Дмитрий Жилинский
Дмитрия Жилинского по праву можно назвать одной из центральных фигур в советском искусстве. По содержанию и художественному языку его творчество не укладывается в рамки какого-либо одного направления. Скорее оно само по себе стоит у истоков целой школы и формирует самостоятельную, глубоко продуманную и разработанную в совершенстве живописно-пластическую систему. Оно несет в себе черты яркой художнической индивидуальности, интеллектуализма в лучшем смысле этого слова, серьезного и углубленного самоанализа, наконец, из недр души исходящей потребности в постоянном активном общении со зрителем.
Жилинский пришел в искусство в середине 1950-х годов. Бок о бок с ним начинали свою творческую биографию такие мастера, как Таир Салахов, Николай Андронов, Виктор Иванов, Гелий Коржев и др. Критика дала имя поднявшейся в эти годы новой волне, к которой в какой-то мере принадлежал Дмитрий Жилинский, назвав ее «суровый стиль».
Слово «суровый» с трудом ассоциируется с тонкостью, деликатностью, изысканностью живописи художника. Лишь ряд ранних произведений можно отнести к этому направлению. Уже со второй половины 1960-х годов Жилинский эволюционировал от монументальности и обобщенности к камерности и психологической глубине.
«Еще со студенческих лет он поражал и товарищей, и учителей своим трудолюбием. Своей жаждой работать. И стремлением довести свою работу до завершения. Стремлением сделать вещь.
Этот подход, пожалуй, лежит не только в основе его великолепного мастерства. Как средневековый ремесленник, Жилинский срабатывает свои произведения целиком – от начала до конца: если это картина, то от изготовления подрамника или доски, от собственного рецепта грунта до шлифовки рамы, в которую он поместит свое творение. И все собственноручно.
Любовь к ремеслу и подлинная страсть к искусству, к работе художника — самая заметная внешняя черта работы Дмитрия Жилинского. Это огромный и непрестанный труд, это радостное бремя составляло ядро, центр его жизни с молодых лет. И сегодня, уже будучи мастером, он лишь утверждается и укрепляется в этой своей одержимости.
…И, быть может, в самой глубинной основе художнического трудолюбия Дмитрия Жилинского – именно эта земля, требующая заботы и труда с утра до вечера, именно каждодневная работа крестьянина. Крепкая привязанность художника к своим землякам, к труженикам из родной его деревни Уч-Дере, что под Сочи, не могла не выявиться и в его картинах – знаемые с детства, они по праву заняли свое место на полотнах Жилинского – с тяжелыми рабочими руками, с открытыми и спокойными, терпеливыми крестьянскими лицами.
…Жилинский, на мой взгляд, одарен особым талантом портретиста. Он создает «портреты» цветка, дерева, дома, а не только человека. Он во всем ищет и находит самые узнаваемые и самые неповторимые, особенные черты, заставляя нас верить в безусловное существование на земле именно этих растений, этих предметов, этих людей, ощутить их уникальную индивидуальность в своем роде и всегда красоту».
Анатолий Никич.
Изображения кликабельны
Портрет скульптора И. С. Ефимова. 1954
Портрет художника В. А. Фаворского. 1962
Семья. У моря. 1964
Студенты. В скульптурной мастерской. 1964
На новых землях. Триптих. Левая часть. Строительство. 1967
Праздник. Центральная часть.
В новом доме. Правая часть.
Семья художника Н. М. Чернышева. 1969
Портрет Н. М. Чернышева с женой. 1970
Портрет Н. М. Чернышева с женой. Фрагмент.
