Экологические_связи_сообщества_леса_4_класс

Конспект урока по курсу «Окружающий мир» в 4 классе по теме: «Природное сообщество — лес. Разнообразие растений и животных. Экологические связи. Охрана».

Урок содержит большой объем информации, способствует развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.

Содержимое публикации

Прохоренкова Татьяна Николаевна,

учитель нач.классов, высшая категория,

по курсу «Окружающий мир» в 4 классе по теме:

«Природное сообщество — лес. Разнообразие растений и животных. Экологические связи. Охрана».

(по курсу «Окружающий мир» А.А.Плешакова, УМК «Школа России»)

Тип урока:комбинированный

Форма урока:интегрированный урок

сформировать представления учащихся о лесе,как природном сообществе, ознакомить с многообразием лесных обитателей, ярусами леса, ролью грибов; дать понятия «природное сообщество», «ярусность леса», показать взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества леса; осуществление личностно ориентированного подхода; развитие мышления; развитие внимания; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения работать в парах; развитие умения формулировать проблему.

развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли; воспитывать бережное отношение к природе. развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

Урок содержит большой объем информации, способствует развитию мыслительной деятельности, которая необходима для дальнейшего обучения и повышения эффективности образовательного процесса.

Организационный момент

Рапорт дежурного, приветствие учителя.

— осуществить межличностный контакт, создать комфортную атмосферу урока

— смыслообразование (Я должен посмотреть. )

— планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

— повторить изученный материал, вовлекать учащихся в учебную деятельность по решению учебных задач

Работа с гербарием. Рассмотреть и определить растения гербария.

— Где можно встретить такие растения?

— Какие типы лесов вы знаете?

— А на какие группы можно разделить эти растения?

Актуализация опорных знаний

— общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

-организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний.

— организовать обобщение актуализир. способов действий, мотивировать у учебному действию.

— организовать выполнение уч-ся учебного действия.

— зафиксировать учебные затруднения (групповое или индивид.)

— зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение правил).

Читайте также:  Шишкин_лес_участки_дома

Итак, ребята, сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию в лес.

Хочу пригласить вас сегодня в лес.

Если внимательны будете, дети,

Тайны чудесные откроете эти.

— Я хочу, чтобы вы познакомились с отрывком из рассказа Юрия Дмитриева о лесе.

«Один художник решил нарисовать лес.

— Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.

— Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

— А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

— Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, — не унимался старичок-лесовичок.

Дорисовал и их художник, но лес всё равно чахнет.

Согласился художник и ещё дорисовал много разных зверей.

Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чьё-то фырканье.

— Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. а может и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нём тысячи жителей. И все вместе они и есть лес».

— Лес целый мир. В нём обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но ещё больше скрыто от наших глаз.

— Лес называют природным сообществом.

— Как вы это понимаете? Что такое сообщество?

(Ученик ищет определение в словаре Ожегова.) Остальные работают с плакатом «Деревья».

Сегодня на уроке мы постараемся более полно ответить на вопрос: «Что же такое природное сообщество». И узнаем, по каким природным законам растут растения в лесу.

«Лес – природное сообщество»)

Усвоение новых знаний и способов действия

1) Метапредметные результаты:

— целеполагание как постановка учебной задачи,

— умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Организовать построение проекта изучения нового знания:

1.Уч-ся ставят цель проекта (что является целью — тема).

2.Уч-ся определяют средства ( модели, справочники, атлас-определитель)

3.Уч-ся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Лес не только для нашей забавы.

В нём – деревья, ягоды и травы.

Читайте также:  Брусника_сколько_надо_есть

Лес они сообществом зовут.

— В лесу много деревьев, вы их все знаете. Я предлагаю вам отгадать загадки, отгадками являются названия деревьев.

