Методические рекомендации по экологической тропе «Наш цветник» детей старшего дошкольного возраста
Маргарита Тураева
Методические рекомендации по экологической тропе «Наш цветник» детей старшего дошкольного возраста
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов, дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.
В старшем дошкольном возрасте экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.
Учитывая особенности возраста подготовительной группы, дети становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов. Воспитанию ответственного отношения к природе способствует организация поста «Зеленый патруль».Дети проводят большую творческую работу: рисуют плакаты о правилах поведения, готовят литературно-музыкальные композиции и выступают с ними перед родителями и гостями детского сада. В этом возрасте дети уже умеют ухаживать за цветами.Очень важно помнить об интегрированном подходе: наблюдения за объектами организует воспитатель, свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях музыкой, изобразительной, театрализованной деятельностью, в подвижных играх.
Можно выделить следующие функции экологической тропы:
Для организации тропы «наш цветник«необходимо:
-обследовать территорию и выделить подходящее место;
-составить карту схемы тропы;
-выбрать вместе с детьми хозяйку тропы;
-описать все виды точек;
-изготовить таблички с рисунками и нахождения точек маршрута.
Карты-схемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных им изображений объектов и стрелок, указывающих маршрут.
Видовыми точками могут быть растения как специально посаженные педагогами и детьми,так и находящиеся на территории участка: полянки одуванчиков заросли подорожника, цветы мать и мачехи другие виды растений.
Ухаживая за растениями на цветнике дети узнают последовательность их развития,последовательность сельскохозяйственных работ,овладевают рядом практических навыков.
Основными условиями для успешной работы на цветнике являются:
-наличие плана последовательности и времени работы ;
-наличие рабочего инвентаря;
-совместная деятельность взрослого и ребенка.
Совместная деятельность взрослого с ребенком:
-экскурсии,наблюдение за развитием растений.
-различные виды изобразительной деятельности на экологические темы;
-ознакомление с трудом взрослых в природе;
-чтение художественной литературы;
-беседы на экологические темы;
-рассматривание иллюстраций о природе;
-работа с моделями;
-создание проблемных ситуаций;
-экологические досуги и праздники.
Самостоятельная деятельность детей:
-наблюдения в природе;
-уход за растениями;
-изготовление поделок из природного материала;
-разные виды игр.
Основные виды работ на цветнике:
-рыхление и прополка;
-полив и подкормка;
Растения для цветника однолетние:бархатцы,астры,петуния,космея, настурция,львиный зев.
Двухлетние:анютины глазки,гвоздика турецкая,незабудка.
Для цветника подбираются растения цветущие с ранней весны до поздней осени. Их непрерывное цветение приносит радость,позволяет любоваться и ухаживать за растениями длительное время. В плане обучения прогнозирования, и наблюдения за погодой,на клумбу высаживаются растения- барометры и растения- часы.Растения барометры: фиалка,календула, одуванчик. Растения «живые часы»:мать и мачеха,ноготки,портулак. Раскрывшиеся ноготки будут показывать на 9 часов утра, а закрывшая цветок мать-и-мачеха-на 17 часов.
Помимо растений, на тропе могут быть места, предназначенные для какой-либо деятельности детей и взрослых:
— Избушка Айболита (станция «скорой помощи») — место
хранения инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают за растениями участка (лейки, секатор, вар и др.).
— Площадка для отдыха — последний объект тропы, оборудованная таким образом, чтобы дети могли посидеть под навесами за столами. Здесь они не только отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготовлением поделок из природного материала, изо. деятельностью.
Формы и методы работы с детьми, на экологической тропе могут быть разнообразными,например: проведение комплексных занятий, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятия, практическая деятельность, исследовательская работа. При организации работы с детьми следует учитывать объекты, которые есть на каждой из точек.
Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических исследований,экологических праздников,игр, инсценировок с участием «хозяйки тропы» ,эмоционального развития детей, формирования чувства близости природе и сопереживания всему живому.
Методические рекомендации для занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста «Знакомим с цветом» Дидактическое пособие для занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста «ЗНАКОМИМ С ЦВЕТОМ» МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой.
Конспект экскурсии «Путешествие по экологической тропе» с детьми старшего дошкольного возраста Конспект Экскурсия «Путешествие по экологической тропе» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Обогащение и систематизирование.
Квест-игра «Путешествие по экологической тропе» в группе старшего дошкольного возраста Конспект мероприятия в форме квест — игры «Путешествие по экологической тропе» Цель: обобщение и систематизирование экологических знаний.
Методические рекомендации для педагогов и родителей «Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми» Младенец рождается беспомощным и несмышленым, на превращение его в субъекта многообразной человеческой деятельности огромную роль играет.
Методические рекомендации по организации и проведению словесных игр с детьми старшего дошкольного возраста ЗНАЧЕНИЕ СЛОВЕСНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Одной из основных задач умственного воспитания.
Методические рекомендации по организации эколого-краеведческому воспитанию детей дошкольного возраста Знакомясь с историей родного города, края, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных.
