Открытый урок «Виды сказуемого»
Форма работы на уроке: фронтальная, работа в группах, индивидуальная.
Используемые технологии: технология проблемного обучения; прием-кластера, прием-инсерта
Оборудование: Интерактивная доска, ПК, электронная среда «Диалог Нибелунг», раздаточный материал
Учитель: — Добрый день, ребята! У нас сегодня необычный урок. На нашем уроке присутствуют учителя русского языка и литературы нашего района. Давайте поприветствуем наших гостей. А теперь, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. А работать мы будем в группах.
Учитель: Итак, перед вами ряд предложений, прочитайте их и выделите сказуемые. (1 слайд)
- А теперь, назовите сказуемые в остальных предложениях. Обратите внимание, из скольких слов они могут состоять, какой частью речи выражены?
- В связи с этим скажите, как они могут называться? Сформулируйте тему урока. (Виды сказуемых) (2 слайд)
Учитель: Откройте тетради. Записываем число и тему урока.
сказуемых ? (Знание частей речи, членов предложения…)
СГС= вспомогательные глаголы+неопределенная форма СИС= глагол-связка + именная часть
Учитель . — Отталкиваясь от темы и учитывая то, что со всеми типами сказуемого вы уже знакомы, сформулируйте цель урока.
Ответы учащихся: (цель урока: повторить и систематизировать изученный материал о сказуемом; учиться различать сказуемые по составу слов.)
Учитель: — Ребята, сегодня вы сможете оценить свою работу на уроке самостоятельно. Вам предложен лист самоконтроля. По ходу урока, используя прием инсерта, заполните соответствующие графы. После выполнения всех заданий, учитывая ваши оценки, я подведу общий итог.
Учитель: -Молодцы, ребята! А теперь закрепим весь теоретический материал. На ваш ПК я отправляю задание, применяя прием «Согласен — Не согласен» вы выполняете.
Задание . Выберите правильное утверждение.
- Сказуемое-это главный член предложения, который обозначает признак подлежащего (действие, состояние, свойство) и отвечает на вопросы: что делает предмет речи? что с ним делается? каков он? кто он такой? что он такое? (Да).
- Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется составным глагольным сказуемым. (Нет).
- В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены одним глаголом. (Да).
- Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола и именной части. (Нет).
- В составном глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значение выражаются в разных знаменательных словах: лексическое — в неопределённой форме глагола, грамматическое — во вспомогательном слове. (Да).
- Составным именным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из глагола-связки и неопределённой формы глагола (инфинитива). (Нет).
- Именная часть составного именного сказуемого может быть выражена только именем существительным, именем прилагательным и именем числительным. (Нет).
- В этом предложении сказуемое является простым глагольным сказуемым. Дорога проложена через лес. (Нет).
Обсуждаем с учащимися по слайду неверное утверждение и даём верное.
Учитель: — Молодцы, ребята! Вы прекрасно знаете теорию, а сейчас я предлагаю вам
создать свою гипотезу в виде кластера. Работаете в группах и можете совещаться между с
собой через наушник (групповая работа)
Учитель: — Я Приглашаю с каждой группы по одному представителю для защиты своего кластера. Первая группа оценивает вторую, а вторая – первую. (Взаимопроверка)
5.. Социализация (оценивание работ)
Учитель: Закройте, пожалуйста, глазки. «Не открывая глаз посмотрите в окно, посмотрите на дверь. Представьте, что в кабинет влетела бабочка, и летает под потолком. Последите за ней! А теперь она вылетела в окно! Откройте глаза! Поморгайте!».
1.. Представление текста «Доброта»
Учитель: -Я предлагаю вам прочитать текст Д. С. Лихачева. По ходу прослушивания
текста постарайтесь определить характерные для текста признаки: тема, стиль, тип, идея.
- Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос, каким человеком тебе хочется стать. (2) Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… (3) И никто не сказал – добрым. (4) Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? (5) Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота.
(7) Добрые чу…ства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. (8) Если добрые чувства (не) воспита..ы в детстве, их (н..)когда (не) воспитаеш. потому (что) они усваиваются одновреме(н,нн)о с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это це(н,нн)ость жизни, чужой, своей, жизни животного мира и р..стений. (9)В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств. (10) Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. (11) Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости – это дружба, товарищество, братство. (12) Ребенок чувствует тончайшие переживания другого человека, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. (13)Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека (по Д.
2. Работа с текстом: комплексный анализ
А ) – Докажите, что данный отрывок является текстом.
Ответы учащихся: (Тема текста о воспитании человечности добрых чувств или
доброта – единственный верный путь человека.)
Учитель: -Если обратимся к словарю Ожегова, то прочитаем:
Словарная работа. Доброта — Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим
- Чтобы быть человечным, что автор считает необходимым сделать? (пройти школу воспитания добрых чувств).
В) — В чём красота доброты? Найдите в тексте предложение, раскрывающее авторскую идею, и запишите его номер
Ответ : (13). (Подлинная доброта рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека)
Г) — К какому стилю речи относится текст? Устно аргументируйте свой ответ.
Д) — Какой тип речи представлен в этом тексте ?
Учитель: Молодцы, ребята! – А сейчас перейдём к выполнению заданий по тексту.
- Замените словосочетание эмоциональную школу, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Учитель: Итак, у вас уже заполнены соответствующие графы, а теперь оцените свою
деятельность отметкой: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»
- Самым интересным мне показался тот момент, когда …
- Трудным для меня стало …
- Я … доволен своей работой на уроке .
4. Домашнее задание : (разноуровневое, на выбор учащегося)
Учитель: исходя из результатов работы и самооценки, вы выбираете себе тип домашнего задания.
- Сложный уровень: написать сочинение – рассуждение на тему «Я добрый человек?» В качестве аргументов вы можете привести примеры проявления этого качества в реальных жизненных ситуациях. Объем сочинения не менее 50 слов.
Учитель: Завершая урок, хочу прочитать вам стихотворение малоизвестного поэта Алексея Нескородова, которое перекликается с содержанием текста, по которому мы работали.
— Красиво жить не запретишь,
— И с Божьей помощью, быть может,
— Быть добрым, честным и бесстрашным,
Ты где-то, в чем-то победишь,
Добро на всей земле дарить
И жить в гармонии в мире нашем!
— Помните эти строки, и пусть в ваших сердцах, наряду с мужеством, храбростью, находчивостью, живет ценное человеческое качество – доброта, без которой невозможна душевная красота.
Источник