Эрмитаж сад екатерины 2

Эрмитаж сад екатерины 2

Из Георгиевского зала Зимнего дворца через переход можно попасть в Малый Эрмитаж. Здание стали так называть из-за особого помещения — эрмитажа, зала с подъемными столами. В нем императрица предпочитала отдыхать в кругу приближенных. Чтобы прислуга не беспокоила высокопоставленных особ, на нижнем ярусе сервировали стол и с помощью специального механизма поднимали его наверх. Когда гости завершали трапезу, паркет раздвигался, и столы снова опускались вниз. Такие вечера обычно и называли «малыми эрмитажами».

Из Георгиевского зала Зимнего дворца через переход можно попасть в Малый Эрмитаж. Здание стали так называть из-за особого помещения — эрмитажа, зала с подъемными столами. В нем императрица предпочитала отдыхать в кругу приближенных. Чтобы прислуга не беспокоила высокопоставленных особ, на нижнем ярусе сервировали стол и с помощью специального механизма поднимали его наверх. Когда гости завершали трапезу, паркет раздвигался, и столы снова опускались вниз. Такие вечера обычно и называли «малыми эрмитажами».

Из Георгиевского зала Зимнего дворца через переход можно попасть в Малый Эрмитаж. Здание стали так называть из-за особого помещения — эрмитажа, зала с подъемными столами. В нем императрица предпочитала отдыхать в кругу приближенных. Чтобы прислуга не беспокоила высокопоставленных особ, на нижнем ярусе сервировали стол и с помощью специального механизма поднимали его наверх. Когда гости завершали трапезу, паркет раздвигался, и столы снова опускались вниз. Такие вечера обычно и называли «малыми эрмитажами».

Малый Эрмитаж начался с Висячего сада, который в 1765 году построил архитектор Юрий Фельтен. Сначала это было двухэтажное строение, на первом этаже которого расположился дровяной склад, а на втором были высажены растения. В те годы внутренние сады, или вертограды, были популярны среди знати. Но, в отличие от других, сад Эрмитажа подогревали снизу. Между ним и манежем находился специальный этаж с шанцами — короткими столбиками, между которыми проходили каналы. По ним вверх поднимался нагретый воздух. Благодаря этому в саду всегда было теплее, растения зацветали раньше, чем во всем Петербурге, а листья с деревьев опадали позже.

Еще через год Екатерина распорядилась возвести здесь Южный павильон — покои для своего фаворита, графа Григория Орлова. Фасад Фаворитского корпуса, как его еще называли, выходил на Миллионную улицу. Сегодня здесь располагается Научная библиотека Государственного Эрмитажа.

В 1769 году по проекту Жан-Батиста-Мишеля Валлена-Деламота достроили Северный павильон с окнами на Неву. Вскоре Екатерина II повелела возвести «музеум» — закрыть боковые части сада длинными галереями. Здесь она планировала разместить свою коллекцию картин. Таким образом Висячий сад оказался с четырех сторон окружен дворцовыми постройками.

Читайте также:  Компенсация за сад работникам сада

В 1839 году из-за обильных осадков вода подмыла перекрытия, и в нижнем ярусе Малого Эрмитажа в кладовых обрушился свод. Поэтому в 1840-х годах Висячий сад реконструировали по проекту архитектора Василия Стасова, чуть позже — Андрея Штакеншнейдера. Именно его планировку можно увидеть в открытой части сада в наши дни. Сегодня в сад туристов не пускают, но его можно рассмотреть из окон прилегающих залов и галерей.

По задумке Штакеншнейдера пространство предваряла закрытая оранжерея — Зимний сад. До наших дней он не сохранился, но сотрудники музея восстановили его границы. Из окон Северного павильона в саду можно увидеть низкий парапет — именно здесь находилась стена, которая отделяла Зимний сад от открытого. На основание парапета нанесена гравировка, по которой понятно, где располагались несущие колонны и окна, а на одной из стен под защитным стеклом открыта историческая кирпичная кладка.

