Доктор живаго анализ стихотворения гефсиманский сад пастернак

Анализ стихотворения Пастернака «Гефсиманский сад»

Роману «Доктор Живаго» Борис Пастернак посвятил около десяти лет своей творческой жизни. В последней, заключительной главе читатель может ознакомиться с рядом поэтических стихотворений, которые были созданы и написаны от имени автора.

Главный герой романа испытывает жизненную драму, связанную с личностью христианина. Юрий Живаго никак не мог повлиять на ход истории, на течение окружающей жизни. Поэтому, он старался внести свою идею о понимании окружающей действительности, о христианском существовании.

Стихотворение «Гефсиманский сад» описывает образ Иисуса Христа, который приходил молиться в Гефсиманский сад вместе со своими учениками. Именно в этом месте его и арестовали.

В других стихотворных работах, герой также неоднократно упоминал о главных, ключевых моментах в истории жизни Христа.

Данная работа связана и с другими литературными творениями Доктора Живаго. Так, к примеру, в стихотворении «Гамлет» присутствует образ чаши, который схож с жизненной тропой лирического героя. А в «Гефсиманском саду» чаша олицетворяется с самопожертвованием, с мученичеством для искупления грехов.

Работа Бориса Пастернака имеет важное значение, а также исполняет немалую роль. Стихотворение «Гефсиманский сад» завершает роман «Доктор Живаго», замыкает понимание евангельского микроцикла и становится последней работой в тетради Юрия Живаго.

В своем замечательном романе автор пытается проанализировать суть каждой человеческой жизни. Пастернак неоднократно упоминает о том, что зло всегда будет побежденным и наказанным, а смерти можно избежать путем воскресения.

Источник

Анализ стихотворения «Гефсиманский сад» Пастернака.

«Гефсиманский сад» – одно из стихотворений Бориса Леонидовича Пастернака. Датировано 1949 годом, когда поэт был зрелой личностью, стал настоящим поэтом.

Читайте также:  Бассейны в садах мечты

История создания

Стоит связать историю стихотворения с историей создания «Доктора Живаго». Дело в том, что Пастернак вложил в уста героя романа стихотворные строки. Они звучат очень красиво. Завершаются стихотворения дневника, написанного Живаго. Подобный подход важен, потому что поэт смог создать шедевр, который позволил читателям лучше понять смысл романа, чувства доктора, который многое пережил.

Тема

Раскрытия смысла жизни и человеческих историй – вот тематика стихотворения Бориса Леонидовича.

Читайте по теме:

Композиция

Можно назвать полифонической композицию «Гефсиманского сада». В ней перекликаются темы и образы.

Жанр

Философская лирика – жанр, в котором выдержано стихотворение Пастернака. Поэт старался передать читателям особые образы, через которые они смогли бы не просто понять смысл текста, но и проникнуться чувствами лирического героя. Не стоит забывать, что им является доктор Живаго.

Средства выразительности

Звёзд далеких, надел земельный – инверсии, что представлены в стихотворении Бориса Пастернака.

Эпитеты

Ночная даль, чёрные провалы – примеры некоторых эпитетов, которые Борис Леонидович использовал для создания стихотворных образов.

Читайте по теме:

Олицетворение

Осиленные дремой – олицетворение. Оно формирует стихотворную атмосферу, которой Борис Пастернак всегда уделял важное значение.

Метафоры

Смягчив молитвой смертную истому – пример метафоры, что имеется в стихотворении.

Источник

«Гефсиманский сад» Б. Пастернак

Мерцаньем звезд далеких безразлично
Был поворот дороги озарен.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон.

Лужайка обрывалась с половины.
За нею начинался Млечный путь.
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть.

В конце был чей-то сад, надел земельный.
Учеников оставив за стеной,
Он им сказал: «Душа скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со Мной».

Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.

Ночная даль теперь казалась краем
Уничтоженья и небытия.
Простор вселенной был необитаем,
И только сад был местом для житья.

И, глядя в эти черные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом Он молил Отца.

Смягчив молитвой смертную истому,
Он вышел за ограду. На земле
Ученики, осиленные дремой,
Валялись в придорожном ковыле.

Он разбудил их: «Вас Господь сподобил
Жить в дни Мои, вы ж разлеглись, как пласт.
Час Сына Человеческого пробил.
Он в руки грешников Себя предаст».

И лишь сказал, неведомо откуда
Толпа рабов и скопище бродяг,
Огни, мечи и впереди – Иуда
С предательским лобзаньем на устах.

Петр дал мечом отпор головорезам
И ухо одному из них отсек.
Но слышит: «Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек.

Неужто тьмы крылатых легионов
Отец не снарядил бы Мне сюда?
И, волоска тогда на Мне не тронув,
Враги рассеялись бы без следа.

Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.

Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты».

Анализ стихотворения Пастернака «Гефсиманский сад»

На протяжении десяти лет, с 1945 по 1955 год, Пастернак работал над романом «Доктор Живаго». Семнадцатая и заключительная часть его представляет собой сборник стихотворений, написанных главным героем. В поэтическом цикле будто заново повторяется история, рассказанная в романе. Конечно, Юрий Живаго не приравнивается к Христу. Тем не менее, судьба доктора – это драма христианской личности. Герой Пастернака – творец, художник, не имеющий возможности изменить ход истории. Ему остается только внести в безумный мир собственный идеал понимания жизни с точки зрения христианской морали.

Читайте также:  Бальзамин новогвинейский в саду

Завершается цикл «Стихотворения Юрия Живаго» «Гефсиманским садом». Произведение отсылает читателей к Евангелиям. Согласно описанным там событиям, Иисус Христос в сопровождении учеников приходил молиться в Гефсиманский сад перед заключением. Там же его арестовали. В предыдущих стихотворениях цикла Пастернак, описывая ключевые моменты земной жизни Христа, ни на шаг не отступал от евангельской хронологии. В «Гефсиманском саде» она намеренно нарушена. Пророчество о Втором пришествии, появляющееся в последней строфе, имеет большее отношение к Откровению Иоанна Богослова, чем к трем соответствующим главам Евангелий от Марка, Матфея и Иоанна, на которые сюжетно и частично лексически ориентировано стихотворение Пастернака.

«Гефсиманский сад» тесно связан с рядом произведений из тетради Юрия Живаго, в первую очередь – с «Гамлетом», открывающим цикл. Важный образ, встречающийся в обоих стихотворениях, – образ чаши. В «Гамлете» он олицетворяет жизненный путь лирического героя, выступает в качестве символа рока. В «Гефсиманском саде» Пастернак становится ближе к евангельскому толкованию образа. Чаша соотносится с Голгофой, мученичеством, добровольным самопожертвованием ради искупления и бессмертия.

«Гефсиманский сад» считается ключом к пониманию романа Пастернака. Стихотворение это исполняет роль замыкающего сразу на трех уровнях: 1) евангельский микроцикл; 2) тетрадь Юрия Живаго; 3) произведение в целом. В нем Борис Леонидович раскрывает смысл каждой человеческой жизни и всей истории. Если упрощенно, то он заключается в победе над злом, преодолении смерти через воскресение. Здесь необходимо вспомнить заголовок одной из черновых редакций романа, представляющий собой цитату из Откровения Иоанна Богослова: «Смерти не будет».

Источник

Оцените статью