Екатерининский дворец висячие сады

Реставрация Висячего сада

Висячий сад был сооружен по проекту Ч.Камерона в 1782-1786 гг. при участии садового мастера И. Буша. В саду культивировались цветущие кустарники и деревья, высаживалось множество разнообразных цветов. Цветение продолжалось беспрерывно все теплое время года.

Сад устроен на кирпичных сводах, пол под ними вымощен известняковыми плитами. Фасадные аркады облицованы пудостским туфом. Гидроизоляция Висячего сада была выполнена из рольного свинца. В связи с тем, что в условиях нашего северного климата невозможно выполнить долговечную горизонтальную гидроизоляцию открытой террасы, в течение XIX – XX вв. многократно проводились работы по ремонту и усовершенствованию гидроизоляции и водоотвода.

К 2010 году гидроизоляция сводов Висячего сада вновь пришла в негодность: появились многочисленные протечки как в центре сводчатой конструкции, так и вдоль лотка. Штукатурка внутренней поверхности сводов разрушилась. На тумбах парапетного ограждения сада образовались зазоры, балясины и тетива покрылись коррозией. Плитная отмостка и лоток деформировались, местами разрушились.

Проектная документация «Выполнение консервационных и реставрационных работ Висячего сада и пандуса» разработана ЗАО «Собор» в 2010 г.

Реставрационные работы начались 12 июля 2012 г. Конкурсными процедурами был определен подрядчик работ ООО «Геоизол».

Реставрация, как и планировалось, завершена к октябрю 2013 г. На первом этапе выполнена гидроизоляция сводов, вертикальная планировка и водоотвод Висячего сада; весной 2013 года – восстановлено растительное оформление, воссоздан исторический ландшафт и растительный ассортимент; летом — выполнена реставрация кирпичной кладки сводов, туфовых арочных фасадов, штукатурной облицовки сводов, металлических ограждений.

Источник

Висячий сад. Пандус

kotov_visyahie_sady2

Висячие сады — одно из семи чудес света, появление которого связывают с героиней древних мифов Семирамидой. Ее историческим прототипом была единолично правящая ассирийская царица Шаммурамат. Семирамиде в мифах присущи такие качества, как коварство, властность, мужество, изворотливость ума. В мифах она убивает супруга, чтобы получить власть, чем вызывает ненависть родного сына, неоднократно пытающегося ее убить.

Как известно, Екатерина Великая была страстной любительницей античности. Висячий сад в Царском Селе появился, когда императрица пожелала видеть в своей резиденции здание, своим видом повторяющее античные постройки. Нельзя не отметить некоторые сходства в биографии Екатерины II и жизни мифической Семирамиды. Трагическая гибель ее супруга императора Петра III, свергнутого Екатериной, случившаяся вскоре после осуществленного ею дворцового переворота, темным пятном легла на все время ее царствования. Сын императрицы Павел, занявший российский престол после смерти матери, винил ее в смерти отца.

Читайте также:  Никитский ботанический сад олеандр

Устройство сада

Создавался этот Висячий сад в Царском Селе Камероном, которого привела в Россию такая же сильная любовь к античной архитектуре, как у его царственной нанимательницы. До своего приезда в Россию Камерон провел несколько лет в Риме, где по книге великого зодчего эпохи Возрождения Палладио изучал римские термы. Их архитектурный аналог в свое время и появился в Царском Селе, частью которого и стал Висячий сад. Эта терраса держится на мощных сводах, подпирают которые не менее мощные пилоны. Прежде чем разбить сад, на террасе выстелили гидроизоляционный слой из свинца, поверх него была насыпана почва, подходящая по составу и свойствам для выращивания сирени, яблонь, жасмина, роз, пионов, тюльпанов и нарциссов.

kotov_pandus_kameronova_galereya2kotov_pandus_kameronova_galereya

По бокам сад ограничивался не сохранившейся на сегодняшний день балюстрадой из доломита, добывавшегося на острове Эзель. Уже в начале XIX столетия ее заменили выкрашенной в белый цвет деревянной балюстрадой, так как прежняя сильно обветшала. Спустя пять лет сад расширили в связи со строительством Пандуса. Это был последний проект Камерона при жизни Екатерины II. В 1792 году императрица изъявила желание, чтобы был построен спуск, по которому можно было прямо из Висячего сада попасть в остальную часть Екатерининского парка. Архитектор предложил не строить снова лестницу, которая уже была в Камероновой галерее, а сделать пологий спуск (пандус). Для устроения Висячего сада на высоте второго этажа была построена терраса между Камероновой галерей, Агатовыми комнатами и Зубовским флигелем.

Архитектурные особенности пандуса

Пандус образуется на семи постепенно понижающихся сводах и трех пилонах. Над замковыми камнями сводов высечены маски древних богов: Юноны, Юпитера, Минервы, Меркурия и Марса. Через два года строительство Пандуса было завершено, руководил все время процессом архитектор И. Неелов, помощник Камерона. По обеим сторонам спуска установлены бронзовые статуи муз: Мельпомены, Каллиопы, Эвтерпы, Терпсихоры, Полигимнии и других. Поэтому в XVIII веке пандус называли лестницей богов. Внизу, у входа, стояли две огромные бронзовые вазы.

При императоре Павле бронзовые статуи были вывезены в Павловск, а вернул их на свое прежнее место любимый внук императрицы Александр I. В конце строительства на пандусе были установлены решетчатые железные ворота, простоявшие до середины XIX столетия. В 1811 году Пандус передвигали в связи с построением вблизи Висячего сада Гранитной террасы. Рядом с Гранитной террасой шла широкая прямая аллея, которая сегодня называется Рамповой. Цель такого передвижения — совмещение направления Пандуса с направлением Висячей аллеи. Во второй половине XIX века Александр II распорядился заменить ворота Камерона новыми воротами, которые и сохранились до наших дней.

