Екатерининский парк пергола трельяжная беседка

Екатерининский парк, Царское Село, Санкт-Петербург — отзыв

Союз архитектурного и природного великолепия. Как Сарская мыза стала Царским селом. Много фото и истории. Посещение в осенне-зимний период

Начавшаяся зима — не помеха для прогулок на свежем воздухе. Тем более, что в холодное время года пригороды Петербурга по-своему прекрасны. И нет толп туристов, бонусом

В этот раз мы пошли не наобум в первые встретившиеся ворота, а нашли вход в Екатерининский парк по карте (в прошлый раз случайно оказались в Александровском парке). Это оказалось несложно

Как добраться: Удобнее всего — на машине (30 мин от центра города, если без пробок). В не-сезон припарковаться можно совсем рядом, на любой из улиц, пересекающихся с ул. Садовой. Летом с местами ситуация чуть напряженнее, но тоже всегда можно найти.

Также можно добраться на электричке (+20 минут пешком по Пушкину) или на общественном транспорте (маршрутки от м. Московская).

Главный вход: у Знаменской церкви и Лицейской арки на Садовой ул.

  • Эрмитажная кухня;
  • Кадетские ворота;
  • Орловские ворота;
  • Треугольная площадь.

Видимо, я давно не была в Екатерининском парке. Турникеты у входа удивили, раньше вход круглогодично был бесплатным. Сейчас они не работали:

Вход платный, но только в определенные периоды:

В летний период (с 25 апреля по 20 октября):

  • для взрослых — 150 рублей;
  • для детей до 16 лет — бесплатно;
  • для школьников с 16 лет и студентов — 80 рублей;
  • для пенсионеров России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии — 50 рублей.

В зимний период (с 21 октября по 24 апреля) вход в парк бесплатный.

У входа находится карта, где обозначены все находящиеся на территории достопримечательности:

Есть и киоск с сувенирами (в туристический сезон их больше) — даже зимой он пользуется успехом:

К моему удивлению, в парке нет информационных табличек даже банально с названиями, не говоря уже о краткой исторической справке — как это организовано в Александровском парке (здорово и удобно!). Поэтому, при виде той или иной постройки приходится догадываться, что это. На холоде особо не почитаешь в Интернете, руки мерзнут

Мне потребовалось не мало времени, чтобы после описать все увиденной, найти информацию по тому, что я нафотографировала. В Александровском такой проблемы не было, т.к. все подписано.

Но хотя бы есть указатели и местами дублируются карты, не потеряешься, можно разработать маршрут и пройти по нему:

  • Коронавирус: соблюдаются ли меры предосторожнсоти?

На территории рекомендуется находиться в маске и перчатках. Однако никто не соблюдает эту меру. Периодически встречающиеся неподалеку от входов охранники не делают замечаний даже входящим в парк посетителям.

Честно говоря, мне неприятно, когда идущий впереди или навстречу человек начинает кашлять. Именно поэтому хожу в маске и хотелось бы, чтобы ходили и другие, особенно потенциально простуженные люди. Да, на маске неприятно скапливается конденсат от перепада температур, но на этот случай можно взять несколько штук. Плюс в маске лицо мерзнет меньше

По инфраструктуре — стоит отметить наличие нескольких ресторанов, WC, множества скамеек и мусорных урн. В парке очень чисто и аккуратно.

  • Этимология названия

Самое время узнать историю этого места, прежде чем отправиться по достопримечательностям екатерининского времени.

История весьма необычна, это место раньше принадлежало шведам. Что поразило меня больше всего — так это то, что название вовсе не пошло от царей, которые возвели там дворцы и парки (как я всегда думала). Это видоизмененная форма первоначального финско-шведского названия — Сарская мыза.

В шведское время (1609—1702) на территории Екатерининского парка существовала усадьба шведского магната — Сарская мыза (фин. Saari mojs, швед. Sarishoff — «возвышенное место»). Это была небольшая усадьба, состоявшая из деревянного дома, хозяйственных пристроек к нему и скромного сада, разделённого двумя перпендикулярными аллеями на четыре квадрата.

Речка Вангази, протекавшая по дну оврага, была запружена, благодаря чему выше плотины возник обширный пруд.

