьев получается второй ярус. Во втором ярусе растут деревья, которые мирятся с тенью. Черемуха, рябина, ива.

Третий ярус. Кустарники. Растения сразу с несколькими стволами, в котором невозможно определить какой из стволов самый главный, ветви растут от корня. Орешник, ежевика, калина, малина.

Четвертый ярус. Кустарнички, травы и цветы. Черника, брусника, сныть.

Пятый ярус. Мхи, лишайники, грибы.

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Открываем конверт с животными.

Читайте также:  Салат_со_свининой_грибами_рецепты

(Отдает конверт второму столу, они его раскрывают.)

Воспитатель: Распределите животных по ярусам.

Дети отвечают и расставляют на макете.

Второй ярус белка. Третий ярус лось, лиса, заяц, медведь. Четвертый ярус мышь, гадюка, ёжик. Пятый ярус лягушка.

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Распределите насекомых по ярусам.

(Отдает конверт третьему столу, они его раскрывают.)

Дети отвечают и расставляют на макете.

Бабочки, жуки, лесные осы и пчелы, комары.

Червяк, улитка, жужелица — пятый ярус.

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Распределите птиц по ярусам.

Дети отвечают и расставляют на макете.

Воспитатель: Обитатели леса первого яруса ястреб, орёл, сова.

Обитатели второго яруса дятел, синица, снегирь.

Обитатели третьего яруса гаечка, дрозд.

Обитатель четвертого яруса соловей.

Дети садятся на свои места.

Молодцы ребята, отлично справились с заданием.

Воспитатель: Встаньте в круг, сейчас мы будем выполнять движения. Повторяйте за мной:

(Руки на поясе, идут на носочках.)

(руки за голову, идут на пяточках.)

(Руки перед грудью, выполняют прыжки.

Вот свернулся ёж в клубок,

Воспитатель: Садимся за столы.

Дидактическая игра «На какой веточке, что растёт?»

Воспитатель: Осенью на деревьях созревают плоды. Это шишки, ягоды, семена. Пользоваться этими благами леса необходимо, так как лесные растения наиболее богаты витаминами, но пользоваться ими надо умело и в меру. В первую очередь они для лесных жителей.

(Демонстрация карточек с изображением плодов и сами плоды. Следующим этапом дети соотносят плоды одного дерева с веточками и листиками этого же дерева. Обсуждая по ходу игры особенности.)

Все в лесу взаимосвязано: не станет насекомых улетят птицы, а птиц не станет — разведётся гусениц видимо-невидимо, по сгрызут листву, траву, засох лес.

Человеку необходим лес, ведь лес дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих ветров, дает древесину, дрова, дарит вкусные ягоды, грибы, орехи, много в лесу растет и лекарственных трав. Поэтому лес надо беречь.

Многие, собирая большие охапки цветов, не задумываются над тем, что наносят вред природе, считая, что все само воспроизведется. К сожалению, это не так. Каждая поломанная ветка, сорванный с корнями цветок или гриб не восстанавливается, а заболевает и приводит часто к гибели всего растения.

Не бегайте, не шумите в лесу, чтобы не побеспокоить птиц и зверей.

Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда.

Весной и в начале лета не берите в лес собаку. Почему? Она может поймать плохо летающих птенцов.

Не прикасайтесь к гнезду, иначе птицы-родители могут его покинуть.

Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов. Берегите пернатых! Если бы не птицы, бесчисленные полчища насекомых давно бы погубили леса.

Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, не повреждать кору и древесину, не вырывать с корнем грибы, цветы и растения. Помните, растения — живые существа. Не причиняйте им боль. Они бескорыстно и щедро делятся с нами своими дарами, но в то же время они беззащитны и нуждаются в нашей помощи!

Воспитатель: Расскажите, что больше всего вам понравилось и запомнилось?

Воспитатель: Послушайте стихотворение.

В лесу теперь тень и прохлада,

И воздух — целебный настой,

Вновь слышатся птичьи рулады

Деревья — нам добрые братья,

Источник

Оцените статью