Екатерининский парк китайская беседка

Скрипучая беседка

Во второй половине 18 века на территории Российской Империи было модным увлечение китайским стилем. Законодателями этой модной тенденции являлись члены царской семьи рода Романовых. Увлечение всем китайским – это не только коллекции артефактов из самого Китая, но и отразилось в архитектуре парковых павильонов и сооружений. В этот период на территории Екатерининского парка появилась Китайская деревня, Драконов мост. Но настоящей жемчужиной паркового ансамбля является Скрипучая, или Китайская беседка.

Этот экзотический павильон находится на берегу пруда на самой границе Екатерининского и Александровского парков. Кровля этой беседки украшена флюгером в виде китайского знамени. Во время ветреной погоды этот флюгер издает скрипучий звук, который и стал причиной того, что этот павильон начали называть скрипучим.

Проектирование и строительство

Автор проекта этой беседки не установлен. Вернее, историки так и не могут определиться между кандидатурами архитектора Ринальди и архитектора Фельфена. Дело в том, что по одним документальным источникам Ринальди называл это парковое сооружение «китайским домом». Но только вот в указе 1778 года, в котором говорится о начале ее строительства, автором проекта указан Фельфен.

Установить подлинное авторство проекта сложно и по той причине, что строительством этого павильона руководил придворный архитектор Неелов, а сама Императрица Екатерина часто вносила поправки в чертежи проекта паркового павильона, которые часто теряла. Неелов руководил строительством этой беседки в период с 1778 по 1786 годы. Сооружение этого объекта завершилось в один период с окончанием строительства Китайской деревни.

Несмотря на то, что фактически Китайская, или Скрипучая, беседка, находится на территории Екатерининского парка, этот парковый павильон гармонично вписывается в панораму и композицию сооружений в китайском стиле, которые находятся на территории Александровского парка.

Архитектура

У этого паркового павильона два входа. Один из них находится с западной стороны беседки, а второй – с восточной. Центральный зал этого павильона овальной формы. К этому помещению с обеих сторон примыкают две прямоугольные комнаты. Беседка и ее террасы увенчаны декоративными флюгерами, которые по своей форме напоминают китайские знамена.

От главного входа Скрипучей беседки к водной глади пруда спускается лестница из каменных плит. Она состоит из 12 ступеней. Ступени, постепенно расширяющиеся полуокружности, гармонично вписываются в ландшафт берега пруда.

Кровля беседки выполнена в традиционном китайском стиле – с характерными изгибами краев. Изначально кровля этого здания была декорирована фигурами драконов. Эти драконы были ярко раскрашены и покрыты позолотой. Они были деревянными и являлись работами мастера Брюлло.

Фасад беседки был расписан под цветной мрамор. Двери, которые ведут в главный зал павильона, украшено резьбой в виде традиционных китайских орнаментов. Но примерно в конце 19 века фасады этого здания утратили роспись «под мрамор», а также большинство деталей декоративной отделки.

Современность

Этот парковый павильон сильно пострадал в период Великой Отечественной войны. Но реставрационные работы по восстановлению этого павильона были начаты сразу, же по окончанию войны и были полностью закончены в первое десятилетие после Победы. В рамках реставрационных работ была полностью заменена кровля Скрипучей беседки. Ее изготовили из железа, окрасили и покрыли орнаментной росписью. Одновременно с новой кровлей на фасадах и проемах беседки было выполнено грандиозный объем работ по восстановлению резьбы, работы с гранитом и мрамором, была восстановлена штукатурка.

Читайте также:  Парники под поликарбонат бабочка

В 1956 году павильон был открыт для посетителей. Но и постоянно разрушался под воздействием природных факторов. Посетители парка тоже приложили руку к разрушению этой памятки архитектуры. Вследствие чего павильон снова стал нуждаться в срочном проведении восстановительных работ.

Разработка нового реставрационного проекта Скрипучей беседки началась в 1992 году. Но реставрационные работы по этому проекту начались только в 1997 году. В ходе этих работ у павильона появилась новая кровля, выполненная из оцинкованного железа. В 2000х годах, когда дело дошло до восстановления на кровле фигурок драконов, стало очевидно, что есть необходимость разработки нового проекта, так как созданный в 1992 году уже устарел. Но реставраторы нашли решение этой проблеме.

Все реставрационные работы по восстановлению этого паркового павильона были полностью завершены к 300летию основания Царского села. А кровлю этого павильона вместо позолоченных драконов украшают скульптуры этих мифических существ в светлой бронзе.

Полное копирование материалов сайта запрещено. Частичное копирование (не более 30%) разрешено с указанием активной ссылки на страницу материала.

Источник статьи: http://spbhi.ru/showplace/prigorody/pushkin/ekaterinisky-park/skripuchaya-besedka.html

Китайская (скрипучая) беседка

Как добраться:

  • — На электричке до ж.д. станции «Царское Село — г. Пушкин», затем до остановки «Парк» на любом автобусе или маршрутном такси.
  • — От станции метро «Московская», «Звездная», «Купчино» на автобусе или маршрутном такси до остановки «Парк».