Читайте также:  Дизайн беседок с дерева

Впервые это поселение упоминается в «Переписной окладной книге по Новгороду 1501 года».

Позднее название трансформировалось в «Сарскую мызу», затем в «Саарское село», и, наконец, стало Царским Селом.

После изгнания шведов из этого района Пётр I подарил мызу А. Д. Меншикову, а в 1710 году она была подарена императрице Екатерине, тогда еще носившей имя Марта Скавронская.

А теперь перейдем к главным «героям».

Я покажу только часть строений и памятников, потому что обойти всё — никак не удается, что-то обязательно теряется из виду. А еще Айрек не дает загрузить больше фото, чем здесь уже есть))

  • Большой Екатерининский дворец

Официальная летняя резиденция трех российских императриц — Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Здание заложено в 1717 году по приказу Екатерины I, в честь которой и называется; в течение XVIII века неоднократно перестраивалось и в современном виде представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце открылся музей. В период ВОВ дворец был сильно повреждён. Его восстановление заняло долгие годы и ещё не закончено.

С фасада дворца сняты все конструкции, установленные еще 2-3 года назад для реставрации. Сейчас дворец можно сфотографировать без людей. До коронавируса здесь стояли огромные очереди посетителей (в основном, туристов из Поднебесной), желающих попасть во дворец и Янтарную комнату.

Кстати, по ссылке можно посмотреть мой небольшой отзыв на сам Екатерининский дворец.

Здание всегда прекрасно. В нем время от времени проводятся концерты классической музыки. На одном из них, в Большом тронном зале, я была в октябре 2020, поздним вечером. Это так впечатляет! Как будто переносишься в другую эпоху, в далекое прошлое — в лучших его проявлениях. Конечно, из-за карантинных ограничений, мероприятий в последнее время почти не проводится, но когда-нибудь, надеюсь, это изменится.

Часть дворца (Зубовский флигель), расположенная с левой стороны сбоку, находится на реставрации. За все многочисленные прогулки это единственная встретившаяся в парке реставрация, все остальное выглядит свежо и ново.

  • Камеронова галерея

Одна из самых красивых построек в парке, на мой взгляд. Стиль — неоклассицизм.

Камеронова галерея, расположенная на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка, была задумана императрицей Екатериной II для прогулок. Постройка была поручена архитектору Ч. Камерону. В марте 1787 года строительство Камероновой галереи было закончено.

Вид с другой стороны:

Интересно, можно ли попасть внутрь. Информацию об этом пока не нашла.

  • Пандус и Висячий сад

Этот пандус также называют Лестницей богов, поскольку на нем были установлены скульптуры греческих муз, от которых после смерти Екатерины избавился ее сын:

  • Зеркальный пруд

Небольшой декоративный прудик, состоящий из двух одинаковых частей, разделенных аллей.

Окрашенное в желтый цвет здание у основания прудов — Верхняя ванна.

  • Китайская беседка

Китайская беседка построена на границе между пейзажной частью Екатерининского парка и Новым садом Александровского парка на берегу одного из Верхних прудов. Другой название — Скрипучая — дано из-за флюгера на крыше. Работы по строительству велись одновременно с созданием Китайской деревни — с 1778 по 1786 год.

Логически я бы отнесла беседку скорее к Александровскому парку — ведь именно там находится целая Китайская деревня. Расположены они в 100 метрах друг от друга.

Попасть внутрь, как и во всех остальных случаях, не представляется возможным.

  • Башня-руина с Готическими воротами

Возведена по повелению императрицы Екатерины II по проекту Ю. М. Фельтена в 1771—1773 году в честь побед в русско-турецкой войне в 1768—1774 годов. Памятник задуман как остатки старинной турецкой крепости, состоящей из гигантской башни и части крепостной стены, прорезанной аркой, с системой оборонных устройств. Стена с аркой переходит в земляную насыпь, со склонами, покрытыми кустарниками и деревьями.

Башня служила видовой площадкой, а крепостная стена с главным входом в виде арки-въезда и земляной насыпью использовалась для прогулок и увеселительных катаний.

Читайте также:  Растения цветы для цветника

В основании насыпи, ведущей на вершину Башни-руины, стоят чугунные Готические ворота. Отлиты в 1778 году из чугуна особой мягкости на Уральском заводе.

