Две_цепи_питания_леса

Окружающий мир. Проблемный урок по теме «Лес – природное сообщество. Цепи питания лесной зоны»

— Я улыбнусь вам, и вы улыбнетесь друг – другу и подумаете, как хорошо, что мы сегодня все вместе.

— Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.

— Глубоко вдохните и выдохните.

— Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них.

— Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

— Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к себе и друг к другу.

1. Географическая разминка:

Тундра, степь, пустыня, водоём

Краб, морской конёк, богомол, дельфин

— Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей Родины. Природа здесь сурова. Зима ветреная холодная, с морозами свыше 50 градусов, длится 8-9 месяцев. (Тундра).

-Эта- зона — бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая. Лето жаркое продолжительное, много солнца, бывают сильные ветры- суховеи, дождей мало. (Степи)

-Поверхность этой зоны во многих местах холмистая. Часто встречаются большие холмы из песка. Это барханы. Лето сухое, жаркое. (Пустыня)

-Это царство льда и снега. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Это зона островов лежащих около Северного полюса.

3. “Рассели животных по природным зонам”

АРКТИКА: белый медведь, тупики, тюлень, гагарка.

ТУНДРА: песец, северный олень, лемминг, белая куропатка

СТЕПЬ: суслик, полевая мышь, хомяк, журавль- красавка

ПУСТЫНЯ: тушканчик, верблюд, черепаха, варан.

-Вы любите разгадывать ребусы, головоломки?

-Обобщите группу слов по определенному признаку.

-К какой природной зоне относятся данные слова?

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

— Почему лес называют природным сообществом?

-Закройте глазки (звучит запись “Голоса леса”)

-Что вы представили, услышали?

-Какой лес мы называем тайгой?

-Какое особое отличие есть у лиственницы7

-Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

-Это животное умеет не только прыгать, но и летать?

-Плодами, какого дерева являются жёлуди?

-У какого животного пять чёрных полос на спине?

-Внимательно рассмотри лес. С чем вы сможете его сравнить?

-Чем является лес для живых организмов?

-Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет своё название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.

1.Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей.

2.Растения с мягкими зелёными стеблями.

3.Мнорголетние растения с крупным твёрдым стеблем.

-Учёные называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке.

Проблемная ситуация. Работа в группах.

-Люди нередко меняются квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж, а могут ли поменяться квартирами лесные жители: белка и крот?

Читайте также:  Чем_полезен_индийский_молочный_гриб

-Найти в энциклопедической литературе материал, объясняющий причины, по которым белка живёт в дупле, а крот под землёй?

Анализ проблемной ситуации. Высказывания детей.

-Составить, одну две цепи питания животного мира лесной зоны используя учебник, страница 176-177.

— Какое впечатление у вас осталось от увиденного?

-Что узнали нового и интересного о животных-леса?

    Самый верхний ярус леса образован деревьями.
  1. Средний ярус- это мхи и лишайники.
  2. На дереве обитают кроты и землеройки.
  3. Лес — природное сообщества.
  4. Важно, чтобы в лесу не нарушалось экологическое равновесие.
  5. Малина, смородина, шиповник, волчье лыко – самый нижний ярус.
  6. Мы в ответе за нашу природу.

-Закончить предложения:

Я узнал…

Я сумел …

Я удивился…

Мне хотелось бы…

Исполнение песни “Не дразните собак”.

—Попробовать самостоятельно составить пищевые цепи и затем доказать правильность выполнения задания.

См. презентацию.

Прослушайте музыкальное сопровождение, звуки леса.

Источник

Какие цепи питания животных тайги?

На этой схеме наглядно видны цепи питания, существующие в тайге:

В этом году явно можно было наблюдать нарушения в цепях питания тайги. Из-за неурожая и лесных пожаров было мало пищи для хозяина тайги — медведя. Поэтому мишки и выходили из леса в города в поисках пропитания. Вспомните, сколько раз осенью по новостям показывали медведей, оказавшихся бок о бок с человеком. Также в поисках пищи в город перебираются белки, бурундуки, птицы.