Портрет художницы Е. Л. Коровай. 1972
Вечер на юге (А. И. и Е. А. Ефимовы). 1973
Вечер на юге. Фрагмент
Вечер на юге. Фрагмент
Времена года. 1974
Портрет Т. А. Павловой. 1974
Портрет Татьяны Лисицкой. 1976
Разговор о Дюрере и Кранахе. 1978
А. А. и П. Л. Капицы. 1979
А. А. и П. Л. Капицы. Фрагмент
Желтый букет. 1975
Желтый букет. Фрагмент
Портрет дипломата В. С. Семенова с женой и дочерью. 1978
Портрет дипломата В. С. Семенова с женой и дочерью. Фрагмент
Татьяна Павлова. 1975
Человек с убитой собакой. 1976
Человек с убитой собакой. Фрагмент
Летний натюрморт. 1980
Натюрморт с гранатом. 1980
Молодая семья. 1980
Молодая семья. Фрагмент
Ирен и Петер Людвиг. 1981
Гимнаст Виктор Лисицкий. 1984
Играет С. Рихтер. 1 вариант. Фрагмент. 1983
Играет С Рихтер. 2 вариант. 1984-1985
Играе С. Рихтер. Фрагмент
Портрет Тарасовых. 1984
Сильнейшими в творчестве Дмитрия Дмитриевича я считаю картины, посвященные его матери Анастасии Федоровне. Образ матери, женщины трудной судьбы, которая не сломила ее, — предельно точен. Художник не боится показать даже ее недуги. Лицо Анастасии Федоровны прекрасно, несмотря на то, что время оставило на нем свои отметины. Часто в портретах мамы присутствует сам автор, тогда в них происходит внутренний диалог. Живописец как бы представляет себе ту тяжесть, которую вынесли плечи матери, соизмеряя ее со своим трудом, со своей жизнью.
Андрей Дюков.
Под старой яблоней. 1969
Под старой яблоней. Фрагмент
Старуха и грушевое дерево. 1972
– У мамы душа в растениях, в природе. Она даже говорит, что моё искусство никому не нужно. Искусство не даёт горшок щей – ну так на что оно? Вот если б я был агрономом, это было бы замечательно. Для мамы что полезно – то замечательно. По радио она слушает только то, что полезно, книги исключительно полезные читает.
«Разогнать города! Метлой прямо размести, – говорила Анастасия Фёдоровна, – По колхозам, по совхозам. Что в городах? Бездельники!»
Зима на юге. 1974
1937 год. Фрагмент
1937 год. Фрагмент
1937 год. Фрагмент
Нина в Сан-Пау. 1990
Божья коровка. 1990
Тайная вечеря. 2000
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник статьи: http://art.mirtesen.ru/blog/43323139375/Dmitriy-ZHilinskiy
Дмитрий Жилинский – неожиданный художник шестидесятых
Жилинского причисляют к «шестидесятникам» и представителям «сурового стиля»
Дмитрий Дмитриевич Жилинский родился 25 мая 1927 года в поселке Волковка (ныне село Волковка, г. Сочи, Краснодарский край).
Жилинские состояли в родственных отношениях с художниками Валентином Серовым и Владимиром Фаворским. Рисованием Дмитрий увлекся в детские годы. При поступлении в Московский художественный институт имени Сурикова работы абитуриента отметил ректор Сергей Герасимов. «Я бы хотел, чтобы все мои студенты рисовали так, как ты», — и велел зачислить юношу сразу на второй курс.
Становление творчества Жилинского пришлось на шестидесятые годы, поэтому его нередко причисляют к «шестидесятникам» и представителям «сурового стиля» — художникам, ориентирующихся на советское изобразительное искусство 1920-х годов. Но творчество Жилинского стоит особняком в этом направлении соцреализма. Сам художник отмечает, что он «только жил одновременно с ними».
Стремление художника к «чистой» пластичной красоте, физической и духовной, к точному и совершенному рисунку шло вразрез с основными, пусть и формальными устремлениями «шестидесятников».
В полной мере живописная уникальность Жилинского воплотилась в произведениях «Семья. У моря», «Гимнасты СССР» и «Студенты. В мастерской». На фоне открытого социального пафоса полотен «суровых» живописцев картины Жилинского стали неожиданным открытием. После этих картин художника стали называть новатором современной живописи.
