Его называют певцом русского леса
Мемориальный дом-музей И.И. Шишкина — памятник истории и культуры федерального значения. Дом был построен отцом знаменитого художника Иваном Васильевичем Шишкиным в 1835 году, в нём прошли детские и юношеские годы будущего пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина (1832–1898). Здесь он начал рисовать, с детства проявляя незаурядные способности, сюда приезжал в зрелые годы, черпая вдохновение в прикамских лесах и просторах.
На протяжении более чем ста лет дом принадлежал семье, а с 1940 года в нём стал функционировать музей.Елабужский музей художника имеет мировое значение, он является единственным в мире домом-музеем И.И. Шишкина и экспонирует только подлинные предметы декоративно-прикладного искусства, графики и живописи XIX века.
Экспозиция занимает два этажа особняка Шишкиных. В музее 16 экспозиционных залов. Первый этаж восстановлен таким, каким был при жизни семьи, здесь находятся большая и малая гостиные, кабинет отца, дорожная комната, буфетная и столовая; на втором этаже комната сестёр художника, а также спальня и мастерская Ивана Ивановича. В залах графики и живописи экспонируются подлинные офорты и картины Шишкина, среди которых самая ранняя его работа «Жатва» (1850-е гг.).
В экспозиции представлены не только вещи членов многочисленной семьи Шишкиных, но и личные предметы самого художника. Добротная дубовая мебель, множество музыкальных инструментов, знаменитый фарфор Гарднера и Кузнецова, многообразие напольных, настенных и каминных часов, изящные фарфоровые статуэтки, бронзовые люстры и канделябры — все они представляют образец купеческого быта среднего достатка.
Музей принимает до 50 тысяч туристов в год. Экскурсии проводятся на четырёх языках: русском, татарском, английском и немецком.
Источник
«Певец русского леса». О картинах Ивана Ивановича Шишкина
Иван Шишкин «Копия картины Ивана Шишкина «Дубовая роща» (художник Савелий Камский, LegacyArt)
В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Природа для Шишкина — неиссякаемый источник познания. Желание проникнуть в ее сокровенную глубину, выявить то, мимо чего проходили многие художники, увлеченные внешней красотой форм, с особой силой сказывается в рисунках мастера. Разнообразнее становятся приемы изображения: от свободных линий и легких штрихов до довольно сложной светотеневой моделировки с применением растушевки. Благодаря этому мы никогда не найдем у Шишкина встречающегося у многих художников-пейзажистов академического однообразия, своего рода штампа в изображении зелени, листвы и особенно деревьев.
Копия картины Ивана Шишкина «Папоротники в лесу». Художник Савелий Камский, LegacyArt Этюды и, как правило, карандашные эскизы являлись для художника неотъемлемым звеном в процессе создания картин. Истинный мастер станковой пейзажной картины, он в совершенстве владел искусством ее создания, уделяя большое внимание вопросам композиции, ритма, колористической цельности. Причем характерным для художника являлся творческий отбор, совершаемый уже в самом процессе наблюдения натуры. «Портретируя природу», он искал в ней наиболее содержательное.
Копия картины Ивана Шишкина «Утром в сосновом лесу». Художник Савелий Камский, LegacyArt
«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» Картина была написана под впечатлением елабужской природы. За «Сосновый бор» он получил первую премию Общества поощрения художников. В картине Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Впечатление глубокого покоя не нарушают ни два медведя у дерева с ульем, ни ястреб в небе. Прекрасно написаны стволы старых сосен, каждая имеет «свое лицо», но в целом это единый мир природы, полный неиссякаемых жизненных сил. В картине все характерно для избранного сюжета и легко узнаваемо от самых общих форм до мельчайших деталей. Мы видим и высокие старые сосны, и молодняк, цветы на берегу прозрачного ручья с песчаным ложем и огромное сухое дерево с вывороченными корнями. Ничто не ускользнуло от взора внимательного и пытливого художника. Копия картины Ивана Шишкина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». Художник Савелий Камский, LegacyArt «Лесная глушь» в живописном плане решен более целостно, несмотря на подробное, многосложное повествование. Здесь уже начинает обнаруживаться тяга художника к тональному колориту, стремление привести каждый цвет к единству с другим, дать его в богатстве оттенков. В картине «Лесная глушь» все просто и вместе с тем необычно. Необычен даже сам ее мотив: насыщенная испаряющейся влагой труднодоступная чаща, куда еле проникает свет. Художник как бы вводит зрителя внутрь глухого северного леса, позволяя ощутить его жизнь. Художник насыщает деталями не только первый план, но и затемненную центральную часть, неторопливо уводя взгляд зрителя вглубь, к дальнему, освещенному участку леса. Но детали не нарушают целостности общего впечатления.
Иван Иванович Шишкин «Лесная глушь» «Корабельная роща». Шишкин очень детально выписывал стволы сосен, вплоть до мельчайших чешуек коры. Граница между светом и тенью слегка размыта плывущим и дрожащим в жарком летнем мареве воздухом. Эта картина – художественное завещание мастера, некий финал эпопеи леса, что он увлеченно писал на протяжении всей своей жизни. «Корабельная роща» демонстрирует потрясающую изысканность и продуманность колорита, тут все цвета –на своем месте. Эту картину Шишкин написал по своим пленэрным этюдам, сделанным на родине, в Елабуге.
Копия картины Ивана Шишкина «Корабельная роща». Художник Савелий Камский, LegacyArt
«Рожь». Тему для этой картины Шишкин нашел на родине, во время поездки в Елабугу в 1877 г. Основная идея картины раскрыта самим художником в краткой записи, сделанной на одном из эскизов: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья Благодать. Русское богатство». Дорога на этой картине выступает почти метафизическим знаком национальной жизни: тут и устремленной к горизонту, за горизонт, и мистическая углубленность, и вечное странничество.
Источник