ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН И УСТОЙЧИВОСТЬ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
По мере развития крупных городов и связанного с их ростом заметного ухудшения состояния окружающей среды осознание человеком экологических приоритетов становится все более необходимым. В результате динамичного процесса урбанизации и не всегда рационального использования природных ресурсов многие города, в первую очередь – крупнейшие промышленные центры России, подошли к началу третьего тысячелетия в состоянии далеко не благополучном с точки зрения экологии.
Высокая концентрация различных видов человеческой деятельности, создав ряд безусловных преимуществ, привела, тем не менее, к нарушению оптимального баланса между естественными и искусственными компонентами городской среды. Все ближе подступая к критической черте, за которой процесс ухудшения состояния биосферы становится неконтролируемым, города испытывают острую необходимость всемирного поддержания и максимального увеличения природной составляющей среды.
В связи с этим заметно возрастает необходимость комплексного исследования урбанизированных и природных систем с последовательным анализом их элементов, влияющих на устойчивость среды в целом.
Не ограничивая свое внимание на разработке новых, безопасных в экологическом отношении технологий, и принятии необходимых правовых документов природоохраняемой направленности, зарубежная практика последних десятилетий продемонстрировала радикальное изменение представления о возможностях эффективного использования преобразованных компонентов природы в целях поддержания устойчивости среды.
Отказ от пассивного увеличения площади озелененных территорий и переход к оптимальному структурированию городских пространств с повышением их художественной выразительности и гармонизации форм, а также применение знаний в области изучения внутренних (биотических, социальных, психологических) закономерностей взаимодействия человека и окружающей среды составили основное содержание этих качественных перемен. В основном ориентируясь на реализацию новых технологических возможностей, в развитых странах ведут интенсивный поиск приемов организации городской среды на основе экологического осмысления каждого фрагмента территории. В связи с этим становится актуальным исследование в области изучения вопросов рационального использования природных ресурсов и создания условий для самоподдержания природы в городской среде.
Понимание того, что экономическая ситуация неизбежно отражается на масштабах и подходах к преобразованиям городского пространства, привело к осознанию необходимости обратится к зарубежной практике с позиции поиска ответов на многие неразрешенные вопросы отечественной действительности.
Изучение определенных закономерностей, отчетливо проявляющихся в зарубежной практике, было ориентировано на выявление основных принципов преобразований территорий и наиболее характерных приемов организации городских открытых пространств с учетом требований экологии и эстетики.
Ландшафт современного города отражает все разнообразие и противоречивость происходящих в нем процессов. Естественное расширение городских территорий и возрастание технологических возможностей преобразования природы сделали привычным изменение ландшафта города и его окружения. Особенно это проявляется в том, что из городской среды постепенно исчезает природная составляющая, т.е. озеленение, замещаясь на мощение и асфальтирование любых свободных мест, исключая возможность существования различных растений.
По мере нарастания темпов урбанизации в зонах крупнейших городов качество жизни людей все в большей степени определяется степенью сохранения компонентов природной среды. Длительное накопление противоречий между искусственными и естественными компонентами городского ландшафта обусловило интенсивный поиск методов урегулирования многочисленных конфликтов в отношениях «человек – природа». Продолжительный период доминирования «нормативного» подхода при разработке проектов новых жилых районов привел на практике к видимости благополучия в количественном измерении озелененных территорий, но в качественном отношении не смог оградить от примитивного рационализма в трактовке средств «озеленения».
Экологизация пространства осуществляется в основном на стадии его реабилитации и в ходе эксплуатации. Профессиональные меры и средства можно подразделить на четыре группы:
2) технологические и функционально-эксплуатационные;
3) формально композиционные;
Первая группа направлена на повышение экологического качества среды и включает оптимизацию пространства за счет рациональной планировки, озеленения, благоустройства упорядочения транспортных потоков, зонирования. Сюда же относятся природоохранные мероприятия, сохранение и введение элементов природы (растений, животных, насекомых, обитателей воздушного и водного бассейнов), благоприятно влияющих на человека. Это метод сохранения «компенсирующей природы» за счет экологической реставрации, реабилитации и реутилизации.