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом» Идея патриотизма во все времена занимала особое место, но особенно актуальной проблема патриотического воспитания стала сегодня. Существенные.
Методические рекомендации для воспитателей: «Метод психодрамы в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые коллеги, представляю вам материал по психологии для детей старшего дошкольного возраста. Надеюсь что мои материал станет интересным.
Методические рекомендации «Организация работы с детьми дошкольного возраста по формированию экологической культуры» [hТема: «Организация работы с детьми дошкольного возраста по формированию экологической культуры» 3][/h3] Перед педагогом стоят серьезные.
Методические рекомендации «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» Методические рекомендации. «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста». Трудовое воспитание-это совместная деятельность воспитателя.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskie-rekomendaci-po-yekologicheskoi-trope-nash-cvetnik-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
Конспект наблюдения на экологической тропе «Цветник»
Вера Кызыма
Конспект наблюдения на экологической тропе «Цветник»
Экологическая тропа (конспект) цветник.
Программное содержание: Создать условия для ознакомления детей сцветами, их названиями;с особенностями строения: корень, стебель,цветы, листья. Развивать наблюдательность. Учить устанавливать причинно-следственные связи, прививать бережное отношение к растениям, учит детей видеть красоту и неповторимость каждого цветка.
Ход занятия
В гости к детям приходит Мишутка, приглашает детей прогуляться по тропинке д/с и рассмотреть сколько цветов растёт в д/с. Как красиво на клумбах.
Вместе с воспитателем дети и рассматривают цветы: ромашку, бархатцы, розы, петунью, ирисы и др. Воспитатель обращает внимание детей и Мишутки на строение цветка: у него есть корни, где они находятся? (в земле, как у дерева, стебель (показ стебля детям, листья и цветы, предлагает понюхать и объясняет детям, что многие цветы ароматно пахнут.
Сейчас я вам загадаю загадки, попробуйте их отгадать, чтобы детям легче было отгадать, воспитатель подходит к тому цветку, о котором загадана загадка
– стоят в поле сестрицы, жёлтый глазок, белые реснички (ромашки)
– Я капризна и нежна
к любому празднику нужна
Могу быть белой, жёлтой, красной
Но остаюсь всегда прекрасной Роза
– Белые горошки, на зелёной ножке (ландыши)
– Синенький звонкий висит
Никогда он не звонит (колокольчик)
– Пышный куст в саду расцвёл
привлекает ос и пчёл,
весь в больших цветах махровых
– Белых, розовых, бордовых. Пион
Загадку отгадали рассматривают сам цветок: у него корень (он в земле, стебель, листья, цветок. Каждый раз дети повторяют вместе с Мишуткой.
Игра «Узнай цветок по описанию».
(назови и покажи)
Воспитатель, дети и Мишутка идут по дорожке и рассматривают другие цветы: лилии, ноготки, петушью, гребешки и др. И каждый раз воспитатель подчёркивает, что у цветка есть корень, стебель, цветок.
— А скажите мне, что нужно для цветов, чтобы они росли, цвели и радовали нас? (свет, тепло, влага и конечно забота людей, растения нужно поливать, рыхлить, оберегать, любоваться)
— Чем похожи всецветы (есть стебель, листья, корень,Цветы, семена)
— Чем отличаются (названием и внешним видом)
Мишутка просит детей нарисовать ему в подарокцветы. Дети рисуют (как могут, он прощается с детьми.
Открытый просмотр прогулки по экологической тропе Цель: Обобщить знания детей об объектов экологической тропы Задачи: Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической.
Фотоотчет о создании на экологической тропе зоны отдыха Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Сегодня хочу поделиться с Вами фотоотчетом о создании на экологической тропе зоны отдыха. Экологическая.
Фотоотчет Увлекательное путешествие по экологической тропе «В гости к Лесовичку» Конспект организованной образовательной деятельности /ООД / по познавательному развитию детей в средней группеУвлекательное путешествие.
Конспект итогового занятия по природному миру в старшей группе на экологической тропе «У ежика в гостях» Конспект ОД (природный мир + экология + трудовая деятельность + здоровьесберегающие технологии) Тема: «У ежика в гостях» (старшая группа).
Конспект ООД по ознакомлению детей с миром природы «Прогулка по экологической тропе осенью» Задачи. Образовательные: расширять представления детей об объектах экологической тропы и сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое.
План-конспект занятия прогулки по экологической тропе здоровья «Листопад» Цель:Продолжать формировать интерес у детей к природе. Задачи: Уточнить знания у детей о природном явлении листопаде, совершенствовать навыки.
Прогулка по летней экологической тропе в младшей группе Прогулка по летней экологической тропинке с детьми младшей группы. Летом всё свободное время дети играют на участке. Воспитатели проводят.
Прогулка по экологической тропе — фотоотчёт. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskaja-tropa-konspekt-cvetnik.html
Экологическая тропинка. Объект «Цветочная поляна»
Наташа Чередник
Экологическая тропинка. Объект «Цветочная поляна»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 18 муниципального образования
Щербиновский район село Екатериновка
Экологическая тропинка
Объект «Цветочная поляна»
Выполнила воспитатель: Чередник-Халяпина Н. Н.
