- Афанасий Фет — Сияла ночь, Луной был полон сад: Стих
- Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад» Фета
- 🌜 Сияла ночь, Луной был полон сад
- Фет, луна и Лазич
- Разбор ностальгических строф
- Пару слов от филолога
- Слушаем стих онлайн
- ТОП русской поэзии
- Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад…» Фета
- Краткий анализ
- История создания
- Тема
- Композиция
- Жанр
- Средства выразительности
Афанасий Фет — Сияла ночь, Луной был полон сад: Стих
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад» Фета
В творчестве Фета можно выделить целый цикл стихотворений, посвященный трагически погибшей М. Лазич. Одним из них является произведение «Сияла ночь. Луной был полон сад» (1877 г.).
Фет ощущает все тяжесть прожитых без любимой лет. Он с чувством огромной печали обращается к воспоминаниям. Вполне возможно, что он описывает реальный эпизод из жизни. Известно, что поэт сам сообщил девушке о том, что не может жениться на ней по финансовым соображениям. Он вспоминает об одном из вечеров, проведенных наедине с Лазич. Молодой человек был полон надежд на счастливое будущее. Он чувствовал, что вся окружающая природа поддерживает его стремления. Казалось, что влюбленным принадлежит весь мир («лежали лучи у наших ног»).
Во второй строфе появляется тревожный мотив: любимая почему-то поет «в слезах». Вероятно, автор уже сообщил ей о своем роковом решении, и прекрасный вечер становится прощальным. Фет не скрывал, что выбор дался ему нелегко. Состояние Лазич было еще более тяжелым. Девушка до самой последней минуты не подозревала, что ее бедность станет причиной отказа Фета от свадьбы. Она еще не верит в то, что все потеряно, и пытается своим пением изменить решение поэта. Лирический герой колеблется. Он видит, что счастье в его руках. Сердце подсказывает ему правильный выбор, но холодный рассудок напоминает о финансовых проблемах. Автор вновь и вновь возвращается к своим колебаниям. Он уверен, что если бы в тот момент победила любовь, то девушка была бы жива. Только это теперь имеет значение. Обеспеченность и слава меркнут по сравнению с человеческой жизнью.
Вторая часть стихотворение резко переносит читателя в настоящее. Роковой выбор был сделан. Любимая давно мертва, а поэт продолжает жить и страдать. Брак по расчету сделал его богатым, но разрушил все мечты о счастье. Вся прожитая жизнь представляется автору «томительной и скучной». Единственным утешением становятся постоянные воспоминания о прощальном вечере. Они бесконечно дороги Фету, но одновременно приносят ему невероятную душевную боль. Поэт устал от жизни, он больше не видит в ней цели и смысла.
В других стихотворениях, посвященных М. Лазич, Фет прямо утверждал о своей надежде на посмертную встречу с любимой. Он с нетерпением ждал своей смерти. В данном произведении поэт лишь продолжает «веровать в рыдающие звуки», раздающиеся в его памяти. Эта вера придавала Фету сил пройти свой жизненный путь до конца и своими страданиями заслужить прощение.
Источник
🌜 Сияла ночь, Луной был полон сад
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
👀 На позднем этапе творчества Афанасий Фет все чаще возвращался в стихах к прошлому, все настойчивее в его произведениях звучали нотки ностальгии, была слышна горечь от потерянной любви. Не исключение стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад», написанное Афанасием Афанасиевичем в 1877 году, в возрасте 57 лет.
Фет, луна и Лазич
☝ В этом произведении чувствуется очевидный отсыл к доминантной любви своей жизни – к Марии Лазич, дочери обедневшего помещика с сербскими корнями. Между Афанасием и Марией были настоящие глубокие чувства, но они не получили продолжения, так как вторая натура Фета-Шеншина – это практичность.