Вторая группа мер связана с применением современных технических средств экономии энергии, уменьшения загрязнения, повышения комфорта и безопасности, а также использование альтернативных источников энергии и безотходных технологий,. примерами которых могут служить такие приемы как:
— предотвращение разрушения экологии города за счет реализации «защитной реакции» природы и выбора необходимых технологических и эстетических решений, обеспечивающих ее устойчивое поддержание. Одной из таких задач является поиск разумного компромисса между устройством сплошного или «прозрачного», проницаемого для воды покрытия;
— сбор воды в процессе выпадения осадков и подачу ее на вторичное использование, как это делается во многих европейских странах. При этом должны быть разграничения по сбору воды с крыш зданий, с тротуаров и дорог. Вода с крыш поступает в резервуар-накопитель и затем идет на вторичное использование в санузлах, а вода с городских улиц идет на технические нужды города, мойку дорог и тротуаров, поливку клумб, газонов и зеленых насаждений. Организация стока воды через решетчатые или «разряженные» покрытия с поддержанием естественного роста растительности на максимально возможной поверхности;
— создание ландшафта в городском пространстве с использованием строительного мусора. Формирование ландшафта с помощью строительного мусора и затем создание на его поверхности плодородного слоя земли;
— повышение пространственного ресурса архитектуры и уменьшение плотности пространства включающие в себя освоение различных природных сред: акваторий, подземного и подводного пространства, создание искусственных поверхностей земли.
Для использования наземного и подземного пространства целесообразно сочетание транспортного и пешеходного движения на одной улице городского центра, но расположенных в различных уровнях. Различные исследования, проведенные в этой области, показали, что предпочтительней использование для транспорта (включая парковки) подземного пространства, а надземное пространство использовать для создания искусственной поверхности земли, на которой будут располагаться прогулочные зоны и зоны отдыха. В некоторых случаях, когда невозможно предоставить уровень земли, пешеходные движения располагают под или над землей (галереи, мосты и другие сооружения), тем самым ограждая население города от шумового и психологического воздействия транспорта. Развитие подземной урбанистки на современном технологическом уровне позволяет расширить жизненное пространство человека.
Нужно не забывать об освоении третьего измерения – вертикали. Освоение крыш зданий и сооружений, балконов, террас и их озеленение способствует стиранию границ между архитектурой и природой, что благотворно влияет на человеческую психику и восприятие окружающей действительности. Использование озеленения поверхностей крыш зданий и сооружений в крупном городе обладает немалыми возможностями в плане оздоровления городской среды и улучшения многих микроклиматических показателей, в частности, для противодействия образованию так называемого «острова тепла» с негативными последствиями в виде аккумулирования в нижнем слое атмосферы вредных выбросов промышленности, сопровождающихся повышением температурного режима приземного слоя воздуха.
Богатым полем для создания благоприятной экологической обстановки в городе являются: реконструкция городских площадей, парков и других буферных пространств города, а также рекультивация различных бывших сельскохозяйственных и промышленных территорий. Многие проявления жизнедеятельности людей в зоне влияния современного города, в том числе, такие как промышленное и сельскохозяйственное производство, развитие транспортной инфраструктуры зачастую существенно меняют состояние окружающей среды. В то же время, освоенные ранее в экстенсивном режиме территории аналогичного назначения утрачивают начальные функции, превращаясь в заброшенные участки городского ландшафта со следами техногенного воздействия. Примером таких территорий могут служить въездные пространства в город вдоль железнодорожных направлений, где кроме многочисленных наслоений застройки самых разных периодов и назначений остаются неиспользованными обширные территории без видимых признаков рационального использования. Задача заключается в том, чтобы с помощью компонентов «второй» природы контролировать и эффективно регулировать степень разрушающего воздействия каждого из техногенных объектов на городскую среду в источнике возникновения дополнительных напряжений.
