Проект по формированию экологической культуры «Огород на участке»
Юлия Кузьмина
Проект по формированию экологической культуры «Огород на участке»
Проект по формированию экологической культуры
«Огород на участке»
Группа №2 «Колобок»
Воспитатель:Кузьмина Ю. В.
Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам». Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла у нас идея создать свой огород — это чудо — огород, который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.
Тип проекта: среднесрочный, познавательно-исследовательский, групповой.
Цель: Формирование у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков посредством вовлечения в практическую деятельность по созданию огорода на участке детского сада.
• Закреплять представление об общих признаках растений (корень, стебель, листья, цветы, семена) и о потребностях растения во влаге, тепле, свете для их роста.
• Формировать представления о работах, проводимых в весенний, летний, осенний период в саду и огороде.
• Формировать познавательный интерес в процессе изучения особенностей роста растений на учебно-опытном участке. Расширить знания детей о культурных растениях.
• Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (огурцов, моркови, салата, петрушки, перца, свеклы, кабачка, тыквы, томатов, лука).
• Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в открытом грунте.
• Развивать чувство ответственности за полив, взрыхление, прополки сорняков.
• Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
• Воспитывать уважение и бережное отношение к природе.
• Этапы реализации проекта:
1 этап –Организационно -подготовительный: определение идей мини огорода на участке, подбор семян, изучение температурного и светового режима, особенности ухода и агротехники выращивания растений (февраль-май)
2 этап -Практический: познавательная, исследовательская, продуктивная и практическая деятельность (февраль — сентябрь)
3 этап –Итоговый: анализ результатов проекта и его презентация (конец сентября)
• Формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта.
• Подготовка материалов по формированию экологической культуры.
• Подготовка материалов для создания огорода.
• Определение идей мини огорода на участке.
• Изучение температурного и светового режима, особенности ухода и агротехники выращивания растений.
Практический — реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
— Познание: «Насекомые помощники»; рассматривание семян растений;
наблюдение за рассадой; наблюдение за ростом и развитием растения.
— Конструирование: оформление огорода.
— Социализация: Д/И «Собери растение», «Во саду ли в огороде», «Инструменты садовника», «Узнай на ощупь», «Волшебный мешочек», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму».
— Коммуникативная деятельность:беседы: «Можно ли рвать у растений листья и цветы?», «Почему нельзя поливать растения каждый день?», «Полезен ли лук?», «Что такое сорняки?». Составление рассказа «Лето на огороде», «Как я помогаю на огороде», разучивание пословиц, поговорок о труде.
— Чтение: стихотворения — С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», РНС «Бобовое зернышко», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.
-Труд: посадка семян цветов и овощей; высаживание рассады на участок; составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные, индивидуальные трудовые поручения.
Аппликация: «Корзина с овощами», «Корзина с цветами»
Лепка: «Насекомые помощники»
Рисование: «Огород»; «Букет в подарок близкому»; «Овощи».
Создание огорода на участке группы.
Посадка овощей и зелени.
— сбор и обработка методических, практических материалов, соотношение поставленных и прогнозирующих результатов с полученными, обобщение материалов проекта.
Оформление материалов проекта:
— Презентация проекта.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
• Расширение знаний и представлений у детей о процессе посадки и выращивания растений.
• Создание необходимых условий на участке для наблюдений за жизнью растений и возможностью ухаживать за ними.
• Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.
• Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.
• Появление урожая, сбор его и употребление в пищу.
• Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
• Формирование у детей уважительного отношения к труду.
В ходе реализации проектабыли получены следующие результаты:
-Дети познакомились с культурными огородными растениями.
-У детей сформировался интерес к опытно исследовательской деятельности по выращиванию культурных огородных растений в открытом грунте.
-В результате практической деятельности и опытно — исследовательской деятельности дети получили представление о необходимых условиях для роста растений.
-Дети увидели многообразие посевного материала.
-Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
-На прогулочном участке создан мини огород.
Таким образом, данный проект, способствовал тому, что уровень интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическаякомпетентность детей: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появился интерес и стремление к взаимодействию с ними.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно — исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
«Огород на окошке». Воспитание экологической культуры у дошкольников Этой весной в нашем детском саду по традиции проводится конкурс Огород на окне». Большое значение в познавательном развитии детей, воспитании.
Акция по формированию экологической культуры у младших дошкольников «Каждому певцу по дворцу» «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!» Цель: Формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения. Задачи: 1).
Акция по формированию экологической культуры у младших дошкольников «Витамины на подоконнике» Цель: Формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения. Задачи: • Познакомить с полезными свойствами зеленого лука, петрушки,.
