Особняк Брусницыных в Петербурге: кто отвечает за его судьбу
Особняк Брусницыных, что находится на Кожевенной линии, 27 на Васильевском острове, стал камнем преткновения между его защитниками. Сотрудничающие организации разделились во мнении о том, что происходит со зданием и как быть с ним дальше.
Напомним, ранее в редакцию Metro обратились Анна Капитонова, член президиума СПбО ВООПИиК. Она сообщила, что здание сейчас находится в плачевном состоянии. Организация, которая контролирует этот исторический памятник, — АУИПИК — не может содержать его.
— Особняк Брусницыных до 2018 года находился в частной собственности. Там находилась постоянная охрана, это были «молодчики». Попасть туда просто так возможности не было, — рассказывает Metro Анна Капитонова, член президиума СПбО ВООПИиК. — Что случилось дальше с собственником, мы не знаем. Известно лишь, что с 2018 года здание перешло в федеральную собственность, а фактически заведует им недавно созданная структура — агентство по управлению памятниками, АУИПИК. Однако ведомство не в состоянии обеспечить полноценную охрану особняка — туда стали захаживать мародеры, кладоискатели.
По словам Капитоновой, еще прошлым летом особняк был в удовлетворительном состоянии, очень богатое убранство комнат сохранилось. Однако сейчас ситуация кардинально изменилась.
В особняке, по словам активистов, отключили отопление и свет. Из-за этого начала скапливаться влага, разрушается лепнина и вся отделка здания.
«Лебедь, рак и щука»
Metro обратилось в петербургский филиал АУИПИК, чтобы выяснить, в чем суть проблемы и в каком состоянии сейчас находится особняк Брусницыных по оценке специалистов организации. Мнения коллег — АУИПИК и ВООПИиК, сотрудничающих по договору, — разошлись.
— В особняке есть круглосуточная охрана, но нет ни тепла, ни света, ни воды. Поэтому охранник уходит иногда. В этот момент молодежь туда и проникает. Но там никто ничего не сломал, не украл. Даже хотели сломать дверь, но не сломали, — высказал свое мнение и.о. директора филиала АУИПИК Финар Валеев.
По словам руководителя ведомства, после перехода здания в введение АУИПИК продлить соглашение с «Теплосетями» и «Ленэнерго» не удалось. Поэтому здание обесточено. Однако сейчас идет работа по поиску арендатора особняка.
— Сейчас проводим калькуляцию проекта противоаварийных работ. Уже почти все готово. Затем мы передадим все эти документы в федеральный АУИПИК, где нашу заявку включат в план закупок. Но могу сказать сразу, это процесс небыстрый, не одного месяца, — пояснил Metro Валеев. — Параллельно мы проводим работу. Так, в марте этого года укрепили карнизы — там были опасно. По всему зданию с внешней стороны натянули сетку. Также АУИПИК написал письмо в охранное предприятие, чтобы предоставили второго охранника — чтобы уж наверняка.
Опасения активистов вызывало также состояние паркета — там он был буквально проломлен, по их словам. Финар Валеев заверил, что в особняке уже давно нет старинного паркета. Нынешнее покрытие — советских времен.
— В особняке работали организации еще в советские времена, которые не могли вложить денег в здание. Туда проникала вода, и паркет «взбух». Но там страшного ничего нет, это можно восстановить, — заверил Валеев.
Такую же точку зрения подтвердил и фотограф Роман Везенин, который хорошо знаком с ситуацией вокруг особняка Брусницыных.
— Дубовых паркетов нет там со времен блокады Ленинграда. Советский паркет там вздулся года 4 назад, когда там были протечки, — рассказал Metro Роман.
По его мнению, особняк сейчас находится в состоянии, когда его еще можно спасти. Сыпется штукатурка, вздувается пол, но здание еще подлежит реставрации.
Как пройти в особняк Брусницыных
Однако Роман сообщил, что охрана особняка, состоящая из одного «дедушки», пропускает в здание людей — «человек по 50».
— У АИПИКа закончился договор с охранной организацией. Туда поставили дедушку. Дедушка этот по доброте душевной в особняк проводит всех, кого угодно. Человек по 50. Ну может, что-то там поменяется. А вообще ВООПИиК сотрудничает с АУИПИКом, водит туда экскурсии, но при этом жалуется на их работу.
У представителей ВООПиКа действительно есть разрешение на проведение экскурсий.
— ВООПИиК проводит экскурсии с нашего разрешения — другим не даем, только им, потому что есть соглашение о популяризации наших объектов, — рассказал Финар Валеев. — До нас там были и фотосъемки, и киносъемки, и свадьбы. Там даже охраны не было! Особняк Брусницыных находится в оперативном управлении АУИПИК с декабря 2016 года — как оформили все документы, так и пресекли все эти экскурсии.