Башня и насыпь по-прежнему используются для прогулок. К сожалению, внутрь так же не попасть и даже не заглянуть одним глазком — массивные двери наглухо заперты, а окошки — не сквозные, просто углубления в кирпичной кладке:

Построен в 1796 году по проекту Неелова. Похоже, не функционирует — во всяком случае, выглядит именно так. Внешне здание почти в идеальном состоянии.

  • Пергола «Трельяжная беседка»

Веранда в итальянском стиле, закрывшая вид на Кагульский обелиск и зеленый луг из окон дворца и разделившая Большой луг на две части. Так была утрачена одна из лучших перспектив пейзажной части парка.

Честно сказать, очень долго не могла найти название сооружения на фото снизу. Было похоже на Перголу у Китайского дворца в Ораниенбауме, оказалось здесь называется также.

Летом, вероятно, будет смотреться еще более симпатично, когда его заплетут растения:

Построен в 1753—1757 годы по проекту Ф.-Б. Растрелли. Фасад оформлен декоративными рустованными колоннами, узорными решётками, лепными деталями и причудливым рисунком высокой кровли, украшенной деревянной резьбой. Лепные украшения связаны с морской тематикой: сложные извилины раковин, морские божества и дельфины. Внутренняя отделка изменена в 1771 году по проекту А. Ринальди.

Симпатичный небольшой павильон, в том же стиле и цветовой гамме, что и павильон Эрмитаж и Екатерининский дворец. Он запомнился забавным моментом — внутри установлены скульптуры, окна пропускают много света, за счет этого многие люди подходят и пытаются получше рассмотреть, что же внутри. И все окна на уровне лица перманентно находятся в жирных отпечатках носов, щек и лбов. Я и сама в первый раз так «влепилась», хорошо с собой был антисептик)))

  • Адмиралтейство

Симметричный ансамбль из трёх кирпичных павильонов в голландском стиле. Построен в 1773—1777 годах по проекту В. И. Неелова, возможно, в память о присоединении к России Крымского ханства. Прежде при Адмиралтействе существовал ажурный причал для лодочных прогулок по озеру, в центральном корпусе хранились лодки и шлюпки. Один из боковых корпусов был предназначен для матросов, в другом, птичьем флигеле, разводили всевозможных птиц: павлинов, фазанов, чёрных и белых лебедей. Между корпусами были вырыты два прудика для птиц.

Серия построек в готическом стиле. Здание адмиралтейства окружено разнообразной инфраструктурой — ресторанами, туалетами, справочной. Внутрь, как обычно, не попасть, через окна ничего не видно.

  • Павильон «Эрмитаж»

Павильон Эрмитаж сооружён в 1744—1754 годах, оформление принадлежит Ф.-Б. Растрелли. Павильон находится на искусственном острове, выложенном чёрно-белыми мраморными плитами, окружён со всех сторон водой и ограждён балюстрадой. Попасть на остров можно только по подъёмным мостам через ров.

Павильон служил для увеселительных собраний узкого избранного кружка придворных.

По стилю и цветовой гамме совпадает с Екатерининским дворцом. Внутрь попасть, к сожалению, нельзя, через стекло ничего интересного внутри обнаружено не было

  • Эрмитажная кухня

Построенная в 1775 году по проекту В. И. Неелова, она имела двоякое назначение — служила не только кухней для гостей Эрмитажа, но и воротами для въезда в Екатерининский парк. Поэтому павильон нередко называли Красными воротами. В XVIII веке здесь размещалась кухня, где готовили кушанья для гостей Эрмитажа.

Сейчас постройка служит воротами, т.е. это один из входов/выходов в парк — через арку. Внутри же располагается ресторан. С улицы обстановка выглядит симпатично, но внутрь пока не довелось попасть. Когда-нибудь это исправим.

  • Чесменская колонна

Установлена в честь победы русского флота в 1770 году в Чесменском сражении над турецким флотом. Сооружена в 1771—1776 годах по проекту архитектора А. Ринальди и скульптора И. Г. Шварца.

Высота — 22 метра. Выполнена из олонецкого розового мрамора, в основании четырёхгранный кусок гранита. Украшена аллегорической скульптурой: бронзовый орёл ломает турецкий полумесяц.

