«Пороша» С. Есенин
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Анализ стихотворения Есенина «Пороша»
Пейзажная лирика Сергея Есенина является одним из ключевых моментов в творчестве поэта. Стихи этого автора, посвященные красоте родной природы, наполнены неподдельной нежностью, любовью и восхищением. И это неудивительно, ведь Есенин как никто другой умел не только подметить каждую мелочь в облике обычной лесной опушки, но и при помощи образных и ярких метафор вдохнуть в свой поэтический пейзаж новую жизнь, наполненную собственными ощущениями и переживаниями.
Ранние произведения Есенина, к которым относится стихотворение «Пороша», написанное в 1914 году, словно бы дышат чистотой и свежестью. Поэт не упускает возможности запечатлеть в рифмованных фразах то, что дорого ему с самого детства. Именно в этот период своего творчества автор все чаще и чаще обращается к воспоминаниям, которые представляют совой резкий контраст с неприглядной действительностью. Шумная и суетливая Москва настолько утомляет Есенина, что, оставшись наедине со своими мыслями, он старается вспомнить запах зимнего леса и почувствовать привкус снега на своих губах, чтобы впоследствии передать это в своих стихах.
«Пороша» является не только одним из самых известных произведений пейзажной лирики Есенина, но и раскрывает романтическую натуру поэта. Одинокую сосну он сравнивает с сельской старушкой, которая повязалась белой косынкой снега, а сам лес, заколдованный невидимкой, представляется автору волшебным дремлющим царством, покой которого нарушает лишь звон колокольчика его упряжки. «Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль», – в этих фразах заключена необыкновенная умиротворенность и красота. Вместе с тем, Есенин мастерски передает динамику конной езды, которая доставляет ему видимое удовольствие. А бегущая вдаль дорога настраивает на философский лад, заставляя забыть все житейские трудности и неурядицы.
Неудивительно, что Есенин мог часами любоваться природой, черпая в ней не только вдохновение, но и душевное равновесие. За возможность услышать «звоны под копытом на снегу» он готов был отказаться от любых благ цивилизации, богемного общества и славы. И именно стихи о родной природе принесли Есенину известность, так как каждый, кто их слышал, мысленно совершал увлекательное путешествие вместе с поэтом в мир первозданной чистоты, волшебства, безмятежности и покоя, гармоничный и удивительно прекрасный.
Источник
Анализ стихотворения «Пороша» Есенина
Сергей Александрович Есенин – признанный мастер пейзажной лирики, который в своих произведениях воспевает красоту родного края. Об этом свидетельствует и стихотворение «Пороша» – образное и лирическое произведение о природе. Предлагаем краткий анализ «Пороша» по плану, который будет полезен при подготовке к уроку литературы в 6 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пороша.
История создания – Стихотворение написано в 1914 году.
Тема стихотворения – Любовь к природе и малой родине.
Композиция – Композиция линейная, стихотворение условно можно разделить на 4 части, каждая из которых состоит из одной строфы. Все они объединены общей темой, но в каждой строфе наблюдается развитие своей небольшой темы.
Жанр – Лирическое стихотворение, относится к виду пейзажной лирики.
Стихотворный размер – Четырёхстопный хорей с перекрестной рифмой.
Метафоры – «заколдован невидимкой», «стелет шаль».
Эпитеты – «серые», «белою», «бесконечная».
Сравнения – «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой» «дорога убегает лентой»,.
Олицетворения – «дремлет лес».«оперлася на клюку»
Инверсия – «повязалася сосна», «скачет конь».
История создания
Произведение принадлежит к раннему творчеству Есенина, когда он только искал свой путь в литературе. Стихотворение написано в 1914 году, во время пребывания молодого поэта в Москве. Этот год для него стал знаковым, поскольку именно тогда появились первые публикации его работ.
Шумная, грязная и суетливая Москва разительно отличалась от умиротворенного спокойствия села Константиново, откуда поэт был родом. Он тосковал по природе, по бескрайним полям и лесам и свою тоску выразил в стихотворении, которое впоследствии стало одним из ярких образцов пейзажной лирики поэта.
Тема
Центральная тема – любовь к природе, ко всему живому, что окружает человека. Природа удивительно многогранна и прекрасна, неважно, дорога ли это вдоль пшеничного поля или густой сосновый бор. Каждая травинка, каждый камушек обладает неповторимым очарованием, и очень важно уметь разглядеть и по достоинству оценить эту красоту, полюбить и оберегать её.
В стихотворении показана ничем не прикрытая радость лирического героя от созерцания зимнего леса, он восхищается природой, воспевает её красоту. Именно она служит источником вдохновения, в ней поэт черпает свои силы.
