- Систематизация эстетических свойств ландшафта для его последующей оценки Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»
- Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Фурсова Л. М.
- Текст научной работы на тему «Систематизация эстетических свойств ландшафта для его последующей оценки»
Систематизация эстетических свойств ландшафта для его последующей оценки Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»
Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Фурсова Л. М.
Текст научной работы на тему «Систематизация эстетических свойств ландшафта для его последующей оценки»
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛАНДШАФТА ДЛЯ ЕГО ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ОЦЕНКИ
Л.М. ФУРСОВА, доцент кафедры садово-паркового строительства, чл. корр. РАЕН РФ
^^стетика ландшафта охватывает широкий круг вопросов, рассматривавшихся в исследованиях философского, реже искусствоведческого направления. Однако в настоящее время острота природоохранных задач и необходимость сохранения ландшафтов как национального и историко-культурного достояния выявили важность их эстетики и потребовали поиска методов прикладной оценки их красоты.
За многие десятилетия советской власти уничтожение ландшафтов и природных, и исторических приобрело устойчиво-поступательный характер и было весьма изобретательно в способах обхода охранного законодательства, разнообразии форм разрушения и последствиях. Но сегодня, в условиях деятельности местного самоуправления, юридической
и административной бесконтрольности и беспомощности или халатности органов госохра-ны оно приобретает новые формы и более ускоренные темпы. Особенность уничтожения ландшафтов приобретает так называемое «дачное» или «коттеджное» строительство. Оно, пренебрегая существующим законодательством о охране природы, вторгается на территории заповедников, охранных зон, старинных парков и исторических ландшафтов, в сложившиеся сельскохозяйственные угодья. Искажаются панорамы городов, деревень, поселков, исчезают привычные виды речных долин, полей, пойменных лугов, гибнут картины архитектурных памятников из-за соседства с новым строительством и уродливыми объемами коттеджей. И в итоге уничтожается нравственный и экологический климат общества.
Летний сад в комплексе садовых ансамблей: 1 — Летний сад; 2 — Марсово поле; 3 4 — Михайловский сад.
Парковый ансамбль Кусково;
/—дворец, 2 — церковь, 3 — служебный корпус (поварня), 4 — Грот, 5 — Итальянский дом, 6 — Голландский дом, 7 — Эрмитаж, 8 — оранжерея, 9 — пруд, 10 — Карусель, II — Игра малая, 12 — Бельведер, 13 — лабиринт, 14 — каскад на канале, 15 — беседка в Зверинце, 16 — Менажерия, 17 — Зеленый театр
И если для защиты природных комплексов, или, как сейчас принято называть -окружающей среды, возможно приведение аргументов экологического характера, то красота ландшафта, как аргумент в пользу его защиты, выпадает из оборота любой хозяйственной деятельности. А так как все еще осталось, что сохранять, защищать и восстанавливать, то необходимо скорейшее вовлечение в сферу хозяйственного использования такого фактора как эстетическая ценность ландшафта. Она должна учитываться при проектировании, строительстве и реконструкции любых объектов и при их согласовании на профессиональном, административном или общественном уровнях.
Идеальным решением этой проблемы явилась бы сплошная натурная оценка и картирование ландшафтов по их эстетической и историко-культурной ценности, с тем чтобы определить границы и характер их возможного освоения. Однако темпы варварского освоения ландшафтов столь интенсивны, что к моменту, когда такую оценку удалось бы провести, надобность в ней отпадет. Поэтому необходима разработка экспресс-метода оценки эстетики ландшафта.
Экспресс-метод может быть представлен либо в форме оценки, непосредственно из визуального впечатления, либо как аналитиче-ский результат освоения предшествующего опыта и собственных исследований по выявлению, отбору и систематизации оценочных критериев. В первом случае эта оценка более целостная, она в сильной степени носит интуитивный характер и во многом зависит от художественной культуры и информированности специалиста. Во втором — она более объективизирована, так как проводится с помощью соответствующих шкал или таблиц.
Сопоставление оценок проведенных двумя способами позволяет кгнтролировать их точность.
В собственно эстетической оценке лгндшафтов отбор критериев представляет особую сложность, которая заключается в том. чтобы эмоциональные впечатления пе-ревети в плоскость, где они подлежат изме-ревно, систематизации и взвешиванию.
Конечно, любой подход не может в полной мере определить эстетическую ценность ландшафта, так как далеко не все в сфере чувственного восприятия может быть измерено, впрочем, для решения наших задач в этом нет острой нужды, что-то неизбежно остается за рамками оценочных шкал. Но то, что остается является достаточным, поскольку это материально зримые элементы, требующие охраны, и именно их уничтожение повлечет за собой исчезновение самого ландшафта вместе с его неизме-ряемой красотой — эффектами света и цвета, «аурой» исторической достоверности, образными ассоциациями, почерпнутыми из литературы, музыки, живописи, словом всем тем, что составляет дух национального ландшафта. Значит, поиску и систематизации свойств ландшафта, являющихся носителями эстетической ценности и должны быть посвящены первые работы по выявлению и систематизации критериев его эстетической оценки.