Третья группа – работа с формой. Она включает средства и приемы экологической адаптации и гармонизации форм, синтезируемые в композиционной деятельности. Средства композиции влияют не только на физические, но и на психологические и энергоинформационные качества среды. Пространство ограничивают поверхности, которые взаимодействуют друг с другом через энергоинформационные поля. Свет, цвет, энергия рассеиваются, отражаются или поглощаются поверхностями. В этот процесс вовлечены и такие естественные средства композиции как текстура и фактура материала, с помощью которых можно визуально разграничить или изолировать пространство, показывая тем самым различные функции его использования, или в целях повышения его художественно-экологического качества.
Четвертая группа мер направлена на формирование у человека чувства уместности, естественности, единства с окружением. Выявление лирических, поэтических образно-эмоциональных качеств пространства способствует его одушевлению и единению с человеком на духовном уровне. Для этого применяются различные средства, в том числе, художественно-образного плана. Это имитация природных форм – прямая в виде муляжей, диорам, изображений или опосредованная конструктивно, структурно или пластически. Кроме имитации применяется образная трансформация – в случае, если источником архитектурного образа служат формы природы. Прием переноса пластики естественных средовых форм на архитектурное пространство можно обозначить как «экоморфизм». Это композиции, отражающие пространственную структуру леса, горной местности, песчаной пустыни и других ландшафтов. Изменение соотношений площадей, занятых различными видами растительности в городской среде и асфальтированными поверхностями, составляет один из существенных аспектов влияния на микроклимат территории. Вопрос заключается не только в необходимости сохранения фрагментов природного ландшафта, включаемых в планировочную ткань города, но также в создание развитой системы мозаичных озелененных участков, разбивающих обширные асфальтированные поверхности городских улиц и площадей, селитебных, промышленных и транспортных территорий.
В процессе проектирования указанные приемы экологизации пространства предусматриваются на стадиях предпроектного анализа и разработки концепции, в процессе композиционного поиска. Эти приемы дополняют арсенал архитектора и применяются на основе использования нормативной, естественнонаучной и технической информации. Взгляд на практику развитых стран дает достаточно оснований утверждать, что вместо обострившегося конфликта между технологией и природой в большинстве случаев найден разумный компромисс, когда технологические достижения используются для возвращения динамического равновесия между искусственными и естественными компонентами городского ландшафта.
Источник статьи: http://book.uraic.ru/project/conf/txt/005/archvuz22_pril/44/template_article-ar=K41-60-k60.htm
Экология СПРАВОЧНИК
Информация
Классификация садово-парковых ландшафтов
Первые попытки классификации садово-паркового ландшафта были произведены в Древнем Китае. В зависимости от настроения, создаваемого тем или иным ландшафтом, мастера садового искусства различали три главных типа ландшафтов: веселые, мрачные и романтические.[ . ]
В XVIII в. в Европе садово-парковые ландшафты подразделяют также в зависимости от производимого ими впечатления на ландшафты героические, идеалистические, сентиментальные и т. д.[ . ]
Понятие ландшафта и методы его создания в советских садах и парках формировались постепенно, в связи с разрешением отдельных задач, возникающих в процессе строительства садов и парков.[ . ]
Наибольшее влияние на характер и формы садово-парковых ландшафтов в зеленом строительстве нашей страны оказала практика строительства лесопарков, а также крупнейших ботанических садов.[ . ]