Конспект занятия по формированию экологической культуры «Поможем Красной шапочке» Цель: обобщение знаний о природе, формирование экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее.
Методические рекомендации «Организация работы с детьми дошкольного возраста по формированию экологической культуры» [hТема: «Организация работы с детьми дошкольного возраста по формированию экологической культуры» 3][/h3] Перед педагогом стоят серьезные.
Опыт работы по формированию начал экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность Опыт работы по формированию начал экологической культуры дошкольников через проектную деятельность Экологическая культура – это одно из.
Проект по формированию экологической культуры у старших дошкольников «Люблю березку русскую» 1 этап — Разработка проекта. Цель проекта: формировать начало экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Расширять.
«Веселый огород». Проект по формированию экологической культуры у дошкольников Актуальность проекта Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут,.
НОД по формированию основ экологической культуры с помощью музыки «Путешествие капельки» Выступление на методическом объединении: НОД «Путешествие капельки» (музыка + экология) Цель: Формировать основы экологической культуры.
Творческий проект по формированию основ экологической культуры Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории №59 «Лакомка» с. Кулешовка,.
Проект «Экологически чистая защита сада и огорода»
проект по экологии (9 класс) на тему
Проект «Экологически чистая защита сада и огорода»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologich._chistaya_zashchita_sada_i_ogoroda.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Экологически чистая защита сада и огорода»
В нашем небольшом селе, как и во многих других уголках нашей области, население в большинстве своём занимается огородным хозяйством. Продукция собственного огорода является основой питания сельского населения. Да и жители города с желанием покупают на рынке и овощи, и ягоды, выращенные сельскими жителями в надежде на то, что в этих продуктах нет «химии», что они полезны для здоровья. В условиях сурового климата Сибири тяжело вырастить богатый урожай, уберечь сельскохозяйственные растения от заболеваний и вредителей. Современный рынок предлагает широкий ассортимент средств химической защиты растений. Порой отсутствие знаний о предлагаемых химических препаратах и их необдуманное применение, создают определённый риск для здоровья людей. Поэтому у нас возникла идея познакомить учащихся нашей школы с некоторыми способами защиты садовых и огородных растений без применения химических препаратов. И на примере проведенных экспериментов показать опасность использования овощей и фруктов выращенных с использованием «химии».
Просвещение учащихся по вопросам экологически чистой защиты сада и огорода.
- Познакомить учащихся с некоторыми способами экологически чистой защиты сельскохозяйственных растений от болезней и вредителей.
- Показать риск необдуманного применения средств химической защиты выращиваемых растений.
- Проведение мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности ведения сельского хозяйства.
Реализация проекта предполагает сбор и распространение информации о способах экологически чистой защиты огородных и садовых растений без применения химических средств.
Реализация проекта происходит силами учащихся (6-9 классов) школы – членов экологического кружка под руководством учителя биологии.
Место реализации проекта: МБОУ Октябрьская СОШ Карасукского района.
Срок реализации проекта: сентябрь 2015г – май 2016г.
Методы исследования проблемы :
- Опрос населения
- Работа с определителями растений и животных
- Изучение специальной литературы
Методики проведения работы:
- Проведение экспериментов.
- Создание брошюр просветительского характера « Экологически чистая защита растений сада и огорода» и их распространение.
- Работа с Интернетом.
- Создание фотоальбома как методического пособия.
План реализации проекта.
- Организация опроса жителей села для изучения их опыта защиты садовых и огородных растений от вредителей и заболеваний.
( срок сентябрь – октябрь 2015г )
- Изучение специальной литературы по вопросам защиты растений сада и огорода от вредителей и болезней без применения химических средств. ( срок ноябрь – декабрь 2015г)
- Создание и распространение брошюр « Экологически чистая защита растений сада и огорода». ( срок январь –март 2016г )
- Заполнение методической странички на сайте МБОУ Октябрьская СОШ (апрель 2016г)
- Отчет членов экологического кружка о проделанной работе для учащихся школы и всех желающих. ( срок апрель- май 2016г)
- Создание фотоальбома « Экологически чистая защита растений сада и огорода». ( срок май 2016г)
Теоретическое обоснование проекта.
Биологическая защита культурных растений.
Известно, что огородные растения могут накапливать в себе вещества ядохимикатов и удобрений, это делает их опасными для здоровья людей.
При биологических способах защиты сада и огорода от вредителей и болезней используются организмы, отпугивающие или уничтожающие возбудителей болезней и вредителей. Эти средства доступны всем.