Красота ландшафта как научная и художественная категории остается в сфере философии и искусствознания, как объект защиты — большей частью в сфере художественной публицистики, вспомним с благодарностью К. Паустовского, Н. Чивилихина, В. Солоухина, Д. Лихачева и многих других, чьими усилиями еще сохраняются наши ландшафты.
Вместе с этим имеются работы посвященные систематизации пространственных форм ландшафта (Ю. Курбатов) и его пейзажных картин (А. Кищук), историческому опыту пространственного формирования красоты ландшафта (Ф. Разумовский), эстетической оценке рекреационных лесов и исторических ландшафтов (Л. Фурсова), методике эстетической оценки ландшафта с последующей разработкой оценочных шкал для Литвы (Эрингис и Будрюнас). Большую ценность представляют проектные материалы, посвященные реставрации парков-памятников ландшафтного искусства, организации зон охраны, историко-культурных объектов, организации рекреационных территорий, дающих аналитиче-
ционных территорий, дающих аналитическую информацию об исторической, эстетической, природной и рекреационной ценности ландшафта в форме плановокартографического и текстового материала,
Опираясь на предшествующий опыт и собственные натурные исследования предлагается попытка систематизации критериев оценки эстетики ландшафта, ориентированная, в первую очередь, на регион Центральной России.
Ее ландшафты это не просто природные комплексы. Они вобрали в себя и многовековые события прошлого — исторические дороги, водные пути, старинные поселения -города, села, ансамбли монастырей, и, конечно, земли традиционного хозяйственного использования — поля, луга, леса, плотины с прудами на речках и оврагах и др.
Этот сравнительно небольшой набор ландшафтных образований закономерно комбинировался, создавая картины необычайной гармонии и разнообразия, индивидуальность которых акцентировалась доминированием церковных построек, особенностями рельефа, широтой охвата видовых па-
Приведенные типы достаточно легко распознаются и в пределах своих границ являются определенными природно-территориальными комплексами. Это экологический фундамент оценки, который в случае необходимости разрабатывается более подробно.
Классификация ландшафтов — это подготовительный этап, результаты еще не выделяют их эстетической иерархии; поэтому они предварительно принимаются как условно равноценные.
норам. В итоге сложился русский ландшафт со своими типичными чертами и физиономическими особенностями, следовавшими характеру самой природы.
Процесс непосредственного натурального оценивания эстетики ландшафта имеет несколько этапов, где узловыми являются: 1) классификация; 2) эколого-
эстетическая оценка; 3) выделение пейзажных картин, их описание и оценки.
Классификация ландшафтов имеет целью их распознавание по физиономическому облику для последующей оценки. На этом этапе оцениваемая местность подразделяется на типы ландшафтов по сходству зрительно воспринимаемых признаков с привлечением дополнительной информации по истории и экологии. Такой визуальный подход не противоречит задачам собственно эстетической оценки, которая основывается главным образом на зрительном впечатлении.
Имеющееся разнообразие ландшафтов по их физиономическому облику (или по образной характеристике) можно классифицировать следующим образом.
Каждый из типов ландшафта характеризуется своим набором свойств; отражающих их физиономический облик и являющихся носителями эстетической ценности, а, следовательно, подлежащих оценке.
Соответствие каждого свойства облику своего ландшафта и роль в формировании его типичности или уникальности и определяют содержательный набор критериев (или признаков) оценки.
Группы физиономических типов ландшафтов Типы ландшафтов
I. Природные II. Урбанизированные III. Сельскохозяйственные IV. Нарушенные V. Долины рек VI. Бассейны озер и водохранилищ VII. Исторические парки 1) лесные; 2) болотные; 3) луговые 1) городские; 2) сельские; 3) дачные; 4) промышленные; 5) трассы автомобильных дорог; 6) трассы железных дорог; 7) инженерные коммуникации 1) поля; 2) пастбищные луга 1) карьеры; 2) отвалы; 3) свалки; 4) разрытия Должны классифицироваться по величине и участию перечисленных выше типов То же »
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/98
9дм совпадение границ картин
_ 6Чм _ Ч5м 138м
20 и 21 20 и 22 22 и 25
Чередование пейзажных картин, построенных «внахлест» (Павловский парк, район Парадного поля)
Ниже приводится краткий перечень некоторых из оцениваемых свойств.
