- Разбить стекла теплицы. Часть 2
- Иллюзия бессмертности и защищенности, которая необходима ребенку, по мере взросления начинает мешать понимаю, что мир — это битва за жизненную силу.
- Только раскрытие собственный талантов, достижение поставленных целей, свободное развитие и самореализация, по большому счету, и приносят человеку чувство счастья и полноты бытия.
- «Разбить стёкла теплицы», Д. Морозов
- Д. Морозов. Разбить стёкла теплицы
- Павел Зыгмантович
- Психолог. Делаю сложное понятным
- «Разбить стёкла теплицы», Д. Морозов
Разбить стекла теплицы. Часть 2
Книга Д.Морозова «Разбить стекла теплицы» о воспитании детей. Сам Дмитрий Морозов — основатель терапевтических поселков «Китеж» и «Орион» для детей-сирот и детей, попавших в сложные жизненные ситуации. Кавалер ордена Почета РФ.
То, чем делиться автор в книге — это колоссальный опыт его и его коллег, истории, реально прожитые множеством людей, истории и воспоминания о детстве детей, выводы родителей и учителей. В своей книги он много пишет о том, почему так важно воспитывать в детях самость, воспитывать через правильные образы и как не заложить «вирусный» образ в картину мира ребенка — собственные страхи взрослого, запреты.
Одна из глав в книге повествует о проблеме, что масс медиа закладывают виртуальные, несуществующие представления о реальности, в которой нет трудностей. Также от трудностей всячески уберегают педагоги и родители. Таким образом, вырастает ребенок. который не знает, как выживать в современном мире. Он не привык прикладывать усилия, волю для достижения чего-либо. В ситуации, когда еда в холодильнике появляется регулярно, когда дети живут в тепле, ходят в хорошей одежде, в картине мира ребенка отсутствуют образы КАК это всё появляется.
Когда человек живет в условиях сытости и достатка, когда он не сталкивается с образами разрухи, боли, несправедливости (вспомните, какие образы преобладают в фильмах и шоу: красивые, сексуальные, богатые люди, которые не прилагали больших усилий, чтобы что-то иметь), то человеку не к чему стремиться. В мире итак всё есть, он сыт, одет, обут… что еще надо?
Сама я лично сталкивалась с ребятами, предел мечтаний которых — это получать фиксированную небольшую зарплату раз в месяц, а всё остальное время — смотреть тв, играть в игры и можно еще ездить раз в год отдыхать в Турцию. Какой смысл в такой жизни? Какие ориентиры?
Дмитрий Морозов пишет в своей книге о том, что личность надо тренировать. Родители в своем стремлении дать ребенку все, чего у них не было, закладывают бомбу замедленного действия. То, что заставляло двигаться их, развиваться достигать чего-то, это совершенно отсутствует в детях. Не за чем проявлять смекалку, волю, не за чем развиваться.
«Растущую личность надо тренировать делать волевое усилие. Без напряжения мы не добиваемся результатов. Напряжением растем и развиваемся. Напряжение должно приносить удовольствие. И если не само напряжение, то полученный результат, осознание достигнутой цели, похвала родителей»
Принципы воспитания детей. Из записок директора китежской школы Аникеева М.
- Чтобы учить других, надо учиться самому, чтобы воспитывать других, надо начать с себя, чтобы развивать других, надо самому постоянно развиваться.
- Чтобы достичь высот, надо создать образ будущего, надо найти свой идеал, и чем недостижимее для тебя идеал, тем больше потенциал развития в стремлении к нему.
- Чтобы быть успешным учителем, необходимо понять природу ученика, как можно лучше представить путь его развития.
- Педагогом надо быть 24 часа в сутки, так как педагог — это образ жизни.
Рецепт прост: надо стараться быть предельно самим собой, изменять себя, работать над недостатками, искоренять пороки, приобретать достоинства.
Главный инструмент педагога — его внутренний мир. Самая большая трудность в воспитании — перестать быть центром мира, а стать учеником детской природы.
Об инфантилизме:
Инфантилизм — национальное бедствие. Причина инфантилизма — забота родителей, которая лишает подростка необходимости думать самостоятельно, планировать будущее и хоть как-то напрягаться, готовясь ко встрече с испытаниями.
