Эстетическая ценность ландшафта
Альфред ГЕТТНЕР
По книге: География: ее история, сущность и методы. 1927
При рассмотрении вопросов о сущности и задачах географии мы говорили также и об эстетической географии, которая стремится определить эстетическую ценность различных ландшафтов и местностей.
Первым основным фактом является здесь субъективный характер красоты или вообще эстетической ценности, которая может заключаться не только в красоте ландшафта в тесном смысле слова, но также и в его величии, великолепии, веселости, прелести. Теперь уже почти все убедились в том, что эти свойства не лежат в самой природе, а что их в природу вносит своим взором (hineinschaut) человек. Только этим и объясняется изменение эстетической оценки в разные времена, у разных народов, в разных слоях общества, у разных людей, и даже у одного и того же человека в разном его возрасте и даже в разные минуты, смотря по его настроению и по внешним обстоятельствам. Влияние, которое эти последние оказывают на впечатления, влияние жара и холода, ветра, снега и дождя, голода и жажды, неудобств дороги и недоразумений с возницами и носильщиками и т. д., можно, конечно, более или менее выделить; но субъективность в более общем смысле все же остается, и эстетическое суждение может быть дано в лучшем случае с ограниченной точки зрения взрослого образованного человека нашего времени и притом нашего народа. Поэтому приходится ограничиться описанием свойств, подлежащих эстетической оценке и ее преимущественно определяющих.
Важнее всего для эстетической оценки будет картина ландшафта в ее формах и красках. Наряду с этим имеют значение также и звуки, как, например, журчание ручья, пение птиц или неприятные шумы, а также и запахи, и температура, но эти явления выходят за пределы картины ландшафта. Многие эстетики, как Фехнер, приписывали большое значение в отношении эстетической оценки ассоциативным представлениям: историческим и мифологическим воспоминаниям и т. д., а Рескин заходит так далеко, что признает красивым вообще только исторический ландшафт в тесном смысле слова. Без сомнения восхищение ландшафтом основывается у многих, может быть у большинства людей, на воспоминаниях о великих людях, о битвах и других исторических событиях, о разного рода сказаниях, а также и на личных приятных воспоминаниях. Но мне это представляется, несмотря на авторитет Рескина, второстепенным моментом в деле эстетической оценки ландшафта, я хотел бы даже сказать — мешающим попутным явлением; ландшафт, созданный только одной природой, может иметь эстетическую ценность совершенно так же, как и ландшафт исторический.
Чужеродной является также оценка ландшафта с точки зрения его пригодности для культуры, она встречается часто у людей практических. Но она, конечно, не заслуживает и того презрения, с которым к ней часто относится эстет. Она не должна быть непременно мелочной, но может иметь широкие перспективы. Сплошные лесные ландшафты представляются взору колонизатора превращенными в культурный ландшафт, с полями и фруктовыми насаждениями, деревьями и хуторами, с проселочными и железными дорогами. Техник видит виадуки, висящие над долинами, и каналы, промышленник видит заводы и фабрики, выросшие на фоне ландшафта, его мысль вдохновляется: перед ним лежит будущее, как пред историком лежит прошлое. Ко всему этому могут примешиваться и эгоистические чувства, но основной мыслью будет все-таки прогресс человечества.
К самому существу эстетического рассмотрения гораздо ближе подходит телеологическое* рассмотрение с точки зрения единства ландшафта, созвучия явлений, гармонической картины ландшафта, по выражению Градмана, или ритма, по выражению Фольца; оба эти выражения, кажется мне, имеют скорее эстетическое, чем теоретическое значение. Существуют ландшафты, у которых связь и созвучие всех явлений выражены особенно ярко, которые воспринимаются как цельно вылитые формы, в то время как другие более бледны или же, что особенно относится к культурному ландшафту, включают в себя чуждые элементы. Но такая форма эстетического наслаждения связана с глубоким пониманием сущности ландшафта и потому для большинства недоступна. Мы часто слышим утверждение, будто научная концепция мешает эстетическому наслаждению ландшафтом. Но это может относиться только к низшей форме науки, которая сводится к чистой топографии или голому анализу ландшафта. Синтетическая концепция, которая приводит к полному пониманию ландшафта и как бы мысленно воссоздает его, увеличивает также и эстетическое наслаждение. Об отношении географии к красоте ландшафта можно сказать то же, что и об отношении науки об искусствах к искусству.