Предлагаю рассмотреть 5 возможных вариантов ответа на вопрос «цепи питания животных тайги»:

Первый вариант: таежные и лесные орехи -> бурундук -> рысь;

Второй вариант: трава и прочая зелень -> косуля -> тигр;

Третий вариант: трава -> кузнечик -> ящерица -> ястреб;

Четвертый вариант: трава и кора деревьев -> заяц -> сова;

Пятый вариант: трава и зерновые растения -> мышь -> змея -> ёж -> барсук -> волк.

Внимательно смотрите схему цепи питания животных тайги

текст при наведении

Первый уровень пищевой цепи составляют так называемые редуценты: растения, цветы, орехи, семена, фрукты, насекомые.

На второй ступеньке находятся травоядные животные: пищухи, поползни, древесные лягушки, белки.

Далее всеядные: куница, ящерицы, ворон, лунь.

На верху пищевой цепочки расположились хищники: тигр, рысь, пума, койот. Характерной чертой верхней пищевой цепочки является конкуренция: пища достается более сильным и более ловким.

Отличительными чертами второй и третьей ступени можно назвать сочетание кооперации и конкуренции — все, кто находятся на этих уровнях, являются одновременно пищей для животных на более высокой ступени и в то же время конкурируют за пищу между собой.

По сути цепь питания состоит из продуцентов, то есть растений, консументов, то есть животных и редуцентов, то есть грибов и бактерий. В основном в тайге преобладают болота, мелколиственные леса и хвойные. Животный мир тут разнообразен. Цепь питания из простой может выглядеть например так. Растет орех, белка его съела, а белкой полакомилась рысь. Если коротко то будет орех-белка и рысь. Есть варианты посложнее. Например кору дерева есть жук-короед, его в свою очередь ест синица, а птичку орел. Или такая цепь. Лось ест траву, а лося может съесть волк который может погибнуть и его съедят бактерии и др. микроорганизмы, распад будет полезен для растений как удобрение органическое и все начнется по кругу.

Читайте также:  Страшные_звуки_леса_птицы

Источник

Какие цепи питания дубравы. Примеры?

Детритная цепь — пищевая цепь, в которой органическое вещество мертвых растений, животных, грибов или бактерий потребляется детритофагами, которые в свою очередь могут стать добычей хищников.

Примеры детритной цепи питания лиственных лесов в зоне умеренного климата (цепь разложения):

  1. гниющие листья — гриб — белка — куница
  2. опавшие листья — червь — дрозд — ястреб
  3. перегной — червь — ёж — лиса.
  4. бактерии гниения (в составе почвы) — дождевой червь — крот — горностай — сова

Еще примеры цепи питания конкретно в дубраве (графическое изображение)

Более подробно о том, кто и кого ест в цепочках питания в видеоролике.

Дубрава — это лес с преобладанием дубовых деревьев.

Цепь питания — это кто что и кого ест в дубовом лесу.

Что съедобного у дуба? Желуди. Кора. Листья. Возможные выросшие лишайники и грибы на коре дуба.

Итак, желуди. Их ест белка, а белку может съесть орёл, лесная куница, лиса, ястреб, сова.

Куницу ест волк, лиса, ястреб.

Или желуди ест кабан. Кабан — пища для волка.

Или желуди дуба ест мышка, которая служит пищей змее, сове, лисе.

Листья дуба. Их ест гусеница, которая затем оказывается в желудке кукушки.

Или Листья дуба — в животе у бабочки. бабочка или гусеница — в животе у пеночки (маленькая птичка). И пеночка служит пищей ястребу.

