Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Лесные и садовые ягоды»
Цель: познакомить детей понятием «ягода», классифицировать их на садовые и лесные, учить их различать.
— Продолжать знакомить с особенностями внешнего вида и местами произрастания ягод.
— Обучать умению классифицировать ягоды по месту произрастания (садовые, лесные) .
— Развивать разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться.
— Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Лесные и садовые ягоды“» размещена в разделах
Ход занятия:
Ребята, давайте начнём занятие как обычно, приветствием гостей и друг друга.
— Дорогие ребятки, сегодня мы с вами познакомимся с ягодами. Что же такое Ягоды?
Ягоды – это сочные плоды некоторых видов растений, которые всегда содержат некоторое количество семян. Перечень названий ягод может длиться до бесконечности. Какие ягоды вы знаете? (смородина, черника и ежевика, калина, рябина, малина и клубника).
Чтение рассказа: “Ягодная сказка”
На лесной поляне, где всегда было солнечно, жили по соседству ягоды : черника, земляника, малина и брусника.
Ягодки любили кружиться под яркими лучами солнышка и нахваливать себя.
– Какая я красная, красивая и кисленькая! – говорила Ягодка Бруся.
– А я сочна, крупна да розова! – веселилась Ягодка Маля.
– Ха–ха–ха! Зато я – синее всех! – любовалась перед росинкой на листике Ягодка Черня.
– Ну, тогда я – всех слаще! – сказала земляничка Варя.
И вот однажды, так же веселясь, они услышали, как кто-то бежит по тропинке на их солнечную полянку. Испугались ягоды, да и спрятались под листочками. Видят двух девочек, а в руках у них кувшинчики. «За нами пришли значит!» – подумали ягоды.
Долго стояли девчушки и никак не могли решиться, что же им собирать, кувшинчиков-то только два.
– Давай малину! Она сочная, крупная, полезная ягода! – говорит одна девочка.
– Черника тоже полезная и брусника! – говорит другая.
– Ага, но от черники язычки у нас будут синие-синие, а брусника – кислая. Давай собирать малину и землянику. Из малины сварим варенье на зиму, а из земляники сделаем варенье к чаю.
Вскоре кувшины наполнились с горкой. Довольные девочки отправились домой.
Вопрос: Какие ягоды вы знаете?
А где растут ягоды? Правильно, по месту произрастания ягоды делятся на Садовые и лесные. Как вы думаете ребята, какие ягоды полезней? (и те и другие ягоды полезные, в них много витаминов).
К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках.
Садовые ягоды — те, которые созревают на кустарниках и кустиках в саду.
А теперь, ребята, послушайте загадки про ягоды и угадайте про какие ягоды я говорю :
Эти ягоды, все знают, Нам лекарство заменяют. Если вы больны ангиной, Пейте на ночь чай с. (малиной).
Куст с шипами, Ягодки с хвостами В зеленой одежке С полосатой стежкой. От ягодок — хруст, Что за куст? (крыжовник)
Ярко-красных, черных, белых Ягодок попробуй спелых. Сельский сад — их родина. Что это? (Смородина)
Повернулась к грядке боком, Налилась вся красным соком. Ей сестрица земляника. Что за ягодка? (клубника)
Долгоножка хвалится: — Я ли не красавица? А всего-то — косточка Да красненькая кофточка! (вишня).
– Что же это за ягодки? Так где они все растут? Правильно, это садовые ягоды!
Садовые ягоды очень вкусные, сладкие, но еще и полезны! В них содержится большое количество витаминов. Из них варят варенье, которое помогает нам бороться с простудными заболеваниями (такое как малина, а в смородиновом варенье много витамина С, который делает его рекордсменом среди всех садовых ягод по содержанию его. Делают также мармелады и компоты, пастилу, джемы. А также ягоды замораживают и кушают всю зиму, а также сушат.
А сейчас нам девочки расскажут стихотворения про другие виды садовых ягод :
Чудо-ягоды висят. (Ксюша)
Солнышко сильней пригреет,
Буду ягодки срывать
И про пчёлку вспоминать (Алина К.)
И напоследок осталась самая необычная ягода, слушайте загадку.
Внутри он алый, сахарный, кафтан — зеленый, бархатный. (Арбуз).
Арбуз, как ни странно является ягодой! Арбуз – любимое лакомство и детей и взрослых. Без арбуза стол летом и осенью был бы непременно беднее. Из корок арбуза делают цукаты, из сока – арбузный мёд, из мякоти – патоку. Ну и конечно же арбуз кушают в сыром виде.
Аппликация «Корзина садовых ягод»
А теперь я предлагаю вам сделать аппликацию. Давайте наполним нашу корзинку садовыми ягодками.
Вверх на солнце посмотрели,
Мы по ягоды идем,
Дружно ягоды берем.
Дружно хлопаем, ногами топаем,
Ну вот, мы с вами познакомились с садовыми ягодами, теперь пришло время отправиться на лесную полянку, чтобы познакомиться с лесными ягодами.
Музыка, друг за другом отправляемся в лес (на палас).
— Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы и большое количество ягод.
А какие ягоды мы с вами можем увидеть в лесу? (Дети называют лесные ягоды по картинкам) .
Верно! Брусника, голубика, земляника, калина, клюква, крыжовник, малина, смородина, черника —это лесные ягоды.
Некоторые ягоды встречаются и в лесу, и в саду. Постарайтесь припомнить такие ягоды. Правильно! Малина бывает и садовой, и дикой. Садовая малина крупнее, слаще, а дикая хотя и помельче, но зато витаминов в ней больше!