Ландшафт должен иметь некоторую законченность, он должен как бы укладываться в какую-то рамку, чтобы быть красивым; он должен пространственно составлять единое целое. Если в картину врезается часть чуждого, не принадлежащего к ней, ландшафта, это нарушает ее цельность, а вместе с тем и лишает ее некоторой доли красоты. Но наблюдатель может сам сделать рамку для ландшафта, хотя бы прикрывая рукой то, что чуждо картине, или твердо фиксируя свой взгляд в одном определенном направлении.
Для того, чтобы быть красивым, ландшафт не должен быть однотонным, а напротив разнообразным и сложным, и это не будет противоречить требованиям созвучия явлений и законченности ландшафта. Как ни широк кругозор на большой равнине, напоминающей море, он утомляет, если приходится несколько часов подряд идти или ехать по равнине с однообразным растительным покровом. Долгий переход по сплошному лесу также действует угнетающе, несмотря на разнообразие растительности, и даже вид на беспросветно покрытые лесом склоны гор вряд ли может быть красив при отсутствии противоположности. Длинные прямые линии в ландшафте неприятны для глаз. Но ландшафт не должен также обладать слишком резкими противоположностями форм и слишком большой пестротой красок, которые ослепляют глаз и действуют как диссонансы. Разнообразие ландшафта особенно усиливается, когда оно соединяется с движением, при котором формы и краски беспрерывно изменяются; на этом основана красота игры волн текущей или падающей вниз воды, движение облаков, колеблющейся листвы или качающейся травы. Однако слишком сильное движение может и мешать эстетическому наслаждению.
Эстетическое значение имеют все явления ландшафта: форма поверхности, воды, небо, растительный покров, животный мир, поселения и произведения человеческого труда (Werke des Menschen). В наши задачи не входит обсуждать здесь влияние каждого из них отдельно: эта глава не должна представлять собой эстетической географии, она служит только для того, чтобы разобраться в основных понятиях и руководящих положениях эстетической географии. Кроме того, эстетическая география преследует задачу не столько рассмотрения отдельных предметов и явлений природы, сколько ландшафта в целом. Так же как в научном отношении, то есть по причинной связи явлений, ландшафты и в эстетическом отношении по своему действию на чувства человека являются цельными единствами или, лучше сказать, образованиями, которые производят цельное впечатление на чувства человека. Это и есть то самое, что Банзе, неправильно перенося возбуждаемые ландшафтом чувства на самый ландшафт, обозначает как его душу или его milieu, или то, что Фольц подразумевает под «ароматом ландшафта». Наиболее объективное и наиболее подходящее для эстетики выражение дает Ратцель, когда он говорит о «стиле ландшафта». Действительно можно различать отдельные стили ландшафта, как и отдельные стили в истории искусств, и подобно тому как различные стили искусства разно действуют на разных людей, так же и здесь: одному человеку больше нравится один стиль ландшафта, другому — другой. Подобно готике и ренессансу, расходятся между собою северные или альпийские и итальянские ландшафты. Один восхищается горами, другой — морем.
Вероятно будут сделаны попытки сравнивать и распределять ландшафты по их стилю; но при этом встретятся такие же затруднения, как и при научной концепции ландшафтов, потому что эстетическое действие исходит от различных явлений природы, деление которых подчиняется различным законам. Так как эстетическая концепция относится по большей части к ограниченному ландшафту и только при более обширном горизонте охватывает большие пространства, то географические причины, определяющие крупные явления земной поверхности, отступают здесь на второй план. На первый же план выступает строение поверхности — горы, возвышенности и равнины, а также их расчленения и отдельные формы, а с другой стороны, климат и зависящий от него в главных своих чертах растительный покров как природного, так и культурного ландшафта. С некоторым ограничением можно сказать, что климат определяет характер более крупных районов, а строение почвы — частные видоизменения внутри этих районов. Мы различаем северный, итальянский, пустынный, тропический и другие ландшафты; но как различны в Италии гляциальные альпийские долины, чисто флювиатильные (fluviatilen) Северные Апеннины, известняковые Абруцкие горы, Везувий, Кампанья! Установить полную классификацию стилей ландшафтов вряд ли возможно. Экваториальная низменность Амазонки, на примере которой недавно было разработано понятие о гармонической картине ландшафта, является прекрасным примером ландшафта, единого также и в эстетическом смысле, и именно ландшафта, стиль которого обусловлен экваториальным климатом. Но как сильно изменяется стиль, когда мы в пределах того же самого климата поднимемся в горы!