Последующие его работы «Под старой яблоней», «Два художника», «Воскресный день», «Времена года», «Человек с мертвой собакой» утвердили яркое самобытное творчество живописца.
В лучших своих произведениях, по словам историка искусств академика Дмитрия Сарабьянова, внешне «холодный» Жилинский достиг высокой человечности и теплоты, но сделал это по-своему – строго и сдержанно.
Среди работ художника особняком стоит трагический и автобиографический триптих «1937 год». Картину, написанную в 1987 году, он посвятил всем невинно погибшим в годы репрессий, композиционно полотно построено в виде креста. Прототипом главного персонажа послужил отец Жилинского, арестованный в 37-м, и расстрелянный спустя два года.
«Тайная вечеря» Жилинского вместила размышления мастера о вечных ценностях, о смысле жизни. К библейским и евангельским сюжетам Дмитрий Дмитриевич пришел по собственным словам «вполне естественно. Мы все живем по христианским заповедям, верим ли мы в Бога или не верим, по этим заповедям мы обязаны жить. Это наш христианский, нравственный долг, прежде всего перед самими собой».
Последние годы жизни художник работал над библейским циклом. Скончался Дмитрий Дмитриевич в июле 2015 года.
Если Вам нравятся наши публикации, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на наш канал, чтобы мы могли давать еще больше хороших и интересных материалов.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/rusplt.ru/dmitrii-jilinskii—neojidannyi-hudojnik-shestidesiatyh-5b07fdbf79885e4ad53f9375
Личные истории в работах Дмитрия Жилинского
Одним из значимых экспонатов выставки Валентина Серова, прошедшей с феноменальным зрительским успехом в 2015-2016 годах в Третьяковской галерее, стал портрет императора Александра III (1899), изображенного около дворца Фреденсборг в мундире датской Королевской лейб-гвардии. Эта работа, упомянутая в монографии И.Грабаря и ныне хранящаяся в исторической коллекции офицерского фонда Королевской лейб-гвардии в Копенгагене, была мало известна даже специалистам и стала одним из открытий юбилейной выставки художника. Посмертный портрет императора, писавшийся Серовым в России, после завершения был передан по воле императрицы в Данию, и более века не покидал пределы дворца.
Включению этого примечательного произведения Серова в состав выставки способствовала – как это ни удивительно – ретроспектива Д.Д. Жилинского, показанная в Третьяковской галерее в 2007 году, где в числе прочих работ экспонировались портреты членов датской королевской семьи, написанные им в 1993-1995 годах.
Работая в Дании над этой серией, Жилинский увидел в одном из дворцовых интерьеров тот самый портрет Александра III кисти Серова. Его изображение, данное в ракурсе, он включил в композицию «Портрета Королевы Дании Маргрете II» (1993). «Открытие» Жилинским нынешнего местонахождения серовского портрета дало основание специалистам Третьяковской галереи начать переговоры о его включении в состав готовящейся экспозиции произведений Серова.
Полотно привезли в Россию, и в 2015 году оно впервые было показано широкой публике на родине художника — в рамках масштабной юбилейной выставки в Третьяковской галерее, побившей все рекорды посещаемости.
Сам Дмитрий Жилинский приходился Валентину Серову дальним родственником (он был внуком его младшей единоутробной сестры), но благодаря этой истории оказался связан с ним не только узами родства.
С научным сотрудником отдела живописи второй половины ХХ века Третьяковской галереи Анной Дьяконицыной, пересказавшей нам этот любопытный эпизод, мы встретились в одном из залов Третьяковской галереи на Крымском Валу, где с 12 апреля по 5 июля 2017 года проходила выставка «Дмитрий Жилинский. Ближний круг».
Дьяконицына — специалист по творчеству Жилинского, связанная с этим материалом уже больше десяти лет.
