- Ландшафтная экология
- Элективный курс
- Е.В. НОВИКОВА, Г.А. ВАСИЛЬЧИКОВА, С.Л. ВИДЯКИН центр образования № 654 Юго-Восточного округа Москвы
- Тематическая структура программы
- 8 класс
- Раздел 1. Ландшафт и его структура — 20 ч
- Раздел 2. Природные компоненты ландшафта и влияние антропогенных факторов на основные ландшафтообразующие компоненты и процессы — 40 ч
- 9 класс
- Раздел 1. Эволюция ландшафта — 20 ч
- Раздел 2. Эколого-геохимическая оценка ландшафта — 18 ч
- Раздел 3. Состояние ландшафтов Московского региона — 17 ч*
- 10 класс
- Раздел 1. Современное состояние природной системы Земли — 10 ч
- Раздел 3. Природопользование и экологические проблемы преобразования ландшафтов — 20 ч
- Раздел 4. Заповедное дело в России — 15 ч
- 11 класс
- Раздел 2. Организация практической деятельности по изучению и охране ландшафтов — 20 ч
- Раздел 3. Региональные проблемы природопользования — 22 ч
- Раздел 4. Взаимодействие стран и решение проблем природопользования — 6 ч
Ландшафтная экология
Элективный курс
Е.В. НОВИКОВА,
Г.А. ВАСИЛЬЧИКОВА,
С.Л. ВИДЯКИН
центр образования № 654 Юго-Восточного округа Москвы
Главная задача курса — показать роль ландшафтной экологии в решении проблем рационального природопользования; научить учету и оценке ландшафтно-территориальных различий; сформировать представления о природных и природно-антропогенных ландшафтах как объектах использования и охраны.
При изучении основ ландшафтной экологии приобретаются навыки разумного общения с природой, формируется умение владеть ландшафтно-экологическими методами при оценке состояния окружающей среды и умение применять полученные знания в дальнейшей природоохранной деятельности.
Программа ориентирует учащихся на познание фундаментальных экологических связей и взаимодействий, которые обеспечивают целостность природы и связь человеческого общества со средой обитания. В программу введены элементы прогнозирования возможных путей развития природы и человеческого общества.
Помимо теоретических занятий в классе, программа предусматривает практическую деятельность на местности. Это учебные экскурсии, практикумы, сезонные дальние практикумы и экспедиции.
Учебные экскурсии:
• ближние — как правило, однодневные выезды, предусматривающие посещение группой учащихся музеев и интересных объектов природы и хозяйства, находящихся в пределах своего региона;
• дальние (многодневные) — предполагают посещение разновозрастными группами учащихся различных районов страны с целью знакомства с их природой, культурой, историей и экономическим состоянием.
Учебные практикумы
Плановые выезды классов в учебное время на полевые стационары и учебные полигоны сроком на 1—4 суток с целью проведения практических работ на местности по темам учебной программы. Периодичность проведения учебных практикумов: 2—3 раза в течение учебного года.
Сезонные дальние практикумы
Многодневные выезды разновозрастных групп учащихся в сроки школьных каникул в различные районы страны с целью их комплексного изучения. Сезонные дальние практикумы предполагают проживание на базах в стационарных условиях.
Экспедиции
Многодневные выезды разновозрастных групп учащихся в сроки каникул для знакомства с природой, историей, культурой различных регионов страны. Экспедиции предусматривают проведение мониторинга территории, а также решают спортивно-оздоровительные задачи.
Тематическая структура программы
8 класс
Ландшафтная экология — обобщающее учение о природном балансе. К. Тролл, А. Винк и их термин «ландшафтная экология». Ведущая роль ландшафтной экологии в комплексном изучении основ рационального использования природных ресурсов, проблем оптимизации разработки природной среды.
Раздел 1. Ландшафт и его структура — 20 ч
Тема 1. Учение о ландшафте
Ландшафт, или природно-территориальный комплекс. Виды ландшафтов: природный и антропогенный. Сельскохозяйственные, промышленные, рекреационные и другие ландшафты. Принцип природно-антропогенной совместимости.
Тема 2. Понятие о ландшафтном балансе и ресурсе
Водный баланс — основа ландшафтного баланса. Радиационный и тепловой баланс деятельного слоя поверхности Земли. Почвообразовательный процесс и биологическая продуктивность ландшафта. Биоценоз. Биогеоценоз.