Необходимо исследовать, применимы ли и в какой мере применимы принципы, установленные нами для ландшафтов по линии причинной зависимости явлений, также и по линии эстетической их ценности. Особенно поучительно было бы учесть при этом повторение аналогичных стилей в разных частях света.
* Телеология — учение, предполагающее, что явления природы соответствуют некоторым высшим целям. — Прим. ред.
Источник статьи: http://geo.1sept.ru/article.php?ID=200600612
Ландшафтная архитектура, эстетика и дизайн ландшафтов
Ландшафтное планирование и мелиорация ландшафтов.
Ландшафтное планирование ориентировано на формирование культурных ландшафтов путем совершенствования территориальной структуры и функционирования природно-хозяйственных геосистем, а также технологий хозяйственной деятельности в соответствии с ландшафтными особенностями территорий.
Ландшафтное планирование – это разновидность территориального планирования хозяйственной деятельности, учитывающая ландшафтно-экологические особенности территорий и планируемых на них видов природопользования. Оно ориентировано на территориальную оптимизацию организационной структуры ландшафтов и технологий производства в природно-хозяйственных системах в целях их эффективного дли- тельного функционирования при сохранении или улучшении экологического состояния природной среды.
Можно выделить несколько направлений ландшафтного планирования:
• преобразование ландшафтов для придания им более благоприятных для жизнедеятельности свойств (мелиорация);
• ландшафтно-экологическое планирование в целях эколого — экономической оптимизации размещения хозяйственной деятельности и объектов;
• ландшафтное планирование технологий производства, используемого сырья и защитных мероприятий на существующих хозяйственных объектах;
• ландшафтное планирование размещения и организации селитебных территорий в целях оптимизации их функционального (производственного и коммунально-бытового) зонирования и экологического благополучия;
• ландшафтное планирование преобразований в ландшафтах для повышения их устойчивости к антропогенным воздействиям (инженер- но-экологические перестройки ландшафтов, компенсационные мероприятия и др.);
• ландшафтное планирование охраны природы и восстановления деградированных земель;
• ландшафтное планирование в целях повышения эстетической привлекательности рекреационных, селитебных и других территорий.
Мелиорация ландшафтов — система мероприятий, направленных на улучшение условий выполнения ландшафтом своих экологии, и социально-экономич. Функций (напр., развитие сельского хозяйства). Различают след. Основные виды М. Л.: орошение, обводнение, осушение почвы, борьба с вредным механич. Воздействием поверхностных и грунтовых вод (эрозией, оползнями, разливами, затоплением и т. П.), тепловые мелиорации, укрепление сыпучих песков. М. Л. — часть деятельности по рациональному использованию природных ресурсов и охране среды.
Ландшафтная архитектура, эстетика и дизайн ландшафтов.
Ландшафтная архитектура — это объёмно-пространственная организация территории, объединения природных, строительных и архитектурных компонентов в целостную композицию, несущую определённый художественный образ. Подобно архитектуре и градостроительству ландшафтная архитектура относится к пространственным видам искусства.
Формирование комфортной и эстетически полноценной среды осуществляется с помощью природных материалов (рельеф, вода, растительность и т.д.) и архитектурных сооружений, при этом предполагается сохранение существующих и создание искусственных пейзажей, проектирование систем озеленения и рекреационных зон. В отличие от садово-паркового искусства сфера ландшафтной архитектуры значительно шире, она состоит в организации многих компонентов пространственной среды жизнедеятельности человека.
Эстетика ландшафта — особое направление ландшафтоведения, изучающее красоту, живописность природных и природно-антропогенных шафтов, особенности их эстетического восприятия и оценки. В географической науке эстетика ландшафта делает первые шаги, хотя еще в начале XX в. В.П. Семенов-Тян-Шанский и А. Геттнер обратили внимание на эстетическую ценность ландшафта, духовную значимость пейзажной среды.