В практике лесопаркового строительства, где наиболее четко выделяется первенствующее значение ландшафта, и в частности растительности, выработалась своя особая классификация ландшафтов. Оценке методов классификации ландшафта в лесопарковом строительстве во многом способствовала группа ленинградских лесоводов и архитекторов, работающая с 1936 г. над проектированием и строительством ряда лесопарков, расположенных в пригородной зоне Ленинграда. В дальнейшем многие вопросы, связанные с исследованием ландшафта в лесопарках, были решены в процессе лесопаркового строительства в пригородной зоне Москвы.[ . ]
В практике проектирования и строительства лесопарков принято различать пять категорий лесопарковых ландшафтов, отличающихся между собой структурой насаждений, декоративным обликом и характером эмоционального воздействия: 1) ландшафты открытых пространств; 2) ландшафты полуоткрытых пространств; 3) ландшафты свободно стоящих деревьев (парковые ландшафты); 4) ландшафты лесных насаждений вертикальной сомкнутости и 5) ландшафты лесных насаждений горизонтальной сомкнутости — закрытые пространства.[ . ]
Каждая из упомянутых пяти категорий подразделяется на ■более мелкие единицы — ландшафтные выделы, зависящие от состава древесных пород, типов леса и совпадающие с выдела-ми лесной таксации.[ . ]
В состав ландшафтов открытых пространств входят луга, лесные поляны, пашни и водные пространства.[ . ]
В состав ландшафтов полуоткрытых пространств включаются открытые территории с живописными сочетаниями леса и луга. Древесные насаждения занимают здесь от 25 до 50% площади.[ . ]
Источник статьи: http://ru-ecology.info/post/102337301960006/
ГЛАВА III. САДОВО-ПАРКОВЫЙ ЛАНДШАФТ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА
III. 1. Эволюция качеств садово-паркового ландшафта
Расширение рекреационных пространств в садах и парках
Одним из важнейших направлений реализации биопозитивного подхода к экологичной реконструкции городской среды является формирование садово-парковых пространств с увеличением площадей, на которых преобладают компоненты природы. По мере сокращения в результате динамичной урбанизации естественных природных ресурсов, именно с новыми (созданными человеком) фрагментами садово-паркового ландшафта связываются определенные надежды на преодоление таких негативных явлений, как техногенная запыленность атмосферы, повышенная загазованность и пониженная ионизация воздуха.
Сады и парки относятся к числу компонентов городского ландшафта, оказывающих непосредственное влияние на состояние окружающей среды, включая ее экологическую устойчивость.При этом наибольший эффект достигается в том случае, когда в парковые пространства превращаются территории, ранее занятые промышленным производством или различного рода свалками. Возрождение островков природы в каждом конкретном случае обладает контекстуальными особенностями, отражая одновременно как специфический характер окружения, так и намерения проектировщиков внести индивидуальные черты и новое образное содержание в облик парковых пространств. Возрастание роли дизайнерских подходов к формированию садово-паркового ландшафта в значительной мере связано с возможностью противопоставить хаотичности городских пространств и живописности природных фрагментов среды определенную геометрическую упорядоченность и стилистическую выразительность, отражающие господствующие в обществе эстетические идеалы.
Динамичное обновление представлений о ландшафте садов и парков в странах Европы, которое хорошо прослеживается в течение последних десятилетий, свидетельствуете широких возможностях интерпретации «возвращенной» природы для компенсации возрастающего техногенного воздействия урбанизированной среды на человека и создания условий для активной рекреации в природном окружении.
Как показывают исследования [12], эффективность средозащитного озеленения в системе парковых массивов ощущается, начиная с площади парковых систем более 5 га. По мере увеличения озелененных территорий, все факторы их позитивного влияния на состояние среды (фитонцидность, ионное и кислородное обогащение атмосферы, психоэмоциональное воздействие) обеспечивают наилучшие условия для поддержания ее экологической устойчивости. Средозащитные функции садово-парковых пространств могут быть реализованы с максимальной эффективностью в случае создания непрерывного экологического каркаса, отвечающего концепции оздоровления среды.
