Экология культурных ландшафтов это

КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ КАК ЦЕЛЬ И СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ

1.1. Модель ландшафта в территориальном планировании:

Не секрет, что долгий и непростой путь внедрения ландшафтного плани­рования в России вомногом обусловлен сложностью и неоднозначностью трактовок самого понятия «ландшафт».Длящаяся десятилетиями борьба раз­личных географических школ за «единственно верное понимание» феномена ландшафта закончилась закономерным признанием права на параллельное существование нескольких трактовок, которые воспринимаются исследовате­лями как познавательные модели, созданные с разными целями и различа­ющиеся по содержанию отобранных признаков, но тем не менее истинные — каждая в своих условиях. Модель отображает не сам по себе объект-оригинал, а то, что нас в нем интересует, т.е. то, что соответствует поставленной цели. Цель моделирования диктует, какие стороны оригиналадолжны быть отраже­ны в модели. Ландшафтные планировщики также имеют дело не столько с натурным ландшафтом, сколько с его моделями, получившими отображение на соответствующих схемах, картах, геоинформационныхсистемах и т.д. Свой­ства используемой модели должны быть априори продекларированы, иначе корректность (и возможность) самой процедуры экологической организации территории может быть поставлена под сомнение. На наш взгляд, гипотети­ческая модель ландшафта, используемая для территориального планирова­ния, базируется на следующих предположениях.

1. Человечество неотделимо от мира природы, не может и не должно рас­
сматриваться как внешний по отношению к природе фактор прежде всего
потому, что человек — активный созидатель ландшафта, а его практика по
освоению природы системна, так как подавляющее большинство действий,
совершаемых человеком по интуиции, на самом деле являются реализацией
неосознанных, но объективно существующих (хотя и с трудомформализу-­
емых) критериев функциональности (пользы), эстетики (красоты и вкуса).

2. Трактовка ландшафта как системного объекта традиционно привлекала
внимание исследователей к процессам вещественною и энергетическою об­
мена в геосистемах. Однако для культурного ландшафта как открытой систе­-
мы, в рамках которой человек вступает во взаимодействие с природой, не
менее важным оказывается информационный аспект, поскольку достигаемое
(благодаря человеческим усилиям) динамическое равновесие направлено в
сторону усложнения организации биосферы. Осваивая территории, человек
организует ландшафт как в результате прямого воздействия, так и косвенно.
С позиций общей теории систем информационная сторона процесса освоения
заключается в снятии неопределенности: чак. внесением удобрения в поле
снимается (хотя бы частично) неопределенность будущего урожая в зоне не-

устойчивого земледелия, строительством плотин — неопределенность очеред­ного вешнего паводка, когда девять десятых годового стока проносится через поперечное сечение русел рек бесполезно и небезопасно для расположенных в речной долине селений.

Освоение природы есть раскрытие ее как «вещи в себе» в данность для чело­века — культурный ландшафт. Поэтому словосочетание «природный ланд­шафт» — результатпроизвольного использования бытового термина, (воз­никшего в эпоху активнейшего хозяйственного освоения Северной Европы) в современном научном лексиконе. Подобный подход позволяет оставить в стороне казуистический вопрос о границе между природным ландшафтом и культурным ландшафтом. Увиденная природа есть ландшафт; ландшафт, в котором первопроходцы проложили хотя бы одну тропу, — это уже КЛ, по­скольку места в нем оценены и предуготовлены к освоению.

3. Человек преображал природу, имея в виду цель — образ желаемого
будущего, т. е. модель состояния ландшафта. Реализация этой модели всегда
осуществлялась в рамках определенной исторической эпохи, и это обсто­
ятельство с неизбежностью делает рукотворный ландшафт феноменом куль­
туры. В этом смысле КЛ — это модель природы, которая воспроизводится и
функционирует в культурной (этноисторической) среде (рис. 1.1). Рис. 1.1
изображает культурный ландшафт в рамках модели — многоместного отно­шения между объектом-оригиналом (природой), субъектом (человеком) и
моделью (ландшафтом). Историческая эпоха накладывает на природный фон
своего рода матрицу, овеществление которой приводит к формированию
культурного ландшафта.