1. Клейкие почки, зелёные листочки,

с белой корой расту под горой. (Берёза)

Пчёлка самый вкусный мёд. (Липа)

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

Почему же он не тает? (Тополь)

5. Зимой и летом одним цветом. (Ель)

6. У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)

7. Есть у родственницы ёлки

Опадают те иголки. (Лиственница)

— Какие словарные слова – названия деревьев вы знаете? (Береза, осина)

— Молодцы! Ребята, перед вами на парте лежат листы с заготовками растений.

— Т.к. все деревья отгадали правильно, наклейте на лист дерево.

— Теперь, чтобы узнать какие кустарники растут в лесу, необходимо их расшифровать.

Источник

Конспект урока по теме: Жизнь леса. Природное сообщество лес. 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе; познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкойи микроорганизмами, ролью грибов.

Планируемые результаты:

Предметные умения:

— узнавать по иллюстрациям представителей лесного сообщества;

— выделять экологические связи в лесу;

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: осуществлять совместную деятельность в парах и группах; регулятивные – формировать учебные задачи, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные – проявлять положительное отношение к учению

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

— проявлять интерес к изучению темы;

— развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

— проявлять желание решить проблему используя приобретённые знания;

  1. Организационный момент.
  • Давайте поприветствуем друг друга ладошками.
  • И прочитаем строчки(хором)

Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.

  1. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала (фронтальная работа)

-Что такое почва? -Что считают основным свойством почвы? — Какие действия человека приводят к загрязнению почвы? — Какие действия человека приводят к уничтожению почвы? — Что необходимо делать для защиты почвы?

III. Самоопределение к деятельности. Отгадайте загадку. Весной веселит, летом холодит, Грибами, ягодами одаривает, осенью умирает, Весной опять оживает? (Лес)

Читайте также:  Группа_сладкая_ягода_елочки_сосеночки

Итак, лес – место обитания крупных и мелких животных, безобидных и хищников. Все в лесу взаимосвязано. Об экологических связях в лесу нам расскажет Амитова Сафие. Какой вывод можем сделать из проделанной работы? В лесу живут еще одни живые организмы. Кто же это? Отгадайте: Стояли мы на крепкой ножке,
а теперь лежим в лукошке. (Грибы) Ответьте на вопрос «Нужны ли лесу грибы?», ответ на этот вопрос найдете в учебнике с 164. Ребята, а зачем грибы лесу? Они важны для леса? — Помогают деревьям всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. — Грибами питаются и лечатся животные. — Грибы способствуют разложению растительных остатков (пней, упавших сучьев, отмершей листвы). Ребята, а давайте сейчас поиграем в игру: Игра «Съедобные и несъедобные грибы». Ребята как вы думаете, лес имеет значение для человека? Какое значение для человека имеет лес, нам расскажет Мамеджанова Фатиме. Закрой глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? Это лесная подстилка. А что такое лесная подстилка? На этот вопрос ответ вы найдете в нашем учебнике. Лесная подстилка чтения текста с. 165. Это слой на поверхности почвы из опавшей листвы, остатков старой травы, сухих веточек, отмерших корней и растений, опавшей коры. Толщина лесной подстилки составляет в среднем от 5 до 20 см. Часть старой листвы и отмерших растений под действием микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок постепенно перегнивают. Благодаря этому почва пополняется перегноем, а в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. Ребята, а человек как то влияет на лес? Всегда ли он хорошо влияет на лес? Об этом нам расскажет Бандура Ирина. А нужно ли лес охранять? Об этом нам расскажет Фетляева Нияра. Какой вывод сделаем? — Давайте с вами вспомним о том, как нужно вести себя в лесу. Сформулируйте мне несколько правил. VII. Итог урока — Почему лес называют природным сообществом? Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Поэтому лес называют природным сообществом. Домашние задание с.164 — 169, прочитать отвечать на вопросы. VIII. Рефлексия -Ребята, о чем говорили на уроке? — Что нового узнали? -Что больше всего понравилось? -Довольны ли вы своей работай, работай своих товарищей, моей работай? -Кто был самый активный? (кому вы поставите 5). -Кто был менее активный ( кому вы поставите 4). -Какое у вас настроение? 8

Источник

Оцените статью