- Ландшафты – как сберечь участки природы, нетронутые рукой человека
- Природный ландшафт
- Ландшафт, который хочется сохранить: окружающий мир глазами российских и финских школьников Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»
- Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Опарина Светлана Ивановна
- Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Опарина Светлана Ивановна
- Текст научной работы на тему «Ландшафт, который хочется сохранить: окружающий мир глазами российских и финских школьников»
Ландшафты – как сберечь участки природы, нетронутые рукой человека
Поскольку человек оказывает значительное воздействие на природу (причем воздействие в большинстве случаев вовсе не позитивное), необходимо прикладывать все возможные усилия для того, чтобы сохранить участки, имеющие природный вид – вместе со всей их флорой и фауной. Особенно это касается ландшафтов, располагающихся в горных системах, ведь они особенно «не любят» антропогенных вмешательств.
В России такие вопросы, как грамотное использование природных ресурсов, а также охрана естественных ландшафтов, считаются связанными между собой, им уделяется огромное значение. Создавая мероприятия, направленные на сохранение природных объектов, правительство руководствуется такими целями, как научно-экологическая, экономическая, эстетическая. В стране проводятся всевозможные работы, направленные на улучшение применения природных ресурсов, охрану окружающей среды. То, насколько задачи из области охраны природы будут успешно выполнены, определяется компетентностью людей, трудящихся в той или иной сфере народного хозяйства, их осведомленностью и степенью неравнодушия к делу, которым они занимаются. Для решения любого вопроса, касающегося охраны того или иного ландшафта, необходима научная основа, специалисты должны располагать знаниями относительно того, к чему может привести вмешательство человека в природу. Благодаря научному подходу можно увидеть связь между различными природными явлениями, не допустить ошибок при использовании ресурсов, он позволяет грамотно пользоваться всем тем, что дает нам природа.
Одна из наиболее важных составляющих проблемы грамотного использования естественных ресурсов – организация территорий, которые особо охраняются государством. К последним относятся заказники, заповедники. На них держится вся природоохранная система. Благодаря им сохраняются отдельные участки – природные эталоны, также они позволяют осуществлять эколого-ландшафтные исследования, на основе которых создаются проекты грамотного применения животных, растительных, земельных ресурсов в том или ином районе.
Заповедники необходимы для того, чтобы получать информацию о процессах, имеющих место быть в определенной ландшафтной системе, наблюдать за тем, как меняются ландшафты из-за вмешательства человека, или сами по себе – развиваясь естественным образом.
Заповедными считаются территории, содержащие очень важные в плане культуры либо науки объекты. Любые действия, представляющие опасность для последних, осуществлять на этих территориях запрещено. В заповедниках не позволяется проводить сельскохозяйственные работы, отдыхать здесь также нельзя. Несмотря на это, многие представители власти на местах видят в них сугубо практический интерес, не понимая, что на самом деле экономическая выгода от них никак не соизмерима с важностью данных территорий для науки.
В значительной степени заповедники – в особенности биосферные – представляют собой научно-исследовательские учреждения. По состоянию на 1984 г. в мире существовало 226 биосферных заповедников. На землях современных биосферных заповедников ранее выпасался скот, осуществлялась охота, вырубался лес. Таким образом, практически все они в той или иной мере подверглись губительному воздействию.
Восстановительные процессы в ландшафтных системах занимают обычно очень много времени. При этом многие заповедники продолжают претерпевать хозяйственные нагрузки. На их территориях выпасается скот, скашивается сено, и т. д. Как результат – ландшафтно-экологические системы не могут нормально функционировать. Потому заповедники должны быть полностью неприкасаемыми – лишь тогда они постепенно восстановят равновесие, а ценная флора и фауна перестанет исчезать с лица Земли.