Признаками эстетичности пейзажа названы: многоплановость, ярусномть, наличие пейзажной доминанты,. кулисы, окаймляшие пеизаж,_красочность, сезонная и суточная ритмичность,. девственность, отсутствие антропогенных разрушений и др. Особо в эстетическом плане оцениваются рельеф, воды, растительность, антропогенные объекты. Каждый из показателей определяется неким числом условных баллов. Общая оценка эстетических достоинств пейзажа определяется путем их суммирования. Параллельно была разработана методика ландшафтно-эстетического картографирования, составлены первые карты эстетической оценки ландшафтов. Пока в них используется традиционная генетическая классификация ландшафтов. В дальнейшем для этих целей, видимо, следует создать специальную классификацию пейзажей, основанную на визуально воспринимаемых эстетических признаках.
Ландшафтный дизайн. Прикладной стороной эстетики ландшафта является дизайн ландшафта, т.е. обустройство природно-антропогенного ландшафта по законам эстетики, красоты. В связи с этим ландшафтный дизайн следует понимать как раздел ландшафтной архитектуры, ориентированный на эколого-эстетическое обустройство (убранство) открытых (незастроенных) пространств антропогенных ландшафтов.
Его цель – эстетизация и обеспечение комфортности городских улиц и площадей, садов, парков, лесопарков, автомагистралей и т. п. Дизайн во многом формирует внешний облик – пейзаж архитектурно спроектированного ландшафта, который служит эколого-эстетической средой человека во время его пребывания вне помещения.
Главным объектом ландшафтного дизайна, как правило, является экологический каркас хозяйственно освоенной территории разного рода зеленые насаждения, водоемы и др.
Теоретической основой ландшафтного дизайна служат общие правила художественной композиции культурного ландшафта. Они требуют гармонического сочетания формы, фактуры, цвета, масштаба, пропорциональности, симметрии – асимметрии, ритма, контраста его композиционных элементов. Параллельно решаются проблемы временной организации ландшафта. Динамичность среды определяется фенологическими фазами растений, сезонными изменениями погоды и ландшафта, движением воды, непостоянством цвета и освещенности. Поэтому под ландшафтным дизайном следует понимать художественное конструирование открытого ландшафтного пространства, как в территориальном, так и временном аспектах.
Уровни ландшафтного планирования. Ландшафтное планирование и устойчивое развитие. Ландшафтная и региональная политика.
Федеральный. Разрабатывается на уровне федеральных земель. Планировочный документ — ландшафтная программа.
Региональный. Разрабатывается на уровне регионов, округов, областей. Планировочный документ – рамочный ландшафтный план.
Мелкорегиональный. Разрабатывается на уровне общин, районов. Планировочный документ – ландшафтный план.
Локальный. Разрабатывается на уровне зеленый план – части общин (коммун). Планировочный документ — «зеленый план».
Первый уровень включает объекты федерального значения: республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономный округ, входящий в состав Российской Федерации.
Второй уровень включает: автономные округа, входящие в состав края или области, районы республики, края, области, автономной области, автономного округа, входящего в состав Российской Федерации, внутригородские районы, округа города федерального значения, города республиканского, краевого, областного подчинения, посёлки городского типа краевого, областного подчинения.
Третий уровень включает: внутригородские районы, округа города республиканского, краевого, областного подчинения, города районного подчинения, посёлки городского типа районного подчинения, сельские поселения, сельские населенные пункты.
Принципы и методы ландшафтного планирования необходимо рассматривать в контексте экологических аспектов региональной политики и регионального планирования или, по крайней мере, соотносить с ними.
Региональной называют политику государства по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны, нацеленную на учет специфики и интересов ее конкретных регионов. Одним из инструментов такого управления является региональное планирование, обычно осуществляемое в рамках или в связи с общим территориальным планированием. С 70-х годов прошедшего столетия региональные политика и планирование приобретали выраженный экологический характер. Его истоками и базой стали, с одной стороны, все более отчетливо осознаваемый обществом экологический императив, а с другой — традиции планирования землепользования.
Мощным фактором, определяющим в настоящее время стратегические тенденции в подходах к региональной политике, является идея экологически устойчивого развития. В обобщенной форме она получила свое известное выражение в итоговом документе Конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро — «Повестка дня на 21-й век».