В центре сада находится фонтан, который в XIX веке создала женщина-скульптор из Флоренции — Фелиция де Фаво. В те годы женщин среди деятелей искусств было мало и работы их ценили ниже, чем произведения их коллег-мужчин. Однако императорская семья после визита во Флоренцию заказала несколько скульптур «девицы Фаво» для своих резиденций.

Сад украшают несколько скульптур, в том числе — «Аполлон», «Юнона», «Диана» и «Венера» итальянца Антонио Тарсиа. Все фигуры в саду — точные копии произведений, оригиналы хранятся в запасниках Эрмитажа.

Цветники в саду тоже восстановлены по рисункам архитектора Андрея Штакеншнейдера. Они выполнены в викторианском стиле: здесь можно увидеть и симметричные ряды растений, и хаотичные группы. В саду высажены те же цветы, что и в середине XIX века. Сегодня они кажутся обычными, но для позапрошлого столетия это были новые, модные сорта: фритиллярии, розы, туи, дерен, жимолость, лапчатка и удивительная для середины XIX века белая сирень. Украшать шляпки веточкой белой сирени могли только очень состоятельные дамы: многим эти цветы были не по карману. Некоторые садовники шли на хитрость и помещали сирень в подвал: из-за недостатка света цветки получились бледные, почти белые.

Во время блокады Ленинграда в Висячем саду Эрмитажа выращивали овощи: картошку, капусту, корнеплоды, и эти заготовки спасли не одну жизнь.

В наши дни цветущие растения здесь высаживают два раза в год: в начале лета — розы сортов Эрмитаж и Эден Роуз, а осенью — тюльпаны Эрмитаж и фритиллярию Аврора.

Источник

Малый Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге — главная сокровищница России. Свыше трёх миллионов шедевров живописи, скульптуры и прикладного искусства разместились на площади 234 тысячи м2. Каждый из шести корпусов Эрмитажа интересен историей и экспозицией, уникален по архитектуре и внутреннему убранству. Малый Эрмитаж — сосед Зимнего дворца и одно из любимых мест Екатерины Великой. Расскажем, почему появилось это здание, какие секреты оно хранит, и какие экспозиции предлагает эта часть музейного комплекса.

Читайте также:  Ооо торговый дом сад гигант

История Малого Эрмитажа

В отличие от своих предшественников, Екатерина II не скрывала антипатии к царской резиденции — Зимнему дворцу. По её мнению, здание было неуютным и мрачным. Через два года после своей коронации императрица распорядилась построить для себя маленький уютный уголок, который на французский манер стали называть эрмитажем.

К разработке проекта павильонов для Екатерины Великой подключились архитекторы Ю. М. Фельтен и Ж. Б. Валлен-Деламот. Строительство велось 11 лет, с 1764 по 1775 годы. Именно с Малого Эрмитажа начала застраиваться набережная Невы на участке между Зимним дворцом и Зимней канавкой.

Малый Эрмитаж обращён фасадом на Неву, особый акцент архитекторы сделали на портик — здесь шесть коринфских колонн, статуи древнеримских богинь и украшенный скульптурной группой аттик. Архитектурные формы резиденции отличаются богатством. С Зимним дворцом это здание соединяет проход с аркой.

Екатерина II проводила здесь много времени — устраивала обеды и ужины, отдыхала, узким кругом гостей играла в карты, наслаждалась скульптурой и живописью, которые лично приобрела для своей коллекции.

В 1765 году по проекту Юрия Фельтена построили Висячий сад. На первом этаже двухэтажного здания разместили дровяной склад, а на втором — внутренний сад (вертоград). За счет подогрева снизу, в саду всегда было теплее, и растения зацветали раньше, чем в остальном Петербурге. Позднее императрица распорядилась возвести здесь ещё два павильона — Северный и Южный.