Тема 3. Морфологические части ландшафта
Соподчиненность природно-территориальных комплексов, от крупных геокомплексов к простейшим. Морфологические единицы ландшафта — урочища, фации. Основные (доминанты) и подчиненные урочища. Фации — основная единица ландшафта, на пространстве которой характер взаимосвязей комплекса остается неизменным. Фация и урочища как ПТК, всесторонне характеризующие природные свойства конкретного участка Земли.
Тема 4. Топографическая карта и ландшафт
Топографическая карта. Ландшафты на топографической карте. Измерения на топографической карте, ландшафтный профиль и принцип его составления. Глазомерная съемка, ее использование при изучении ландшафтов.
Практические работы
1. Чтение топографической карты.
2. Выявление на профиле низших единиц ландшафта — фаций.
Учебный практикум
1. Работа с топографической картой: составление профиля местности по топографической карте.
2. Составление профиля на местности с помощью глазомерной съемки.
Раздел 2. Природные компоненты ландшафта и влияние антропогенных факторов на основные ландшафтообразующие компоненты и процессы — 40 ч
Тема 1. Рельеф и горные породы как компоненты ландшафта
Горные породы и минералы. Классификация горных пород и минералов по различным признакам: происхождению, физическим свойствам, использованию. Добыча полезных ископаемых и техногенная миграция химических элементов. Кора выветривания. Рельефообразующие процессы. Эрозия и аккумуляция. Разрушающая и созидающая деятельность четвертичного и современного оледенения, ветра, многолетней мерзлоты и других экзогенных процессов. Основные типы и формы рельефа. Антропогенные формы рельефа и их образование.
Практическая работа
Работа с коллекциями горных пород и минералов.
Учебный практикум
1. Изучение обнажений горных пород. Определение генезиса горной породы для выяснения происхождения и развития территории. Генетические горизонты. Стратиграфия, характер слоистости. Вещественный (минерало-петрографический) и механический состав (валунный суглинок, лёсс, песок и др.). Цвет и плотность.
2. Сбор и составление коллекции.
3. Наблюдение за интенсивностью рельефообразующих процессов. Линейная эрозия и образование оврагов. Определение скорости размыва берегов реки.
Тема 2. Вода в ландшафте
Внутренние воды и их участие в развитии ландшафта.
Подземные воды: верховодка, грунтовые и межпластовые воды. Речная сеть и ее особенности. Речной сток. Озера и болота как ландшафтные комплексы, где взаимодействуют все природные компоненты. Искусственные гидротехнические сооружения и ландшафт. Влияние антропогенных факторов на влагообмен в ландшафте. Мелиорация. Загрязнение вод техническими отходами и химическими удобрениями.
Практические работы
1. Определение водности реки: расход воды, объем стока, коэффициент стока.
2. Исследование озера по признакам: водообмена — бессточное, сточное, речное; минерализации — пресное, соленое, солоноватое, горько-соленое; происхождения озерных котловин — пойменное, карстовое, моренное, эрозионное, тектоническое и др.; водного режима; стадии зарастания озерной чаши.
3. Исследование болота: тип болота по водному питанию — низинное, верховое, переходное; тип болота по преобладающему типу растительности — моховое, травяно-моховое, лесное; водный режим; характеристика торфяной залежи.
4. Изучение грунтовых вод: естественные выходы подземных вод; пластовые выходы и источники — родники, ключи; физические свойства подземных вод — прозрачность, цвет, вкус, запах; выявление возможных источников загрязнения вод — бактериальных, химических.
5. Ландшафтно-экологический прогноз и функционирование гидротехнических сооружений: запруд, малых плотин, водохранилищ.
Тема 3. Климат и ландшафт
Влияние климата на формирование внешнего облика ландшафта. Воздействие тепла и влаги на миграцию химических элементов в ландшафте. Температурный режим ландшафта: средние температуры июля, января. Испаряемость и степень увлажнения. Мезо- и микроклимат. Микроклимат морфологических частей ландшафта. Суточные и сезонные изменения ландшафта. Вынос и аккумуляция солей и минерального вещества воздушными массами — одна из причин изменений в ландшафте.
Практические работы
1. Микроклиматические наблюдения. Определение истинной температуры воздуха, давления, приведенного к уровню моря, абсолютной и относительной влажности.