Однако в социальных сетях можно было до апреля 2018 года найти несколько компаний, которые открыто предлагали прогулки и фотосессии в стенах особняка. Однако с какого-то момента появилось объявление, что проход в здание закрыт, но запись на экскурсии по-прежнему ведется.
Источник
Как особняк Брусницыных из мастерской превратился в роскошные руины
В апреле Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры начало бить тревогу. Одно из самых интересных и необычных зданий Петербурга оказалось брошено на произвол судьбы: особняк Брусницыных был передан в ведение АУИПИК, но ведомство было не в состоянии обеспечить полноценную охрану. Дом разрушался, его разбирали по кускам мародеры и коллекционеры. На данный момент памятник федерального значения все же закрыли. По нашей просьбе проект «Знaй Город» рассказывает, чем ценно строение на Кожевенной линии: от тайного бильярдного зала до зеркала Графа Дракулы.
Особняк Брусницыных — это тот случай, когда среди промо-футболок и дырявых калош на Уделке вы вдруг находите лимитированную модель кроссовок прошлого века, за которую ценители готовы убить. Принадлежавший купеческой семье памятник архитектуры в стиле эклектика забыт в промышленной зоне Васильевского острова. Как он оказался брошен на произвол судьбы? Без мистики тут не обошлось — и это не пустой звук.
По приказу Екатерины II в конце XVIII века в места Косой и Кожевенной линий были перенесены кожевенные производства — отсюда и название. Будущий особняк, обращенный к взморью, был перестроен под заводские нужды и жилые помещения. В таком виде он существовал до середины XIX века, пока его не выкупил предприимчивый крестьянин Николай Брусницын. Выходец из Тверской губернии создал мастерскую, которая скоро стала настоящей фабрикой.
Дела шли в гору, но Николай не хотел переезжать в центр и начал облагораживать здание — окна первого этажа расширил, второй поднял, подправил его снаружи. Некогда простой каменный дом изменился еще сильнее к концу XIX века, когда перешел во владение детей Брусницына. По проекту архитектора Анатолия Ковшарова в нем появилась новая отделка, второй этаж повысили, а лицевой фасад оформили в едином стиле. Особняк приобрел форму буквы «Ш» — по крылу на каждого брата. Появилась оранжерея с оригинальной расстекловкой.
Особняк Брусницыных является ярким примером эклектики — архитектурного стиля, сочетающего в себе любые формы прошлого в разных сочетаниях. Так, парадная столовая оформлена в стиле позднего ренессанса: в ней сохранился буфет, а стены украшают резные деревянные панели ручной работы. Одна из них на самом деле является потайной дверцей в Бильярдный зал, сохранивший лепной потолок, небольшие угловые диванчики и резной камин.
Танцевальный или Белый зал выполнен в стиле Людовика XV. Двухярусная падуга образует плавный переход от стен к плафону, скругляя углы и придавая комнате воздушность и пластичность. Стены, двери и потолки обильно украшены лепниной с растительными орнаментами и мифическими мотивами — тут воедино сплелись цветочные венки, целующиеся путти и сатиры с музыкальными инструментами. В раме над камином сохранилось подлинное зеркало, в котором отражается массивная люстра с хрустальными подвесками. К Белому залу примыкает курительная комната в мавританском стиле — по моде того времени. Стены украшены мелкой вязью, а под потолком висит старинная люстра из стекла и латуни.
Гостиных в особняке было несколько, но сохранилась только одна. Она выполнена в стиле рококо и оформлена в теплых коричневых тонах. Стены разбиты на отдельные панно и затянуты подлинным шелком столетней давности. Два зеркала, поставленные друг против друга, создают иллюзию бесконечной перспективы.
В 1919 году Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией арестовала Александра Николаевича Брусницына, ведь, как известно, наши люди к своим домам зимние сады не пристраивают. Экзотические растения были переданы в Ботанический сад, а в особняке разместилось управление кожевенного завода имени Александра Николаевича — какая ирония — Радищева.
Но здание стало известно не из-за своей уникальной истории или интерьеров, но благодаря городской легенде о «зеркале Дракулы». В начале XX века сюда из Италии привезли зеркало, которое будто бы висело в одной комнате с прахом знаменитого графа. Говорили, что посмотревшие в него вскоре чувствовали дискомфорт, а после с ними случались страшные беды. Начало слухам положили внезапная смерть внучки купца и постоянное плохое самочувствие членов его семьи. После революции мистический объект оказался во Дворце культуры имени Кирова, но быстро вернулся обратно. Его поставили в кабинет заместителя директора завода, который вскоре таинственно пропал, а потом оказалось потеряно и само зеркало. После этого кабинет заколотили, а заводоуправление переселили в новое здание — от греха подальше.
Источник