Северный павильон

Он должен был стать центральной частью нового дворца в Санкт-Петербурге. Однако утвердить проект с первого раза не удалось: Екатерина Вторая вернула его, высказав множество замечаний. Поэтому строительство начали с Южного корпуса.

Северный павильон достроили в 1769 году. Он выходил окнами на Дворцовую набережную, его также называли Оранжерейный дом. Залы этой части Малого Эрмитажа стали эпицентром увеселительных мероприятий и досуга императрицы и её приближённых. Одно из необычных решений резиденции — два подъёмных стола на 12 персон. Столы сервировали на нижнем этаже, а затем, когда гости готовы были перекусить, поднимались на второй этаж. После трапезы столы снова опускались, освобождая пространство для игр, спектаклей и танцев.

Екатерина II лично составила шутливые правила, по которым гостям разрешалось входить в залы Северного павильона. Так, приглашённые должны были забыть о делах, вести себя непринуждённо и соблюдать несерьёзный этикет. Нарушителей правил наказывали — они должны были выпить стакан холодной воды.

Читайте также:  Сад 15 вишенка сясьстрой

Южный павильон

Его начали возводить в 1764 году. Главный архитектор проекта Ю. М. Фельтен в экстерьере здания соединил сдававшее позиции барокко и зарождающийся в городских формах классицизм.

По одной из версий, Южный павильон императрица построила для своего фаворита, графа Орлова. Личные покои Екатерины II имели выход через воздушный переход в «Фаворитский корпус», как ещё называли эту часть Малого Эрмитажа. После Орлова павильон занимал Григорий Потёмкин, а сегодня здесь располагается Научная библиотека Государственного Эрмитажа.

Манеж и конюшни

Эти помещения появились в Малом Эрмитаже в 40-х годах XIX века. В 1837 году в Зимнем дворце произошёл пожар, уничтоживший интерьеры, картины, ценные вещи.

Реконструкцию музейного комплекса доверили Василию Стасову. По задумке архитектора между двумя корпусами Малого Эрмитажа появились конюшни, Манеж и каретный сарай. Стасов основательно подошёл к проекту — подвальные помещения были оснащены современными отопительными приборами — Аммосовскими печами, мощность которых позволяла отапливать и сами нижние комнаты, и Висячий сад.

В 30-е годы XX века Эрмитаж переживал трудные времена, средств на содержание комплекса не хватало, поэтому было решено сдать Манеж под нужды конному подразделению ОСОАВИАХИМа. В 1938 году прошла масштабная реконструкция помещений, после чего Манеж и конюшни официально вошли в музейный комплекс. Их доработкой занимался архитектор А. Сивков. Через сквозную галерею он объединил пространства Зимнего дворца и манежа, создав единую экспозиционную площадь в одном стиле. До 2014 года манеж и конюшни служили архивом — здесь находились запасники музейного фонда, а сегодня, претерпев очередную реконструкцию, помещения используются для временных выставок.

Сивковский переход

Этот переход организован в центре здания, он связывает Зимний дворец на уровне первого этажа и здание Нового Эрмитажа. Сивковский переход выполнен в стиле классицизма. Его выделяют полное остекление с двух сторон. Стены и пол выполнены из каррарского мрамора. Отделочный материал перенесли сюда из помещения купальни последнего российского императора.

Заключение

Малый Эрмитаж — связующее звено между ключевыми корпусами Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Здесь экспонируются шедевры русского и зарубежного искусства. Начало бесценной коллекции положила Екатерина Великая. Одна из изюминок экспозиции — механические часы «Павлин», привезённые в нашу страну из Лондона для императрицы. В залах Малого Эрмитажа можно познакомиться с коллекциями западноевропейского прикладного искусства и архитектуры. С опытным гидом экскурсия будет более насыщенной. Проводники Трипстера знают многое о шедеврах Эрмитажа и судьбах его обитателей, поделятся с вами загадками его зданий.

Источник

Оцените статью