Читайте также:  Клумба под большим деревом

4. Культурный ландшафт — освоенное пространство, оно всегда субъективно
структурировано. Места в ландшафте — основные элементы жизненного про­странства; их композиция складывается из той смысловой и эмоциональной
нагрузки, которой они номинированы. Будучи вложенным в физическое, ландшафтное пространство непосредственно формирует конфигурацию жизнен­ного «поля» оби тающего в нем человека. Концепция места в ландшафте вклю­чает в себя не столько предетаачение об основных ориентирах евклидовой системы координат (вертикаль, горизонталь, справа, слева), сколько пред­ставление о центрах и целях, в которых мы выражаем значимые события сво­его существования [14].

5. Культурный ландшафт — социальное пространство, в котором физически
объективированы линии и узлы социального поля. Напряженность этого поля
функционирует одновременно и как принцип дифференциации (членения)
пространства, и как принцип видения, т.е. как категория восприятия и оце­нивания (ментальная структура). Исторически всякое освоение предполагает
прежде всего присвоение и уже затем структурирование, поэтому, будучи ос­
военным, ландшафт запечатлевает в себе «немые» реалии социального поряд­ка. И любые элементы КЛ: особняки дворянских усадеб, крестьянские огоро­ды, княжеские зверинцы, охотничьи пушки и заколы на реках — служат
вещественными доказательствами подобного запечатлевания матрицы социального устройства.

6. Культурный ландшафт — национальный (этнически укорененный) ландшафт,
поскольку содержит в себе воплощение признанных этносом ценностей [2] —
всего того, что делает КЛ вторым домом, или, по замечательному выражению

Ф.Разумовского, «ландшафтным продолжением личности народа» [33]. Отсю­да сформулированные Л.Н.Гумилевым и его последователями историко-эт-нографические представления о вмещающем ландшафте.

7. Культурный ландшафт — историческое пространство, выражающее фор­мы существования различных пространственно-временных отношений — так называемых хронотопов (термин введен исследователем древнеримской куль­туры Г.С.Кнаббе). В рамках разных хронотопов формировались совершенно различные пространственные модели освоения, которые, в свою очередь, вызывали к жизни и разные типы КЛ. Изучение хронотопов и соответству­ющих им типов КЛ наполняет ландшафтоведение новым содержанием, по­скольку позволяет обнаруживать закономерности междисциплинарного поряд­ка. Так, хронотопы тоталитарных эпох в разных странах обнаруживают изве­стную параллель: имперское освоение всегда и повсюду уничтожало этнически укорененные типы КЛ, превращая пространство в территорию — некий суб-

страт дляразвертывания сугубо сырьевой деятельности с неизменно негатив­ными экологическими последствиями.

Подобной участи не избежал и русский сельский провинциальный ланд­шафт, который в начале XX в. был представлен общественному сознанию убо­гим, отсталым, т.е. был намеренно и осознанно «обнулен», а потом освоен заново как территория (целина), при этом многие исторические его элементы подверглись прямому уничтожению либо были заброшены и разрушены вре­менем. Следовательно, не только различия в природныхусловиях разных эпох освоения, но и социальные особенности проработки пространства влияют на внутреннюю организацию культурного ландшафта;и в этом обстоятельстве — очевидное и бесспорное влияние метафизики ландшафта на его физику — структуру, организацию и функционирование.

8. Культурный ландшафт как система функционален, поскольку обеспечивает поддержание всего комплекса условий для жизни человека. Несмотря на достижения технического прогресса по большому счету средой обитания че­ловека по-прежнему остается тончайшая ландшафтная «пленка» биосферы мощностью от верхушек крон самых высоких деревьев до ближайшего к по­верхности земли водоносною горизонта.