Возможно, хотя и маловероятно, что отношения с Марией вышли бы на уровень предложения стать женой, но девушка умерла трагичной смертью в 1851 году и все оставшуюся жизнь Афанасий корил себя за это, хотя и без проблем женился по расчету в 1857 году (Боткина).
Вот так вот большую любовь, правдами и неправдами, случаем и порядком, победила практичность, оставив после себя горькое послевкусие на всю жизнь.
💔 Не поступайте так, такие бы сладкие пряники взамен не предлагало бытие, иначе чашу раскаянья можно не успеть выпить в отведенный жизнью срок.
Разбор ностальгических строф
☝ В первой строфе мы видим поэтическую зарисовку лунной ночи, когда влюбленные наедине в гостиной и только луна и рояль являются свидетелями их любви.
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Без подсказок и глубокого анализа междустрочия понятно, что влюбленные – это Фет и Лазич, последняя играет на рояле и поет для первого песни любви.
💕 Свидание под лунным покрывалом продолжается до утра, песня любви тянется нотами до зари и наполняет сердца пары любовной истомой.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной…
Лирическому герою в эти минуты не хочется ничего, кроме как любить и обнимать объект своего обожания, капая на её платье горючими слезами искренности.
☝ В третьем катрене мы видим, что созданный образ – это отражение прошлого, с тех пор жизнь покрылась паутиной лет, но голос любимой девушки, как и тогда, звучит в голове лирического героя. Только сейчас он понимает, что она и была настоящей любовью его жизни, она и есть вся его жизнь, несмотря на наличие жены, хозяйства и творчества.
Завершается стих признанием, что у героя произведения нет никаких обид на судьбу, его сердце не гложет великая мука (а надо было бы), но есть цель всего оставшегося срока существования – это вспоминать любимый образ и плакать над ним слезами любви.
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Пару слов от филолога
Стихотворение написано в жанре любовной лирики, переходящей в интимные строки, и имеет последовательное развитие композиции – от прорисовки лунной гостиной, через пенье любимой до своеобразной клятвы любить её всегда.
Произведение написано в размере шестистопного ямба и имеет перекрестную рифмовку (лежали – огней – дрожали – твоей), рифмы примерно поровну открытые (изнемогая – роняя) и закрытые (скучных – звучных).
Средства художественной выразительности:
- ✔ Эпитеты (томительные и скучные лета, тишь ночная, звучные вздохи, жгучая мука, рыдающие звуки).
- ✔ Метафоры (луной был полон сад, сердца жгучая мука).
- ✔ Сравнение («струны дрожали, как сердца»).
- ✔ Олицетворения (лежали лучи, струны дрожали, сияла ночь).
Завершается стих восклицанием, которое подчеркивает истинность клятвы всегда любить девушку, несмотря на пробегающие мимо годы.
💕 Напоследок предлагаем ознакомиться с ещё одним стихотворением, посвященным Марии Лазич – это стих «Ты отстрадала, я ещё нет», написанный через год после произведения «Сияла ночь».
Слушаем стих онлайн
ТОП русской поэзии
- ✔ Анна Ахматова
- ✔ Александр Блок
- ✔ Валерий Брюсов
- ✔ Иосиф Бродский
- ✔ Иван Бунин
- ✔ Константин Бальмонт
- ✔ Зинаида Гиппиус
- ✔ Николай Гумилёв
- ✔ Сергей Есенин
- ✔ Николай Заболоцкий
- ✔ Михаил Лермонтов
- ✔ Владимир Маяковский
- ✔ Осип Мандельштам
- ✔ Владимир Набоков
- ✔ Николай Некрасов
- ✔ Борис Пастернак
- ✔ Игорь Северянин
- ✔ Федор Тютчев
- ✔ Афанасий Фет
- ✔ Марина Цветаева
Источник
Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад…» Фета
Афанасий Афанасьевич Фет – яркий представитель русской лирической литературы, один из последних романтиков литературы XIX века. Подтверждением тому является волнующее стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…», принадлежащее позднему периоду творчества поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сияла ночь. Луной был полон сад…» по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сияла ночь. Луной был полон сад. .