1.1. Природный лесной — породный состав насаждений, их пространственная структура, возраст и соответствие условиям произрастания.
1.2. Природный болотный — происхождение, экологическая значимость, богатство флоры и фауны, типичность.
1.3. Природный луговой — соответствие почвенно-гидрологическим условиям, степень сохранности — от выпаса скота, вторжения техники и др., качество поверхности; качество травяного покрова.
П. Урбанизированные ландшафты всех типов — наличие исторической планировки, то же исторических памятников и их роль в формировании облика ландшафта по силуэту и в связи с окружением, наличие и значимость архитектурных доминант (колокольни, храмы, фабричные труды, градирни, элеваторы и др.); степень сохранности или загрязнения ландшафтных панорам. В оценке дорожных трасс важны их техническое состояние, степень историчности, характер окружающего ландшафта.
III. Сельскохозяйственные ландшафты оцениваются по качеству угодий, возможно по живописности рельефа и гармоничности взаимосвязей с окружающим миром.
IV. Нарушенные территории оцениваются степенью их разрушенности, перспективностью восстановления или нового преобразования, влиянием на окружающую среду.
V и VI. Долины рек и бассейны озер и водохранилищ оцениваются сохранностью из водосборного бассейна, чистотой воды, качеством береговой полосы — ее нарушен-ностью антропогенным воздействием или, наоборот, сохранностью природных комплексов, а также соответствием водоохранным требованиям.
VII. Исторические парки занимают особое место в представленном комплексе. Это искусственные, рукотворные ландшафты заведомо организуемые как образцы прекрасного в природе, эстетически значимые, в
которых мастер либо незаметно следует красоте природы, либо активно ее преобразует, но всякий раз подчиняясь вкусам времени и в соответствии с представлениями владельцев о красоте парков и своим художественным опытом.
Парковые приемы отточенные многовековым опытом становятся образцовыми в решении пространственно-композиционных задач и особенно в построении пейзажных картин, поэтому каждый исторический парк ценен уже фактом своего существования.
В составе же оцениваемых свойств парковых ландшафтов наиболее устойчивыми являются степень их сохранности, наличие выявленных композиционных приемов, взаимосвязь с окружающим ландшафтом.
Приведенные выше свойства подлежат эстетической оценке по ряду своих характерных признаков, которые и являются собственно оценочными критериями. Они вводятся в состав региональных оценочных шкал; разрабатываемых для каждого физиономического типа ландшафта. Далее, можно заметить, что оцениваемые свойства физиономических типов ландшафта, отражают не столько их собственно эстетическую значимость, сколько показывают тесноту их связи с экологией ландшафта, его историчностью и уровнем хозяйственной культуры. Гармония этих связей, характеризующаяся экологическим благополучием, исторической сохранностью, пространственной значимостью, взаимодействием с сопредельными ландшафтами, соответствием современной функции ландшафта, его природным компонентам (рельефу, водному режиму, растительности), представляет собой комплекс важнейших оценочных критериев, обязательных для всех физиономических типов ландшафта и вводится во все оценочные шкалы*.
Итогом такой оценки является карта, на которую наносятся границы ландшафтов
* Оценивание ландшафта с помощью разработанных таким образом шкал составляет суть второго этапа.
и их ценность. Заключительным (третьим) этапом является выделение пейзажных картин. Метод пейзажных картин (или картинный) является одним из наиболее древних в мировом ландшафтном искусстве. Он применялся при строительстве городов, возведении храмов, формировании монастырских и дворцовых ансамблей, в садово-парковом искусстве и ориентировался на впечатления непосредственного зрительного восприятия. В итоге были выработаны приемы пространственных композиций этих картин, характерные для каждого региона, народа и стиля эпохи.
В русской культуре — в градостроительстве и архитектуре, в сельском хозяйстве и садово-парковом искусстве безымянными и известными мастерами оставлены картины такой убедительной силы и значения, что они являются главными в формировании облика наших ландшафтов.
Владение картинным методом говорит об умении понимать и чувствовать не просто природу, но пространство ландшафта как главного условия его эстетического освоения для жизни народа и его художественного самовыражения.
Эта мысль выражается рядом ученых. И.Э. Грабарь говорит, что Древняя Русь была страной зодчих, ибо в ее культуре господствовало архитектурно-пространственное восприятие. Н.Н. Воронин, изучая ансамбли древнего Владимира и Суздаля, отмечает, что русские горододельцы умели выбрать «место красное» для постановки храмов и городов, А. Т. Болотов более чем 200 лет назад, восхищаясь рукотворной красотой сельских ландшафтов, оставленных нашими предками много лет назад, улавливает значимость пейзажных картин и кладет их в основу своего творческого метода.