Функционирование КЛ как системы тесно связано с се открытостью, пред­полагающей возможность «входа» — управляющего воздействия, к каковым могут быть отнесены вес виды хозяйственной активности человека (расчистка от девственного леса и распашка, освоение водных путей и регулирование стока, устройство дорог, поддержание плодородия и др.).

Читайте также:  Универсальный мотоблок для огорода

В идеале для выбора управляющего воздействия на систему необходимо предварительно сравнить последствия возможных вмешательств в ход природ­ных процессов, не выполняя их реально, однако в действительности человек постоянно экспериментирует (сознательно или поневоле), неоднократно вы­зывая региональные (местные) иобщие (системные) экологические кризисы. Очевидно, что экологические кризисы, вызванные освоением и (или) изме­нением природного фона в неблагоприятную по отношению к формируемому КЛ сторону, имели место и в прошлом.Так, уже первый этап земледельческо­го освоения центра Русской равнины сначала фатьяновцами. а затем и фин­но-угорскими племенами вызвал системный экологический кризис, который выразился в накоплении долинного аллювия, активизации эоловых процес­сов и погребении темноцветныхокультуренных почв под свежим наилком пойм, песками материковых дюн и делювиальными шлейфами коренных скло­нов и надпойменных террас.

С этих позиций можно утверждать, что природа для человека — сложная система, в модели которой — культурном ландшафте — как бы все время ощущается недостаток информации для эффективного управления. Осваивая пространство, формируя культурный ландшафт, человек познает законы при­роды; стремясь к построению более совершенной среды обитания, учится со­творчеству с нею. В этом смысле освоение территории и создание культурного ландшафта — это творческий процесс, весьма далекий от завершения и в настоящее время.

9. Культурный ландшафт подвержен изменениям; изменяясь, он трансфор­
мируется и эволюционирует. Трансформация КЛ детерминирована сменой
одного хронотопа другим, вследствие чего прежняя структура перестает соот-

ветствовать вновь принятой модели. Тогда для обеспечения новых функций приходится изменять состав и структуру вмещающеголандшафта, перестра­ивая их частично или полностью.

Похоже, что адаптированность культурных ландшафтов (сформированных в рамках разных исторических эпох), их родство природе принципиально раз­личны. Хронотопы тоталитарных эпох не только античеловечны, но и неэко­логичны, гак как построенные в такой культурной среде ландшафты неста­бильны. Следовательно, природа, контролируя экологичность рукотворного лан­дшафта, выступает критерием человечности культурной среды, а также соци­ума в целом.Иными словами, природа «поправляет» человека, выбраковывая те, или иные управляющие воздействия в системе «культурный ландшафт — природа».

10. Кризисам, по-видимому, принадлежит важная роль в развитии КЛ: несо­ответствие новых целей и старой структуры рождает внутри КЛ напряженность отраслевого и, что важнее в контексте ландшафтного планирования, простран­ственного порядка. В этом случае управляющие воздействия могут быть направ­лены на формирование более эффективной структуры, причем, если ранее под эффективностью полагали только экономические аспекты, в конце XX в. при­рода «заставила» нас увидеть прежде всего экологические императивы.

Открытость КЛ как модели позволяет осознанно воздействовать на се струк­туру и функционирование — в этом обстоятельстве заключена возможность (и необходимость) экологической организации территории, в том числе сред­ствами ландшафтного планирования. Еше более важно то обстоятельство, что регулирование напряженности структуры геоэкосистемы может происходить и путем целенаправленной трансформации самих интересов, а это уже задача культуры.

Дата добавления: 2015-11-26 ; просмотров: 1347 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник статьи: http://helpiks.org/6-782.html

Геоэкологическая концепция культурного ландшафта

История представлений о культурном ландшафте.

Концепция культурного ландшафта активно утверждалась рядом видных натуралистов:

Лев Семенович Бepг (1876 – 1950) — цель географического исследования изучение и описание ландшафтов как природных, так и культурных.

Читайте также:  Беседка павильон с барбекю

Культурный ландшафт это такой ландшафт в котором человек и произведения его культуры играют определяющую роль.