Смородина, ежевика и земляника также бывают садовыми и лесными.
Что это за ягодка? Это лесная земляника. Земляника – самая вкусная лесная ягода, которая уже появилась в наших лесах. Собирать землянику конечно хлопотно, но зато как приятно ее есть, особенно со сливками или с молоком. Все дети просто обожают землянику. Вы должны знать, что ягоды земляники не только вкусны, но и польза ее вне всякой конкуренции.
Слушайте загадку про следующую ягоду :
Под листиком на каждой ветке
А попробовав поймет (голубика).
Голубику можно встретить в самых разных местах: и в сосняках, и в горах. В основном, голубику едят в свежем виде, потому что именно в свежих ягодах концентрация полезных веществ самая высокая. Голубикой угощаются как десертом, варят компоты и квасы.
А что это за ягода? Черника — почти чёрного цвета, с сизоватым налётом и тёмно-пурпурной кисло-сладкой мякотью. Созревает черника в июле-августе. Замечено, что черника обостряет ночное зрение, уменьшает усталость глаз, тонизирует нервную систему.
Дальше, смотрите, это костяника! Эта ягода растет в тенистых местах, на болотах. Из плодов костяники варят сиропы, варенье, сок, кисели и желе. Чай из листьев костяники ароматен и очень полезен.
Ну ка ребята, прочитайте нам стихи про другие лесные ягодки.
Нет кислее ягод этих,
Только все равно приветь их.
Витамин в них — лучший друг вам.
Замечательная клюква! (Кристина)
Эту ягоду домой. (Алиса К.)
А теперь мы, ребята, поиграем в игру.
Дидактическая игра «Исправь ошибку».
Ребята, я буду говорить факты, а вы следите за мной, если я говорю верно, то вы хлопаете, если я говорю неверно, то вы топаете.
Земляника растет на дереве;
брусника сладкая как сахар;
малину любят не только люди но и животные;
черника очень вредная для здоровья.
Ядовитые ягоды
Далеко не все ягоды полезны. Некоторые красивые, яркие ягоды смертельно опасны. Например волчье лыко и вороний глаз.
Волчье лыко — это невысокий кустарник, который цветет белыми или светло-розовыми цветочками, похожими на сирень. Плоды появляются прямо на стебле, созревают в июле. Внешне волчья ягода очень привлекательна: ярко-красная, блестящая, сочная. Дети так и тянутся попробовать эти красивые плоды. Однако волчья ягода целиком ядовита – и листики, и кора, и плоды представляют опасность, поскольку в них содержится токсичное вещество дафнин. Если прикоснуться к коре или потереть листья, то на коже могут возникнуть красные зудящие пятна и волдыри.
Вороний глаз — невысокие кустики этого растения встречаются только в лесу, их можно спутать с черникой или голубикой. Но отличить ядовитое растение несложно: ягодка растет одиночно, в середине четырехлистного венчика обладает весьма неприятным запахом. Одна или две ягоды большой опасности не представляют, а вот большее количество может привести к рвоте и поносу.
Будем ли мы собирать такие ягоды? (нет).
А сейчас мы с вами будем играть в игру «Лесные ягоды и садовые».
Ребята, мы сейчас, пока играет музыка, будем гулять (ягодки, танцевать. А как только музыка закончится, вы должны будете поделиться на 3 группки, но на какие, вы должны будете догадаться сами. Какая группка соберется быстрее и правильней, та и победила.
Вот мы с вами поиграли и побывали в лесу и нам пора возвращаться. Проходите и садитесь на стульчики.
– С чем мы ребята сегодня познакомились?
– На какие виды делятся ягоды?
– К садовым ягодам относятся какие?
– А что за ядовитые ягоды вы знаете?
Молодцы, ребята, все сегодня хорошо занимались и я вам приготовила небольшие подарки. Но для начала давайте скажем спасибо нащим гостям за то что они к нам пришли и угостим их вкусным и полезным мармеладом из ягодок.
А это вам ребята (раздаю раскраски и мармелад). Занятие закончено, всем спасибо!
Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Садовые ягоды» Цель: I. Закреплять знания о садовых ягодах (названия, где растут, части, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающие понятия:.
НОД по ознакомлению с окружающим миром во II младшей группе «Лесные богатства» Программное содержание: сформировать у детей представление – лес (деревья, животные, птицы). Обобщить представления детей о деревьях, их.
Конспект НОД по по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Лесные ягоды» Конспект НОД по по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме «Лесные ягоды» Задачи: познакомить детей с лесными ягодами;.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Капиллярные чудеса»Цель: формирование интереса к познавательной деятельности в окружающем мире Познавательно-развивающие задачи:.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Традиции чаепития» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Традиции чаепития». Цели и задачи: Обобщить и систематизировать.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья» Цель: Сформировать представления детей о семье. Задачи: продолжать знакомить детей с понятием «Семья»: родственными отношениями.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Программные задачи: — закрепление знаний о характерных признаках весны; знакомство с литературными и фольклорными произведениями о весне.
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Моя семья» Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру тема: «моя семья». Цель: Формировать представление о мире семьи, как о людях живущих.
«Лесные чудеса». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Программное содержание: Цель. Знакомство с животным миром леса. Задачи. 1. Закреплять знания о сезонных явлениях в природе; формировать.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Невидимка воздух» Программное содержание: формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется);.
Источник