1.Главным помощником человека в этом деле являются, прежде всего, птицы . Они уничтожают огромное количество вредных насекомых, их личинок и гусениц. Привлекая птиц кормушками и скворечниками, можно спасти растения от многих вредителей.
2.В садах и огородах широко можно использовать растения, выделяющие особые вещества – фитонциды , которые убивают или подавляют рост и развитие микроорганизмов (бактерий, грибов и др.). Такие растения: лук, чеснок, хрен, редька, полынь, чабрец, мята, табак, пижма, бархатцы, укроп, – сажают рядом с овощными и плодовыми культурами. Своим запахом они отпугивают вредителей, а выделяемые ими фитонциды убивают болезнетворные микроорганизмы и вредных насекомых.
3.Ещё один биологический метод борьбы – опрыскивание растительными экстрактами, отварами, настоями. Их можно приготовить из полыни, ботвы картофеля, шелухи лука и др.
4. насекомые – хищники – муха -журчалка, кузнечик, стрекоза, жужелица гладкая, жужелица зернистая, златоглазка, божья коровка, наездники — настоящие защитники растений; они сами и их потомство расправляются с насекомыми – вредителями.
5.Помощь в защите урожая могут оказать жабы и лягушки. Они поедают насекомых в огромных количествах.
Растения, используемые для борьбы
с вредителями овощных и плодово-ягодных культур
Ботва картофеля и томатов, лопух, полынь, горчица, одуванчик, чеснок, перец, шелуха лука.
Полынь, бархатцы, чеснок, пижма, ботва томатов, перец.
Ботва картофеля и томатов, шелуха лука, чеснок, одуванчик, перец, конский щавель, пижма, хрен.
Ботва картофеля и томатов, полынь, табак, горчица, лопух
Полынь, ботва томатов, шелуха лука, перец, пижма, хвойный экстракт
Горчица, перец, табак.
Ботва картофеля и томатов, одуванчик, перец, хрен, пижма, чеснок, конский щавель, табак, шелуха лука, горчица, крапива, лопух, бархатцы, полынь.
Для приготовления настоя любого из перечисленных в таблице растений надо взять 500-600 г листьев и стеблей, залить 10 л тёплой воды (не выше 40 градусов) и настоять 2-3 часа. Затем процедить и сразу использовать для опрыскивания овощных растений, кустов смородины, малины и т.п. Расход настоя 1л на 1кв. м или 1,5 л на 1 куст.
Настой корней конского щавеля эффективен при борьбе с клещами и тлёй на кустах смородины, опрыскивать 2раза в день, расход 1,5 л на 1 куст.
Для приготовления настоя шелухи лука берут 300г шелухи и заливают 10 л тёплой воды, настаивают 3часа. Опрыскивать любые культуры.
Для приготовления настоя чеснока на 10 л тёплой воды достаточно взять 4-5 средних головок чеснока, можно также использовать и шелуху чеснока. Настой чеснока и шелухи лука эффективен при борьбе со многими вредителями. Полезно опрыскивать этими настоями капусту, смородину.
Настоем порошка горчицы или измельчённого табака, перца (1 горсть на 10 л тёплой воды) можно опрыскивать капусту от мошки, от слизней.
Растения, используемые для борьбы с болезнями сельскохозяйственных культур.
Ржавчина и бурая пятнистость листьев сливы, груши
Бурая, красная пятнистость листьев сливы, вишни
Парша, мучнистая роса
Черемша, гриб-дождевик ( окуривание производить зрелым грибом)
Бывает, что листья молодых растений огурцов начинают желтеть (это грибковое заболевание). Необходимо срочно обработать растения настоем картофельной ботвы (опрыскать обильно). Иначе листья будут быстро желтеть и вянуть, а урожай огурцов будет очень мал.
От серой гнили помогает полив с настоем прелого сена (1-2 л настоя на 10 л воды). Приготовление настоя прелого сена: в большое ведро 1/3положить сена и 2/3 долить воды, настаивать 3-5 суток (до появления прелого запаха).
Растения, которые используют для отпугивания вредителей можно посадить недалеко от овощных и плодово-ягодных культур либо разместить эти сорванные травы кучками вдоль грядок и под ягодными кустами.