Заказники отличаются от заповедников тем, что они представляют собой ландшафты, обладающие особым национальным значением, либо территории, где позволяется отдыхать населению. Внутренняя структура ландшафта в них – неприкасаема, однако восстановительное, хозяйственное применение – не исключается. При этом любые действия осуществляются в рамках правил, касающихся ухода за такими землями. То есть, ландшафтный заказник – это образец того, как должен выглядеть идеальный культурный ландшафт.
В настоящее время заповедников еще пока не так много, как того хотелось бы, они не охватывают все то, что представляет собой огромную ценность. Так как человечество все более активно использует природные ресурсы, существует риск полного исчезновения девственных территорий, которые могли быть стать заповедниками. Но все же будем надеяться на лучшее, и на то, что вскорости на планете будет создано множество эталонов ландшафтов, находящихся под надежной защитой.
Источник статьи: http://zeleneet.com/landshafty-kak-sberech-uchastki-prirody-netronutye-rukoj-cheloveka/33708/
Природный ландшафт
Ландшафт — природная географическая система взаимосвязанных элементов земной природы; ландшафт представляет собой участок географической оболочки, обладающий качественным своеобразием.
Термин «ландшафт» ввёл в науку знаменитый немецкий учёный Александр Гумбольдт. Это слово он позаимствовал из немецкого: «Land» — земля, «Schaft» — взаимосвязь, взаимозависимость, что означало «вид земли». Учёный понимал под ландшафтом «визуально воспринимаемую и эстетически оцениваемую красоту окружающего».
Каждый природный ландшафт имеет индивидуальный внешний облик и внутреннюю структуру, конкретное положение на земной поверхности и границы. Изучение ландшафтов предполагает выделение типичного и уникального. Так, мысленно представляя себе горные и равнинные ландшафты, мы выделяем, прежде всего, черты, общие (типичные) для всех типов гор и равнин. Уникальными будут ландшафты конкретного места, например — Подмосковья, Урала, Уссурийской тайги.
По мере освоения природных ландшафтов увеличивается процесс их антропогенного изменения. Формируются антропогенные, в частности — культурные ландшафты.
Память ландшафта связана с устойчивостью геосистемы и характеризуется способностью отражать не только влияние современных факторов, но и хранить следы прошлого. Хранителями памяти оказываются компоненты ландшафта (почва, биота). Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Примером действия памяти ландшафта может служить уникальность природы северного склона Центрального Кавказа. Особенность этой территории заключается в отсутствии отчётливо выраженного лесного пояса: степи сразу переходят в горные луга. Доказано, что безлесие — это наследие былой перигляциальной обстановки. В прошлом по периферии районов, подвергавшихся оледенению, сформировалась своеобразная травянистая растительность. Она-то после изменения климата и не дала внедриться лесам.
Источник статьи: http://doklad-referat.ru/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%88%D0%B0%D1%84%D1%82
Ландшафт, который хочется сохранить: окружающий мир глазами российских и финских школьников Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Опарина Светлана Ивановна
В статье представлен опыт обучения учащихся средней школы в области экологического образования с использованием проектной методики. В статье отражены главные отличия в восприятии окружающей среды российскими и финскими школьниками.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Опарина Светлана Ивановна
Текст научной работы на тему «Ландшафт, который хочется сохранить: окружающий мир глазами российских и финских школьников»
1. Печерский Б. А. Мысли о музыке. Афоризмы. // Монография. — Москва, МГПУ, 2007. — с. 103.
2. Печерская А. Б. Полифункциональная подготовка будущих учителей музыки (на материале работы в концертмейстерском классе): Дисс. . канд. пед. наук. -Москва, 2009. с. 167.
3. Князева Г. Л. Основные подходы к процессу развития способности к творческой интерпретации у будущих педагогов — музыкантов. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 4 (75) апрель 2015. Ч. IV. М., 2015. с. 108.
4. АнтоноваМ. А. Автореф.дисс. . канд. пед. наук. М., 2008. — с. 15.
5. Петрушин В. И. Музыкальная психология. Учебное пособие для студентов и преподавателей. — М.: Академический проект, 2006. — с. 314.
