- Окружающий мир. Проблемный урок по теме «Лес – природное сообщество. Цепи питания лесной зоны»
- Какие цепи питания животных тайги?
- Какие цепи питания дубравы. Примеры?
- Составьте 2-3 цепи питания, характерные для лесного сообщества.
- Что означает термин «цепь питания»
- Примеры цепей питания в лесном сообществе
Окружающий мир. Проблемный урок по теме «Лес – природное сообщество. Цепи питания лесной зоны»
— Я улыбнусь вам, и вы улыбнетесь друг – другу и подумаете, как хорошо, что мы сегодня все вместе.
— Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.
— Глубоко вдохните и выдохните.
— Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них.
— Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек.
— Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к себе и друг к другу.
1. Географическая разминка:
Тундра, степь, пустыня, водоём
Краб, морской конёк, богомол, дельфин
— Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей Родины. Природа здесь сурова. Зима ветреная холодная, с морозами свыше 50 градусов, длится 8-9 месяцев. (Тундра).
-Эта- зона — бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая. Лето жаркое продолжительное, много солнца, бывают сильные ветры- суховеи, дождей мало. (Степи)
-Поверхность этой зоны во многих местах холмистая. Часто встречаются большие холмы из песка. Это барханы. Лето сухое, жаркое. (Пустыня)
-Это царство льда и снега. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Это зона островов лежащих около Северного полюса.
3. “Рассели животных по природным зонам”
АРКТИКА: белый медведь, тупики, тюлень, гагарка.
ТУНДРА: песец, северный олень, лемминг, белая куропатка
СТЕПЬ: суслик, полевая мышь, хомяк, журавль- красавка
ПУСТЫНЯ: тушканчик, верблюд, черепаха, варан.
-Вы любите разгадывать ребусы, головоломки?
-Обобщите группу слов по определенному признаку.
-К какой природной зоне относятся данные слова?
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
— Почему лес называют природным сообществом?
-Закройте глазки (звучит запись “Голоса леса”)
-Что вы представили, услышали?
-Какой лес мы называем тайгой?
-Какое особое отличие есть у лиственницы7
-Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
-Это животное умеет не только прыгать, но и летать?
-Плодами, какого дерева являются жёлуди?
-У какого животного пять чёрных полос на спине?
-Внимательно рассмотри лес. С чем вы сможете его сравнить?
-Чем является лес для живых организмов?
-Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет своё название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.
1.Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей.
2.Растения с мягкими зелёными стеблями.
3.Мнорголетние растения с крупным твёрдым стеблем.
-Учёные называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке.
Проблемная ситуация. Работа в группах.
-Люди нередко меняются квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж, а могут ли поменяться квартирами лесные жители: белка и крот?
-Найти в энциклопедической литературе материал, объясняющий причины, по которым белка живёт в дупле, а крот под землёй?
Анализ проблемной ситуации. Высказывания детей.
-Составить, одну две цепи питания животного мира лесной зоны используя учебник, страница 176-177.
— Какое впечатление у вас осталось от увиденного?
-Что узнали нового и интересного о животных-леса?
- Самый верхний ярус леса образован деревьями.
- Средний ярус- это мхи и лишайники.
- На дереве обитают кроты и землеройки.
- Лес — природное сообщества.
- Важно, чтобы в лесу не нарушалось экологическое равновесие.
- Малина, смородина, шиповник, волчье лыко – самый нижний ярус.
- Мы в ответе за нашу природу.
-Закончить предложения:
Я узнал…
Я сумел …
Я удивился…
Мне хотелось бы…
Исполнение песни “Не дразните собак”.
—Попробовать самостоятельно составить пищевые цепи и затем доказать правильность выполнения задания.
См. презентацию.
Прослушайте музыкальное сопровождение, звуки леса.
Источник
Какие цепи питания животных тайги?