К настоящей выставке ею была подготовлена книга для серии «Художник в Третьяковской галерее». https://www.tretyakovgallery.ru/issues/dmitriy-zhilinskiy/
— Дмитрий Жилинский, — говорит Анна с гордостью, — стал одним из первых художников второй половины XX века, кто удостоился внимания в этой давно существующей серии, где прежде были представлены в основном мастера XVIII и XIX столетий.
Работы Дмитрия Жилинского на выставке в Третьяковской галерее:
Воскресный день, 1973; Семья Чернышевых, 1970; Под старой яблоней, 1969
— Третьяковская галерея второй раз показывает Жилинского. Кто стал инициатором выставки, открывшейся в апреле 2017 года?
— С инициативой ее проведения, когда приближалась юбилейная дата (90-летие со дня рождения Жилинского), в Третьяковскую галерею обратилась вдова художника. Руководство музея поддержало эту инициативу, чему все мы, с большим уважением относящиеся к искусству Дмитрия Дмитриевича, были очень рады.
— В экспозиции мы видим работы не только из Третьяковской галереи, что делает эту выставку исключительной по содержанию.
— Да, при небольшом количестве экспонатов здесь точечно отобраны шедевры мастера. Из Русского музея привезли два исключительно важных произведения: картины «Гимнасты СССР» и «Под старой яблоней». Особая благодарность Саратовскому музею за участие. Из их коллекции – «Групповой портрет студентов-скульпторов», благодаря чему на выставке образовалось очень интересное соседство. В работах «Семья у моря», «Гимнасты СССР» и «Групповой портрет студентов-скульпторов» происходит перелом, когда рождается тот самый Жилинский с его узнаваемым индивидуальным стилем.
Работы Дмитрия Жилинского на выставке в Третьяковской галерее:
Гимнасты СССР, 1964–1965; У моря. Семья, 1964; Групповой портрет студентов-скульпторов, 1964
— Перелом этот происходил, по-видимому, медленно?
— Он случился в течение года, точнее – за несколько месяцев 1964 года. Но здесь интересно, как Жилинский, отрабатывая схожую манеру, давал ей разное звучание в зависимости от выбора техники: «Групповой потрет студентов-скульпторов» написан маслом на холсте, а «Семья у моря» – уже темперой на оргалите. Эти вещи создавались параллельно.
Жилинский как никто внимательно относился к вопросам техники, ремесла. Для своих темперных вещей наряду с оргалитом он постепенно стал использовать ДСП, приняв во внимание, что левкас, с которым ему хотелось работать, требует плотной, жесткой основы. А в начале 1970-х несколько произведений камерного формата (например, «Альтиста») он сделает на досках, совсем приблизившись к древней технологии.
В дополнение к сказанному надо напомнить, что Жилинский сам изготовлял для своих картин рамы, а для скульптур своей жены — постаменты. Руки у него были золотые. Нина Жилинская, его первая супруга, шутила, что фамилия Жилинский, вероятно, от слова «жилье» — он частенько что-то мастерил, совершенствовал в доме, а порой и новые постройки возводил.
— На выставке мы узнаем о реальных прототипах лиц, изображенных на картинах Жилинского. Как родилась идея посмотреть на творчество мастера под таким углом?
— В чем-то предтечей этому стала работа моей коллеги Елизаветы Смирновой, подготовившей для конференции, приуроченной к выставке «Картина и рама», доклад о триптихе Жилинского «На новых землях». Ей пришла идея побеседовать об этой вещи, спустя много лет после её создания, с самим автором, и то, что было разумеющимся для работ старых мастеров, когда прототипами персонажей картины служили конкретные люди, открылось и в искусстве современного нам художника. В ходе работы над нынешней выставкой в Третьяковской галерее нам удалось раскрыть прототипы почти всех героев картин и рисунков Жилинского, собранных в экспозиции. Всё это, несомненно, даёт нам тот новый взгляд на художника, когда его известные композиции (да и сама эпоха) раскрываются по-иному – в очень личном ключе. Интересно, что портретными чертами в композициях Жилинского наделены не только персонажи аванплана, но и фигуры второго и третьего планов. В публикации о выставке в журнале «Третьяковская галерея» нам удалось «приблизить» читателей к его картинам, благодаря удачному дизайнерскому решению с обилием крупно воспроизведенных фрагментов.