Читайте также:  Печи для водяного отопления для теплиц

Подойти к колонне не удалось, сколько не обходили мы ее с разных сторон))) Дорога к колонне идет от острова (где располагается павильон «Зал на острове»). К последнему, в свою очередь, попасть можно только на пароме (ну или вплавь — способ для экстремалов), который идет от паромных переправ, расположенных по правую и левую сторону Большого пруда.

Пруд, к слову, питает ручей, а сооружен он был искусственным путем. Но смотрится так естественно и гармонично, как будто создан природой и использован как центр для возведения памятников и построек вокруг.

Когда смотришь на колонну, в поле зрения непременно попадает постройка с золотыми куполами. О ней — ниже)

  • Павильон «Турецкая баня»

Турецкая баня — павильон Екатерининского парка Царского села, построенный архитектором И. А. Монигетти в 1852 году в честь победы в войне России с Турцией 1828—1829 годов.

Не знаю, каково функциональное предназначение данного сооружения в настоящее время. Оно несколько не вписывается в общий архитектурный стиль парка, но, с точки зрения истории, логика все же есть.

Из любой точки центральной части парка видны эти блестящие золотые купола:

  • Мраморный (Палладиев) мост или Сибирская Мраморная галерея

Поставлен по проекту архитектора В. И. Неелова над узкой протокой, которая соединяет Большой пруд с Лебединым прудом. В 1774 году мост был собран из готовых деталей в Царском Селе мастером В. Тортори. Мост является копией Мраморного моста из Уилтонского парка.

Конструкция моста, несмотря на мрамор, выглядит легкой и торжественной. И всем своим видом указывает на то, что мост из другой эпохи.

Зимой рекомендуется передвигаться по параллельному мосту — точнее, просто пластинам, брошенным через узкую протоку. Видимо, из-за ступеней моста, которые могут быть скользкими и представляющими опасность.

Но, невзирая на заграждение и табличку, люди все равно лезут на мост фотографироваться. ))

Построена в 1770—1772 годах по проекту В. И. Неелова. В 1774 году была разобрана и в 1782—1783 годах отстроенная заново Ч. Камероном.

Одну сторону Пирамиды, сооруженной из кирпича и облицованной тесаным гранитом, прорезает вход; по углам некогда стояли четыре колонны на пьедесталах, вытесанные из серого уральского мрамора. Внутреннее помещение павильона перекрыто сферическим куполом с отверстием в центре; в стенах устроены ниши для хранения урн.

С противоположной от входа стороны, у подножия Пирамиды, похоронены три любимые собачки Екатерины II.

Гранитная постройка служит местом погребения собак императрицы. Эпитафии, на которых были высечены их имена, уже утеряны, однако история этой пирамиды хорошо известна если не многим, то хотя бы некоторым посетителям парка.

  • Красный (Турецкий) каскад

В числе осуществлённых проектов плотин-каскадов, позволяющих поддерживать в Верхних прудах постоянный уровень воды — Красный (Турецкий) каскад, представляющий собой плотину с двумя сужающимися кверху «готическими» башенками по сторонам. Стены башенок из красного кирпича обработаны нишами со стрельчатыми завершениями; их белые рустованные обрамления отчетливо выделяются на кирпичном фоне. Узкие щели-бойницы в нишах и зубчатый парапет придавали каскаду вид своеобразного крепостного сооружения.

Не помню, как это выглядит летом и с водой, но сейчас больше похоже на декоративный мостик)) Осенью эта часть была в лесах, близко было не подойти.

  • Плотина-каскад с туфовым гротом

В 1770-е годы по предложению инженера И.К. Герарда в каскаде Верхних прудов были построены плотины, призванные поддерживать постоянный уровень воды в прудах, многие из них были украшены. Поверх одной из запруд сложена горка из туфовых камней, в которой сделан небольшой грот.

Еще одна постройка, которую сходу можно и не заметить, летом она наверняка потеряется среди травы и деревьев, выглядит она максимально природно:

Источник статьи: http://irecommend.ru/content/soyuz-arkhitekturnogo-i-prirodnogo-velikolepiya-kak-sarskaya-myza-stala-tsarskim-selom-mnogo

Оцените статью