- Анализ стихотворения «Есть наслаждение и в дикости лесов. » Батюшкова.
- Тема
- Композиция
- Жанр
- Средства выразительности
- Эпитеты
- Олицетворение
- Метафоры
- «Есть наслаждение и в дикости лесов…» К. Батюшков
- Анализ стихотворения Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…»
- Константин Батюшков — Есть наслаждение и в дикости лесов: Стих
- Анализ стихотворения «Есть наслаждение и в дикости лесов» Батюшкова
- Константин Батюшков ~ Есть наслаждение и в дикости лесов…(+ Анализ)
- Анализ стихотворения Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…» (1 вариант)
- Анализ стихотворения «Есть наслаждение и в дикости лесов» Батюшкова (2 вариант)
Анализ стихотворения «Есть наслаждение и в дикости лесов. » Батюшкова.
Произведение датировано 1819 годом и написано по мотивам «Странствования Чайльд-Гарольда» Байрона. В это время Константин Николаевич Батюшков находился в Венеции по приглашению друзей. Италия творчески вдохновила поэта, после череды жизненных разочарований.
Тема
Автор посвящает творение природе. Лирический герой признается в чувствах красоте окружающего мира. Философский подтекст подчеркивает силу природы в ее целительных свойствах.
Читайте по теме:
Композиция
В основе стихотворения ямб и перекрестная рифма. Деление на строфы и сюжет отсутствуют. Произведение представляет собой единый поток мыслей поэта, испытывающего восхищение перед миром. Возможность наслаждаться прекрасными видами для героя – это подарок судьбы, которым он очень дорожит. Для него это подобно лечебной терапии.
Жанр
«Есть наслаждение и в дикости лесов. » это элегия с пейзажными зарисовками. На фоне любования природы, настроение автора пронизано грустными размышлениями о своем прошлом и настоящем.
Читайте по теме:
Средства выразительности
Батюшков щедро употребляет тропы в произведении, используя возвышенную лексику.
Эпитеты
«Дробящихся в пустынном бреге», «стройных слов», «приморском бреге»- благодаря эпитетам возникают необычные, но запоминающиеся образы.
Олицетворение
«Ты, природа-мать», «с тобой, владычица», «выразить душа» — герой обращается к окружающему миру, как к родному и любимому человеку.
Метафоры
«Дикости лесов», «говоре валов», «холодом годов» — метафоры показывают величие природы, а также ее огромное значение для людей.
Источник
«Есть наслаждение и в дикости лесов…» К. Батюшков
Анализ стихотворения Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…»
Стихотворение «Есть наслаждение и в дикости лесов…» написано летом 1819 года в Италии, куда Батюшков отправился принимать дипломатическое назначение, и навеяно прекрасными морскими пейзажами и яркими образами этой южной страны.
В рамках стихотворения Константин Николаевич воспевает вовсе не уединение. Напротив, в общении с людьми он всегда находил спасение от душевной тоски и предчувствия грядущей болезни. Но поэт чувствует умиротворение, истинное наслаждение и в единении с природой. Ее удивительная гармония помогает сбросить груз пережитого, успокаивает его, примиряет с действительностью, придает силы творить, оживляет чувства – «тобою в чувствах оживаю». Олицетворенная душа поэта оказывается в противоречивой ситуации – когда невозможно говорить и невозможно молчать: чувства переполняют ее.
Поэт использует следующие выразительные средства:
- анафору – «Есть наслаждение…, есть радость … и есть гармония…», при помощи которой поэт отражает всю полноту жизни;
- метафоры – «дикость лесов», «говор валов (волн)», «холод годов» – позволяют сделать текст более емким и впечатляющим;
- эпитеты – «пустынный бег», «стройные (ясные) слова» – способствуют созданию соответствующих образов;
- симплока (повторение начальных и конечных слов в смежных фразах при разной середине или разных начале и конце) – «…ты, для сердца ты …дороже» – позволяет сделать акцент на ключевом слове – местоимении «ты», то есть природе;
- обращения «природа-мать» и «владычица» говорят о том, что поэт обожествляет красоту окружающего мира, признает ее приоритет и безусловную власть над собой;
- риторическое восклицание – «… ты всего дороже!» – высвечивает истинные ценности автора;
- старославянизм «брег» придает повествованию строгую торжественность;
- синтаксический параллелизм – «и то, чем был, …и то, чем стал» – характеризует степень и длительность воздействия на поэта красоты окружающего мира – поэт подвержен ему всю свою сознательную жизнь;
- контекстные антонимы – «был (моложе) – стал (под холодом годов)»;
- олицетворения – «душа не знает слов», «говор валов» – попытка создать все понимающего собеседника;
- эллипсис – «как молчать – (я) не знаю».