Включение концепции устойчивого развития в планы регионального развития осуществляют сейчас правительства многих стран. В европейских странах международное сотрудничество по этим проблемам направляет и координирует Совет Европы, в частности, его Директорат по окружающей среде и местному администрированию. В ряде стран — членов Совета Европы созданы министерства и институты по региональному планированию, проводящие под эгидой Совета регулярные конференции по проблемам устойчивого пространственного развития европейских регионов.
Ныне одним из центральных направлений регионального развития становится задача совмещения политической установки на выравнивание уровня жизни в передовых и в депрессивных (или отстающих) регионах с требованиями уменьшения нагрузки на природные ресурсы и окружающую среду. Подходы к решению этой проблемы, очевидно, не могут быть универсальными, но общий путь видится в смене представлений о единой для всех регионов и стран модели развития через классические урбанизацию и индустриализацию. В поиске регионально специфичных и экологически осмысленных сценариев развития немалую роль может сыграть и ландшафтное планирование.
История становления и развития ландшафтного планирования в России и за рубежом.
За рубежом. Началом истории ландшафтного планирования в том понимании, каким оно сложилось в настоящее время, принято считать XIX в., когда возникли понятия и практика «культуры земли» и «улучшения земли». Корень этих понятой и практики принято выводить из планов организации полей и овечьих пастбищ в Англии, где они создавались на обширных территориях еще в XVII и XVIII вв. В XIX в. эти подходы были восприняты и развиты в Пруссии и Баварии. Там планы размещения сельскохозяйственных угодий включали уже и меры улучшения землепользования, например, защиты от эрозии.
Одной из наиболее полных и развитых современных систем ландшафтного планирования является германская система. История ее развития также одна из самых интересных по книге К. Рунге и частично по «Русско-немецкому справочнику по охране природы», 2002. До 1900 г. оно руководствовалось преимущественно эстетическими, этическими и социально-психологическими аргументами, основанными на человеческой потребности в красивой и нетронутой природе. Оно не давало своим стремлениям экономического обоснования, хотя Имперский закон об охране птиц, принятый в 1888 г.. проводил различия между полезными и бесполезными видами. Вильгельм Ветекамп — первый политик, выступавший в защиту природы в прусском парламенте — требовал в 1898 г. создания «государственных парков» по североамериканскому образцу.
Однако инициатор создания первого природоохранного парка «Люнебургская пустошь» поэт Херманн Лёне уже тогда подвергал критике охрану природу в резерватах, называя это «детской забавой», сосредоточенной на деталях, в то время как в целом происходит «обезображивание природы». В период с 1900 по 1935 гг. формировалась государственная политика охраны природы. В 1902 г. в Пруссии был принят закон против обезображивания местностей с выдающимися ландшафтами. К 1910 г. относится появление понятия «уход за ландшафтом» (этот термин предложил Градманн).
Первый собственно природоохранный Имперский закон об охране природы, подготовленный еще в Веймарской республике, был принят в 1935 г. В 1934 г. Генрих Випкинг ввел новую учебную дисциплину «организация ландшафта», а также понятие «планирование ухода за ландшафтом» — позже в сокращенном виде именно оно превратилось в «ландшафтное планирование». Важными событиями ознаменовался период между 1955 и 1965 гг. В это время происходила энергичная интеграция планов ухода за ландшафтом в отраслевое и общее территориальное планирование. Примером может служить разработанный Г. Випкендом ландшафтный план, явившийся частью плана землепользования для всего округа и города Гёттинген.
В 1959 г. состоялся первый германский конгресс по охране природы, акцентировавший внимание на необходимости внедрения природоохранных принципов в общее территориальное планирование. Особое значение для развития ландшафтного планирования имела так называемая «Зеленая хартия Майнау», принятая ландшафтными архитекторами и садоводами, собравшимся в этом городе на свой конгресс в 1961 г. Хартия указывала на экологические угрозы будущему и определяла ландшафтное планирование как важнейший инструмент экологического управления.
На рубеже 1970 гг. происходит осознание надвигающегося кризиса окружающей среды. Наконец в 1976 г. новый федеральный рамочный закон об охране природы закрепляет ландшафтное планирование как обязательный планировочный инструмент. В последнее время, особенно после внесения в 2002 г. поправок в федеральный закон об охране природы 1976 г., качество и значение ландшафтного планирования в Германии повышается. Его объектом становится уже не преимущественно живая природа, но вся окружающая среда.