История строительства китайской беседки

На границе между пейзажной частью Екатерининского парка и Новым садом Александровского парка была построена Китайская беседка, которую еще называют «Скрипучей». Работы по строительству этого интереснейшего из-за своей экзотичности павильона начались в один момент со строительством Китайской деревни и велись с 1778 по 1786 год, руководил процессом прославленный русский зодчий И. В. Неелов, а сам проект разработал архитектор Ю. М. Фельтен. Беседка располагается в достаточно красивом месте — на перешейке между двумя прудами.

Такое расположение павильона определило его вытянутость по долгой стороне. В плане беседка представляет собой овальный зал, венчаемый куполом, с примыкающими с двух сторон почти квадратными помещениями, меньшими по размеру. Два входа в павильон оборудованы с восточной и западной стороны в виде выступов прямоугольной формы. Эти выступы открыты с трех сторон благодаря прорезанным в них полуциркулярным аркам. Главный вход украшает лестница, сделанная из камня и состоящая из двенадцати ступеней. Лестница решена в виде расширяющихся по мере спуска полукружий.

Архитектурные особенности китайской беседки

Своим экзотичным видом беседка прекрасно гармонирует с живописным пейзажем вокруг нее. Восточный стиль этого павильона, с его затейливостью и изящностью элементов декора, сочетает в себе и яркость, и лаконичность одновременно. Самое сильное впечатление производит китайская крыша, которая венчает центральный купольный зал. На кровле, украшающей павильон, имеется вышка на металлических столбиках с флюгером. Флюгер выполнен в виде китайского знамени и при дуновении ветра во время вращения скрипит, отсюда возникло второе название павильона — «Скрипучая беседка». Боковые помещения Китайской беседки завершаются террасами на небольших столбах, где также укреплены флюгеры. Карнизы крыши павильона были изогнуты в углах, как было принято в архитектуре Китая при строительстве пагод. Их украшали деревянные позолоченные драконы, которые изготовил выдающийся мастер П. И. Брюлло. Снаружи стены скрипучей беседки были отделаны росписью, имитирующей облицовку цветным мрамором. Двери срединного помещения были украшены росписью и живописной резьбой в китайской технике.

Читайте также:  Основные правила создания цветников

Современное время

На рубеже XIX и XX веков Китайская беседка утратила красоту расписных стен и некоторые декоративные украшения. Великая Отечественная война также нанесла свой урон этому памятнику. В пятидесятые годы ее реставрировали, но постепенно она снова начала ветшать. Серьезная реставрация была проведена по случаю празднования 300-летия Царского Села. Ценность такой постройки, как Китайская беседка, гораздо больше, чем просто художественная. Появление в свое время в Царском Селе этого интереснейшего павильона было не только веянием общей европейской моды. Это одна из ярких характеристик блистательного золотого века Екатерины Великой, которая возводила в своей резиденции целые миры, воспроизводила эпохи, принадлежавшие древним. Она воссоздавала культуры великих народов, демонстрируя этим еще и свое величайшее честолюбие, свою собственную высоту над целым миром.

Источник статьи: http://pushkin.ru/encycl/parks/kitayskaya-skripuchaya-besedka.html

Царское Село. Китайская или Скрипучая беседка

Аудиогид

Фотографии

Обычно слово «скрипучий» вызывает не совсем приятные ассоциации. В нашем же случае слово это носит положительный оттенок, и обозначили ним китайскую «красавицу» – беседку в Екатерининском парке.

Скрипучая (Китайская) беседка – «девушка» изысканная и представляет собой диковинную постройку. Расположена она в красивом пейзажном районе, граничащем с Китайской деревней. Узкий перешеек между двумя живописными прудами стал удачным месторасположением для беседки. Именно размещение водоемов стало причиной вытянутой формы павильона.

Если уже присутствие восточной культуры, то желательно во всем: на кровле беседки на ветру вращается китайское знамя – скрипучий флюгер, который и подарил название беседке. Кроме этого, беседка владеет еще двумя подобными украшениями – они увенчивают боковые открытые террасы. А кровлю в китайском стиле – с изогнутыми краями по углам – оберегают фигуры ярких позолоченных драконов. Над этими огнедышащими охранниками «российской пагоды» трудился мастер Павел Брюлло.

Сама беседка имеет овальную форму на два входа, сверху ее венчает купол, а по бокам примыкают квадратные помещения. Центральный вход выполнен в необычной технике: к нему ведет декорированная лестница из камня, имеющая множество ступеней –полукруглой формы и расширяющихся по мере спуска.

Сей шедевр спроектировал архитектор Юрий Фельтен, а самими работами в 1778-1786 годах руководил придворный зодчий Илья Неелов.

И раз речь идет о Китайской беседке, то соответственно, многое в наружном оформлении было заимствовано из восточной культуры: двери украсили росписью и резьбой, стены – под цветной мрамор, у основания пилястр расположили каменные горки.