Стихотворение написано просто и искренне. Понимая, что поэзия – это чувства, образы, а не слова и не рифмы, поэт старается быть с читателями предельно откровенным, и произведение приобретает исповедальный характер.
Источник
Константин Батюшков — Есть наслаждение и в дикости лесов: Стих
Есть наслаждение и в дикости лесов,
Есть радость на приморском бреге,
И есть гармония в сем говоре валов,
Дробящихся в пустынном беге.
Я ближнего люблю, но ты, природа-мать,
Для сердца ты всего дороже!
С тобой, владычица, привык я забывать
И то, чем был, как был моложе,
И то, чем ныне стал под холодом годов.
Тобою в чувствах оживаю:
Их выразить душа не знает стройных слов,
И как молчать об них — не знаю.
Анализ стихотворения «Есть наслаждение и в дикости лесов» Батюшкова
После ряда жизненных неудач молодой поэт Константин Николаевич Батюшков пишет элегию «Есть наслаждение и в дикости лесов», воспевающую уединение. В основе ее – мотивы поэмы Д. Байрона «Странствования Чайльд-Гарольда».
Стихотворение написано летом 1819 года. Его автору в эту пору 32 года, он пережил множество испытаний: отчуждение отца, а затем и смерть родителя, безответную любовь, проблемы по службе. Его хрупкое душевное равновесие было нарушено, все чаще он предавался мрачной меланхолии. Получив выхлопотанное друзьями приглашение в Италию, он сперва даже хотел отказаться, не ехать. Затем все же согласился – и не пожалел. Впрочем, со временем тоска, теперь уже ностальгического свойства, вернулась. По жанру – пейзажная зарисовка с философским подтекстом, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, деление на строфы отсутствует. Лирический герой – сам автор. Лексика возвышенная. Это произведение – вольный перевод строфы из «Чайльд-Гарольда». Поэт пишет его в Италии. Начинает он с описания щедрой южной природы: приморский брег, говор валов, первозданность леса. Затем герой признается: я ближнего люблю, но… Если люди тревожат ему душу, то природа – лечит. С ней он может быть самим собой, более того, может забыть и прошлые горести, и собственные заблуждения, вновь стать ребенком с чистым сердцем. Ей адресовано ласковое единственное восклицание: для сердца ты всего дороже! Он одушевляет природу, зовет ее владычицей. «И то, чем был», «есть»: анафора. Он судит себя строго: что в юности, что сейчас, «под холодом годов» (метафора), К. Батюшков собою недоволен. Метафора «в чувствах оживаю» имеет отношение и к поэтическому вдохновению. Известно, что поэт временами не писал. Волнующие душу переживания от созерцания величия, гармонии и таинственности природы он едва может выразить человеческим языком. Но и «молчать об них» — не в силах. Градацией, параллелизмом отмечена череда первых строк: наслаждение, радость, гармония. Олицетворение: говор (голос). Бесхитростное признание в любви к ближнему (библейская аллюзия). Композиционный стык в финале, выраженный через дважды повторенное отрицание: не знает, не знаю. Это разговор один на один, беседа без свидетелей.
Лирика К. Батюшкова предвосхитила появление романтизма в традициях русской классической поэзии. Его задумчивые элегии восхищали А. Пушкина, им он порой подражал в период юношеских поэтических опытов.
Источник
Константин Батюшков ~ Есть наслаждение и в дикости лесов…(+ Анализ)
Стихи Батюшкова олицетворяют собой совершенство рифмы и чистоту слога, каждое слово поэт мучительно обдумывал и огранял. Он нашел «клад» прелести русского языка.
Есть наслаждение и в дикости лесов,
Есть радость на приморском бреге,
И есть гармония в сем говоре валов,
Дробящихся в пустынном беге.
Я ближнего люблю, но ты, природа-мать,
Для сердца ты всего дороже!
С тобой, владычица, привык я забывать
И то, чем был, как был моложе,
И то, чем ныне стал под холодом годов.
Тобою в чувствах оживаю:
Их выразить душа не знает стройных слов,
И как молчать об них — не знаю.
Дата создания: июль – август 1819 г.
Анализ стихотворения Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…» (1 вариант)
Стихотворение «Есть наслаждение и в дикости лесов…» написано летом 1819 года в Италии, куда Батюшков отправился принимать дипломатическое назначение, и навеяно прекрасными морскими пейзажами и яркими образами этой южной страны.