Большую помощь в распознавании героев произведений мне оказала вдова художника Венера Жилинская. А некоторые приемы и технологические особенности темперной живописи Жилинского мне раскрыла его дочь, тоже художник, Ольга.
— В одном из интервью Жилинский сказал, что читает критику, но не всегда ее понимает. Что он имел виду?
— Не знаю. Может, смелость каких-то трактовок. Мне посчастливилось лично общаться с Жилинским. Это был доброжелательный и терпимый человек, образованный, высокий по своим этическим и моральным качествам.
В последнее десятилетие жизни его угнетал уровень современного художественного образования и художественной школы в целом, о чем он не стеснялся высказываться. Сам Жилинский был абсолютно честен в искусстве, никогда не писал того, что ему не близко. Сейчас моими коллегами подготовлена книга, где личность художника представлена через воспоминания его современников, и крупнейшие фигуры эпохи говорят о Жилинском и его искусстве с большим пиететом. Вообще редко общаешься с человеком, которому не нравится творчество этого художника.
— Какой была первая реакция публики при знакомстве с работами Жилинского?
— Он буквально ворвался в искусство в середине 1960-х годов. Его работы «У моря. Семья» и «Гимнасты СССР» стали настоящим открытием. Но мало кто знает, что созданию этих произведений предшествовал целый период, когда он искал себя, свой язык и стиль. «Жилинский до Жилинского» — так это можно было бы назвать. Вообще-то его профессиональный путь не был усеян розами. Трудно поверить в то, что Жилинского в Союз художников приняли только со второго раза. Когда художник подал первое заявление в 1952 году, спустя год после окончания Суриковского института, его кандидатуру отклонили, порекомендовав создать большее число законченных произведений. И принят в Московский союз художников он был только в 1955 году. В связи с этим хочу упомянуть ещё один факт, способный удивить: в 2010 году Жилинского официально исключили из членов МСХ. Эти обстоятельства его личной биографии как нельзя лучше характеризуют эпоху, и, в частности, роль Союза художников в советские годы и сейчас.
— Интересно было бы узнать, как складывался индивидуальный стиль Жилинского и какие факторы обусловили его появление?
— Идя по экспериментальному пути, Жилинский прислушивался к советам и замечаниям. Так, например, работая над композицией «Гимнасты СССР», он показывал варианты своему учителю Фаворскому. Тот одобрил финальную версию.
Уроки старших наставников Фаворского и Ефимова, рядом с которыми он жил в знаменитом «Красном доме» в Новогиреево, и его преподавателей в Суриковском институте – Корина, Чернышева, Грицая — очень помогли Жилинскому.
Фаворский, как и Чернышев, и Корин, стали для Жилинского проводниками в мир классического искусства, вытесненного идеологией на периферию художественной культуры. Каждый из них помогал увидеть дорогу, идя по которой ты можешь сам открывать для себя что-то в искусстве прошлого – и не просто открывать, а развивать это сегодня. Вспомним картину Жилинского «Молодая семья» из собрания Третьяковской галереи. Она является современным парафразом композиции Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». При этом в ней нет ни одной прямой цитаты. Все переложено, переосмыслено, пересказано. Удивительная находка Жилинского состояла в том, что он показал живую классику современности.
— Если говорить о влиянии Фаворского, существуют ли примеры работ Жилинского в области книжной графики?
— Таких работ нет, но влияние идей Фаворского можно найти во многих живописных работах Жилинского, в построении пространства согласно принципам «дорического стиля». Движение взгляда в глубину, и затем возвращение его обратно.
Если же говорить о графике Жилинского, то это отдельная и очень интересная тема. Это высочайший образец рисования. Пример того, что подобный этап создания большого живописного произведения отнюдь не рудимент, что он остается в живой практике художника и в наше время.