Цель: Развивать бережное отношение к природному окружению; интерес к природе, выращиванию декоративных растений; дать понятие о жизненном цикле растения, рассматривая строение корневой системы у ростков.
Задачи: Развивать умение наблюдать за растениями на цветочной клумбе.
Расширять представления детей о цветущих растениях и их разнообразии;
Закреплять понятия: комнатные, садовые, луговые, лекарственные растения.
Формировать бережное отношение к растениям, развивать желание ухаживать за ними.
Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
Развивать творческие способности детей, закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
Характеристика объекта: объект «Цветочная поляна» располагается на территории детского сада, открытого в 2014 году. Ограниченная территория (клумба, на котором выращиваются различные декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории нашего ДОУ.
На данном объекте находится хозяйка «Девочка Ромашка» и её друзья гном Федя и божья коровка.
Рекомендации по организации работы с детьми:
— труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян;
— наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми; — сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;
— беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование);
— проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;
— видеть красоту и неповторимость каждого цветка;
— формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.
Видовые точки для наблюдений: девочка «Ромашка»; божья коровка; гном-Федя; пень украшенная петунией в цветочных горшках; многолетние цветы-ирис, бархатцы, лилия, львиный зев, нарцисс, одуванчик, ромашка, роза, хризантема, астра, мак.
Девочка «Ромашка» – хозяйка объекта. Сделана из материала ДВП, покрашена яркой краской.
Девочка «Ромашка», знакомит детей с цветами, последовательностью их роста и развития, с людьми и профессиями, связанными с цветоводством. Дети принимают участие в посадке и уходе за растениями, сборе семян, в пополнении коллекции иллюстрациями, открытками, собирают стихи, песни, загадки, приметы, легенды и мифы о цветах, играют в подвижные игры. Повторяются правила поведения в природе.
Божья коровка – насекомое. Заламинированная картинка прикреплённая скобами к ДВП.
Выглядит насекомое очень ярко. Их круглая спинка окрашена в красный, оранжевый или желтый цвет и покрыта точечными пятнышками. Точек может быть разное количество. Встречаются особи с двумя точками, с 12, 30. Самая распространенная — семиточечная коровка.
У божьих коровок есть голова, грудь, брюшко, 3 пары лапок, жесткие надкрылья и крылышки прозрачные, при помощи которых насекомое летает. Глаза большого размера и подвижные усики. Летает жучок при помощи двух задних крыльев, а жесткие надкрылья служат защитой. Во время полета насекомое делает до 85 взмахов в секунду. И детям интересно будет увидеть, что под жестким надкрыльями прячутся прозрачные крылья с помощью которых насекомое летает. Зачем же насекомому такой яркий наряд? Чтобы защищаться от врагов!Это предупреждающая окраска:» Я не съедобная!»- гласит она.
Они теплолюбивы. Если климат холодный, божьи коровки собираются стаями и улетают в теплые края. Если остаются, собираются колониями и прячутся под камни, кору деревьев и так пережидают зимнюю стужу.
Питается божья коровка в природе лиственной и панцирной тлей и паутинными клещами, чем спасает цветы, сады и ягодные кустарники.
Гном Федя – статуэтка. Сделана из гипса и покрашен яркой краской. Используется фигурка для организации сказочной атмосферы детей.
Конспект коллективной аппликации «Цветочная поляна» Цель: Развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение у детей. Задачи: 1. Продолжать учить заниматься коллективной деятельностью;.
Мастер-класс по аппликации «Цветочная поляна» Мастер-класс «Цветочная поляна» Цель: Развитие детского творчества. Задачи: 1. Учить обводить трафарет и вырезать цветы. 2. Учить аккуратно.
Занятие по коллективной аппликации «Цветочная поляна» Цель:Развитие чувства коллективизма,создание эмоционального настроения детей. Задачи: 1. Научить детей составлять из готовых элементов образ.
Проект по экологии «Экологическая тропинка в ДОУ» Целевой долгосрочный проект «Экологическая тропинка в ДОУ» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название раздела Содержание раздела Краткое название проекта.
Видеоотчет «Проект «Экологическая тропинка» Актуальность проекта. В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности.
Проект «Экологическая тропинка» (подготовительная группа) Проект «Экологическая тропинка» Вид проекта: групповой, интегрированный Тип проекта: творческий, познавательно — продуктивный Продолжительность:.
Развивающее пособие «Экологическая тропинка» Экологическая тропа – это специально разработанный маршрут в природу. Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению.
Сценарий развлечения «Цветочная поляна» Цель праздника: Создать атмосферу радостного общения, организовать и заинтересовать весь детский коллектив и педагогов к совместной деятельности.
Опыт работы «Экологическая тропинка в ДОУ» Экологическое воспитание дошкольников — приоритетное направление дошкольного учреждения. Ранний возраст – самое благоприятное время для.
Экологический объект «Поляна сказок» Объект «Поляна сказок» Цель: формирование интереса детей к природе через экологические сказки. Задачи: — расширить представления детей.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskaja-tropinka-obekt-cvetochnaja-poljana.html