Наша городская цивилизация, надежно защитив детей от вызовов дикой природы, сняла необходимость тренировать внимательность, волю и силу. Для того, чтобы получать удовольствие, не надо напрягаться. Надо просто нажать на пульт управления телевизором, купить новую компьютерную стрелялку; а захотел ягод — вот он, супермаркет. И самое грустное, что любое живое существо так устроено, что оно обречено выбирать путь наименьшего сопротивления. Если нет необходимости напрягаться, то никто и не напрягается. Природа экономична. Но род человеческий от этого только проигрывает.
Защищенность от вызовов реальной жизни делает наших детей будущими неврастениками и неудачниками.
Фанатичное стремление современной цивилизации сделать жизнь человека абсолютно предсказуемой и безопасной убрало из жизни вызовы природной среды, а заодно с ними и саму необходимость волевого усилия. Один американец с иронией сказал мне: «Нам говорят: не устраивайте паники, спокойно стойте в очереди, и всё необходимое вам будет предоставлено!»
Мы с некоторым запозданием готовимся окунуться в тупик, уже достигнутый американцами
Иллюзия бессмертности и защищенности, которая необходима ребенку, по мере взросления начинает мешать понимаю, что мир — это битва за жизненную силу.
Про важность воображения. В книге приведена цитата писательницы Урсулы Ле Гуин:
Дисциплинировать что-либо в правильном понимании этого слова означает не подавлять, а воспитывать: поощрять рост, и действие, и плодоношение, будь то персиковое дерево или человеческий разум. Я думаю, что огромное число американцев обучено обратному. Их выучили подавлять свое воображение, отказываться от чего-то детского или женоподобного, нерентабельного и, возможно, грешного. Они научились бояться воображения, но их никогда не учили его дисциплинировать. Впрочем, сомневаюсь, что воображение может быть подавлено. Если его с корнем вырвать у ребенка, из ребенка вырастит овощ. Но, если воображение отвергать и презирать, оно одичает и ослабнет, деформируется.
А смысл вообще всех наших исканий, достижений, обучения…?
Нормальный человек стремиться не к увеличению счета в банке, а к самореализации, что означает «стремление человека стать всем, чем он способен стать, полностью реализовать свои потенциальные возможности».
Только раскрытие собственный талантов, достижение поставленных целей, свободное развитие и самореализация, по большому счету, и приносят человеку чувство счастья и полноты бытия.
Рационально измерить эту степень полноты бытия невозможно, но субъективно человек ее очень хорошо ее ощущает и называет счастьем
Источник статьи: http://vk.com/@sofyatoo-razbit-stekla-teplicy-chast-2
«Разбить стёкла теплицы», Д. Морозов
Дмитрий Морозов – это современный Макаренко. Как и Макаренко, он работает с сиротами. Как и Макаренко, добивается хороших результатов.
Морозов много лет назад (тридцать, что ль?) создал детский дом семейного типа. А проще говоря – основал деревеньку с говорящим названием Китеж. Дети жили в приёмных семьях, учились, работали, росли.
Я видел этих детей – моё почтение, какие они зрелые для своих, например, четырнадцати лет. Подавляющему числу подростков из полных семей такое и не снилось.
Со времени основания поселения (терапевтического сообщества, по формулировке Морозова) прошло много лет и система стала чётче, отточеннее.
Основная идея системы Морозова отражена в названии книги – разбить стёкла теплицы. Не надо растить детей огурцами в а парнике. Важно, чтобы ребёнок сталкивался не с родителем, а в реальными миром.
Проще говоря, не надо ограждать ребёнка от ошибок. Пусть делает и пробует, пусть набивает шишки и исправляет последствия (мои дети, например, знают, что убрать разлитое ими – это их задача, не родителей).
Разумеется, речь не идёт о том, чтобы вывозить ребёнка в лодке на середину речки и выбрасывать в воду. Разумные меры предосторожности всегда приветствуются.
Можно и другими словами передать подход Морозова. Управлять не ребёнком, а средой, в которой он действует. Дескать, не читать огурцу нотаций, а просто засунуть его в рассол. Огурец через некоторое время сам станет солёным.
«Рассолов» у Морозова много – от работы в огороде до больших полевых ролёвок (ролевых сюжетных игр). Но и обычный родитель в обычном городе вполне может придумать, как ему разбить стёкла теплицы.
В книге ещё много интересного. Найдите и прочитайте.
Дмитрий Морозов «Разбить стёкла теплицы»
Бумажная версия есть на Озоне.
Легальной электронной версии этой книги я не нашёл, но на Литресе есть другие книги Морозова.
