Буклет «Дыхательная гимнастика к лексическим темам»
методическая разработка по коррекционной педагогике
Буклет содержит описание упражнений для проведения дыхательной гимнастики по основным лексическим темам, изучаемым воспитанниками групп компенсирующей направленности. Также буклет может использоваться воспитателями общеобразовательных групп ДОУ. При составлении буклета использовались материалы пособий А. А. Гуськовой «Развитие речедвигательной координации» и «Речевое развитие детей 6-7 лет», Е.М. Косиновой «Большой логопедический учебник».
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Овощи-толстячки и овощи-худышки» И.п.: о.с. 1 – на вдохе втянуть щеки (овощи-худышки); 2 – на выдохе надуть щёки (овощи-толстячки).
«Капуста растёт» И.п.: присесть. 1 – медленно подниматься, вдох носом; 2 – на выдохе произнести «О-о-о-о-х!»
«Тянем морковь» И.п.: ноги слегка расставлены. 1 – наклонить туловище вниз, вдох носом;
2 – изобразить, что тянем морковку, на выдохе произнести «У-у-у-у-х!»
«Большая тыква» И.п.:о.с. 1 – сед, руки округлить перед собой, вдох носом; 2 – на выдохе произнести: О-о-го-о-о-о.
«Кислое яблоко» И.п.: о.с. 1 – вдох носом;
2 – на выдохе произнести «Ф-у-у-у-у!»
«Щёчки-яблочки» И.п.; о.с. 1 – вдох ртом, задержать дыхание на 2-3 с, надуть обе щеки;
«Волк» И.п.: о.с., руки согнуты в локтях, ладони у груди; 1 – вдох, выдох, туловище слегка наклонить вперёд, правую вытянуть перед собой; 2 – вдох, вернуться в и.п.; 3 – выдох. Повторить левой рукой, вернуться в и.п.
«Олень» И.п.: стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисти рук у лба. 1 – вдох, выдох, руки вытянуть вперёд; 2 – вдох, руки вытянуть в стороны, выдох – вернуться в и.п.
«Слон поливает» И.п.: о.с. 1 – вытянуть губы трубочкой, вдох ртом (слон набирает воду хоботом); 2 – шумно выдохнуть через трубочку «Ф-у-у-у-у!» (слон поливает).
«Лев рычит» И.п.: стоя на четвереньках. 1 – вдох носом; 2 — на выдохе произнести «Р-р-р-р-р!»
Тема «Домашние животные и птицы»
«Кошка засыпает» И.п.: сидя. 1 — положить ладошки под правую щёку, вдох носом; 2 — на выдохе произнести «Мр-р-р! Мр-р-р!»
«Пастушок играет» И.п.: о.с. 1 – поднести руки ко рту, «держать дудочку», вдох носом; 2 — на выдохе произнести «Ту-ру-ру! Ту-ру-ру!»
«Петух» И.п.:о.с. 1 – быстро махать руками, вдох носом; 2 – на выдохе произнести «Ку-ка-ре-ку-у-у-у!»
«Гуси шипят» И.п.: о.с. 1 – прямые руки отодвинуть назад, шею вытянуть, вдох носом; 2 – на выдохе произнести: Ш-ш-ш-ш-ш!
«Дятел на дереве» И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1- вдох носом, подняться на носки, руки вытянуть вверх, в стороны; 2 – вернуться в и.п., на выдохе произнести «Тук-тук-тук!».
«Синичка» И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1- вдох носом, подняться на носки, руки вытянуть вверх, в стороны; 2 – вернуться в и.п., на выдохе произнести «Синь-тень!».
«Колокольчик звенит» И.п.: 1 – на вдохе присесть, послушать, как «звенит» колокольчик; 2 — на выдохе произнести «Динь-динь-динь!»
«Собираем цветы» И.п.:о.с. 1 – на вдохе присесть, «сорвать цветок», понюхать его; 2 – на выдохе произнести: А-а-а-х, как па-а-а-а-х-х-нет!