К сожалению, годы стерли китайский шарм беседки: исчезла «мраморная» роспись, пропали многие декоративные элементы. Великая Отечественная добавила строению разрушений.

Уже в наше время при финансовой поддержке друзей и партнеров музея-заповедника «Царское Село» в павильоне провели реставрационные работы. Кровлю беседки снова возглавили верные стражи – драконовые фигурки. Интереснейший павильон неизменно радует посетителей и воссоздает для них кусочек цивилизации времен императрицы Екатерины Великой.

Источник статьи: http://peterburg.center/maps/carskoe-selo-kitayskaya-ili-skripuchaya-besedka.html

Скрипучая беседка

Экзотический павильон, называемый Скрипучей (Китайской) беседкой расположен на границе между пейзажной частью Екатерининского парка и Подкапризовой дорогой, сразу за которой находится Китайская деревня. На кровле беседки укреплен флюгер в виде китайского знамени, который при вращении на ветру издает громкий скрип: этим объясняется одно из названий беседки — Скрипучая.

Читайте также:  Как зашить стены у беседки

Беседка была сооружена по проекту архитектора Ю. М. Фельтена; работы велись под руководством И. В. Неелова в 1778–1786 годах.

Расположенный на узком перешейке между двумя живописными прудами павильон вытянут в продольном направлении. К его центральному овальному купольному залу примыкают два меньших по размеру помещения, почти квадратные в плане. Скрипучая беседка имеет два входа — с восточной и западной сторон, — решенные в виде прямоугольных выступов и оформленные с трех сторон открытыми полуциркульными арками. От главного входа к пруду спускается каменная лестница из двенадцати ступеней в виде постепенно расширяющихся полукружий.

Наибольшей сложностью отличается решение центрального объема, увенчанного «китайской» кровлей и вышкой на металлических столбиках с флюгером. Над боковыми помещениями Скрипучей беседки возвышаются открытые террасы на четырехгранных столбиках, также увенчанные флюгерами. Кровлю здания с изогнутыми краями по углам — в подражание приему, характерному для китайских пагод, — украшают ярко раскрашенные и позолоченные фигуры извивающихся драконов, в свое время выполненные из дерева мастером Ф. Брюлло. Наружные стены павильона были расписаны под цветной мрамор. Двери центрального помещения, первоначально были декорированы «китайской» орнаментальной резьбой и росписью. Из китайской архитектуры заимствован мотив каменных горок у основания пилястр, расположенных по углам центрального объема.

К концу XIX — началу XX века Скрипучая беседка утратила роспись стен под мрамор и лишилась многих декоративных деталей. Значительно пострадала она и в годы войны. При финансовой поддержке Северо-Западного банка Сбербанка России в павильоне были проведены реставрационные работы, вернувшие Скрипучей беседке её первоначальный вид, а член Клуба друзей музея-заповедника «Царское Село» компания «Матис» восстановила фигуры драконов, украшающих кровлю беседки.

Источник статьи: http://tzar.ru/objects/ekaterininskypark/landscape/creakinggazebo

Павильон Китайская (Скрипучая) беседка. Екатерининский парк. Пушкин.

В плане беседка представляет собой овальный зал, венчаемый куполом, с «китайской» кровлей и вышкой на металлических столбиках с флюгером, который при вращении на ветру издает громкий скрип: этим объясняется одно из названий беседки — «Скрипучая».
К овальному залу с двух сторон примыкают почти квадратные помещения, меньшие по размеру.
Двери центрального помещения, декорированы «китайской» орнаментальной резьбой и росписью.

Над боковыми помещениями Скрипучей беседки возвышаются открытые террасы на четырехгранных столбиках, также увенчанные флюгерами. Кровлю здания с изогнутыми краями по углам — в подражание приему, характерному для китайских пагод, — украшают фигуры извивающихся драконов.

Наружные стены павильона расписаны под цветной мрамор. Из китайской архитектуры заимствован мотив каменных горок у основания пилястр, расположенных по углам центрального объема.

Два входа в павильон оборудованы с восточной и западной стороны в виде выступов прямоугольной формы. Эти выступы открыты с трех сторон благодаря прорезанным в них полуциркулярным аркам.

Главный вход украшает каменная лестница из двенадцати ступеней. Лестница решена в виде расширяющихся по мере спуска полукружий.

Ценность такой постройки, как Китайская беседка, гораздо больше, чем просто художественная. Появление в свое время в Царском Селе этого интереснейшего павильона было не только веянием общей европейской моды. Это одна из ярких характеристик блистательного золотого века Екатерины Великой, которая возводила в своей резиденции целые миры, воспроизводила эпохи, принадлежавшие древним. Она воссоздавала культуры великих народов, демонстрируя этим еще и свое величайшее честолюбие, свою собственную высоту над целым миром.

Китайские туристы, увидев этот павильон, с удовольствием фотографируются рядом с ним. Видимо просыпается тоска по Родине.

Источник статьи: http://sinekvan.livejournal.com/423461.html

Оцените статью