Однако стихотворение «Пороша» – это стихотворение о любви не только к природе, но и к малой родине. Автор уверен, что только отчий дом, родной край, где человек родился и вырос, способны дарить эмоциональную подпитку и заряжать светлыми, добрыми чувствами. Но, к сожалению, не все способны понять эту истину, и поэт учит получать радость от простых окружающих вещей: дороги, старой сосны, звуков леса, топота лошадиных копыт. В этом и заключается главная мысль произведения – любовь к природе и тонкое её восприятие способно сделать человека мудрее и терпимее.
Композиция
Стихотворение состоит из четырёх строф, которые объединяет тема природы. Однако в каждой строфе раскрывается своя небольшая тема:
В первой строфе читатель знакомится с лирическим героем. Он никак не называет себя, однако можно понять, что он едет на коне. Состояние героя расслабленное, немного сонное. Он наслаждается необычной тишиной: слышен лишь топот копыт и вороний гомон.
Во второй строфе герой наблюдает за зимним, будто спящим, лесом. Он внимательно рассматривает сосну, укрывшуюся под шапкой снега. Преобладает романтическое и мечтательное настроение.
В третьей строфе предстает яркий образ сосны, которую герой сопоставляет с одинокой старушкой. Зимний лес окутан тишиной, которую нарушает лишь настойчивый стук дятла.
В четвёртой строфе передаётся уже не красота природы, а внутренне состояние лирического героя. Дальнюю дорогу он сопоставляет с бескрайними возможностями, которая дарует жизнь, и личной свободой.
Написан стих четырёхстопным хореем, что придаёт стихотворению особую музыкальность и лиричность. Выразительность усиливается за счёт гармоничного сочетания мужской и женской рифм.
Жанр
Это лирическое стихотворение, поскольку очень сильно эмоциональное начало, мы явно видим образ лирического героя. Произведение является ярким образцом пейзажной лирики.
Средства выразительности
Для придания своему произведению максимальной выразительности поэт мастерски использует разнообразные художественные средства. Для создания образа милой и приветливой сосны-старушки применяет такие просторечные формы слов как « повязалася», «понагнулась», «оперлася ».
Сравнительные обороты « дорога убегает лентой », « понагнулась, как старушка », « словно белою косынкой » позволяют явственно представить описываемые поэтом пейзажи.
Эпитеты (« серые», «белою», «бесконечная »), олицетворения (« вороны раскричались», «дремлет лес »), инверсия (« повязалася сосна», «скачет конь» ) и метафоры (« заколдован невидимкой», «стелет шаль ») придают произведению красочность и образность, с их помощью зимний пейзаж будто «оживает».
Источник
Школьное чтиво
Чему учит стихотворение «Пороша»
Стихотворение учит любить природу, уметь увидеть ее красоту. Учит любить родную землю. Учит образному мышлению.
Отзыв на стихотворение «Пороша»
Мне очень нравится это стихотворение, потому что оно очень спокойное и дарит умиротворение. Поэт использует красивые метафоры и сравнения, и природа в его описании оживает. Словно наяву читатель видит образы, которые полюбились поэту.
Анализ стихотворения «Пороша»
Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1914 году.
Жанр: пейзажная лирика.
Герой стихотворения сам поэт, совершающий прогулку по зимней дороге. Все окружающее восхищает романтического автора. Он влюблен в родную природу, такую простую, но вместе с тем невыразимо прекрасную. Но то что для обычного человека оказывается невыразимым, легко облачается Есениным в чудесные образы. Под его волшебным пером оживает все, чего коснется его взгляд — лес, сосна, дорога, снег. И именно в этом особенность есенинской лирики, ярким представителем которой является это стихотворение.
Стихотворный размер хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
Средства художественной выразительности в стихотворении «Пороша»
Эпитеты: серые вороны, белою косынкой, бесконечная дорога.
Метафоры: звоны под копытом, вороны расшумелись, заколдован лес, дремлет под сказку, валит снег, стелет шаль, убегает лентой.
Сравнения: словно косынкой, понагнулась как старушка.
Олицетворения: дремлет лес, повязалася сосна, принагнулась, оперлася, снег стелет, дорога убегает.
Пословицы к стихотворению «Пороша»
Зима не лето, в шубу одета.
В зимний холод всякий молод.
Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.
Нет в мире краше Родины нашей.
Своя земля и в горсти мила.
Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Пороша»
Герой едет по снегу. Вокруг тишина и только вороны шумят на лугу.
Лес дремлет под снегом. Словно косынкой повязалась похожая на старушку сосна. На ней долбит дятел.
Вокруг простор, сыплет снег, а дорога убегает вдаль.
Читать стихотворение «Пороша»
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Источник