«Пчёлы жужжат»: И.п.: ноги на ширине плеч, руки
вдоль туловища. 1 – руки поднять через стороны
вверх, встать на носки, вдох; 2 – вернуться в и.п.,
«Комар звенит»: И.п.: то же. 1 – руки поднять через стороны вверх, встать на носки, вдох носом; 2 – вернуться в и.п., на выдохе произнести «З-з-з!».
«Шмель летит» И.п.:о.с. 1 – руки в стороны, вдох носом; 2 – на выдохе произносить «Гу-у-у-жу-у».
«Самолёт» И.п .: лёжа на животе. 1-поднять спину, руки в стороны, вдох носом; 2-на выдохе произнести «У-у-у-у!».
«Шины шуршат» И.п.:о.с. 1-потирать ладошки друг о друга, вдох носом; 2-на выдохе произнести «Шур-шим! Шур-шим!».
«Поезд» И.п.:о.с. 1- вдох носом, на выдохе долго и тихо тянем ту-ту-у-у-у (поезд едет далеко);
2 — вдох носом, на выдохе голосом средней громкости тянем ту-ту-у-у-у (поезд уже недалеко); 3 — вдох носом, на выдохе громко тянем ту-ту-у-у-у (поезд прибывает на вокзал).
«Снежки» И.п.: стоя, ноги на ширине плеч.
1 — наклониться вниз, «взять снежок», вдох носом; 2 — бросить «снежок», на выдохе произнести «Оп! Оп! Оп!».
«Катание с горки» И.п.: о.с. 1 – присесть, вдох носом;
2 — на выдохе произнести «У-у-у-у-х!»
«Ручеёк журчит» И.п.: о.с. 1- делать волнообразные плавные движения сложенными ладонями, вдох носом; 2 — на выдохе произнести «Дзынь-дзынь-дзынь!»;
3 — делать волнообразные плавные движения сложенными ладонями, вдох носом; 4 — на выдохе произнести «Жур-жур-жур!».
«Сосульки звенят» И.п.: то же. 1- поднять руки вверх, вдох носом; 2 – ритмично опустить руки и на выдохе произнести «Дин-дин-дон! Дин-дин-дон!».
«Дождик»: И.п.: о.с. 1 – выставлять попеременно прямые руки вперёд («ловить капли»), вдох носом; 2 – на выдохе произнести «Кап-кап-кап!»; 3 – попеременно выставлять прямые руки вперёд («ловить капли», вдох носом;
4 – на выдохе произнести «Так-так-так!».
«Вдыхаем запах леса» И.п.: о.с. 1- руки поднять вверх, вдох носом; 2- руки опустить вниз, выдох.
«Шум леса» И.п.: о.с. 1 – вдох носом; 2 — на выдохе произнести «С-с-с-с-с-с!; 3 — вдох носом;
4 — на выдохе произнести «Ш-ш-ш-ш-ш-ш!; 5 — вдох носом; 4 — на выдохе произнести «Щ-щ-щ-щ-щ-щ!».
«Идём по лужам» И.п.: о.с. 1 – ходьба на месте, вдох носом; 2 – на выдохе произнести «Хлюп-хлюп-хлюп!»; 3 — ходьба на месте, вдох носом;
4 – на выдохе произнести «Шлёп-шлёп-шлёп!». Тема «Рыбы»
«Чайки ловят рыбу» И.п.: ноги врозь, руки опущены.
1 – вдох, наклонить туловище вперёд, руки в стороны;
«Нагоним волны» И.п.: ноги на ширине плеч.
вдох; 2 – плавно наклониться вперёд, вниз, постукивая кулачками по щекам и выдыхая воздух небольшими порциями.
«Чайник кипит»: И.п.: о.с. ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 – слегка выпятить живот, вдох носом;
2 – на выдохе произнести «Пых! Пых!».
«Режем овощи»: И.п.: стоя, ноги слегка расставить.
1 – правая рука имитирует работу с ножом, вдох носом;
2 – на выдохе произнести «Чак-чак-чак! Чак-чак-чак!».
«Жарим пирожки» И.п.: 1 – сжать правую руку в кулак, вдох носом; 2 – поворачивать кулак вверх– вниз и произносить: «Скр-скр-скр! Скр-скр-скр!».