Для многих крупных городов, в частности Санкт-Петербурга, острота проблемы расширения парковых территорий связана с растущей интенсивностью атмосферного загрязнения. Существующие садово-парковые пространства зачастую не могут противостоять возрастающему техногенному воздействию, что приводит к отмечаемому в исследованиях Ю.Б. Хромова непрерывному ухудшению экологического состояния зеленых массивов города [31]. В условиях сокращенного бюджетного финансирования озелененные территории крупных городов подвержены постоянному разрушению, поскольку жесткий дефицит средств исключает возможность не только их развития, но и поддержания. Показательным в этом отношении является пример многолетней практики реализации проекта «Парк 300-летия Санкт-Петербурга», заложенного в октябре 1995 г. Ограниченные возможности бюджетного финансирования и обострение экономических проблем в августе 1998 г. значительно осложнили воплощение многих идей проекта. В результате даже при больших размерах уже проведенных затрат и немалом количестве посадок растительного материала (около 700 деревьев и 5 тыс. кустарников), территория площадью около 20 га все еще не обрела черты паркового ландшафта, а специалисты уже отмечают признаки гибели части деревьев. Аналогичные проблемы заставили ландшафтных архитекторов в странах Европы пересмотреть свои подходы к формированию планировочной структуры, определению набора функций, а главное, к выбору экономической «схемы» реализации проектов. Учет долговременных интересов фирм-инвесторов, вместо поиска краткосрочных экономических выгод, нашел самые разные проявления как в процессе проектирования и управления реализацией проектов, так и в поддержании парковых объектов. Пример создания в Париже парка Ситроен при заинтересованном участии одноименной французской фирмы по производству автомобилей составляет лишь один из вариантов проявления новых взаимоотношений города и состоятельного промышленного партнера в решении задач оздоровления городской среды.
По мнению специалистов [89], в новых рыночных условиях лишь в исключительных случаях сохраняются прежние обязательства администраций городов обеспечивать своих жителей озелененными парковыми пространствами за счет бюджетных средств. Вовлечение средств частных инвесторов, возможное в условиях стабильной экономической ситуации и подкрепляемое гарантиями на частичную компенсацию затрат в будущем, становится одним из основных путей финансового обеспечения дальнейшего расширения парковых территорий.Учет реальных возможностей инвесторов по воплощению тех или иных проектов позволяет развитым европейским странам рассматривать конкурсные предложения с позиции их практической реализации при оптимальных затратах.
Гибкость и эффективность финансирования, проявляющиеся в максимальном учете интересов спонсоров и разумном сочетании бюджетных затрат с частными инвестициями, дают возможность крупнейшим городам Европы постоянно расширять парковые территории за счет тех пространств, которые ранее были источниками экологической напряженности. Так, при существенных различиях в размерах финансирования для создания городского парка у олимпийского комплекса в Мюнхене и одного из муниципальных парков на месте бывших свалок строительного мусора в Берлине, решалась задача превращения территорий с негативным экологическим фоном в привлекательное для отдыха горожан рекреационное пространство.
Для европейской практики последних десятилетий характерно изменение ориентации паркостроительной деятельности на создание гибких моделей развивающегося пространства с возможностью обновления и дополнения функций парковых территорий.Преобладание свободных трансформаций над жестким регламентированием функций нашло свое отражение в подходах к планировочной организации парков, учитывающих естественную эволюцию представлений о приемах гармонизации парковой среды. Ориентация на так называемый открытый план, допускающий пространственную трансформацию парковых территорий, сопровождается радикальным изменением характера пребывания в парке – переходом от преимущественно созерцательной к активной рекреационной деятельности. Превращение современного парка в одну из форм проявления культуры каждого города весьма существенно влияет на изменение роли ландшафтных архитекторов и дизайнеров в художественной интерпретации обновленной парковой среды.
Процесс встречной адаптации компонентов природы к городским условиям и человека к парковому окружению становится невозможен без пересмотра традиционного языка формообразования искусственного ландшафта. К числу функционально-планировочных особенностей организации парка, неизбежно отражающихся на выборе приемов ландшафтного дизайна, относятся отказ от регламентации функции перемещения посетителей рамками дорожно-тропиночной сети и реализация максимальной степени свободы в трактовке компонентов искусственного ландшафта без имитации форм естественной природы.
Наиболее динамичный процесс обновления подходов к ландшафтной организации современных парков характерен для Парижа, справедливо называемого «лабораторией парков XXI века» [62]. Практика проведения в этом городе крупных международных конкурсов, посвященных парковым объектам, позволила получить на рубеже нового тысячелетия концентрированное выражение наиболее авангардных идей в области ландшафтного дизайна. Реализация большинства проектов сопровождалась острыми дискуссиями среди специалистов, однако в итоге были созданы «гуманные» парковые пространства, интенсивно посещаемые самыми разными социальными и возрастными группами населения.