Растения, используемые для отпугивания вредителей
Настурция, мята, чабрец, полынь
Мята, полынь, табак, пижма, клоповник сорный
Белянка капустная (гусеницы)
Укроп, чеснок, герань, мята, настурция, лук, шалфей, пижма, чабрец, полынь, клоповник сорный, кориандр, настурция, пижма, хрен
Клоповник сорный, кориандр, настурция, пижма, хрен
Мята, пижма, полынь, лаванда, валериана
Фенхель, чеснок, розмарин
Клоповник сорный, кориандр, бархатцы, шнитт-лук, фенхель, мята, чеснок, жимолость, горчица, настурция
Базилик, пижма, орех грецкий
Чеснок, молочай, чернокорень, донник, подсолнечник, нарцисс
Чеснок, лук, бархатцы
Экологически чистая защита растений с помощью различных приспособлений и веществ, не являющимися ядохимикатами.
Гусениц капустной белянки приходится собирать руками, ведь применять ядохимикат Инта-вир можно не позже чем за 2 месяца до сбора урожая. Чтобы бабочки-капустницы не садились на капусту и не смогли на ней отложить яйца, поможет нехитрое приспособление. Надо натянуть над капустной грядкой несколько рядов магнитофонной ленты из старых аудиокассет, закрепив их по краям грядки на палочках или на дугах. Магнитофонные ленты трепещут от ветра и блестят, это отпугивает бабочек-капустниц. Если вы в начале лета соорудите такое приспособление, то собирать гусениц с капусты не придётся.
Молодую рассаду капусты полезно при посадке в грядку сначала окунать в воду с мятным порошком (каждое растение), это защитит растение от тли и мошки. В последующие дни полезно посыпать молоденькие растения капусты и землю вокруг табаком, золой.
Ранней весной надо облить кусты смородины кипятком, чтобы уничтожить яйца клещей.
Зимой надо сильно утоптать снег вокруг стволов яблонь и других плодовых культур, чтобы мыши под снегом не смогли добраться до ствола и не грызли его. С этой же целью весной надо побелить стволы плодовых деревьев, грызунам вкус извести не нравится.
Помидоры в период цветения обязательно надо обработать раствором борной кислоты. 10 г борной кислоты размешать в 10 л воды и брызгать этим раствором на каждый цветок. Это защитит от долгоносика, который выедает завязь пестика, вследствие чего множество цветков погибает, осыпается, и плоды не появляются.
Садовую клубнику в период цветения надо побрызгать водой с хозяйственным мылом.
На клубнике часто бывает серая гниль. Поражённые ягоды надо очень аккуратно убрать, чтобы споры этого грибка не заразили другие растения клубники. Полить несколько раз обильно настоем прелого сена.
Экологически чистое удобрение можно сделать самим. Надо вырыть в уголке огорода яму (примерно 1 м глубиной) и все вырванные сорняки складывать в неё, утрамбовывать, иногда поливать туда водой, чтобы вся эта трава перегнивала. На следующее лето в яме будет отличный перегной, который надо добавлять в почву на грядках.
Перед посадкой любые семена замачивать в слабом растворе марганца для профилактики различных заболеваний растений.
Наш проект несёт просветительскую функцию. Путём опроса огородников и садоводов мы узнали, что очень многие из них обеспокоены тем, как добиться хорошего урожая без помощи химических средств, чтобы выращенные овощи, ягоды действительно приносили здоровье, были экологически чисты. Многие хозяева с удовольствием раскрыли нам свои секреты, при этом нередко хвастались хорошим здоровьем, связывая этот факт с потреблением собственной огородной продукции, выращенной « без химии». Мы изучили достаточно много специальной литературы, нашли новые рецепты настоев и других экологически чистых способов защиты против вредителей и заболеваний культурных растений. Известно, что огородные растения могут накапливать в себе вещества ядохимикатов и удобрений. В этом мы убедились, проводя собственные исследования овощей выращенных с использованием «химии» и без нее. Рассказывать людям о том, что есть безопасные эффективные средства защиты культурных растений, без применения ядохимикатов – нужное дело. Мы уверены, что люди примут эту информацию, задумаются о здоровье собственном и здоровье своих детей, и будут применять способы экологически чистой защиты растений сада и огорода.
Список используемой литературы.
- А.Т.Зверев, Е.Г.Зверева «Экология», изд. « Оникс», Москва, 2002г.
- А.Н. Стрижев «Ваш урожайный участок», изд. «Знание», Москва, 1990г.
- А.Н.Стрижев «Защита огорода и ягодника», изд. «Знание», Москва, 1991г
- Ф. Бёмиг «600 советов овощеводу-любителю», изд. «Колос», Москва, 1996г
- Определитель растений Новосибирской области.
- Большой атлас природы России, изд. «Эгмонт Россия Лтд», Москва, 2003 г.
- Журнал « Приусадебное хозяйство» №4, №6 2005г., №5 2003г., №7 2006г.