Читайте также:  Сад золотая рыбка 1285

Редакция сайта Пушкин.спб.ру

Источник

Висячий сад. Пандус

Террасу Камероновой галереи, бельэтаж Зубовского флигеля, где располагались личные покои Екатерины II, и Агатовые комнаты Холодной бани, в которых императрица в утренние часы читала, просматривала государственные бумаги и отвечала на письма, соединяет Висячий сад.

Со стороны сада можно попасть во второй этаж Холодной бани, в Агатовые комнаты, куда ведут три дубовые двери: дверь слева — в переднюю, называемую Кабинетцем; средняя — в Большой зал; дверь справа — в Библиотеку и, через нее, на лестницу. Фасад второго этажа Холодной бани, выходящий к Висячему саду, оформлен овальной полуротондой; светложелтые стены оттеняет кирпично-красный тон рельефных медальонов и ниш, в которых установлены декоративные бюсты и статуи из темной бронзы.

Терраса между Камероновой галерей, Зубовским флигелем и Агатовыми комнатами, задуманная для небольшого Висячего сада на уровне второго этажа, покоится на сводах, поддерживаемых мощными пилонами. Для разбивки сада на террасу уложили гидроизоляцию из листового свинца и насыпали слой земли, позволявший выращивать растения, подобранные таким образом, чтобы сад постоянно находился в цвету. В XVIII веке здесь росли яблони, сирень, жасмин и ро-зы; вокруг кустов были высажены тюльпаны, пионы, нарциссы.

Боковые стороны Висячего сада окружала утраченная ныне балюстрада из эзельского доломита — камня, добывавшегося на острове Эзель. В начале XIX века она обветшала и была заменена деревянной, окрашенной в белый цвет.

Первоначально Висячий сад был П-образной террасой, которая соединяла между собой личные комнаты императрицы, Холодную баню и Камеронову галерею.

Расширили сад пятью годами позже, при проектировании и строительстве Пандуса. Для этого потребовалось поставить еще шесть столбов и выложить своды между флигелем дворца и Камероновой галереей, где прежде сада не было. В итоге Висячий сад выдвинулся на линию фасадов дворцового флигеля и галереи и приобрел свою сегодняшнюю форму.

Теперь южный угол торцевой части Зубовского флигеля, непосредственно соединенный с Висячим садом, превратился в полуоткрытую Зеркальную площадку: ее архитектурное оформление как в зеркале повторяло Камеронову галерею с каннелированными колоннами ионического ордера, фризом с венками и мраморным полом. Зеркальная площадка соединялась с покоями Екатерины II: дверь с нее вела в Зеркальный кабинет — одну из личных комнат императрицы во втором этаже Зубовского флигеля.

Читайте также:  Маркировка цветом в саду

Иметь из Висячего сада дополнительный спуск в Екатерининский парк императрица Екатерина II пожелала в начале 1792 года. Приступая к разработке проекта, Ч. Камерон предложил не повторять уже имевшуюся на Камероновой галерее лестницу, а построить пологий спуск. Предложение было одобрено, и впоследствии спуск назвали Пандусом (спокойный, легкий спуск).

Пандус образуют семь понижающихся арок-сводов и три безарочных пилона. В замковых камнях арок с обеих сторон высечены маски античных богов — Юпитера, Юноны, Марса, Минервы, Меркурия — и других мифологических персонажей.

Над колоннами, разграничивающими уступы по обеим сторонам спуска, прежде были установлены бронзовые статуи муз — Эвтерпы, Каллиопы, Мельпомены, Полигимнии, Талии, Терпсихоры, Урании и Эрато, а также Венеры Каллипиги, Венеры Медицейской, Меркурия и Флоры. В XVIII веке богато украшенный скульптурой Пандус называли «Лестницей богов». Однако бронзовые статуи простояли недолго: в 1799 году по указу императора Павла I их перевезли в Павловск, где установили на круглой плошадке в Старой Сильвии (так возникла площадка Муз), а на их место на Пандусе в 1826 году поставили чугунные жертвенники с чашами для цветов, отлитые на Петербургском казенном чугунолитейном заводе по рисункам архитектора В. П. Стасова. В самом конце Пандуса до 1941 года находились две колоссальные бронзовые вазы, выполненные по античным образцам. Во время оккупации города они бесследно исчезли.

Сооружение Пандуса завершилось в апреле 1794 года. Строительство велось под руководством архитектора И. В. Неелова — постоянного помощника Ч. Камерона. Тогда же по рисункам Камерона на Пандусе были установлены железные ворота с решетками, изготовленные на Сестрорецких заводах и простоявшие до середины XIX века.

В 1811 году Пандус был передвинут в связи с устройством в 1810 году на месте скатов Катальной горы Рамповой аллеи, пересекающей парк от Екатерининского дворца почти до Орловских ворот. Чтобы совместить направление Пандуса с аллеей, было решено его передвинуть; для этого узел соединения Пандуса с Висячим садом переместили со средней на вторую арку от дворца.

В 1860-х годах, когда император Александр II избрал Зубовский флигель своей летней квартирой, значительный участок парка, прилегающий к флигелю, отвели под Собственный садик и оградили металлической решеткой. Новая ограда непосредственно примыкала к окончанию Пандуса, где решили поставить вторые ворота. Чтобы избежать различия между новыми и старыми воротами, в 1865 году ворота Ч. Камерона заменили новыми отлитыми по проекту архитектора А. Ф. Видова. Эти ворота сохранились до наших дней.

Источник

Оцените статью