На этой схеме наглядно видны цепи питания, существующие в тайге:
В этом году явно можно было наблюдать нарушения в цепях питания тайги. Из-за неурожая и лесных пожаров было мало пищи для хозяина тайги — медведя. Поэтому мишки и выходили из леса в города в поисках пропитания. Вспомните, сколько раз осенью по новостям показывали медведей, оказавшихся бок о бок с человеком. Также в поисках пищи в город перебираются белки, бурундуки, птицы.
Предлагаю рассмотреть 5 возможных вариантов ответа на вопрос «цепи питания животных тайги»:
Первый вариант: таежные и лесные орехи -> бурундук -> рысь;
Второй вариант: трава и прочая зелень -> косуля -> тигр;
Третий вариант: трава -> кузнечик -> ящерица -> ястреб;
Четвертый вариант: трава и кора деревьев -> заяц -> сова;
Пятый вариант: трава и зерновые растения -> мышь -> змея -> ёж -> барсук -> волк.
Внимательно смотрите схему цепи питания животных тайги
Первый уровень пищевой цепи составляют так называемые редуценты: растения, цветы, орехи, семена, фрукты, насекомые.
На второй ступеньке находятся травоядные животные: пищухи, поползни, древесные лягушки, белки.
Далее всеядные: куница, ящерицы, ворон, лунь.
На верху пищевой цепочки расположились хищники: тигр, рысь, пума, койот. Характерной чертой верхней пищевой цепочки является конкуренция: пища достается более сильным и более ловким.
Отличительными чертами второй и третьей ступени можно назвать сочетание кооперации и конкуренции — все, кто находятся на этих уровнях, являются одновременно пищей для животных на более высокой ступени и в то же время конкурируют за пищу между собой.
По сути цепь питания состоит из продуцентов, то есть растений, консументов, то есть животных и редуцентов, то есть грибов и бактерий. В основном в тайге преобладают болота, мелколиственные леса и хвойные. Животный мир тут разнообразен. Цепь питания из простой может выглядеть например так. Растет орех, белка его съела, а белкой полакомилась рысь. Если коротко то будет орех-белка и рысь. Есть варианты посложнее. Например кору дерева есть жук-короед, его в свою очередь ест синица, а птичку орел. Или такая цепь. Лось ест траву, а лося может съесть волк который может погибнуть и его съедят бактерии и др. микроорганизмы, распад будет полезен для растений как удобрение органическое и все начнется по кругу.
Источник
Какие цепи питания дубравы. Примеры?
Детритная цепь — пищевая цепь, в которой органическое вещество мертвых растений, животных, грибов или бактерий потребляется детритофагами, которые в свою очередь могут стать добычей хищников.
Примеры детритной цепи питания лиственных лесов в зоне умеренного климата (цепь разложения):
- гниющие листья — гриб — белка — куница
- опавшие листья — червь — дрозд — ястреб
- перегной — червь — ёж — лиса.
- бактерии гниения (в составе почвы) — дождевой червь — крот — горностай — сова
Еще примеры цепи питания конкретно в дубраве (графическое изображение)
Более подробно о том, кто и кого ест в цепочках питания в видеоролике.
Дубрава — это лес с преобладанием дубовых деревьев.
Цепь питания — это кто что и кого ест в дубовом лесу.
Что съедобного у дуба? Желуди. Кора. Листья. Возможные выросшие лишайники и грибы на коре дуба.
Итак, желуди. Их ест белка, а белку может съесть орёл, лесная куница, лиса, ястреб, сова.
Куницу ест волк, лиса, ястреб.
Или желуди ест кабан. Кабан — пища для волка.
Или желуди дуба ест мышка, которая служит пищей змее, сове, лисе.
Листья дуба. Их ест гусеница, которая затем оказывается в желудке кукушки.
Или Листья дуба — в животе у бабочки. бабочка или гусеница — в животе у пеночки (маленькая птичка). И пеночка служит пищей ястребу.