Анализ практики строительства современных парков в Париже позволяет отметить не только тенденцию их территориальной привязки к проблемным в экологическом отношении пространствам (парк Ла Виллетт на месте бывших скотобоен, парк Ситроен — на участке бывших промышленных предприятий), но и стабильное реагирование на социальный заказ. Одним из наиболее показательных примеров в этом отношении стал созданный в 1987-1994 гг. парк Ла Виллетт на северо-восточной окраине Парижа (проект американского архитектора Бернара Чуми). Демонстрируя понимание мотивации посещения парка в урбанизированной среде, автор проекта сумел предложить необходимый набор объектов и средств достижения выразительности ландшафта, обеспечивающих широкий выбор видов рекреационной деятельности в дневные и вечерние часы любого времени года. Размещенные по осям регулярной планировочной сетки шагом в 120 метров ярко красные павильоны («folie») различного функционального назначения — музыкальный киоск, ресторан, обсерватория, бельведер, видео-салон и др. — стали одновременно и ключевыми символами ландшафта, и центрами постоянного тяготения посетителей. Совмещение интересов пользователей парковых объектов и инвесторов проекта позволило на основе реализации схемы компенсации затрат за счет использования центров досуга успешно решить многие проблемы устройства и эксплуатации парка. Композиционный прием коллажа,трактованный автором в виде наложения регулярной сетки с узлами из отдельных кубов-павильонов на систему перетекающих открытых пространств с серией из одиннадцати тематических садов (сад отражений, сад ветров, сад туманов, сад бамбука, сад равновесий, сад детских развлечений, сад воды, сад дракона и др.), обеспечил разнообразие фрагментов паркового ландшафта и способствовал превращению всей территории в непрерывное полифункциональное пространство. Фактически вся территория парка представлена как пространство движения и определенного действия, давая возможность посетителю произвольно выбирать направление перемещения и содержание пребывания в парковой среде.
Отказавшись от традиционных подходов к функциональному зонированию парковой территории, Бернар Чуми предложил создание обширных полей рекреационной активности с «размытыми» границами и удобными связями как с основными входами, так и между собой.
Появление в числе парковых компонентов таких технических объектов, как антенна космической связи и подводная лодка, не только способствовало усилению зрительного воздействия фрагментов ландшафта, но и означало преодоление многих стереотипов в формировании парковой среды.
Принцип ландшафтного плюрализмавоплощен в гибком сочетании строгих очертаний берегов каналов Сен-Дени и Урк, регулярных линий двух крытых пешеходных дорог, равномерных интервалов между павильонами и живописной трассировки прогулочного серпантина, пересекающего все тематические сады. Оригинальность трактовки компонентов природы в данном случае заключается в их использовании в качестве пластического материала для выражения основной планировочной идеи парка – создания точек, линий и поверхностей.Обеспечивая одновременно и экологическую устойчивость среды, и ее эстетическую выразительность, ландшафтный дизайн парка подчинен духу деконструктивизма.
Кусты, деревья, травяные газоны создают своими очертаниями характерный геометрический рисунок, начиная с поверхности земли и включая контурное разграничение отдельных пространств. Во многом благодаря нестандартной трактовке компонентов ландшафта, ему придаются качества прерывистости и динамичности, что вносит в восприятие парка определенное эмоциональное напряжение и беспокойство. Лишенный какой-либо статичности, как в решении архитектурных объектов, так и в оформлении открытых пространств, парк воплощает идею движения в каждом из своих фрагментов.
Соображениями повышения устойчивостипарковых пространств обусловлено создание развитой сети дорог и площадок с набивным покрытием и различным мощением, принимающих основные рекреационные нагрузки. При этом участки для подвижных игр детей, как, например, сад дракона, обладают не только оптимальным сочетанием мягких и твердых покрытий, но и отличаются необычным образным языком. Отказ -от архитектурных штампов в оформлении игровых устройств подкрепляется не менее выразительным рельефным профилированием поверхности основания с использованием подпорных стенок, наклонных замощенных участков и устройством игровых емкостей с песчаным заполнением. Масштабное разграничение пространств для детей (с помощью растительности) дополняется размещением в местах наиболее интенсивного использования дендрологических акцентов в виде групп хвойных деревьев.