Город, деревня, парк, пруд, лесная полоса — составные части культурного ландшафта.

Концепция культурного ландшафта нашла отражение в трудах отечественных ландшафтоведов:

Александр Иванович Воейков (1842 – 1916);

Сергей Семенович Неуструев (1874 — 1928);

Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский;

Владимир Иванович Вернадский;

Федор Николаевич Мильков;

Анатолий Грирорьевич Исаченко;

В 20-е годы XX века сформировалась немецкая школа культурного ландшафта (О. Шлютер). С тех пор в Западной Европе, и прежде всего в Германии и Франции, изучению и проектированию культурного ландшафта придается исключительное значение.

В определении Ю. Г. Саушкина «Культурный ландшафт» это ландшафт, в котором непосредственное приложение к нему труда человеческого общества так изменило соотношение и взаимодействие предметов и явлений природы, что ландшафт приобрел новые, качественно иные, особенности по сравнению с прежним, естественным, своим состоянием.

При этом культурный ландшафт не перестал быть природным. Он продолжает развиваться по законам природы» [39, с. 289].

Итак, понятие «культурный ландшафт» до середины 20 века применяется к любому ландшафту, измененному целенаправленной хозяйственной деятельностью.

Впоследствии, после работ Ф. Н. Милькова [22], термин «культурный ландшафт» в изложенном выше понимании был заменен термином «антропогенный ландшафт».

Под антропогенными ландшафтом подразумевают такие комплексы, в которых на всей или на большей их площади коренному изменению под воздействием человека подвергся любой из компонентов ландшафта, включая растительность» [42, с. 53].

Среди антропогенных ландшафтов, согласно выполняемым ими социально-экономическим функциям, различают ресурсовоспроизводящие (сельскохозяйственные, промышленные, лесохозяйственные), средообразуюшие (селитебные, рекреационные), природоохранные и др.

Формирование и функционирование культурного ландшафта основывается на двух основных факторах:

1. Хозяйственная деятельность человека;

2. Исходные природные условия.

В настоящее время культурными принято называют не все антропогенные ландшафты, а только те из них, которые действительно отвечают высоким экологическим требованиям рационально о природопользования. В толковом словаре «Охрана ландшафтов» приводится следующее определение:

«Культурный ландшафт — сознательно измененный хозяйственной деятельностью человека для удовлетворения своих потребностей, постоянно поддерживаемый человеком в нужном для него состоянии, способный одновременно продолжать выполнение функций воспроизводства здоровой среды » [29, с. 112].

Схожее определение приводит Н. Ф. Реймерс: «Ландшафт культурный — целенаправленно созданный антропогенный ландшафт, обладающий целесообразными для человеческого общества структурой и функциональными свойствам и «[33, с. 262].

Культурному ландшафту должны быть присущи два главных качества:

1) высокая производительность и экономическая эффективность;

2) оптимальная среда для жизни людей, способствующая сохранению здоровья, физическому и духовному развитию человека «[Исаченко, 16, с. 349].

В составе современных антропогенных ландшафтов могут быть ландшафты различной степени экологическою совершенства. К истинно культурным относится лишь малая часть их. Преобладают же антропогенные ландшафты, нуждающиеся в оптимизации природопользования. Порой среди антропогенных ландшафтов встречаются акультурные, возникающие в результате нерациональной единственной деятельности, деградированные ландшафты, обобщенноименуемые антропогенным бедлендом. Это — антропогенные пустоши, эродированные, дефлированные, засоленные и заболоченные земли, загрязненные производственными и бытовыми отходами, утратившие свой экологический потенциал.

Итак понятия «культурный ландшафт», «акультурный ландшафт», «деградированный ландшафт» — понятия геоэкологические, говорящие о культуре природопользования. Превращение большинства антропогенных ландшафтов в ландшафты по-настоящему культурные — одна из важнейших задач, которая стоит перед нами.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник статьи: http://studopedia.su/9_78744_geoekologicheskaya-kontseptsiya-kulturnogo-landshafta.html

Оцените статью