2. Барометрическое нивелирование.
3. Обработка наблюдений облачности, формы облаков и характера осадков.
4. Обработка наблюдений скорости и силы ветра. Построение розы ветров.
Учебный практикум
1. Изучение снежного покрова на местности: определение характера его распределения, изменение мощности снега, температуры, плотности, запаса влаги.
2. Определение роли снежного покрова в ландшафте.
Тема 4. Биогеоценоз
Биологический круговорот в ландшафте. Фитоценоз, или растительное сообщество. Таксономические единицы растительных сообществ — формация и ассоциация. Основные виды растительных сообществ. Виды экологических систем. Почвы — зеркало ландшафта. Факторы почвообразования. Соотношение тепла и влаги. Состав материнской породы. Уклон поверхности. Характер миграции и аккумуляции продуктов выветривания. Характер биоценоза. Воздействие человека на почвы и растительный покров.
Практические работы
1. Заложение почвенно-географического профиля.
2. Почвенные разрезы и принцип их создания.
Учебный практикум
Описание почвенного разреза в полевых условиях:
– определение материнской (почвообразующей) породы;
– выявление генетических горизонтов почв;
– определение влажности почвы;
– определение механического состава почвы;
– определение структуры почвы;
– определение плотности почвы.
Экскурсии
1. Музей землеведения МГУ (для школьников Москвы). Знакомство с почвенными профилями различных природных зон.
2. Геоботаническая площадка. Описание растительных сообществ (лес, луг, болото и др.). Определение состава растений и их обилия, ярусности размещения растений в сообществах.
9 класс
Ландшафт и его структура. Влияние природных и антропогенных факторов на основные компоненты и процессы ландшафта.
Экскурсия
Определение ландшафтов как природных комплексов различного ранга, основных компонентов ландшафта и их влияния на развитие всего комплекса, оценка воздействия антропогенного фактора на данный природный комплекс.
Раздел 1. Эволюция ландшафта — 20 ч
Тема 1. Динамика ландшафта
Ландшафты — саморегулирующиеся системы, стремящиеся к стабильному состоянию. Ландшафтно-типологические комплексы: устойчивые, относительно устойчивые и сукцессионные. Прогрессивное и регрессивное развитие ландшафта. Интенсивность и скорость динамики.
Практические работы
1. Анализ фотографического материала, рисунков и схем эволюции ландшафта на определенной местности. Выявление причин динамики ландшафта.
2. Прогнозирование развития ландшафта в ближайшее время. Выявление положительных и отрицательных черт эволюции ландшафта.
Учебный практикум
Описание природного комплекса ландшафта (на местности)
– географическое положение ландшафта;
– описание природных компонентов;
– динамика развития ландшафта;
Тема 2. Антропогенное развитие ландшафта
Влияние человека на природу и процессы, протекающие в ней: техническое перемещение твердых масс, нарушение водно-теплового режима, биологического равновесия и миграции химических элементов. Три группы нарушений в природных ландшафтах: коренные, однокомпонентные и многокомпонентные. Ландшафты условно неизменные, слабоизмененные, нарушенные, рационально преобразованные, культурные и акультурные. Ландшафтно-техногенные системы.
Практические работы
Работа с литературными и картографическими источниками информации.
1. Сбор материала по району: описание опорных обнажений, геологический разрез района; сведения об основных типах и формах рельефа; их морфология, генезис и возраст; о климатических особенностях района; о почвенном покрове, растительном и животном мире.
2. Получение историко-географических данных, раскрывающих свойства конкретных единиц ландшафта в прошлом и историю их развития.
Учебный практикум
Составление типичного ландшафтного профиля для данной местности. Выявление факторов антропогенного характера. Рекомендации по рациональному природопользованию.
Раздел 2. Эколого-геохимическая оценка ландшафта — 18 ч
Тема 1. Биосфера — глобальная экосистема
Биохимическая концепция биосферы В.И. Вернадского. Определение понятия планетарной географической оболочки. Геохимическая и геологическая роль живого вещества в биосфере. Организованность биосферы как саморегулирующейся экосистемы. Биохимическая и минеральная стабильность экосистемы — основа геологического постоянства жизни. Экологическое противоречие и его разрешение путем биохимического круговорота веществ. Миграционная способность химических элементов в ландшафте. Круговороты азота, углерода, фосфора: биологический, физический, химический аспекты. Самоочищение, саморегуляция экосистемы.