Средозащитное влияние зеленых насажденийпарка достигается путем равномерного рас пределения деревьев в виде непрерывного каркаса на участках с максимальной нагрузкой, имеющих твердое покрытие. Компенсируя закономерное сокращение поверхностей, покрытых травой, высокая растительность позволяет обеспечить относительное равновесие между природными и искусственными компонентами ландшафта. Никак не отражаясь на возможности свободного перемещения посетителей, и заметно отличаясь от традиционных приемов обособленного размещения в виде зеленых массивов и аллей, растительный материал за счет своего дисперсного распределения «накрывает» площади для активной рекреации и способствует формированию благоприятного температурно-влажностного режима.
Целям гибкой функциональной трансформации,являющейся одним из проявлений устойчивости среды, в парке Ла Виллетт отвечают обширные открытые пространства с газонным покрытием – «прерии» – предназначенные для произвольного характера рекреационного использования, начиная с прогулок родителей с детьми и заканчивая подвижными спортивными занятиями посетителей самого разного возраста. Отсутствие жесткой функциональной привязки данных участков парка дает возможность рассматривать их в качестве необходимого территориального резерва и важного композиционного интервала в организации паркового пространства.
Контрастное сочетание озелененных территорий для активной рекреации и многочисленных объектов с большим выбором познавательных видов деятельности, включая «Город наук и индустрии» и сферический кинотеатр «Жеод», составляет одну из главных особенностей парка Ла Виллетт. Реализуя одно из основных положений в организации парковой среды, связанное с обеспечением продолжительного использования рекреационных пространств в вечернее время, освещение основных сооружений и путей движения посетителей подчиняется соображениям удобной ориентации, масштабной соразмерности и цветовой индивидуальности фрагментов парка. Обозначая с помощью светоцветового рисунка оптимальные пути передвижения и дополняя дневные сюжеты ландшафта декоративно-зрелищными эффектами, авторы проекта использовали вечернюю подсветку парка в качестве важнейшего средства усиления эстетической выразительности среды и, как следствие, повышения посещаемости наиболее устойчивых к интенсивному воздействию пространств.
Пример создания парка Ла Виллет в Париже, задуманного как «городской парк XXI столетия» показал, что принципы ландшафтного плюрализма и гибкой функциональной трансформации наиболее соответствуют концепции устойчивого развития парковой среды, поскольку оставляют большую степень свободы для планировочного реагирования на изменяющиеся потребности в структуре досуговой деятельности населения.
Смещение акцентов в ландшафтной организации парков на обеспечение их устойчивого использования нашло проявление в создании системы полифункциональных пространств, обладающих возможностью продолжительного сохранения природных компонентов ландшафта при весьма интенсивном воздействии посетителей на парковые территории.Так, например, в парке Таге Келлерман в Париже идея концентрации наиболее подвижного контингента посетителей – подростков – выразилась в устройстве специально оборудованных площадей с твердым покрытием и размещением столов для настольных игр в антивандальном исполнении, дополняемых в общей композиции широкими «руслами» коммуникаций и зелеными «лугами» с полупрозрачным ограждением в виде ажурного металлического каркаса с вьющейся растительностью [65].
Своеобразная трактовка ландшафтного дизайна позволила представить нетрадиционно визуальные и функциональные границы транзитных парковых пространств, придав прогулочным дорогам определенную динамичность и композиционную согласованность вертикальных и горизонтальных поверхностей (ограждения и мощение). Максимальная эстетическая выразительность достигается в ландшафтной организации главного игрового пространства за счет его обрамления цветущими деревьями и использования строгой геометрии стриженого кустарника.