В качестве примеров цепей питания, характерных для дубрав, можно привести следующие:

«Древесина» — «жук-сверлильщик» — «паук» — «землеройка» — «горностай»;

«Древесина» — «жук-сверлильщик» — «паук» — «землеройка» — «лиса»;

«Древесина» — «жук-сверлильщик» — «паук» — «землеройка» — «сокол»;

«Листья» — «слизень» — «лягушка» — «уж» — «лисица»;

«Листья» — «слизень» — «лягушка» — «уж» — «сокол»;

«Листья» — «гусеница» — «жук» — «синица» — «сокол»;

«Листья» — «гусеница» — «жук» — «паук»;

«Листья» — «дождевой червь» — «черный дрозд» — «сокол»;

«Цветковые растения» — «бабочка» — «синица» — «сокол»;

«Плоды и семена» — «белка» — «сокол»;

«Плоды и семена» — «черный дрозд» — «сокол».

Дубравой называют равнинный лес, в котором в основном растут дубы, поэтому дубрава относится к лиственным и смешанным лесам. Из-за особенностей, здесь существует свой специфический биоценоз, то есть тут могут существовать определенные виды грибов, растений и животных, например, жук-олень, который питается дубовым соком.

А цепью питания называются взаимодействие организмов (звеньев цепи) друг с другом в результате которого обеспечивается передача энергии. Энергия передается по средством поедания одного звена цепи другим. Попробуем составить цепь питания, характерную для дубравы с ее обитателями.

Читайте также:  Екатерининский_лес_волоколамский_район

Солнце —> дуб —> жук-олень —> сова

Листья —> гусеница —> пеночка-трещотка —> сокол

Источник

Составьте 2-3 цепи питания, характерные для лесного сообщества.

achievement

В лесном сообществе все организмы находятся в прочной взаимосвязи, и пищевые цепочки — это не исключение. Стоит повлиять на один компонент, и изменение отразится на всех остальных. Это хорошо видно на следующих примерах:

  1. Дождевые черви, делают почву плодородной, обогащая её гумусом — деревья и растения лучше растут на такой почве — личинки жуков питаются древесиной — их в свою очередь поедают птицы (например, дятлы) — а на вершине этой пищевой цепи стоят хищники (птицы и млекопитающие) — а они после своей гибели становятся кормом для жителей почвы.
  2. Есть другой вариант: черви — деревья — мелкие грызуны (питаются плодами, или корой) — хищники, например куницы и лисицы — черви и бактерии.

Для меня природа представляет собой эдакий хорошо смазанный механизм, в котором предусмотрено все до мелочей. Удивительно, как все продумано, и вряд ли человек сможет создать когда-нибудь нечто подобное.

Что означает термин «цепь питания»

Согласно научному определению, в это понятие входит перенос энергии через ряд организмов, где первым звеном выступают продуценты. В эту группу включаются растения, которые поглощают неорганические вещества, из которых синтезируют питательные органические соединения. Ими питаются консументы — такие организмы, которые не способны к самостоятельному синтезу, а значит, вынуждены питаться уже готовой органикой. Это травоядные животные и насекомые, которые выступают в качестве «обеда» уже для других консументов — хищников. Как правило, цепь содержит около 4-6 уровней, где замыкающее звено представлено редуцентами — разлагающими органику организмами. В принципе, звеньев может быть гораздо больше, но есть природный «ограничитель»: в среднем, каждое звено получает мало энергии предыдущего — до 10%.

Примеры цепей питания в лесном сообществе

Для лесов существуют свои особенности, в зависимости от их типа. Хвойные леса не отличаются богатой травяной растительностью, а значит, и цепи питания будут иметь определенный набор животных. Например, олень с удовольствием лакомится бузиной, а сам становится добычей медведя или рыси. Для широколиственного леса будет свой набор. Например:

  • кора — жучки-короеды — синица — сокол;
  • муха — рептилия — хорек — лиса;
  • семена и плоды — белка — сова;
  • растение — жук — лягушка — уж — ястреб.

Стоит упомянуть падальщиков, которые «утилизируют» органические останки. В лесах их великое множество: от простейших одноклеточных до позвоночных. Их вклад в природу огромен, поскольку, в противном случае, планета покрылась бы останками животных. Они же преобразуют мертвые тела в неорганические соединения, которые необходимы растениям, и все начинается заново. В общем, природа — само совершенство!

Источник

Оцените статью