Россия. Так, в пределах бывшего СССР разработки, по содержанию близкие ландшафтному планированию, выполнялись не повсюду, а преимущественно в прибалтийских республиках — в Литве и в Эстонии. В Латвии определенные элементы ландшафтного подхода применялись при планировании системы охраняемых территорий. Следует отметить, что объектами планирования там оказывались территории различного размера — от республики в целом до землевладений отдельных предприятий, что предопределяло различия в содержании и методах планирования, хотя в большинстве случаев проектировщики стремились сопрягать территориальную стеку планирования с природными комплексами ландшафтного уровня.
В Российской Федерации практического опыта аналогичной работы по сути дела почти не было. Вместе с тем, именно в России идеология и ряд методов прикладных ландшафтных исследований были разработаны достаточно полно в трудах Д.Л. Арманда, А.Г. Исаченко и других известных исследователей. В ряде публикаций последних десятилетий были охарактеризованы принципы геоэкологического проектирования и социо-функционального анализа ландшафта, развиваемые географами – ландшафтоведами.
Районная планировка, территориальные комплексные схемы охраны природы.
Реализация региональной экологической схемы связана с созданием территориальной комплексной схемы охраны природы — конкретной программы осуществления ранее намеченных целей. Главной задачей этой программы является выявление проблемных ситуаций, оценка их состояния и разработка проектных мер защиты и улучшения природной среды. Для его решения необходим комплексный подход, позволяющий объединить в единое целое различные природные и социально-экономические аспекты природопользования территории.
Начали использоваться в России в 1970-е гг. XX в.
Эти схемы служат инструментом учета региональных особенностей природопользования.
В них на начальном этапе разработки:
а) взаимосвязано рассматриваются все природопользователи данного региона,
б) выявляются и оцениваются источники используемых природных ресурсов, их состояние и перспективы использования;
в) выявляется характер и распространение воздействия каждого вида хозяйственной деятельности и расселения населения на окружающую среду в отдельности и в их взаимовлиянии;
г) выделяются ареалы с наиболее опасной экологической ситуацией и хозяйственные объекты, виновные в ее создании;
д) одновременно устанавливаются ареалы с относительно благоприятной экологической ситуацией, в границах которых возможно размещение и развитие наиболее требовательных к качеству окружающей среды реципиентов – зон оздоровления и отдыха населения, районов концентрированного расселения населения, особо охраняемых природных и культурных территории.
На последующих этапах разработки ТерКСОП на изучаемой территории
а) выделяются зоны предпочтительного развития ресурсосберегающей и природоохранной деятельности,
б) выделяются первоочередные объекты для улучшения обеспечения экологической безопасности региона;
в) предлагаются меры для улучшения общей экологической ситуации.
При этом все предложения и разработки относятся к конкретным хозяйственным и природным объектам с учетом их региональной специфики.
Разработка такого рода комплексных схем позволяет органам власти более рационально и целенаправленно формировать экологическую ситуацию и принимать меры по совершенствованию природопользования в конкретном регионе.
Составление специальных комплексных территориальных схем охраны природы осуществляется обычно:
1) либо для особо уязвимых в экологическом плане регионов
2) либо в случае предполагаемого резкого ухудшения в сфере природопользования и охраны среды в данном регионе или крупном городе
Районная планировка — Это один из широко применяемых подходов к созданию региональных схем природопользования и охраны окружающей среды в нашей стране.
Основные цели и задачи районных планировок состоят в учете градостроительных требований на разных территориальных уровнях:
1) так называемые консолидированные схемы, которые разрабатываются для территории двух и более субъектов федерации или частей их территорий (территории экономических и крупных географических районов, системы расселения, а также оздоровительные, курортные, рекреационные и иные территории),
2) территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития отдельных субъектов РФ и их частей,
3) комплексных схемы развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов)
4) генеральные планы городских и сельских поселений.
Отдельным разделом этих схем градостроительного планирования является раздел, где отражены
· основные направления улучшения экологической обстановки градостроительными средствами, охраны среды и рационального природопользования,
· сохранения территорий объектов природного и историко-культурного наследия,
· недопущения изъятия земель, занятых особо охраняемыми объектами, для осуществления хозяйственной деятельности.
Источник статьи: http://allrefrs.ru/4-31454.html