Создание легко «читаемого» пространственного каркаса из системы линейных элементов-контуров металлических ограждений, модулей вьющейся растительности, пунктиров светлой плитки мощения – обеспечивает геометрическую гармонизацию парковой среды, усиливаяее эмоциональное воздействие. Вто же время, выбор средств ландшафтного дизайна, отвечая определенному художественному замыслу и разумной степени формализации, ориентирован на композиционное упорядочение пространств с различным характером пребывания посетителей. Минимизация планировочных элементов парка, среди которых выделяются широкий пешеходный променад и площадка для подвижных игр с твердым покрытием, позволяет трактовать парковое пространство как единую среду, лишенную традиционной декоративности групп растительности в затейливом серпантине прогулочных дорог.
Максимально отвечая концепции устойчивого использования, парк Таге Келлерманн относится к числу парков, в которых декоративно-пластические свойства ландшафта имеют явно подчиненное значение по отношению к его функциональному содержанию. Увеличение размеров коммуникативных пространств с лаконичным включением природных компонентов сочетается в данном случае с организацией полей свободной рекреационной деятельности в виде газонов и площадок с набивным покрытием.
Динамика отношений «человек – природа» наиболее контрастно проявляется по мере сокращения размеров городских озелененных территорий, в частности, в пределах садов и скверов.Многообразие форм поведения посетителей различных возрастных групп предъявляет повышенные требования к пространственной организации подобных фрагментов городской среды, при этом расширение набора видов оборудования не решает возникающих проблем в полной мере. Все более актуальным становится поиск путей адаптации садово-паркового ландшафта к нарастающей интенсивности воздействия посетителей с целью сохранения эстетической привлекательности садов и скверов в течение возможно более продолжительного периода.
Антивандальное исполнение детских игровых комплексов составляет лишь одно из направлений повышения устойчивости среды. Основные же проблемы связаны с необходимостью создания с помощью ландшафтного дизайна системы взаимосвязанных пространств с дифференцированным качеством оформления поверхности земли и различной степенью визуальной и звуковой изоляции, адекватной характеру поведения посетителей.
Тенденция постепенного увеличения площадей с использованием дощатого настила в зонах наиболее интенсивного воздействия посетителей, включая детские игровые пространства и места отдыха молодежи, достаточно отчетливо прослеживается на примере новых муниципальных садов Парижа. Выбор веерного рисунка дощатого покрытия в сочетании с организацией небольшого перепада рельефа позволяет сделать подобные фрагменты покрытия лишенными монотонности и обладающими определенным графическим содержанием. Приоритет свободного характера пребывания и произвольного направления передвижения обеспечивается на этих участках за счет минимального количества высокой растительности.
Разграничение наиболее шумных пространств с динамичным характером поведения посетителей, в первую очередь детей дошкольногои младшего возраста, достигается путем использования разных уровней поверхности земли, дополняемых размещением растительностив трельяжах из дерева.Отсутствие жесткого разграничения пространств вокруг детских игровых комплексов и прилегающих площадей с газонным покрытием позволяет трактовать поверхность земли между ними в качестве активного элемента композиции с применением контрастных по фактуре и колористике материалов.
Отвечая рекреационным потребностям менее подвижного контингента посетителей в местах тихого отдыха, ландшафтное решение периферийной зоны сада трактуется с применением экранов из высокой растительности, а поверхность земли дополняется характерной геометрией цветовых полос и упругим рисунком прогулочных дорожек. Сочетание приемов колористического обрамления дорожек с заполнением интервалов между ними почвопок-ровными растениями вносит художественное разнообразие в облик пространства и наиболее полно отвечает характеру его использования.
Рассмотренные примеры свидетельствуют о постоянном расширении и совершенствовании приемов ландшафтной организации городских озелененных пространств, предназначенных для полифункционального рекреационного использования. Выступая как средство достижения устойчивости парковой среды и повышения ее комфортности, ландшафтный дизайн создает предпосылки для радикального перерождения традиционного облика садов и парков, перехода на качественно новый уровень формирования современного ландшафта.
♦ /См. цветную вклейку, № 365-394/
| | следующая лекция ==> | |
И внешнего пространств здания | | | Пространственная и художественная трансформация фрагментов исторического ландшафта |
Дата добавления: 2018-03-01 ; просмотров: 680 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник статьи: http://helpiks.org/9-43605.html