6. Низамутдинова С. М. Виктор Мержанов. Восхождение длиною в жизнь. / Монография. — Москва: ООО «Ниц арт», 2014. — с. 211.
Ландшафт, который хочется сохранить: окружающий мир глазами российских и финских школьников
Опарина Светлана Ивановна / Орагта Буейапа Ьапоупа — учитель английского языка, Муниципальное образовательное учреждение Русско-Высоцкая средняя общеобразовательная школа, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье представлен опыт обучения учащихся средней школы в области экологического образования с использованием проектной методики. В статье отражены главные отличия в восприятии окружающей среды российскими и финскими школьниками.
Ключевые слова: окружающий мир, природные ценности, активная жизненная позиция, система жизненных ценностей, здоровый образ жизни.
На протяжении нескольких лет я принимала участие в работе семинаров по развитию сети воздействия российско-финского проекта «Сельская школа», реализованного Национальным управлением образования Финляндии. Темой одного из семинаров было отношение школьников обеих стран к окружающему их миру.
Группа преподавателей из университета г. Турку проводила исследование с целью определить природные ценности финских и российских детей, а также определить, как условия их жизни влияют на здоровье членов семьи и культуру. В исследовании принимали участие школьники в возрасте 10-15 лет, которым было предложено нарисовать рисунок на тему: «Ландшафт, который мне бы хотелось сохранить» [1]. Манера выполнения рисунка была свободной, техника исполнения выбиралась из того, с чем школьники знакомились на уроках изобразительного искусства. Качество рисунков, конечно же, сильно различалось. Но преподавателей интересовало не их качество, а содержание.
Мы, члены российской делегации, были озадачены результатами анализа рисунков наших школьников. По рисункам можно было чётко прочитать состояние взаимоотношения ребёнка с природой. Картинка, содержащая лишь изображение куска асфальта и дымящую трубу завода, свидетельствует о весьма скудном взаимоотношении с окружающим миром. Человек, по мнению многих школьников, вообще не является частью ландшафта, который хотелось бы сохранить. Лишь в десятой части работ присутствовал человек, пассивно созерцая мир из окна
многоэтажного здания. Финские же школьники с большим желанием включали любимый ландшафт в круг своей активной деятельности. Большинство их рисунков — это азбука активного отдыха на природе: велосипедная прогулка всей семьёй по Иматре, рыбалка на озере Сайма, сбор ягод и грибов, плавание, ходьба на снегоступах и лыжах, природные тропы в национальном парке Валкмуса и любование разнообразием птиц и бабочек. Для финских школьников активный отдых на природе — это естественно, это залог их здоровья, крепких семейных связей и свидетельство активной жизненной позиции. Если работы российских школьников представляли собой, как правило, классические пейзажи, то финские работы были отражением практической окружающей реальности с множеством характерных природных деталей родных мест и с явным оттенком личных впечатлений от проведённого свободного времени и занятий спортом.
Природоохранная тематика была представлена в работах российских школьников очень незначительно: несколько скворечников на деревьях в зимнем лесу, в то время как финские школьники тщательно вырисовывали аккуратно подстриженные газоны с табличкой «Содержите в чистоте», контейнеры для раздельного сбора мусора и замер качества воды в ближайшем источнике.
Федеральная программа развития образования называет одной из наиболее важных проблем образования формирование у учащихся системы жизненных ценностей и социальных норм, включающих потребность в здоровом образе жизни, в бережном, уважительном отношение к природе и всем формам жизни, способность осознавать экологические проблемы и готовность к личному участию в их решении [2].