В рамках стихотворения Константин Николаевич воспевает вовсе не уединение. Напротив, в общении с людьми он всегда находил спасение от душевной тоски и предчувствия грядущей болезни. Но поэт чувствует умиротворение, истинное наслаждение и в единении с природой. Ее удивительная гармония помогает сбросить груз пережитого, успокаивает его, примиряет с действительностью, придает силы творить, оживляет чувства – «тобою в чувствах оживаю». Олицетворенная душа поэта оказывается в противоречивой ситуации – когда невозможно говорить и невозможно молчать: чувства переполняют ее.
Поэт использует следующие выразительные средства:
- анафору – «Есть наслаждение…, есть радость … и есть гармония…», при помощи которой поэт отражает всю полноту жизни;
- метафоры – «дикость лесов», «говор валов (волн)», «холод годов» – позволяют сделать текст более емким и впечатляющим;
- эпитеты – «пустынный бег», «стройные (ясные) слова» – способствуют созданию соответствующих образов;
симплока (повторение начальных и конечных слов в смежных фразах при разной середине или разных начале и конце) – «…ты, для сердца ты …дороже» – позволяет сделать акцент на ключевом слове – местоимении «ты», то есть природе; - обращения «природа-мать» и «владычица» говорят о том, что поэт обожествляет красоту окружающего мира, признает ее приоритет и безусловную власть над собой;
- риторическое восклицание – «… ты всего дороже!» – высвечивает истинные ценности автора;
- старославянизм «брег» придает повествованию строгую торжественность;
- синтаксический параллелизм – «и то, чем был, …и то, чем стал» – характеризует степень и длительность воздействия на поэта красоты окружающего мира – поэт подвержен ему всю свою сознательную жизнь;
- контекстные антонимы – «был (моложе) – стал (под холодом годов)»;
- олицетворения – «душа не знает слов», «говор валов» – попытка создать все понимающего собеседника;
- эллипсис – «как молчать – (я) не знаю».
Стихотворение написано просто и искренне. Понимая, что поэзия – это чувства, образы, а не слова и не рифмы, поэт старается быть с читателями предельно откровенным, и произведение приобретает исповедальный характер.
p, blockquote 10,0,0,0,0 —>
Анализ стихотворения «Есть наслаждение и в дикости лесов» Батюшкова (2 вариант)
После ряда жизненных неудач молодой поэт Константин Николаевич Батюшков пишет элегию «Есть наслаждение и в дикости лесов», воспевающую уединение. В основе ее – мотивы поэмы Д. Байрона «Странствования Чайльд-Гарольда».
Стихотворение написано летом 1819 года. Его автору в эту пору 32 года, он пережил множество испытаний: отчуждение отца, а затем и смерть родителя, безответную любовь, проблемы по службе. Его хрупкое душевное равновесие было нарушено, все чаще он предавался мрачной меланхолии. Получив выхлопотанное друзьями приглашение в Италию, он сперва даже хотел отказаться, не ехать. Затем все же согласился – и не пожалел. Впрочем, со временем тоска, теперь уже ностальгического свойства, вернулась. По жанру – пейзажная зарисовка с философским подтекстом, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, деление на строфы отсутствует. Лирический герой – сам автор. Лексика возвышенная. Это произведение – вольный перевод строфы из «Чайльд-Гарольда». Поэт пишет его в Италии. Начинает он с описания щедрой южной природы: приморский брег, говор валов, первозданность леса. Затем герой признается: я ближнего люблю, но… Если люди тревожат ему душу, то природа – лечит. С ней он может быть самим собой, более того, может забыть и прошлые горести, и собственные заблуждения, вновь стать ребенком с чистым сердцем. Ей адресовано ласковое единственное восклицание: для сердца ты всего дороже! Он одушевляет природу, зовет ее владычицей. «И то, чем был», «есть»: анафора. Он судит себя строго: что в юности, что сейчас, «под холодом годов» (метафора), К. Батюшков собою недоволен. Метафора «в чувствах оживаю» имеет отношение и к поэтическому вдохновению. Известно, что поэт временами не писал. Волнующие душу переживания от созерцания величия, гармонии и таинственности природы он едва может выразить человеческим языком. Но и «молчать об них» — не в силах. Градацией, параллелизмом отмечена череда первых строк: наслаждение, радость, гармония. Олицетворение: говор (голос). Бесхитростное признание в любви к ближнему (библейская аллюзия). Композиционный стык в финале, выраженный через дважды повторенное отрицание: не знает, не знаю. Это разговор один на один, беседа без свидетелей.
Лирика Константина Батюшкова предвосхитила появление романтизма в традициях русской классической поэзии. Его задумчивые элегии восхищали Александра Пушкина, им он порой подражал в период юношеских поэтических опытов.
Источник