древнего русского зодчества и русской культуры (Г.В. Асферова, Ю. С. Ушаков, Ф. Разумовский) выявили картинный метод или принцип «прозора» как основополагающий в формировании эстетики русских городов, деревень, сельских ландшафтов. При этом учитывалась и смена картин при движении.
Видовой (или картинный) метод устойчиво утвердился в садово-парковом искусстве, особенно в период формирования пейзажных парков. В это же время получают свое оформление и сельские ландшафты, примыкающие к усадебным паркам и продолжающие их пространство. Создаются перспективы, направленные от парка в дали полей, лугов и речных долин с живописными лесными массивами, рощами, куртинами, подъездными аллеями, отдельно стоящими деревьями. Они получают свою дорожную сеть и свои архитектурные сооружения, но их главная особенность в том, что они представляют собой пейзажные картины, воспринимающиеся из парка, с подъездных дорог. Их размещение тонко подчинено высотным отметкам местности, обеспечивающим наилучшее восприятие, композиция соответствует пластике рельефа, ритму растительных объемов, учитывает эффекты освещенности. Похоже, что пейзажным картинам становится тесно в парке и они выходят за его пределы в открытые поля и луга с тем, чтобы найти место наиболее соответствующее характеру ландшафта России, расширяя таким образом границы паркового пространства.
Так строились сельские ландшафты практически вокруг всех усадебных парков, они еще прослеживаются и сейчас. Это живописные дали Подмосковных — в Архангельском, Петрово-Дальнем, Михайловском, сельские поля с живописными древесными группами и куртинами в Марфине. Специалисты знают, где перекрыты перспективы в Кузьминках, а уж как они буквально убиты в Царицыно вышками антенных полей, или в Братцево трассой МКАД — не нужно и специального образования.
Если же представить что в Российских губерниях усадьбы исчислялись десятками и сотнями, добавить губернские города и селения вместе с их храмами, колокольнями, монастырями, то можно убедиться в ру-котворности древних ландшафтов России, созданных видовым методом. Поэтому главной задачей ландшафтного искусства сегодняшнего дня является возрождение его ме-
тодов по сохранению и формированию ландшафтов страны. Как и в далеком прошлом, оно должно выйти за пределы парков и скверов в окружающий ландшафт с тем, чтобы сохранить или восстановить его красоту — одно из условий нашей жизни.
В последнее время видовой метод привлек ряд исследователей (А. Кищук, Ю. Курбатов и др.). В результате пейзажные картины были классифицированы по характеру их восприятия и структуре объемнопространственных элементов композиции. Такая формализация дала в руки удобный инструмент для их инвентаризации пейзажей.
Помимо классификации собственно воспринимаемых объектов в картине необходимо учитывать и то пространство, которое необходимо для ее восприятия — «бассейн видимости», «видовой луч» и т.д., который связывает точку восприятия с картиной. Это, как правило, открытое пространство пересекает границы ранее установленных нами физиономических типов ландшафта. Человеческий глаз вбирает и оценивает все
компоненты сопредельных ландшафтов, формирующих обрамление картины и обеспечивающих восприятие главного сюжета. Таким образом видовой луч становится самостоятельной территориальной единицей для пейзажной картины и по-своему перекрывает нашу ландшафтную карту, созданную на первых двух этапах. В результате выявляются картины и целые панорамы, подлежащие сохранению или восстановлению (природные ландшафты, архитектурные ансамбли, совокупность архитектурных памятников и ландшафта), а также пространства их видовых лучей, как необходимое условие восприятия. Выявленные картины необходимо брать на госохрану, подобно памятникам природы, истории и культуры.
Видовой метод является кульминационным в процессе оценивания, и, вероятно, главным в сегодняшнем экспресс-методе. По завершении работ составляется план видовых картин и их перечень. Эстетическая оценка ландшафта проведена с учетом всех этапов и является наиболее полезной.
4-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ЭКСПОЦЕНТР, МОСКВА
5-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА «ИНФРАСТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА» ЭКСПОЦЕНТР, МОСКВА
6-10 СЕНТЯБРЯ 1999 г.
СТРОИ ИНДУСТРИЯ И АРХИТЕКТУРА-99
7-Я М ЕЖДКНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА «АРХИТЕКТУРА, СТРОИТЕЛЬСТВО, СТРОЙИНДУСТРИЯ» ЭКСПОЦЕНТР, МОСКВА
6-10 СЕНТЯБРЯ 1999 г.
11-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА «МЕБЕЛЬ, ФУРНИТУРА И ОБИВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ» ЭКСПОЦЕНТР, МОСКВА
Источник статьи: http://cyberleninka.ru/article/n/sistematizatsiya-esteticheskih-svoystv-landshafta-dlya-ego-posleduyuschey-otsenki