Практическая работа
Изучение роли различных видов живых организмов в круговороте веществ.
Тема 2. Геохимическая оценка состояния окружающей среды
Геохимические аномалии: формирующиеся на техногенных ландшафтах и на природных, возникающих за счет антропогенного выноса элементов. Техногенные изменения в ландшафте. Методы оценки состояния окружающей среды: химические и биологические.
Практические работы
1. Ландшафтно-геохимический анализ исследуемой территории. Выявление техногенных источников загрязнения.
2. Разработка рекомендаций по предотвращению дальнейшего загрязнения.
Учебный практикум
Снег — индикатор экологического состояния ландшафта и природный фильтр.
Раздел 3. Состояние ландшафтов Московского региона — 17 ч*
Эволюция Московского региона — результат развития человеческого общества и экономики. Состояние водного бассейна: источники водоснабжения и их состояние, качество воды. Состояние атмосферы: изменения погодных условий в Москве, загрязнение воздуха, значение зеленых насаждений. Состояние почвенного покрова, геологические процессы и изменение рельефа. Шумовое загрязнение и радиационная обстановка. Промышленные и бытовые отходы. Уборка снега.
Практические работы
1. Комплексная оценка экологической ситуации.
2. Изучение экологического состояния пришкольной территории.
Экскурсии по Москве
Посещение районов с экстремальной экологической обстановкой (Капотня, Волгоградский проспект).
Учебный практикум
Оценка экологического состояния водного объекта.
10 класс
История взаимодействия природы и человеческого общества с точки зрения смены типов производства. Взаимосвязь в системе: человек — природа — человек. Потребность и потребление в доиндустриальную эпоху. Экологические проблемы прошлого и их регуляция.
Раздел 1. Современное состояние природной системы Земли — 10 ч
Тема 1. Природа — среда обитания и источник природных ресурсов
Освоение человеком планеты Земля и развитие экологических связей человечества. Расширение географических границ обитания человека. История природопользования. Глобальные экологические проблемы ландшафтов. Окружающая среда и здоровье человека. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнителей.
Определение классификационной принадлежности загрязнителей в различных регионах: вид и характер загрязнения, возможного источника загрязнения и характера вредного воздействия на здоровье человека.
Тема 1. Прогнозирование последствий антропогенного воздействия на окружающую среду
Понятие о прогнозе и прогнозировании. Виды прогнозов: сверхкраткосрочные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, сверхдолгосрочные. Метод индукции. Метод аналогий. Статистический метод.
1. Установление причинно-следственных связей от одного факта к последующим.
2. Учебное прогнозирование определенных ситуаций.
Тема 2. Моделирование природных процессов в решении экологических проблем
Понятие о моделировании. Требования к моделям. Виды моделей: материальные и идеальные. Глобальное моделирование. Модель геосистемы как научная основа природопользования.
Тема 3. Мониторинг
Понятие о мониторинге. Виды мониторинга: глобальный, региональный, локальный. Геофизический и биологический мониторинг. Оценка качества окружающей среды. Стандарты качества окружающей среды.
Изучение радиационного аспекта экологического состояния окружающей среды.
Проведение экологического мониторинга.
Раздел 3. Природопользование и экологические проблемы преобразования ландшафтов — 20 ч
Тема 1. Природопользование — основа экономического развития человеческого общества
Понятие природопользования. Типы природопользования. Аграрная и индустриальная цивилизации. Основные виды ресурсов и районы их размещения. Экономическая и экологическая целесообразность добычи и разработки полезных ископаемых. Рациональное и нерациональное природопользование. Природопользование и естественные экосистемы. Исчерпаемость ландшафта с точки зрения экономики и экологии.
1. Выявление районов добычи основных видов полезных ископаемых.
2. Оценка лесных ресурсов планеты.
Тема 2. Экологические последствия истощения природных ресурсов. Зоны риска
Земельные ресурсы и их использование. Состояние почвенного покрова в современном мире. Пути повышения плодородия почв. Водные ресурсы и качество воды. Проблема чистой воды. Проблемы природопользования в лесных зонах Земли. Современное состояние зеленых насаждений в городских ландшафтах. Зоны риска и меры по охране окружающей среды.