Сформировать эти навыки на своих уроках я пытаюсь с помощью проектной методики [3]. Меня, как учителя, очень радует, что работа учащихся в проектных группах носит характер дискуссионного, исследовательского клуба, в котором решаются действительно интересные, практически значимые для них проблемы родного посёлка. На одном из уроков я показала ребятам репродукции из старого журнала, который хранится в школьном музее. На них они с трудом узнали наш посёлок 50 лет назад: замечательный парк с роскошными ивами, живописное озеро с беседками. Ответ на вопрос: «Как можно вернуть посёлку прежнюю красоту?» я предложила ученикам найти самим, работая над межпредметным проектом «Экологическая карта моего посёлка». Проект осуществлялся учащимися 7 класса в тесном контакте с преподавателями географии, экологии и предмета «Человек и общество». Учащиеся посещали очистные сооружения на птицефабрике «Русско-Высоцкая», беседовали со специалистами (интервью) о состоянии водоёмов на территории посёлка, ходили в сельскую амбулаторию и интересовались, как утилизируются отходы из медицинских контейнеров вблизи больницы и т. д. Затем по итогам бурной дискуссии был оформлен репортаж «Экологический вестник Русско-Высоцкого» и размещён на стенде у здания администрации с конкретными предложениями по благоустройству посёлка, проведению субботника по расчистке парка от мусора, сухого валежника и посадке деревьев. Теперь в весенних субботниках традиционно принимают участие жители посёлка вместе с учащимися школы.
Одной из воспитательных целей, которую я стараюсь реализовать на своих уроках, затрагивая экологические проблемы, является формирование уважительного отношения учащихся к своей малой Родине и её природным богатствам. Я глубоко убеждена, что всем преподавателям на своих уроках необходимо вести исследовательскую работу по теме отношения школьников к окружающему их миру, с тем, чтобы помочь подрастающему поколению увидеть и оценить истинные природные ценности своей Родины.
1. Варппу Элоранта. Анализ рисунков финских и российских детей и молодёжи. Турку: Материалы семинаров в Сиилинярви и Куопио в рамках финско-российского проекта «Сельская школа», сентябрь 2004 г.
2. Гальскова Н. Д. Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков. // ИЯШ 2009. № 9.
3. Кочетурова Н. А. Метод проектов в обучении иностранному языку. -Новосибирск: Материалы Региональной научно-практической конференции, июнь 2005 г.
4. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://center/fю.m/do/news.asp.
5. Сысоев П. В. Концепция языкового поликультурного образования. — М.: Еврошкола, — 2003, с. 52-56.
Краеведческий подход в обучении географии Тишкова Л. Н.
Тишкова Людмила Николаевна / Tishkova Lyudmila Мко1аета — учитель географии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 3, г. Армавир
Аннотация: статья посвящена реализации краеведческого подхода на уроках географии в условиях перехода российского образования на новые ФГОС. Ключевые слова: краеведение, краеведческий подход, «образ мира», родной край, география.
Согласно новому Федеральному образовательному стандарту второго поколения предполагается, что итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определённых качествах.
Идёт ориентация, в том числе, и на становление личностных характеристик школьника, среди которых на первое место ставится следующая: «любящий свой народ, свой край, свою Родину». Особая роль в формировании данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится именно краеведению [3].
Необходимость изучения родного края и использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе получила широкое обоснование в трудах многих великих педагогов, ученых, географов (М. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский, Д. Д. Семенов, Н. И. Новиков, Н. Н. Баранский, А. С. Барков, А. В. Даринский, И. С. Матрусов и многие другие).
Школьная география, построенная в соответствии с требованиями современного уровня географической науки и задачами дальнейшего укрепления связи обучения и воспитания с жизнью, пронизана элементами краеведения.
Важнейшим подходом в конструировании курса географии является краеведческий, базирующийся на привнесении в учебный предмет конкретности, образности, личного социального опыта школьника, основанного на изучении родного края. Цели реализации этого подхода направлены на развитие личности в условиях национально-региональных традиций, воспитание личной сопричастности к культуре своего края. Изучение своей малой Родины служит воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к Российскому Отечеству, экологической культуре личности.
Источник статьи: http://cyberleninka.ru/article/n/landshaft-kotoryy-hochetsya-sohranit-okruzhayuschiy-mir-glazami-rossiyskih-i-finskih-shkolnikov