Другие рекомендации хорошей литературы — здесь.
Источник статьи: http://psihologion.ru/posts/1384-Razbit-styokla-teplicy-D-Morozov.html
Д. Морозов. Разбить стёкла теплицы
Дмитрий Морозов – это современный Макаренко. Как и Макаренко, он работает с сиротами. Как и Макаренко, добивается хороших результатов.
Морозов много лет назад (тридцать, что ль?) создал детский дом семейного типа. А проще говоря – основал деревеньку с говорящим названием Китеж. Дети жили в приёмных семьях, учились, работали, росли.
Я видел этих детей – моё почтение, какие они зрелые для своих, например, четырнадцати лет. Подавляющему числу подростков из полных семей такое и не снилось.
Со времени основания поселения (терапевтического сообщества, по формулировке Морозова) прошло много лет и система стала чётче, отточеннее.
Основная идея системы Морозова отражена в названии книги – разбить стёкла теплицы. Не надо растить детей огурцами в а парнике. Важно, чтобы ребёнок сталкивался не с родителем, а в реальными миром.
Проще говоря, не надо ограждать ребёнка от ошибок. Пусть делает и пробует, пусть набивает шишки и исправляет последствия (мои дети, например, знают, что убрать разлитое ими – это их задача, не родителей).
Разумеется, речь не идёт о том, чтобы вывозить ребёнка в лодке на середину речки и выбрасывать в воду. Разумные меры предосторожности всегда приветствуются.
Можно и другими словами передать подход Морозова. Управлять не ребёнком, а средой, в которой он действует. Дескать, не читать огурцу нотаций, а просто засунуть его в рассол. Огурец через некоторое время сам станет солёным.
«Рассолов» у Морозова много – от работы в огороде до больших полевых ролёвок (ролевых сюжетных игр). Но и обычный родитель в обычном городе вполне может придумать, как ему разбить стёкла теплицы.
В книге ещё много интересного. Найдите и прочитайте.
У нас акция на эту книгу – «Книга недели»
с 22.05.2015 по 28.05.2015 скидка в 20%, новая цена — 320 рублей
Источник статьи: http://white-clouds.ru/d-morozov-razbit-styokla-teplitsy/
Павел Зыгмантович
Психолог. Делаю сложное понятным
«Разбить стёкла теплицы», Д. Морозов
Морозов много лет назад (тридцать, что ль?) создал детский дом семейного типа. А проще говоря -– основал деревеньку с говорящим названием Китеж. Дети жили в приёмных семьях, учились, работали, росли.
Я видел этих детей -– моё почтение, какие они зрелые для своих, например, четырнадцати лет. Подавляющему числу подростков из полных семей такое и не снилось.
Со времени основания поселения (терапевтического сообщества, по формулировке Морозова) прошло много лет и система стала чётче, отточеннее.
Основная идея системы Морозова отражена в названии книги -– разбить стёкла теплицы. Не надо растить детей огурцами в а парнике. Важно, чтобы ребёнок сталкивался не с родителем, а в реальными миром.
Проще говоря, не надо ограждать ребёнка от ошибок. Пусть делает и пробует, пусть набивает шишки и исправляет последствия (мои дети, например, знают, что убрать разлитое ими –- это их задача, не родителей).
Разумеется, речь не идёт о том, чтобы вывозить ребёнка в лодке на середину речки и выбрасывать в воду. Разумные меры предосторожности всегда приветствуются.
Можно и другими словами передать подход Морозова. Управлять не ребёнком, а средой, в которой он действует. Дескать, не читать огурцу нотаций, а просто засунуть его в рассол. Огурец через некоторое время сам станет солёным.
«Рассолов» у Морозова много -– от работы в огороде до больших полевых ролёвок (ролевых сюжетных игр). Но и обычный родитель в обычном городе вполне может придумать, как ему разбить стёкла теплицы.
В книге ещё много интересного. Не могу сказать, что в ней много научных данных, скорее, наоборот, их почти нет.
Но книга написана практиком и содержит его опыт. Уже это делает её достойной внимания.
Дмитрий Морозов «Разбить стёкла теплицы»
Бумажная версия есть на Озоне .
Легальной электронной версии этой книги я не нашёл, но на Литресе есть другие книги Морозова .
Другие рекомендации хорошей литературы — здесь .
Источник статьи: http://zygmantovich.com/?page_id=7894