Дмитрий Жилинский. Под старой яблоней, 1969
— О драме, случившейся с отцом, Жилинский смог рассказать только в картине «1937 год», созданной во время перестройки, но скрыто говорил об этом и раньше…
— Действительно, отголоски этой трагедии присутствуют во многих работах Жилинского. Например, в композиции «Под старой яблоней», где на полях есть изображения расстрелянного отца и погибшего на фронте старшего брата. Картина «1937 год» — веха в творчестве Жилинского. Подробнее о ней я рассказываю в статье, опубликованной в журнале «Третьяковская галерея».
— Жилинский стал первопроходцем. А были ли у него последователи?
Его пластические и образные открытия были подхвачены молодым поколением – художниками-семидесятниками. Многие из них были его непосредственными учениками: Татьяна Назаренко, Наталья Нестерова, Ксения Нечитайло, Ирина Старженецкая и многие другие. Жилинский начал преподавать в 1951 году сразу по окончании института как педагог рисунка у скульпторов («Групповой портрет студентов-скульпторов — это его студенты), пройдя последовательно путь от преподавателя до профессора Суриковского института, а закончил в 1980 году как заведующий кафедрой рисунка, живописи и композиции уже в Московском полиграфическом институте. Причем общение учителя и учеников не заканчивалось в стенах института. Многие вспоминают, как посещали дом Жилинских в Новобутакове, какое это было удивительное место, какая творческая атмосфера там царила! Ведь это был дом целой семьи художников!
Влияние Жилинского в творчестве знаменитой плеяды живописцев-семидесятников, безусловно, заметно. С другой стороны, они не абсолютно копируют мастера, а идут дальше, развивают — особенно Татьяна Назаренко — некие усвоенные принципы.
— Анна, какой отклик вызвала выставка Жилинского – уже вторая по счету в Третьяковской галерее?
— Самый живой! Нам приятно, что в книге отзывов много теплых и искренних слов об искусстве Жилинского. Невольно хочется сравнить нынешнюю экспозицию с той, что состоялась в Третьяковской галерее 10 лет назад. Первая выставка был задумана как большая ретроспектива, знакомящая со всеми этапами его творческой биографии. В противоположность ей нынешний проект, организованный уже посмертно, собрал небольшой круг работ – лучшее из лучшего. Хотя не раз приходилось слышать от зрителей, что им бы хотелось увидеть в пространстве выставки больше произведений Жилинского – настолько притягателен мир его искусства.
Кроме зрительского успеха важнейшим итогом настоящей выставки стало приобретение одним из меценатов в коллекцию Третьяковской галереи картины Жилинского «Человек с убитой собакой».
Дмитрий Жилинский. Человек с убитой собакой. 1976
— Расскажите подробнее об этой работе.
— Это одна из принципиальных вещей художника, созданная в расцвете мастерства. В ее основе, как часто бывает у Жилинского, лежит реальный эпизод: случайная смерть любимца семьи, пса Чана, под колесами автомобиля. Однако созданная им картина превосходит эту конкретную трактовку сюжета. Здесь есть те качества, которые позволяют видеть связь с классическими темами искусства – образами героя и жертвы, проблемой рока, фатума. Невольно вспоминается история Золотого руна или иконография Доброго пастыря. «Человек с убитой собакой» оказывается богат смыслами. Не случайно Жилинский не назвал эту картину автопортретом, хотя изобразил здесь себя.
— Анна, нам остается поблагодарить Вас за ответы и пожелать новых, ярких выставок!
— Спасибо! Очень приятно, что творчество Жилинского неизменно встречает живой отклик у зрителей и пользуется авторитетом у художников совершенно разных творческих устремлений.
Интервью провел журналист Александр Спивак
Источник статьи: http://www.tg-m.ru/news/lichnye-istorii-v-rabotakh-dmitriya-zhilinskogo