Раздел 4. Заповедное дело в России — 15 ч
Охраняемые ландшафты. Природные ландшафты: заповедники, заказники, национальные парки. История заповедного дела в нашей стране. Историко-культурные ландшафты: сады и парки, созданные по единому художественному замыслу; инженерные ландшафты, сформированные в соответствии с техническими потребностями или для улучшения окружающей среды; военные — свидетели исторических сражений; ландшафты, связанные с жизнью выдающихся исторических личностей и др. Учебные экологические тропы. Цели создания экологических троп и требования к маршрутам.
Составление карты заповедников и заказников России.
Характеристика охраняемого ландшафта
11 класс
Современные ландшафты как системные механизмы взаимодействия общества и природы. Экологические последствия экстенсивного и интенсивного природопользования. Проблемы сохранения естественного ландшафта и возобновления экологического равновесия в природе.
Тема 1. Общие основы охраны ландшафта
Главная задача охраны ландшафта — установление оптимальных соотношений хозяйственных нагрузок и потенциальных возможностей его ресурсов. Пути поддержания экологического равновесия в процессе развития хозяйственной деятельности: рациональное природопользование; создание системы инженерно-технических мероприятий по очистке вредных отходов. Ландшафтно-геоэкологическое картографирование. Принципы составления карты. Карта «Современные ландшафты мира».
1. Оценка экологического состояния Москвы-реки.
2. Анализ карты «Современные ландшафты мира».
Ландшафтно-геоэкологическое картографирование региона экологического бедствия
Раздел 2. Организация практической деятельности по изучению и охране ландшафтов — 20 ч
Тема 1. Учебные экологические тропы природы
Цели и задачи создания экологических троп природы. Экологические тропы как средство целостного восприятия природы на примере типичных ландшафтов данной местности. Требования к маршрутам. Обязательное разнообразие соподчиненных урочищ, как природных (неизменных или слабоизмененных), так и нарушенных (культурных и акультурных). Смотровые площадки и площадки для проведения практических работ. Стоянки и стоянки-биваки. Правила личного поведения в природе. Использование экологических троп природы. Рекреационные познавательные тропы. Туристско-экологические и учебно-экологические тропы.
Подготовка маршрутов экологических троп на учебном природном полигоне.
Организация маршрута экологической тропы.
Экологические тропы своего региона.
Раздел 3. Региональные проблемы природопользования — 22 ч
Тема 1. Региональные проблемы природопользования в России
Природопользование в индустриально развитых районах страны. Экологические проблемы крупных городов и Москвы. Сельскохозяйственное природопользование в России. Особенности экологических проблем в районах нового освоения.
1. Составление карты размещения промышленных предприятий Юго-Восточного административного округа г. Москвы.
2. Определение соответствия размеров санитарно-защитных зон предприятий Юго-Восточного административного округа г. Москвы нормативным показателям. Определение эффективности этой зоны.
Экскурсия в Царицынский лесопарк как буферную зону промышленной Москвы**.
Составление экологической карты Москвы на основе анализа экологического состояния административных округов города**
Тема 2. Природопользование в экономически развитых и развивающихся странах
Влияние экономического развития на характер природопользования. Переход к рациональному природопользованию в экономически развитых странах. Природопользование в городских агломерациях и сельскохозяйственных районах. Проблемы природопользования в экстремальных и лесных районах.
1. Изучение влияния рекреационных нагрузок на лесные экосистемы.
2. Проблемы природопользования в районе Сахеля, выработка путей их решения.
3. Оценка изменения ландшафтов в Амазонии.
Раздел 4. Взаимодействие стран и решение проблем природопользования — 6 ч
Тема 1. Международное сотрудничество в решении проблем
Глобальные масштабы ухудшения качества окружающей среды. Принципы и формы международного и внутреннего сотрудничества.
Тема 2. Роль общественности в охране окружающей среды
Причины возникновения общественных организаций по охране окружающей среды. Общественные организации по охране окружающей среды в России и за рубежом. Экологические забастовки и экологические манифесты как новая форма социального протеста.
Круглый стол: «Кто такие “зеленые” и как охраняют природу наши сверстники».
* Для школ, расположенных в других регионах, — изучение своего региона по той же схеме.
Источник статьи: http://geo.1sept.ru/article.php?ID=200701616