В качестве примеров цепей питания, характерных для дубрав, можно привести следующие:
«Древесина» — «жук-сверлильщик» — «паук» — «землеройка» — «горностай»;
«Древесина» — «жук-сверлильщик» — «паук» — «землеройка» — «лиса»;
«Древесина» — «жук-сверлильщик» — «паук» — «землеройка» — «сокол»;
«Листья» — «слизень» — «лягушка» — «уж» — «лисица»;
«Листья» — «слизень» — «лягушка» — «уж» — «сокол»;
«Листья» — «гусеница» — «жук» — «синица» — «сокол»;
«Листья» — «гусеница» — «жук» — «паук»;
«Листья» — «дождевой червь» — «черный дрозд» — «сокол»;
«Цветковые растения» — «бабочка» — «синица» — «сокол»;
«Плоды и семена» — «белка» — «сокол»;
«Плоды и семена» — «черный дрозд» — «сокол».
Дубравой называют равнинный лес, в котором в основном растут дубы, поэтому дубрава относится к лиственным и смешанным лесам. Из-за особенностей, здесь существует свой специфический биоценоз, то есть тут могут существовать определенные виды грибов, растений и животных, например, жук-олень, который питается дубовым соком.
А цепью питания называются взаимодействие организмов (звеньев цепи) друг с другом в результате которого обеспечивается передача энергии. Энергия передается по средством поедания одного звена цепи другим. Попробуем составить цепь питания, характерную для дубравы с ее обитателями.
Солнце —> дуб —> жук-олень —> сова
Листья —> гусеница —> пеночка-трещотка —> сокол
Источник
Составьте 2-3 цепи питания, характерные для лесного сообщества.
В лесном сообществе все организмы находятся в прочной взаимосвязи, и пищевые цепочки — это не исключение. Стоит повлиять на один компонент, и изменение отразится на всех остальных. Это хорошо видно на следующих примерах:
- Дождевые черви, делают почву плодородной, обогащая её гумусом — деревья и растения лучше растут на такой почве — личинки жуков питаются древесиной — их в свою очередь поедают птицы (например, дятлы) — а на вершине этой пищевой цепи стоят хищники (птицы и млекопитающие) — а они после своей гибели становятся кормом для жителей почвы.
- Есть другой вариант: черви — деревья — мелкие грызуны (питаются плодами, или корой) — хищники, например куницы и лисицы — черви и бактерии.
Для меня природа представляет собой эдакий хорошо смазанный механизм, в котором предусмотрено все до мелочей. Удивительно, как все продумано, и вряд ли человек сможет создать когда-нибудь нечто подобное.
Что означает термин «цепь питания»
Согласно научному определению, в это понятие входит перенос энергии через ряд организмов, где первым звеном выступают продуценты. В эту группу включаются растения, которые поглощают неорганические вещества, из которых синтезируют питательные органические соединения. Ими питаются консументы — такие организмы, которые не способны к самостоятельному синтезу, а значит, вынуждены питаться уже готовой органикой. Это травоядные животные и насекомые, которые выступают в качестве «обеда» уже для других консументов — хищников. Как правило, цепь содержит около 4-6 уровней, где замыкающее звено представлено редуцентами — разлагающими органику организмами. В принципе, звеньев может быть гораздо больше, но есть природный «ограничитель»: в среднем, каждое звено получает мало энергии предыдущего — до 10%.
Примеры цепей питания в лесном сообществе
Для лесов существуют свои особенности, в зависимости от их типа. Хвойные леса не отличаются богатой травяной растительностью, а значит, и цепи питания будут иметь определенный набор животных. Например, олень с удовольствием лакомится бузиной, а сам становится добычей медведя или рыси. Для широколиственного леса будет свой набор. Например:
- кора — жучки-короеды — синица — сокол;
- муха — рептилия — хорек — лиса;
- семена и плоды — белка — сова;
- растение — жук — лягушка — уж — ястреб.
Стоит упомянуть падальщиков, которые «утилизируют» органические останки. В лесах их великое множество: от простейших одноклеточных до позвоночных. Их вклад в природу огромен, поскольку, в противном случае, планета покрылась бы останками животных. Они же преобразуют мертвые тела в неорганические соединения, которые необходимы растениям, и все начинается заново. В общем, природа — само совершенство!
Источник