История создания – Стихотворение написано в 1877 году и является отражением былых чувств поэта к Марии Лазич, в которую он был страстно влюблён в молодости.
Тема стихотворения – Воспоминания о былой любви. Это прекрасный образец любовной лирики.
Композиция – Симметричная композиция делит произведение на две части: в первой части описывается прекрасное пение девушки, во второй – автор наслаждается её пением, но уже много лет спустя. Четвёртая строфа является наивысшей эмоциональной точкой стихотворения.
Жанр – Лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – Шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой.
Метафоры – «сердца жгучая мука».
Эпитеты – «томительные», «звучные», «рыдающие».
Олицетворения – «лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали».
История создания
Афанасий Афанасьевич написал своё стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» в 1877 году, на пороге своего 60-летия. В этот период он подводил итоги прожитой жизни и творчество его было проникнуто тайной грустью и сожалением о несбывшейся любви.
В юношеские годы Фет был влюблён в молодую красавицу Марию Лазич, которая отвечала поэту пылкой взаимностью. Однако девушка принадлежала бедной семье, а жениться на бесприданнице Фет не планировал. Её трагическая гибель в юном возрасте оставила в душе поэта глубокую рану, которая так и не затянулась со временем.
Позднее, удачно женившись на богатой наследнице и обеспечив себе комфортную жизнь, Фет корил себя за то, что в погоне за роскошью утратил самое ценное, что имел – искреннюю любовь.
Произведение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» является, по сути, воспоминанием поэта о тех счастливых днях, когда он был молод и влюблён, наслаждался жизнью в обществе прекрасной девушки, которая не могла жить без него.
Удивительная нежность и музыкальность стихотворения не могли не остаться незамеченными. Композитор Н. Ширяев написал к нему музыку, и в настоящее время «Сияла ночь. Луной был полон сад…» является одним из популярных русских романсов.
Тема
Это стихотворение – прекрасный образец любовной лирики. Центральная тема – чистая и возвышенная любовь, которая сопровождала лирического героя на протяжении всей жизни.
Это глубоко интимное, во многом автобиографическое произведение, в котором отразились все переживания поэта. Стихотворение, особенно, вторая его часть, пронизано светлой грустью. Автор тоскует о своей возлюбленной и надеется на скорое воссоединение.
Избранница лирического героя соединила в себе все прекрасные черты, которые могут привлекать романтическую натуру. Это во многом идеализированный образ, но именно так автор воспринимает любовь. Основная мысль, которую хотел донести поэт в своём произведении – это бессмертие любви, её всепобеждающая сила, над которой не властно ни время, ни обстоятельства.
Композиция
Произведение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» состоит из четырёх четверостиший, каждое из которых характеризуется собственной звукописью. Композиция имеет симметричное строение, поскольку делит стих на две равные части:
- первые два четверостишия посвящаются прекрасному пению девушки;
- последующие строфы повествуют читателям о повторном музицировании, но уже много лет спустя.
Повествование автора идет с увеличением эмоционального напряжения, закономерно подводя к наивысшей точке накала чувств – четвёртой строфе.
Написано стихотворение шестистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой.
Жанр
Произведение относится к жанру лирического стихотворения, поскольку автор выражает в нём всю глубину чувств и переживаний лирического героя.
Средства выразительности
Невзирая на кажущуюся лёгкость и простоту стихотворения, его нежность и мелодичность являются результатом сложной работы с художественными средствами.
Так, автор в своём стихотворении использует эпитеты (« томительные», «звучные», «рыдающие »), олицетворения (« лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали »), метафоры (« сердца жгучая мука »).
Особая привлекательность, певучесть строк произведения достигается за счёт применения ассонанса и аллитерации.
Источник