«Дровосек И.п.: о.с. 1 – на выдохе руки сложить топориком и поднять вверх; 2 – резко, словно под тяжестью, опустить вытянутые руки, наклониться, руками сделать махи между ног, произнести: «У-у-у-х!»
«Кузнец» И.п.: ноги на ширине плеч. 1 – имитировать работу кузнеца, вдох носом; 2 – на выдохе произнести «Тин-тин-тин! Тан-тан-тан!»
«Ткачиха» И.п.: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки перед собой. 1-имитировать работу ткачихи, вдох носом; 2-на выдохе произнести «Ток-ток-ток! Ток-ток-ток».
«Молоток» И.п.: о.с. 1- ударить кулаками друг о
друга, вдох носом; 2 — на выдохе произнести
«Пила» И.п.: стоя, правая нога слегка выставлена
вперёд. 1- имитировать работу с пилой, вдох носом;
2 – на выдохе произнести «Вжик-вжик! Вжик-вжик!». «Рубанок» И.п.: ноги слегка расставлены.
1-имитировать работу с рубанком, вдох носом;
2-на выдохе произнести «Струг-струг! Струг-струг!».
«Швейная машинка» И.п.: о.с. 1 – вдох, 2 – на выдохе произнести «Т-т-т-т-т-т!»; 3 – вдох; 4 – на выдохе произнести «Д-д-д-д-д-д!».
«Воздушный шарик» И.п.: о.с., руки перед грудью
как бы держат воображаемый шарик. 1 – плавный
вдох через нос, руки медленно разводим в стороны;
2 – на выдохе произносим «Ш-ш-ш-ш-ш».
«Летят мячи» И.п.: стоя, руки с мячом у груди,
1 – вдох носом; 2 – бросить мяч от груди вперёд, выдыхая, произнести «У-у-у-х-х-х!».
«Качаем куклу» И.п.: о.с. 1- имитировать укачивание куклы, вдох носом; 2 – на выдохе произнести
«Застёгиваем молнию на куртке» И.п.: о.с.
1 – правой рукой застёгиваем куртку, вдох;
2 – на выдохе произнести «В-ж-ж-ж-ж-и-и-к!».
«Солдаты» И.п.: ноги на ширине плеч, руки на диафрагме. 1- вдох носом; 2 — на выдохе произнести протяжно «Ур-а-а-а!».
«Пулемёт» И.п.: лёжа на полу. 1- имитировать стрельбу из пулемёта, вдох носом; 2 – на выдохе произносить «Д-д-д-д-д-д-д-д-д!».
«Расту большой»: И.п.: о.с. 1 – поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох; 2 – руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, выдыхая произнести «У-х-х-х!».
«Весёлое настроение» И.п.: о.с. 1 — плавный вдох;
2 — на выдохе произнести «Ха-ха-ха»; 3 — плавный вдох;
4 — на выдохе произнести «Хо-хо-хо»; 5 — плавный вдох;
Методические рекомендации к проведению
— при вдохе выпячиваем живот (плечи при этом не поднимаются); при выдохе живот втягиваем.
— звуки произносим длительно;
— каждое упражнение повторяем 3-4 раза.
— о.с. (основная стойка) – стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.
Буклет подготовлен учителем-логопедом МАДОУ МО Динской район «Детский сад №29»
При составлении буклета использовались материалы пособий А. А. Гуськовой «Развитие речедвигательной координации» и «Речевое развитие детей 6-7 лет», Е.М. Косиновой «Большой логопедический учебник».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы утренних гимнастик по лексическим темам для работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Примерные комплексы утренних гимнастик разработаны на основе лексических тем. Они включат в себя речедвигательные упражнения, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие мелкой моторики рук. данные.
Пальчиковая гимнастика по лексической теме: «Домашние животные»
Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра. Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительн.
Пальчиковая гимнастика по лексической теме: «Домашние животные»
Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра. Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительн.
Пальчиковая гимнастика по лексической теме: «Домашние животные»
Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра. Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительн.
Пальчиковая гимнастика по лексической теме: «Домашние животные»
Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра. Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительн.
Пальчиковая гимнастика по лексической теме: «Домашние животные»
Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра. Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительн.
Пальчиковая гимнастика по лексической теме: «Домашние животные»
Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра. Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительн.
Источник